kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия "Литературная игра по рассказам В.П.Астафьева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра по рассказам великого русского писателя может быть проведена как в рамках урока, так и во внеурочное время. Возраст участников может измениться. Особенно уместно проведение в качестве урока внеклассного чтения сразу после изучения рассказа В.П.Астафьева в 6 классе. Требуется дополнительная подготовка учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Литературная игра по рассказам В.П.Астафьева"»

Автор – составитель

Рубцова Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы.

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №2», г. Качканар

Литературная игра по рассказам В.П.Астафьева

«Все мы родом из детства».

6 класс

Цели урока:

  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству В.П.Астафьева.

  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся.

  3. Воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории.

На доске эпиграф к уроку.

И был бы человек счастлив тем,

что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле –

творить добро.

В.Астафьев

Оформление класса: фотографии писателя и его родных, выставка рисунков учащихся к рассказам В.П.Астафьева, книжная выставка.

Ход урока.

Вступление.

«Память моя память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги…

Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него.

Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе…

Далеко-далеко возникло лёгкое движение, колыхнулась серебряная нить…Там, в неторопливо приближающемся прошлом…идёт ко мне озарённый солнцем деревенский мальчик…

Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого – неужто он был мною, а я им?!»

Так написал о себе однажды большой русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

В русской литературе немало произведений о детстве, в том числе и автобиографических. О некоторых из них пойдёт речь в этом учебном году на уроках литературы. В этом же ряду своё место занимает и повесть В.П.Астафьева «Последний поклон», книга о ярких впечатлениях детства, книга о добре, о взрослении человека. О некоторых рассказах из этого сборника сегодня и пойдёт речь. Урок будет не совсем обычным. Мы будем играть. Да, да, не удивляйтесь, именно играть, ведь вы же пока ещё дети.


1) Конкурс «Литературный верификатор» или «Веришь – не веришь».

Есть замечательная русская пословица - «Доверяй да проверяй». Готовясь к сегодняшнему уроку, вы кое-что читали о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Для участия в конкурсе я приглашаю по одному участнику команды и по очереди задаю им вопросы. За правильный ответ 1 балл. Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чём-то впервые, постарайтесь запомнить.

  • Веришь ли ты, что отчество писателя Астафьева Иванович? (Нет, Петрович.)

  • Веришь ли ты, что родное село В.П.Астафьева называется Овсянка? (Да, это село находится в Красноярском крае.)

  • Веришь ли ты, что будущий писатель был сиротой? (Да, его мама утонула в реке, когда мальчику было всего семь лет.)

  • Веришь ли ты, что дедушка писателя был профессором? (Нет, он был крестьянином.)

  • Веришь ли ты, что мальчика воспитывала тётя? (Нет, в раннем детстве его воспитывали дедушка и бабушка.)

  • Веришь ли ты, что бабушку писателя звали Елизаветой? (Нет, её звали Катерина Петровна.)

  • Веришь ли ты, что писатель был детдомовцем? (Да, несколько лет будущий писатель жил в детском доме.)

  • Веришь ли ты, что писатель воевал на фронте? (Да, во время Великой Отечественной войны В.П.Астафьев добровольцем ушёл на фронт.)

  • Веришь ли ты, что В.П.Астафьев на фронте был генералом? (Нет, он был рядовым: сначала шофёром, потом связистом.)

  • Веришь ли ты, что в девятнадцать лет он стал инвалидом? (Да, на передовой он был тяжело ранен, контужен, и комиссован с фронта по состоянию здоровья.)

  • Веришь ли ты, что много лет В.П.Астафьев провёл на Урале? (Да, много лет он жил в Пермской области в городе Чусовой.)

  • Веришь ли ты, что в последние годы писатель жил на берегу великой русской реки Волга? (Нет, он жил в родном селе Овсянка на берегу Енисея.)

  • Веришь ли ты, что В.П.Астафьев писал только рассказы о детстве? (Нет, он писал и о природе, и о Великой Отечественной войне, и об обществе; мы обязательно прочитаем и другие его произведения, когда вы станете чуть старше.)

  • Веришь ли ты, что писатель никогда не был женат? (Нет, свою жену, с которой он прожил всю жизнь, он встретил в госпитале)

  • Веришь ли ты, что писатель был удостоен Государственной премии РФ? (Да, но, к сожалению, посмертно как автор поставленных на сцене МХАТа им.А.П.Чехова рассказов «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник».)


2) Конкурс «Со страниц на сцену».

К сожалению, пока немногие произведения В.П.Астафьева поставлены на сценах русских театров. Дело в том, что это не драматические произведения, то есть не предназначены специально для постановки на сцене. Повесть «Последний поклон» - это произведение исповедального характера, это повествование писателя о собственном детстве. Это книга-воспоминание, книга-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов. Автор является в них центральной действующей фигурой. Это его глазами мы видим окружающий мир. Но героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений. Попробуем в них перевоплотиться. Попробуем представить, что мы играем маленький спектакль по любимым рассказам.

За мастерство перевоплощения в нашем конкурсе команды могут заработать 10 баллов. Учитывается всё: и знание текста, и выразительность чтения, и попытка воссоздать костюмы и интерьер. А команды-соперники могут заработать дополнительный балл, если узнают, отрывок из какого рассказа инсценировали ребята.

3) Конкурс «Самый внимательный читатель».

  • Читая произведения В.П.Астафьева, вы, наверно, обратили внимание, что писатель, в своих рассказах о детстве, часто писал о животных. Это не случайно. Ведь в детстве особенно остро ощущается кровная связь с живой и неживой природой. Попробуйте вспомнить рассказы, в названиях которых встречается упоминание о животных. («Зачем я убил коростеля?», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Щурок-швырок», «Конь с розовой гривой»)

  • Замечательный рассказ «Осенние грусти и радости» - это просто настоящая ода русскому огороду. Упоминание о каких овощах встречается на страницах этого произведения. (Капуста, картошка, морковь, брюква, свёкла, бобы, горох)

  • Каким замечательным уральским словом называется тара, в которую собирала малину бабушка? (Туес)

  • Какую ягоду собирал на увале Витя, надеясь заработать пряник конём? (Земляника)

  • Почему Вити нет на фотографии? (Заболел)

  • Озеро с какой рыбой нашёл Васютка? (С белой речной)

  • Каких птиц, оставшихся на Енисее, спасали ребята от лютого мороза? (Гусей)

  • Какую «самую главную работу» поручили выполнить ребятам после того, как взрослые съездили за сеном? (Утаптывать сено)

  • Как называется речка, впадающая в Енисей, на берегу которой находился покос дедушки Вити? (Мана)

  • От какой болезни бабушка постоянно лечила Витю? (От ревматизма ног)

  • Кого Санька «увидел» в пещере? (Домовниху с домовым)

  • Что перебирал Витя в погребе, чтобы бабушка «на вырученные деньги купила мануфактуры»? (Картошку)

  • Какую вещь испортил Витя, когда вместе с Санькой отправился к дедушке на заимку? (Штаны)

  • Что принёс учитель больному Вите? (Фотографию)

  • Что бабушка клала для красоты между окон, прямо на валик ваты? (Рябину)


4) Конкурс «Составь пословицу».

Несомненно, образ бабушки писателя, с любовью изображённый в рассказах вам очень запомнился. Катерина Петровна является в произведении, как и в жизни, носителем русской национальной идеи: идеи добра, терпимости, любви к людям. Все её поступки просты и мудры. И в речи её часто встречаются яркие, образные, запоминающиеся слова и выражения. Использует она и пословицы – кладезь народной мудрости. Следующий конкурс так и будет называться «Составь пословицу». Каждая команда получит листочек с заданием и попробует расположить слова в правильном порядке. За правильный ответ – 1 балл.

Задание 1 команде.

  • Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье.)

  • Язык, голова, болтает, а, отвечает.( Язык болтает, а голова отвечает.)

  • До, поту, поешь, работай, в, охоту. (Работай до поту, поешь в охоту.)

Задание 2 команде.

  • Не, дурная, голова, даёт, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не даёт.)

  • После, храбрых, много, драки. (После драки храбрых много.)

  • Кошке, мышке, игрушки, слёзки. ( Кошке игрушки – мышке слёзки.)

Задание 3 команде.

  • А шуба, не, хлеб, греет. (Не шуба греет, а хлеб.)

  • Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела.)

  • Два, хорошо, а , ум, лучше (Ум хорошо, а два лучше)

Прочитайте вслух, что у вас получилось и запомните мудрые народные слова.


5) Конкурс знатоков «Кто есть кто».

Продолжаем играть. Для участия в следующем конкурсе я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Ребята должны ответить на вопросы, начинающиеся со слова «кто». Совещаться с командой «знатоки» не имеют права. За правильный ответ – 1 балл. Если «знаток» не знает ответ, на вопрос может ответить соперник. В крайнем случае на помощь приходит команда.

Задание 1 команде.

  • Кто из героев В.П.Астафьева рассказывал, «что человек она ноне одинокой, пережила всю родову», « внук Юрочка погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился»? (Бабка из рассказа «Бабушка с малиной»)

  • Кто из героев рассказа «Конь с розовой гривой» «в сердцах или в насмешку» называл бабушку генералом? (Дедушка)

  • Кто «оттолкнул ребят, а сам схватил палку и принялся молотить по змее»? (Учитель)


Задание 2 команде.

  • Кто из героев рассказа «Гуси в полынье», «вполне взрослый человек», «однажды на спор перешёл во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой»? (Мишка Коршуков)

  • Кто почти пять дней провёл в тайге один, но не отчаялся, преодолел трудности и спас свою жизнь? (Васютка из рассказа «Васюткино озеро»)

  • Кто привозил из леса ребятам гостинцы от зайца, от лисы, от медведя? (Дедушка)

Задание 3 команде.

  • Кто из героев рассказа «Запах сена» «сильный и злой», «особый человек – он глухонемой», «Богом обиженный»? (Брат Алёшка)

  • Кто из левонтьевских ребятишек был» исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными, окровенелыми руками,…вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? (Санька)

  • Кто постоянно занимал деньги в долг у Витиной бабушки? (Тётка Васеня)


  1. Конкурс

«Лучшая иллюстрация».

Один представитель команды рассказывает о своей иллюстрации к одному из рассказов В.П.Астафьева, доказывая, что его иллюстрация является лучшей. За лучшую защиту – 3 балла.


Подведение итогов.

Мы сегодня с вами играли. И как в любой игре и у нас должны быть победители. Пока мы не услышали результатов конкурса, я хочу заставить вас задуматься о том, что проигравших в нашей игре нет. Разве могут быть проигравшие среди тех, кто впервые, как стрижонок Скрип в рассказе В.П. Астафьева, попробовал эту вкусную каплю – малую часть всего наследия писателя. И я думаю, что эта встреча с творчеством великого русского писателя была не последней. И ещё один вопрос: «Скажите, а о чём вас заставили задуматься рассказы Астафьева?»

Жюри подводит итоги.

Рассказы В.П.Астафьева из книги «Последний поклон»- это рассказы о детстве, о чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что этот жизненный период очень важен в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. У В.П.Астафьева детство пришлось на суровые, голодные годы. Но это время согрето любовью и заботой родных людей. Именно поэтому оно – самая счастливая пора в жизни любого человека. Если в детстве ребёнка окружили бесконечным терпением и добротой, то просто должен «человек быть счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро».


































































Награждается

команда 6А класса,

занявшая место

в литературной игре

«Все мы родом из детства»

(по произведениям В.П.Астафьева)



Школа № 2

г.Качканар

2007 год










Класс

«Литературный верификатор» или «Веришь – не веришь»

5 баллов

«Со страниц на сцену»



10 + 1 балл

«Самый внимательный читатель»


5 баллов

«Составь пословицу»



3 балла

«Кто есть кто»



3 балла

«Лучшая иллюстрация»



3 балла

Общее количество баллов

Место

Команда

№ 1

6А класс


















Команда

№ 2

6Б класс


















Команда

№ 3

6В класс








































































































\































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект внеклассного мероприятия "Литературная игра по рассказам В.П.Астафьева"

Автор: Рубцова Людмила Геннадьевна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства