Конспект внеклассного занятия-исследования по литературе с учащимися с высоким уровнем познавательной активности
Конспект внеклассного занятия-исследования по литературе с учащимися с высоким уровнем познавательной активности
Занятие - один из этапов подготовки учащихся с высоким уровнем познавательной активности к Дню науки в школе. Оно способствует углублению интереса десятиклассников к гуманитарной области научных знаний, содействует формированию у них мировоззренческих идей, пониманию важности принципиальных подходов в поиске научной истины, а также позволяет подготовить талантливых детей к созданию проекта выступления по теме " О развитии философской и исторической мысли в России и влиянии этого процесса на литературу, общественные движения , социальный прогресс и духовную жизнь общества"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия-исследования по литературе с учащимися с высоким уровнем познавательной активности »
Внеклассная работа по литературе в 10 классе
(подготовка к Дню науки в школе)
План
Занятия-исследования по теме «П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин: взгляды на некоторые проблемы социальной и духовной жизни»
(Из опыта работы с одаренными учащимися высокого уровня познавательной деятельности)
Цели:
образовательный аспект
организовать процесс углубления, расширения и актуализации знаний, обобщения результатов исследования в условиях адаптирующего характера развития учащихся во внеурочное время;
расширить знания учащихся о роли дружбы Чаадаева с Пушкиным в углублении и преображении самосознания юного поэта, в понимании высокой природы собственного таланта;
рассмотреть суть и причины расхождений взглядов П.Я. Чаадаева и А.С. Пушкина на некоторые проблемы социальной и духовной жизни;
углубить представления учащихся о развитии в XIX веке в России философской и исторической мысли и влиянии этого процесса на литературу и общественные движения;
воспитательный аспект
содействовать формированию у учащихся мировоззренческих идей, понимания важности принципиальных подходов в поиске научной истины, недопущения односторонности и предвзятости в оценке достижений и роли той или иной личности, оказывающей своими трудами в области общественных наук огромное влияние на социальный прогресс;
воспитывать стремление корректно вести диалог
развивающий аспект
- развивать у школьников познавательный интерес к области научных знаний, используя для этого проблемные ситуации;
развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в исследуемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, устанавливать между ними логические связи;
развивать у школьников стремление самостоятельно добывать знания, умение преодолевать трудности в этой деятельности;
содействовать развитию речи учащихся, ее обогащению, усложнению, расширению словарного запаса за счет научных терминов;
развивать эмоции учащихся, создавая на занятии эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.
Форма организации познавательной деятельности - групповая, круглый стол Основные методы - частично-поисковый, исследовательский
Основное условие при подготовке занятия - учащиеся распределяются дифференцировано на пять групп, выполняют групповые задания по определенной подтеме, знакомясь с соответствующей литературой, подбирают эпиграф к своему разделу
ая группа: "Чаадаев и лицеист Пушкин" (По книге В.В. Вересаева "Спутники Пушкина", том 2, раздел IV "Друзья"). Возможные эпиграфы: "Ты сердце знал мое во цвете юных дней...", "Ты был целителем моих душевных сил..."А.С. Пушкин
ая группа: "Влияние Чаадаева на Пушкина в период 1817 - 1820 годов" (По книге В.В. Вересаева "Спутники Пушкина", том 2, раздел IV "Друзья").
Возможные эпиграфы: Поспорим, перечтем, посудим, разбраним, вольнолюбивые надежды оживим, И счастлив буду я... А.С. Пушкин
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь...
А.С. Пушкин
ая группа: "Резкий перелом в судьбе, духовный кризис Чаадаева и переворот в его взглядах" (По книге В.В. Вересаева "Спутники Пушкина")
Возможный эпиграф: "Он не скрывал в своих резких выходках глубочайшего презрения ко всему нашему прошедшему и настоящему и решительно отчаивался в будущем" В.В. Вересаев
4ая группа: "Чаадаев и русская культура" (По статье Б.Н. Тарасова "П.Я. Чаадаев и русская культура" - журнал "Литература в школе", № 2, 1995г). Составление словарика научных терминов (деизм, синкретизм, теократия и т.д.) Возможный эпиграф: "След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, - такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведен он по стеклу?"
О. Мандельштам
ая группа: "О толковании стихотворения А.С. Пушкина "В начале жизни школу помню я..." (По статье "Пушкин как нравственна личность" Митрополита Антония и Ф. Достоевского "Пушкин. Очерк" - журнал "Литература в школе", № 2, 1993г.) Возможные эпиграфы: "Даже независимо от своих политических и национальных симпатий Пушкин интересовался прежде всего жизненною правдою, стремился к нравственному совершенству..."
Митрополит Антоний
"Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека" Ф.М. Достоевский
Ход занятия
Вступительное слово учителя, формулировка проблемной задачи.
Каждый раз, встречаясь с Пушкиным на наших занятиях, мы убеждаемся, что он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей дружбе, и в своей любви к людям, природе, Родине, к ее истории, ее будущему. Мы знаем, что любое из человеческих чувств - любовь, печаль, гнев, грусть - он поднимал в своей поэзии до высочайшей точки накала. "Но не в поэзии одной лишь дело, не в художественном творчестве, - говорил Ф.М. Достоевский 8 июня 1880 года в заседании Общества Любителей Российской Словесности, - не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой ... наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов". Что скрывается за этими словами Достоевского о Пушкине? Какое отношение они имеют к нашей теме? Почему имена - Пушкин и Чаадаев - стоят рядом в истории русской литературы? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, которые помогут нам достаточно полно и объективно представить пушкинскую эпоху, ведь "Жжизнь поэта может быть понята верно только в том случае, если верно осознается эпоха со свойственным ей характером и уровнем представлений о жизни".
Вопросы для обсуждения
Какое значение для Пушкина-лицеиста имела дружба с Чаадаевым? Можно ли их отношения в дальнейшем разделить на какие-то периоды?
Какие основные вехи жизни "нашего первого философа", Чаадаева, можно отметить как наиболее важные?
Чем был вызван духовный кризис Чаадаева в России, завершившийся после посещения им Европы?
Как долго шло осмысление Чаадаевым после возвращения в Россию выявленных им проблем?
Какой переворот во взглядах Чаадаева на общественное развитие произошел в это время?
Чем завершился период отшельнической жизни Чаадаева?
Что явилось основой для резкой критики Чаадаевым прошлого и настоящего своей страны?
С чем были связаны основные идеи Чаадаева? При каких условиях, по его мнению, может быть разумно основано и воплощено устроение совершенного общественного строя?
Каким образом, по заключению Чаадаева, достигла Европа успехов в области материального благополучия, культуры, просвещения? Почему там стали возможны бытовой комфорт, отлаженные юридические отношения, разнообразные открытия, шедевры искусства?
Почему публикация первого философического письма вызвала бурную реакцию в самых разных слоях русского общества?
Чем были вызваны строгие государственные меры к допустившим эту публикацию лицам?
Каково было отношение писателей к философско-публицистической деятельности Чаадаева, остро и самобытно поставившего вопрос об особенностях исторического и культурного развития России и Европы, взаимно соотнесшего их и наметившего перспективу возможных судеб всего человечества?
Как отзывались известные люди различных эпох (Вяземский, Тютчев, Пушкин, Шеллинг, Герцен, Мандельштам и др.) о Чаадаеве?
В произведениях каких русских писателей XIX века трудно по-настоящему оценить многие важные образы, темы, мотивы без учета идей Чаадаева?
Какую позицию занял Пушкин в напряженной социально-культурной и эмоционально-психологической атмосфере, сложившейся вокруг опубликованного письма Чаадаева?
Каким образом он опровергал выводы Чаадаева? Что Пушкин одобрял в 1-ом философическом письме?
Какую фразу Пушкина в его "последнем слове" к мыслителю Чаадаеву можно отметить как ключевую?
Можно ли утверждать, что суждение Пушкина оказало влияние на последовавшее затем смещение логики в исторических рассуждениях Чаадаева, по-новому взглянувшего на общественно-преобразовательную активность и теократическую мощь католичества и пришедшего в конце концов к выводу, диаметрально противоположному тому, который был сделан им в конце первого философического письма?
- Как в конечном итоге сформулировал Чаадаев свое философско-историческое, духовно-нравственное и литературно-эстетическое кредо?
Каковы окончательные выводы, к которым пришел Чаадаев по поводу взаимоотношений различных народов?
Можно ли выделить определенные события, течения, повороты общественной жизни, нашедшие отражение в деятельности Чаадаева?
Можно ли установить связи идей Чаадаева с различными направлениями русской и зарубежной культуры?
Имеют ли для нас значение "поступательно-возвратные и пульсирующие мысли" Чаадаева в понимании сути борьбы славянофилов и западников?
Имеет ли связь толкование Митрополитом Антонием стихотворения А.С. Пушкина "Жизненная Школа" с основной темой нашего исследования?
3. Подведение итогов. Оценка вклада каждой группы в решение проблемной задачи.