kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Красный Рог в лирике А.К Толстого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с биографией и творчеством А.К. Толстого; на примере лирических произведений показать глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты ; повысить интерес  к русскому языку и литературе; воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Красный Рог в лирике А.К Толстого»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа





Районный этап областной акции «Книги, которые меня потрясли» среди обучающихся и педагогических работников Климовского района





Методическая разработка устного литературного тематического журнала «Красный Рог в лирике А.К Толстого»



Автор: Ковалева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы











Каменский Хутор, 2021 год


1. Введение

Родина Толстого – древняя брянская земля. Её дремучие леса, сохранившие, казалось, дух былинных времён, и её луга, помнившие древнерусских витязей, запечатлелись и в поэзии, и в самом характере Толстого. Когда читаешь то лучшее, что им создано, чувствуешь редкую незаурядную личность.

Стихи поэта, написанные о краснорогских бескрайних просторах, отличаются искренностью и глубиной чувств, любовью ко всему прекрасному, гуманизмом беспокойных мыслей и побуждений и совершенством художественной формы.

Актуальность работы. Изучение наследия А.К. Толстого является, безусловно, актуальным, так как его творчество тесно связано с нашим Брянским краем. Особенно в лирике мы находим знакомые всем землякам пейзажи, глубоко воспринимаем её лирического героя, который в гармонии человека и природы ищет разрешение сложных жизненных коллизий, исцеление от душевных мук.

Ранее моими учениками была написана исследовательская работа по данной теме, я решила реализовать задуманное в методической разработке.

Цель: познакомить с биографией и творчеством А.К. Толстого; на примере лирических произведений показать глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты ; повысить интерес к русскому языку и литературе; воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

-Увлечь поэтическим творчеством А.К. Толстого, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе, матери, животным.

-Формировать у обучающихся умение определять эмоциональное состояние лирического героя;

-Развивать яркие образные представления на основе читаемых стихотворений;

-Продолжить работу над средствами речевой выразительности;

-Развивать эмоции и чувства у обучающихся.

Возраст: 7-8 класс (13-14 лет)

Предварительная подготовка.

Выбирается главный редактор и редколлегия, в состав которой входят ученики, работающие над отбором материала для мероприятия:

- «Художники» ( учащиеся заранее рисуют иллюстрации к произведениям поэта);

- «Архивариусы» (работают с архивными и историческими материалами по сбору сведений об А.К. Толстом и его творческом наследии, изучают исследовательскую работу, подбирают сборники произведений);

- «Поэтологи» (делают выборку произведений поэта о родном крае);

- «Актёры» (учат наизусть произведения);

-«Танцоры» (разучивают вместе с учителем танец на романс «Колокольчики мои…»);

- «Технологи» (делают презентацию).

- ведущий

Оформление зала: Зал стилизуется под эпоху 19 века. На сцене портрет А.К. Толстого (до определённого момента скрыт лёгкой шторой от зрителя), журнальный столик, на котором в старинном канделябре стоит свеча, чернильница с пером, томик с произведениями А.К. Толстого. По периметру зал украшен изображением усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге, детскими иллюстрациями к краснорогской лирике поэта).

Ход мероприятия

(Звучит романс «Колокольчики мои…»)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить имя талантливого поэта Алексея Константиновича Толстого. Это великий поэт. Его имя стоит в ряду гениев русской литературы- Пушкина, Лермонтова, Блока- и занимает особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что А.К. Толстой- наш земляк, его стихи знают, любят и помнят.

Изучение творчества А.К. Толстого является, безусловно, актуальным, так как его творчество тесно связано с нашим Брянским краем. Особенно в лирике мы находим знакомые всем землякам пейзажи, глубоко воспринимаем её лирического героя, который в гармонии человека и природы ищет разрешение сложных жизненных коллизий, исцеление от душевных мук.

И именно этому уникальному человеку, земляку, посвящен выпуск нашего устного журнала.

Наше внеклассное мероприятие будет состоять из нескольких страниц, переворачивая которые, мы постепенно будем знакомиться с уникальным даром нашего земляка. Итак… (На экране проецируется тема урока, затем название страниц устного журнала)

1 страница «Колонка редактора»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего устного литературно- тематического журнала, посвящённого жизни и творчеству знаменитого русского поэта Алексея Константиновича Толстого.

Мы будем говорить, об Алексее Константиновиче Толстом, пока горит свеча… (зажигается свеча).

страница журнала «Познавательная»

(на экране появляется несколько портретов)

Учитель А теперь постарайтесь найти среди портретов русских писателей портрет А.К. Толстого (если ученики затрудняются в выполнении задания, предложить найти портрет по словесному описанию: зрелый человек со светлыми волнистыми волосами, голубыми глазами и т.д.).

А. Пушкин М. Лермонтов С. Есенин А. Некрасов Н. Гоголь А. Толстой

Вопрос. А как вы думаете, чем знаменит А.К Толстой?

(А.К. Толстой– великий русский поэт, его стихи знают и любят во всем мире.)

3 страница журнала «В гостях у А.К. Толстого». Слайд-шоу о Красном Роге. (https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g7606120-d7394073-Reviews-Museum_Estate_of_Aleksey_Tolstoy-Krasnyy_Rog_Pochepsky_District_Bryansk_Oblast_C.html#photos;aggregationId=101&albumid=101&filter=7&ff=151651280)

(Комментирует сохранившиеся постройки и интерьер дома подготовленный ученик)

Ученик. А.К. Толстой родился в Петербурге в богатой дворянской семье 24 августа (5 сентября) 1817 года. Расставшись с мужем, его мать Анна Алексеевна Тол­стая увезла шестимесячного сына в имение своего брата Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним - Антоний Погорельский) Погорельцы в Черниговскую губернию; именно там, по утверждению современных иссле­дователей жизни и творчества А.К. Толстого, прошло его детство. Малороссию писатель считал своей малой родиной и посвятил Погорельцам много вдохно­венных поэтических строк. Другим местом, которое любил А.К. Толстой, куда стремился всю свою сознательную жизнь, был Красный Рог (бывшей Черни­говской губернии, ныне Почепского района Брянской области. Село распо­ложено в 50 км от Брянска по шоссе Брянск - Гомель, в 25 км от Почепа). В прошлом имение принадлежало братьям А.А. Перовского Льву и Василию Пе­ровским, затем перешло к матери А.К. Толстого, а после ее смерти - к Алексею Константиновичу. Здесь он бывал в юношеские годы, сюда возвращался из Москвы, Петербурга и поездок за границу, здесь создал много произведений.

Именно о природе старой дворянской усадьбы, о его самом дорогом месте на земле пишет поэт …

Чтец читает наизусть стихотворение на фоне мелодии: «Ты знаешь край, где утром в воскресенье…»

Ведущий. Примером беззаветной любви к Родине и служения ей является для всех нас отношение к родному краю нашего замечательного земляка, поэта, про­заика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Его привязанность к малой родине с годами лишь крепла. Он приезжал в своё имение, чтобы побывать наедине с природой, облегчить физические недуги, отдохнуть душой, насладиться творчеством. Отойдя от государственной службы, он поселился в Красном Роге вместе с женой Со­фьей Андреевной, осуществив свою давнюю мечту. «Жизнь в этом крае давала крылья поэзии Толстого, наполнила ее своим содержанием, своими темами и идеями, чувствами и настроениями, своим гуманиз­мом и оптимизмом» (Г.И. Стафеев).

Чтец читает наизусть стихотворение «Уж ты, нива моя, нивушка...»

Ученик. На жизнь и творчество Алексея Константиновича большое влияние оказали краснорогские места. «Мое детство было очень счастливо и оставило мне одни только светлые воспоминания. ...Наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выражен­ную склонность к поэзии», — вспоминал впоследствии поэт.

Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы про­тив светского общества, правящей верхушки, тему ухода дво­рянского класса с исторической арены, темы любви, роли по­эта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утвержде­ние любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красо­те, возвышающей человека,— вот в чем состоит пафос луч­ших из них.

Здесь, в Красном Роге, он создал большинство своих лирических стихотворений. Во многих из них видны знакомые картины природы Брянского края: сосновый бор, река, «где гнутся под омутом лозы», а над водой «Летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод».

    На всём, написанном в Красном Роге, лежит печать влияния нашего края, его живописной природы, его древней истории. 

Здесь ему работалось плодотворно. Он наслаждался природой. «Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на пятьдесят верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слезы навертывались на глаза», — писал в письме поэту Я.П. Полонскому А.К. Толстой из Красного Рога. «Наш край — не Рим, но очень красив. Во­образите себе леса, прорезанные полями на бесконечном пространстве. Мы целыми днями можем ездить верхом, не выезжая из лесов. И весь этот край переполнен соловьями, кукушками...»,- писал Алексей Константинович в Италию:

Чтец наизусть читает «Край ты мой, родимый край…»
4 страница журнала «Поэтическая»

Ведущий В Красном Роге были написаны стихотворения «Острою секирой ранена бере­за...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неумолимо...», «Грядой клубится бе­лою...», «Уж ты нива моя, нивушка...», «О, не пытайся дух унять тревожный...», «Не верь мне, друг...», «Усни, печальный друг...», «С тех пор, как я один...», «Ког­да кругом безмолвен лес дремучий...», «Край ты мой, родимый край...», «И у меня был край родной когда-то...», «Колышется море...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Одарив весьма обильно...», «Вот уж снег последний в поле тает», «Запад гаснет в дали бледно-розовой», «На нивы желтые нисходит тишина», «То было раннею весной» и многие другие произведе­ния.

Лирические стихи А.К.Толстого отличаются импровизационностью.

(Выходят учащиеся и читают отрывки из стихотворений

А.К. Толстого, написанных в Красном Роге)

Ведущий Поэт сознательно допускает небрежность рифмовки, стилистическую свободу и раскованность. Ему важно создать художественный эффект сиюминутности, нерукотворности вылившейся из-под его пера поэтической миниатюры. Легкая «небрежность» придавала стихам Толстого трепетную правдивость, искренность и теплоту в передаче рождающегося чувства, в изображении возвышенных, идеальных состояний души, полнота которых недостижима в узких пределах земного бытия. Сознание недостижимости этой полноты часто окрашивало любовную лирику Толстого в тона легкой элегической грусти, пушкинской светлой печали. Толстого тревожил тот разрыв, который существует между жизнью земной и вечным блаженством праведных душ в жизни небесной. Существует ли связь между двумя этими мирами? Услышит ли спасенная душа «клики земной печали», молитвенный призыв, обращенный к ней от земли, из уст смертного человека?

В старом краснорогском парке приходят на память стихи «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали», «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад». Толстой, как и Пушкин, любил живописную палитру осени, любил ее красоту, наводившую на раздумья, воспламенявшую его творческое вдохновение.

5 страница «Музыкальная». Танец девочек под романс «Колокольчики мои, цветики степные…».

Ведущий. На толстовские тексты написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсов. Среди композиторов, охотно обращавшихся к лири­ке Толстого, были П.И.Чайковский, Кюи Ц., Рахманинов С, Гречанинов А., Балакирев М, Му­соргский М. и другие именитые композиторы. «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку - это один из самых симпатичных мне поэтов»,- писал  П.И. Чайковский.


6 страница «Заключительная»

Ведущий Мы открываем последнюю поэтическую страничку.

(Показ презентации «Времена года в лирике А.К. Толстого»)

Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который окружает нас в детстве, и - родным полям и лесам, селам и городам, к тем деревьям, которые растут у нашего дома. Описания природы у Толстого возвращают нас в мир, полный любви, бескорыстной и святой, очарования красотой этого мира. И легче становится нам в пути, когда рядом с нами шагает Толстой, воспетая им природа, сознание, что неодолимо стремление человека творить красоту, делать мир лучше и совершеннее.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ранних произведениях А.К. Толстого чувствуется предельно обобщенный пейзаж, в зрелых стихах - реальный.

(Гаснет свеча)



Список литературы

  1. А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Правда, 1969.

  2. Захарова В.Д. по следам Алексея Константиновича Толстого. Вымыслы и правда./В.Д. Захарова. – Брянск,2008.

  3. «…Как жизни беспокойной продолжение». Воспоминания о жизни и творчестве Г.И. Стафеева/ Сост. А.Н. Стафеева, В.П. Парыгин.-Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

  4. Литературные имена. А.К. Толстой /http://www.library.ru/2/ lit.

  5. Пасин В.С. Брянск 2Десна» Мелодии Красного Рога. 2001г.

  6. Современники об А.К. Толстом. Сб. материалов.-Брянск: Изд-во благотворительного фонда им.св.блгв.кн.Олега Брянского,2002.

  7. Толстой А.К. Колокольчики мои… Предисл. Ст. Куняева. Вступительные очерки к разделам Ю. Русаковой и Вл. Муравьёва. М., «Молодая гвардия», 1978 г.






Электронные ресурсы


1.https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g7606120-d7394073-Reviews-Museum_Estate_of_Aleksey_Tolstoy-Krasnyy_Rog_Pochepsky_District_Bryansk_Oblast_C.html#photos;aggregationId=101&albumid=101&filter=7&ff=151651280




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Красный Рог в лирике А.К Толстого»

Автор: Людмила Сергеевна Ковалева

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства