познакомить с биографией и творчеством А.К. Толстого; на примере лирических произведений показать глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты ; повысить интерес к русскому языку и литературе; воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Красный Рог в лирике А.К Толстого»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа
Районный этап областной акции «Книги, которые меня потрясли» среди обучающихся и педагогических работников Климовского района
Методическая разработка устного литературного тематического журнала «Красный Рог в лирике А.К Толстого»
Автор: Ковалева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Каменский Хутор, 2021 год
1. Введение
Родина Толстого – древняя брянская земля. Её дремучие леса, сохранившие, казалось, дух былинных времён, и её луга, помнившие древнерусских витязей, запечатлелись и в поэзии, и в самом характере Толстого. Когда читаешь то лучшее, что им создано, чувствуешь редкую незаурядную личность.
Стихи поэта, написанные о краснорогских бескрайних просторах, отличаются искренностью и глубиной чувств, любовью ко всему прекрасному, гуманизмом беспокойных мыслей и побуждений и совершенством художественной формы.
Актуальность работы. Изучение наследия А.К. Толстого является, безусловно, актуальным, так как его творчество тесно связано с нашим Брянским краем. Особенно в лирике мы находим знакомые всем землякам пейзажи, глубоко воспринимаем её лирического героя, который в гармонии человека и природы ищет разрешение сложных жизненных коллизий, исцеление от душевных мук.
Ранее моими учениками была написана исследовательская работа по данной теме, я решила реализовать задуманное в методической разработке.
Цель: познакомить с биографией и творчеством А.К. Толстого; на примере лирических произведений показать глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты ; повысить интерес к русскому языку и литературе; воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
-Увлечь поэтическим творчеством А.К. Толстого, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе, матери, животным.
-Формировать у обучающихся умение определять эмоциональное состояние лирического героя;
-Развивать яркие образные представления на основе читаемых стихотворений;
-Продолжить работу над средствами речевой выразительности;
-Развивать эмоции и чувства у обучающихся.
Возраст: 7-8 класс (13-14 лет)
Предварительная подготовка.
Выбирается главный редактор и редколлегия, в состав которой входят ученики, работающие над отбором материала для мероприятия:
- «Художники» ( учащиеся заранее рисуют иллюстрации к произведениям поэта);
- «Архивариусы» (работают с архивными и историческими материалами по сбору сведений об А.К. Толстом и его творческом наследии, изучают исследовательскую работу, подбирают сборники произведений);
- «Поэтологи» (делают выборку произведений поэта о родном крае);
- «Актёры» (учат наизусть произведения);
-«Танцоры» (разучивают вместе с учителем танец на романс «Колокольчики мои…»);
- «Технологи» (делают презентацию).
- ведущий
Оформление зала: Зал стилизуется под эпоху 19 века. На сцене портрет А.К. Толстого (до определённого момента скрыт лёгкой шторой от зрителя), журнальный столик, на котором в старинном канделябре стоит свеча, чернильница с пером, томик с произведениями А.К. Толстого. По периметру зал украшен изображением усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге, детскими иллюстрациями к краснорогской лирике поэта).
Ход мероприятия
(Звучит романс «Колокольчики мои…»)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить имя талантливого поэта Алексея Константиновича Толстого. Это великий поэт. Его имя стоит в ряду гениев русской литературы- Пушкина, Лермонтова, Блока- и занимает особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что А.К. Толстой- наш земляк, его стихи знают, любят и помнят.
Изучение творчества А.К. Толстого является, безусловно, актуальным, так как его творчество тесно связано с нашим Брянским краем. Особенно в лирике мы находим знакомые всем землякам пейзажи, глубоко воспринимаем её лирического героя, который в гармонии человека и природы ищет разрешение сложных жизненных коллизий, исцеление от душевных мук.
И именно этому уникальному человеку, земляку, посвящен выпуск нашего устного журнала.
Наше внеклассное мероприятие будет состоять из нескольких страниц, переворачивая которые, мы постепенно будем знакомиться с уникальным даром нашего земляка. Итак… (На экране проецируется тема урока, затем название страниц устного журнала)
1 страница «Колонка редактора»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на страницах нашего устного литературно- тематического журнала, посвящённого жизни и творчеству знаменитого русского поэта Алексея Константиновича Толстого.
Мы будем говорить, об Алексее Константиновиче Толстом, пока горит свеча… (зажигается свеча).
2 страница журнала «Познавательная»
(на экране появляется несколько портретов)
Учитель А теперь постарайтесь найти среди портретов русских писателей портрет А.К. Толстого (если ученики затрудняются в выполнении задания, предложить найти портрет по словесному описанию: зрелый человек со светлыми волнистыми волосами, голубыми глазами и т.д.).
А. Пушкин М. Лермонтов С. Есенин А. Некрасов Н. Гоголь А. Толстой
Вопрос. А как вы думаете, чем знаменит А.К Толстой?
(А.К. Толстой– великий русский поэт, его стихи знают и любят во всем мире.)
3 страницажурнала «В гостях у А.К. Толстого». Слайд-шоу о Красном Роге. (https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g7606120-d7394073-Reviews-Museum_Estate_of_Aleksey_Tolstoy-Krasnyy_Rog_Pochepsky_District_Bryansk_Oblast_C.html#photos;aggregationId=101&albumid=101&filter=7&ff=151651280)
(Комментирует сохранившиеся постройки и интерьер дома подготовленный ученик)
Ученик. А.К. Толстой родился в Петербурге в богатой дворянской семье 24 августа (5 сентября) 1817 года. Расставшись с мужем, его мать Анна Алексеевна Толстая увезла шестимесячного сына в имение своего брата Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним - Антоний Погорельский) Погорельцы в Черниговскую губернию; именно там, по утверждению современных исследователей жизни и творчества А.К. Толстого, прошло его детство. Малороссию писатель считал своей малой родиной и посвятил Погорельцам много вдохновенных поэтических строк. Другим местом, которое любил А.К. Толстой, куда стремился всю свою сознательную жизнь, был Красный Рог (бывшей Черниговской губернии, ныне Почепского района Брянской области. Село расположено в 50 км от Брянска по шоссе Брянск - Гомель, в 25 км от Почепа). В прошлом имение принадлежало братьям А.А. Перовского Льву и Василию Перовским, затем перешло к матери А.К. Толстого, а после ее смерти - к Алексею Константиновичу. Здесь он бывал в юношеские годы, сюда возвращался из Москвы, Петербурга и поездок за границу, здесь создал много произведений.
Именно о природе старой дворянской усадьбы, о его самом дорогом месте на земле пишет поэт …
Чтец читает наизусть стихотворение на фоне мелодии: «Ты знаешь край, где утром в воскресенье…»
Ведущий. Примером беззаветной любви к Родине и служения ей является для всех нас отношение к родному краю нашего замечательного земляка, поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Его привязанность к малой родине с годами лишь крепла. Он приезжал в своё имение, чтобы побывать наедине с природой, облегчить физические недуги, отдохнуть душой, насладиться творчеством. Отойдя от государственной службы, он поселился в Красном Роге вместе с женой Софьей Андреевной, осуществив свою давнюю мечту. «Жизнь в этом крае давала крылья поэзии Толстого, наполнила ее своим содержанием, своими темами и идеями, чувствами и настроениями, своим гуманизмом и оптимизмом» (Г.И. Стафеев).
Ученик. На жизнь и творчество Алексея Константиновича большое влияние оказали краснорогские места. «Мое детство было очень счастливо и оставило мне одни только светлые воспоминания. ...Наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии», — вспоминал впоследствии поэт.
Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы против светского общества, правящей верхушки, тему ухода дворянского класса с исторической арены, темы любви, роли поэта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утверждение любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красоте, возвышающей человека,— вот в чем состоит пафос лучших из них.
Здесь, в Красном Роге, он создал большинство своих лирических стихотворений. Во многих из них видны знакомые картины природы Брянского края: сосновый бор, река, «где гнутся под омутом лозы», а над водой «Летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод».
На всём, написанном в Красном Роге, лежит печать влияния нашего края, его живописной природы, его древней истории.
Здесь ему работалось плодотворно. Он наслаждался природой. «Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на пятьдесят верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слезы навертывались на глаза», — писал в письме поэту Я.П. Полонскому А.К. Толстой из Красного Рога. «Наш край — не Рим, но очень красив. Вообразите себе леса, прорезанные полями на бесконечном пространстве. Мы целыми днями можем ездить верхом, не выезжая из лесов. И весь этот край переполнен соловьями, кукушками...»,- писал Алексей Константинович в Италию:
Чтец наизусть читает «Край ты мой, родимый край…» 4 страница журнала «Поэтическая»
Ведущий В Красном Роге были написаны стихотворения «Острою секирой ранена береза...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неумолимо...», «Грядой клубится белою...», «Уж ты нива моя, нивушка...», «О, не пытайся дух унять тревожный...», «Не верь мне, друг...», «Усни, печальный друг...», «С тех пор, как я один...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Край ты мой, родимый край...», «И у меня был край родной когда-то...», «Колышется море...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Одарив весьма обильно...», «Вот уж снег последний в поле тает», «Запад гаснет в дали бледно-розовой», «На нивы желтые нисходит тишина», «То было раннею весной» и многие другие произведения.
Лирические стихи А.К.Толстого отличаются импровизационностью.
(Выходят учащиеся и читают отрывки из стихотворений
А.К. Толстого, написанных в Красном Роге)
Ведущий Поэт сознательно допускает небрежность рифмовки, стилистическую свободу и раскованность. Ему важно создать художественный эффект сиюминутности, нерукотворности вылившейся из-под его пера поэтической миниатюры. Легкая «небрежность» придавала стихам Толстого трепетную правдивость, искренность и теплоту в передаче рождающегося чувства, в изображении возвышенных, идеальных состояний души, полнота которых недостижима в узких пределах земного бытия. Сознание недостижимости этой полноты часто окрашивало любовную лирику Толстого в тона легкой элегической грусти, пушкинской светлой печали. Толстого тревожил тот разрыв, который существует между жизнью земной и вечным блаженством праведных душ в жизни небесной. Существует ли связь между двумя этими мирами? Услышит ли спасенная душа «клики земной печали», молитвенный призыв, обращенный к ней от земли, из уст смертного человека?
В старом краснорогском парке приходят на память стихи «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали», «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад». Толстой, как и Пушкин, любил живописную палитру осени, любил ее красоту, наводившую на раздумья, воспламенявшую его творческое вдохновение.
5 страница«Музыкальная». Танец девочек под романс «Колокольчики мои, цветики степные…».
Ведущий.На толстовские тексты написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсов. Среди композиторов, охотно обращавшихся к лирике Толстого, были П.И.Чайковский, Кюи Ц., Рахманинов С, Гречанинов А., Балакирев М, Мусоргский М. и другие именитые композиторы. «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку - это один из самых симпатичных мне поэтов»,- писал П.И. Чайковский.
6 страница «Заключительная»
Ведущий Мы открываем последнюю поэтическую страничку.
(Показ презентации «Времена года в лирике А.К. Толстого»)
Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который окружает нас в детстве, и - родным полям и лесам, селам и городам, к тем деревьям, которые растут у нашего дома. Описания природы у Толстого возвращают нас в мир, полный любви, бескорыстной и святой, очарования красотой этого мира. И легче становится нам в пути, когда рядом с нами шагает Толстой, воспетая им природа, сознание, что неодолимо стремление человека творить красоту, делать мир лучше и совершеннее.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ранних произведениях А.К. Толстого чувствуется предельно обобщенный пейзаж, в зрелых стихах - реальный.
(Гаснет свеча)
Список литературы
А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Правда, 1969.
Захарова В.Д. по следам Алексея Константиновича Толстого. Вымыслы и правда./В.Д. Захарова. – Брянск,2008.
«…Как жизни беспокойной продолжение». Воспоминания о жизни и творчестве Г.И. Стафеева/ Сост. А.Н. Стафеева, В.П. Парыгин.-Брянск: Издательство БГПУ, 1997.