kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного занятия-исследования по литературе с учащимися с высоким уровнем познавательной активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие - один из этапов подготовки учащихся с высоким уровнем познавательной активности к Дню науки в школе. Оно способствует углублению интереса десятиклассников к гуманитарной области научных знаний, содействует формированию у них мировоззренческих идей, пониманию важности принципиальных  подходов в поиске научной истины, а также позволяет подготовить талантливых детей к созданию проекта выступления по теме " О развитии философской и исторической мысли в России и  влиянии этого процесса на литературу, общественные движения , социальный прогресс и духовную жизнь общества"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия-исследования по литературе с учащимися с высоким уровнем познавательной активности »

Внеклассная работа по литературе в 10 классе

(подготовка к Дню науки в школе)


План

Занятия-исследования по теме «П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин: взгляды на некоторые проблемы социальной и духовной жизни»

(Из опыта работы с одаренными учащимися высокого уровня познавательной деятельности)

Цели:

образовательный аспект

  • организовать процесс углубления, расширения и актуализации знаний, обобщения результатов исследования в условиях адаптирующего характера развития учащихся во внеурочное время;

  • расширить знания учащихся о роли дружбы Чаадаева с Пушкиным в углуб­лении и преображении самосознания юного поэта, в понимании высокой природы собственного таланта;

  • рассмотреть суть и причины расхождений взглядов П.Я. Чаадаева и А.С. Пушкина на некоторые проблемы социальной и духовной жизни;

  • углубить представления учащихся о развитии в XIX веке в России фило­софской и исторической мысли и влиянии этого процесса на литературу и общественные движения;

воспитательный аспект

  • содействовать формированию у учащихся мировоззренческих идей, пони­мания важности принципиальных подходов в поиске научной истины, недо­пущения односторонности и предвзятости в оценке достижений и роли той или иной личности, оказывающей своими трудами в области общественных наук огромное влияние на социальный прогресс;

  • воспитывать стремление корректно вести диалог

развивающий аспект

  • - развивать у школьников познавательный интерес к области научных зна­ний, используя для этого проблемные ситуации;

  • развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в исследуе­мом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, устанавливать меж­ду ними логические связи;

  • развивать у школьников стремление самостоятельно добывать знания, уме­ние преодолевать трудности в этой деятельности;

  • содействовать развитию речи учащихся, ее обогащению, усложнению, рас­ширению словарного запаса за счет научных терминов;

  • развивать эмоции учащихся, создавая на занятии эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.

Форма организации познавательной деятельности - групповая, круглый стол Основные методы - частично-поисковый, исследовательский

Основное условие при подготовке занятия - учащиеся распределяются диф­ференцировано на пять групп, выполняют групповые задания по определен­ной подтеме, знакомясь с соответствующей литературой, подбирают эпиграф к своему разделу

  1. ая группа: "Чаадаев и лицеист Пушкин" (По книге В.В. Вересаева "Спут­ники Пушкина", том 2, раздел IV "Друзья"). Возможные эпиграфы: "Ты сердце знал мое во цвете юных дней...", "Ты был целителем моих душевных сил..."А.С. Пушкин

  2. ая группа: "Влияние Чаадаева на Пушкина в период 1817 - 1820 годов" (По книге В.В. Вересаева "Спутники Пушкина", том 2, раздел IV "Друзья").

Возможные эпиграфы: Поспорим, перечтем, посудим, разбраним, вольнолюбивые надежды оживим, И счастлив буду я... А.С. Пушкин

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь...

А.С. Пушкин

  1. ая группа: "Резкий перелом в судьбе, духовный кризис Чаадаева и перево­рот в его взглядах" (По книге В.В. Вересаева "Спутники Пушкина")

Возможный эпиграф: "Он не скрывал в своих резких выходках глубо­чайшего презрения ко всему нашему прошедшему и настоящему и реши­тельно отчаивался в будущем" В.В. Вересаев

4ая группа: "Чаадаев и русская культура" (По статье Б.Н. Тарасова "П.Я. Чаадаев и русская культура" - журнал "Литература в школе", № 2, 1995г). Составление словарика научных терминов (деизм, синкретизм, теократия и т.д.) Возможный эпиграф: "След, оставленный Чаадаевым в сознании рус­ского общества, - такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведен он по стеклу?"

О. Мандельштам

  1. ая группа: "О толковании стихотворения А.С. Пушкина "В начале жизни школу помню я..." (По статье "Пушкин как нравственна личность" Митро­полита Антония и Ф. Достоевского "Пушкин. Очерк" - журнал "Литература в школе", № 2, 1993г.) Возможные эпиграфы: "Даже независимо от своих политических и на­циональных симпатий Пушкин интересовался прежде всего жизненною правдою, стремился к нравственному совершенству..."

Митрополит Антоний

"Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духов­ную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека" Ф.М. Достоевский




Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя, формулировка проблемной задачи.

Каждый раз, встречаясь с Пушкиным на наших занятиях, мы убежда­емся, что он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей дружбе, и в своей любви к людям, природе, Ро­дине, к ее истории, ее будущему. Мы знаем, что любое из человеческих чувств - любовь, печаль, гнев, грусть - он поднимал в своей поэзии до высо­чайшей точки накала. "Но не в поэзии одной лишь дело, не в художествен­ном творчестве, - говорил Ф.М. Достоевский 8 июня 1880 года в заседании Общества Любителей Российской Словесности, - не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой ... наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов". Что скрывается за этими словами Достоевского о Пушкине? Какое отноше­ние они имеют к нашей теме? Почему имена - Пушкин и Чаадаев - стоят ря­дом в истории русской литературы? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, которые помогут нам достаточно полно и объективно представить пушкинскую эпоху, ведь "Жжизнь поэта может быть понята верно только в том случае, если верно осознается эпоха со свойственным ей характером и уровнем представлений о жизни".

  1. Вопросы для обсуждения

  • Какое значение для Пушкина-лицеиста имела дружба с Чаадаевым? Можно ли их отношения в дальнейшем разделить на какие-то периоды?

  • Какие основные вехи жизни "нашего первого философа", Чаадаева, можно отметить как наиболее важные?

  • Чем был вызван духовный кризис Чаадаева в России, завершившийся после посещения им Европы?

  • Как долго шло осмысление Чаадаевым после возвращения в Россию выяв­ленных им проблем?

  • Какой переворот во взглядах Чаадаева на общественное развитие произо­шел в это время?

  • Чем завершился период отшельнической жизни Чаадаева?

  • Что явилось основой для резкой критики Чаадаевым прошлого и настояще­го своей страны?

  • С чем были связаны основные идеи Чаадаева? При каких условиях, по его мнению, может быть разумно основано и воплощено устроение совершенно­го общественного строя?

  • Каким образом, по заключению Чаадаева, достигла Европа успехов в облас­ти материального благополучия, культуры, просвещения? Почему там стали возможны бытовой комфорт, отлаженные юридические отношения, разнооб­разные открытия, шедевры искусства?

  • Почему публикация первого философического письма вызвала бурную ре­акцию в самых разных слоях русского общества?

  • Чем были вызваны строгие государственные меры к допустившим эту пуб­ликацию лицам?

  • Каково было отношение писателей к философско-публицистической дея­тельности Чаадаева, остро и самобытно поставившего вопрос об особенно­стях исторического и культурного развития России и Европы, взаимно соот­несшего их и наметившего перспективу возможных судеб всего человечест­ва?

  • Как отзывались известные люди различных эпох (Вяземский, Тютчев, Пуш­кин, Шеллинг, Герцен, Мандельштам и др.) о Чаадаеве?

  • В произведениях каких русских писателей XIX века трудно по-настоящему оценить многие важные образы, темы, мотивы без учета идей Чаадаева?

  • Какую позицию занял Пушкин в напряженной социально-культурной и эмоционально-психологической атмосфере, сложившейся вокруг опублико­ванного письма Чаадаева?

  • Каким образом он опровергал выводы Чаадаева? Что Пушкин одобрял в 1-ом философическом письме?

  • Какую фразу Пушкина в его "последнем слове" к мыслителю Чаадаеву можно отметить как ключевую?

  • Можно ли утверждать, что суждение Пушкина оказало влияние на последо­вавшее затем смещение логики в исторических рассуждениях Чаадаева, по-новому взглянувшего на общественно-преобразовательную активность и теократическую мощь католичества и пришедшего в конце концов к выводу, диаметрально противоположному тому, который был сделан им в конце пер­вого философического письма?

  • - Как в конечном итоге сформулировал Чаадаев свое философско-историческое, духовно-нравственное и литературно-эстетическое кредо?

  • Каковы окончательные выводы, к которым пришел Чаадаев по поводу взаи­моотношений различных народов?

  • Можно ли выделить определенные события, течения, повороты обществен­ной жизни, нашедшие отражение в деятельности Чаадаева?

  • Можно ли установить связи идей Чаадаева с различными направлениями русской и зарубежной культуры?

  • Имеют ли для нас значение "поступательно-возвратные и пульсирующие мысли" Чаадаева в понимании сути борьбы славянофилов и западников?

  • Имеет ли связь толкование Митрополитом Антонием стихотворения А.С. Пушкина "Жизненная Школа" с основной темой нашего исследования?

3. Подведение итогов. Оценка вклада каждой группы в решение проблемной задачи.




6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Белова Валентина Сергеевна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства