kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Князь Лев Мышкин в произведение Достоевского «Идиот» - это положительно-прекрасный человек или безумец?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет научное исследование по роману Ф. М. Достоевского "Идиот".В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого гения, Ф. М. Достоевского. Это самый цитируемый писатель.  Сегодня его романы пользуются огромной популярностью и среди молодёжи. «Преступление и наказание, «Братья Карамазовы», «Бесы»… Но мастерство писателя сильнее всего проявилось в его романе «Идиот». В рамках школьной программы роман «Идиот» не изучается. Но Достоевский- игрок по натуре, смог так закрутить «игру» судеб героев, что невольно начинаешь с первых строк романа изучать правила этой игры и искать ответы на вопросы вместе с героями. Интересно, что сам автор на свои вопросы не отвечает, а заставляет это делать своих героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Князь Лев Мышкин в произведение Достоевского «Идиот» - это положительно-прекрасный человек или безумец?»


МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г. Горно- Алтайска»

«Филология»










Князь Лев Мышкин в произведение Достоевского «Идиот» - это положительно-прекрасный человек или безумец?






Выполнила: ученица 9 «А» класса

МБОУ «Гимназия№ 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска

Петунина Камила Александровна

Научный руководитель: Афанасьева М.А

Учитель русского языка и литературы





г. Горно-Алтайск

2022г.

Оглавление



стр


Введение…………………………………………………………………………………………………………

3-4

1

Истоки интереса Ф.М. Достоевского к теме христианства: биография, семья………………………………………………………..



5

2

Достоевский его бессмертное произведение «Идиот», критика современников……………………………………………………………


6

3

Князь Мышкин- Иисус, посланный Богом


7

3.1

Противоречия образа

8

3.2

Если не Христос, то безумец?

9

4.

Мировоззрение Мышкина. Его взгляды на жизнь, веру, любовь и дружбу

10

4.1

Отношение Мышкина к человеку и к жизни.


11

4.2

Мышкин и его вера


12

4.3

Отношение князя к любви


13

4.4

Отношение к дружбе

14


Вывод

14


Заключение

15


Список используемой литературы и источников


16






Князь Лев Мышкин в произведение Достоевского «Идиот» - это положительно-прекрасный человек или безумец?


Введение

В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого гения, Ф. М. Достоевского. Это самый цитируемый писатель. Сегодня его романы пользуются огромной популярностью и среди молодёжи. «Преступление и наказание, «Братья Карамазовы», «Бесы»… Но мастерство писателя сильнее всего проявилось в его романе «Идиот». В рамках школьной программы роман «Идиот» не изучается. Но Достоевский- игрок по натуре, смог так закрутить «игру» судеб героев, что невольно начинаешь с первых строк романа изучать правила этой игры и искать ответы на вопросы вместе с героями. Интересно, что сам автор на свои вопросы не отвечает, а заставляет это делать своих героев.


Цель моей работы –выявление истинного предназначения князя Мышкина. Кто же он: Христос, (как считают многие критики) несущий искреннюю любовь и добро людям или обычный человек, живущий по общепринятым законам морали и имеющий своё мнение?


Задачи:

1. Изучить биографию Ф.М. Достоевского, понять, какое место в ней занимала вера в Бога.

2. Изучить художественный текст романа «Идиот», дополнительную научную литературу по данному вопросу.

3. Систематизировать и проанализировать полученную информацию.

4. В ходе анализа сопоставить евангелическое видение на некоторые аспекты жизни человека и мировоззрение главного героя (вера, дружба, любовь).


Методы исследования:

  1. Метод погружения в текст

  2. Метод исследования


Объект научной работы: роман Ф. М. Достоевского «Идиот».

Предмет научной работы: Образ князя Мышкина в романе «Идиот».


Актуальность:

Я считаю, что наша исследовательская работа актуальна, т.к. в ней показана история человека, образ которого вызывает неподдельный читательский интерес: кто перед нами? Мышкин-посланник Бога, новый Иисус, который пришёл в это общество показать истинную любовь миру, научить других пониманию, добросердечности, смирению или «чудак», «юродивый»… как называют его герои. А может это самый обычный человек со своими страхами, чувствами, переживаниями?


Практическое применение:

Материалы данного исследования можно использовать на литературных мероприятиях и уроках литературы.


Гипотеза:

Предполагаемым результатом исследования будет ответ на вопрос темы: Мышкин-это посланник Бога или положительно прекрасный человек, способный убеждать , а не принуждать окружающих идти праведным путём.












1.Истоки интереса Ф.М. Достоевского к теме христианства: биография, семья

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель и философ, классик Отечественной литературы, один из лучших романистов мирового значения. Дед писателя, Андрей Григорьевич Достоевский, был православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины). Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки). Мать писателя, Мария Фёдоровна Нечаева, была дочерью московского купца III гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из города Боровска Калужской губернии. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве и был вторым сыном из восьмерых детей семейства.

Ф. М. Достоевский упоминал, что родители его были очень небогатыми и трудящимися. Несмотря на бедность отца, будущий писатель получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям. Читать его учила мать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Большое впечатление на ребёнка тогда произвела библейская Книга Иова. С детских лет, а затем в особенности на каторге, где Достоевский любил читать Новый Завет издания 1823 года, подаренный жёнами декабристов, Евангелие стало главной книгой в жизни писателя. Ф.М.Достоевский был воспитан в духе Православия, что, несомненно, прослеживается в романах «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», а также в романе «Идиот», о котором будет идти речь на протяжении всей работы.





2.Неоднозначное восприятие главного героя романа «Идиот», критика современников

Роман вызывает интерес у исследователей и посей день. Возникали и продолжают возникать разные определения этого произведения. Так Л. Гроссман называет «Идиот» романом-поэмой, И. Иванов и К. Мочульский считают произведение романом-трагедией. Некоторые считают роман фантастическим, что не могло не огорчить Достоевского, ведь это определение не входило в его задумку. «Самое, если хотите, реальное лицо- Идиот (это Вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, но фантастически, какой-то блеск. Читается запоем и в то же время- не верится.» А. Н. Майков.1

«Это такая сказка, в которой чем больше неправдоподобностей, тем лучше. Люди сталкиваются, знакомятся, влюбляются, дают друг другу пощечины — и всё это по первому капризу автора, без всякой художественной правды. Миллионы наследства летают в романе, как мячики...» Д. И. Минаев2

«...сразу бросает своего героя (и вместе с ним читателя) в круг сложной интриги и делает как этого героя, так и окружающих его лиц в некотором роде аномалиями среди обыкновенных людей», вследствие чего повествование «имеет характер некоторой фантасмагории...» . «Роман можно было бы не только «Идиотом» назвать, но даже «Идиотами», ошибки не оказалось бы в подобном названии...» В. П. Буренин3.

Разгадывая "тайну" князя, исследователи высказывают разные мнения в зависимости от своих установок, прежде всего идеологических. Они видят в личности Мышкина то абсолютно прекрасного человека, то святого или даже самого Христа. Л. П. Гроссман писал, что в романе показана "судьба духовной красоты в царстве наживы, сладострастия и преступления". Ученый не находил ни одного порока или недостатка в герое, и поэтому вся вина вменяется дурному обществу.

Обратимся к анализу образа главного персонажа.


3. Князь Мышкин- Иисус, посланный Богом

Работа над романом началась в 1867 году, когда писатель поставил перед собой задачу подвести итог размышлениям о личности Иисуса Христа и о судьбе Его учения. Начав работу над произведением, Достоевский так определил его главную мысль: "...изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь". Задача действительно была трудновыполнимой, так как опыт мировой литературы свидетельствует, что любые попытки создать образ идеального героя оборачивались фальшью. Тем не менее, писатель признавал существование в мировой литературе по меньшей мере двух положительно прекрасных героев: это Иисус Христос и Дон Кихот. В черновиках романа главный герой именовался "князь Христос" и, подобно Дон Кихоту был смешным и величественным одновременно. 

Главный герой романа "Идиот" - носитель истины, в силу этого обстоятельства противостоящий другим персонажам. Одержимый своей правдой, герой обрекается на одиночество. Но это не одиночество эгоиста. Достоевский считал основой человеческих взаимоотношений сострадание. Почему исследователи видят в этом герое некого спасителя? Общество, решившее, что всё в этом мире можно купить или продать, живут по своим собственным законам. Они приспосабливаются, ищут выгоду, чувства их ложные. Устроили откровенный торг: кто больше даст за Настасью Филипповну. В этот «ад» попадает «божий» посланник, чтобы показать людям все их грехи. Есть исследования, в которых рассматривается вопрос о том, как нарушаются все 10 заповедий в романе «Идиот». Гордыня, завистливость, гнев, лень, алчность, сладострастие…у каждого героя, что-то своё. Мышкин-надежда на спасение. Сможет ли он своим словом, укором, действиями остановить разрушение личности?

К сожалению, ему не хватило «святости», чтобы стать для всех Христом. Исследователи пытаются найти причину неуспеха Мышкина в слабостях его характера. Г. М. Фридлендер, отмечая не только физическую, но и моральную слабость героя, считает жертву Мышкина напрасной. На его взгляд, "моральное поражение" героя свидетельствует о ложном пути христианского решения проблемы самим автором. Английский ученый М. Джоунс видит главную разницу между Мышкиным и Христом в том, что первый лишен строгости евангельского образа. Оба эти исследователя справедливо замечают существенные несоответствия между героем Достоевского и Христом, но не объясняют их источник.


3.1 Противоречия образа

Анализируя образ главного героя, возникает первое противоречие: несовместимость имени и фамилии. Лев Мышкин. Лев и в Библии и народных сказаниях символизирует добро- Сам Христос сравнивается со львом, а зло- опять-таки со «рыкающим львом» сравнивается враг рода человеческого- дьявол. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф. Фамилия же героя, Мышкин, уменьшает все эти качества до малого: малого величия, малой доблести и гордости. Именно поэтому после знакомства с ним у героев складывается ощущение, что человек болен. Простодушие делает его чудоковатым, смешным.

Новые знакомые, ехавшие в одном вагоне с Мышкиным, всю дорогу смеялись и подшучивали над ним. Даже лакеи в доме Епанчиных смотрели на него с недоверием: князь, а ведёт себя не по чину. «Казалось бы, разговор князя был самый простой; но чем он был проще, тем становился нелепее. И камердинер подумал, что этот человек пришёл на бедность просить». Окружающих с первого взгляда пугала откровенность князя. «...был не в своём уме»,- открыто признавался он, «не знаю здешних обычаев», «не знаю, как люди живут», «да со мной поклажи один маленький узелок». И вот заканчивается поездка, и он идёт в неизвестность: где остановиться, как примут родственники, которые его не ждут. Сцена знакомства с генералом отражает полное безразличие хозяина дома к Мышкину. И вот князь уже готов уходить, но что- то происходит в последнюю минуту не только с хозяином дома, но и с людьми, которые несколько минут пообщавшись с незнакомцем, вдруг становятся лучше, чище, светлее. «А знаете, князь, сказал он почти другим голосом», «сказал генерал с весёлой улыбкой». «Это очень хорошо, что вы вежливы…»- с интересом разглядывала генеральша Епанчина. «Не правда ли, что он вовсе не такой ...больной». И попутчики в конце поездки приглашали остановиться у них на квартире. Князь навсегда сохранил мироощущение ребенка, не знающего фальши. Может эта чистота и подкупала всех, кто с ним поговорил хотя бы несколько минут. Мышкин чуток к страданиям других людей, поскольку с детства познал одиночество и болезнь.

Несколько лет князь лечился в Швейцарии от «падучей болезни». Пациенты, дети и доктора- вот и всё его окружение. По приезде в Петербург он оказывается в самом центре неприятных событий.


3.2 Если не Христос, то безумец?

Характеры, радость и печаль людей, их пороки, все для князя в новинку.

Что бы ни происходило с персонажами, каждый раз рядом был он, Мышкин. Даже если его не спрашивали ни о чём, он имел свою точку зрения по поводу происходящего, к нему прислушивались, спорили и всё же тянулись, искали сочувствия и оправдания своим поступкам.

Нет, он не безумец. Кто бы стал так тянуться к сумасшедшему?

Может показаться сначала, что он не отличает «хорошего » от «плохого», но скорее он просто верит в людей. Искренне пытается помочь. Откликается на любое горе и страдание, не разделяя людей на близких и дальних, достойных и недостойных. В круговороте жизни, в который автор бросает своего героя, на «идиота» не обращают внимания; когда же при столкновении с ним личность героя выказывается во всей ее нравственной красоте, впечатление, наносимое ею, так сильно, что сдержанность и маска спадает с действующих лиц и нравственный их мир резко обозначается. Обратимся к вопросу о взглядах героя на важные жизненные принципы.


4. Мировоззрение Мышкина. Его взгляды на жизнь, веру, любовь и дружбу

4.1 Отношение Мышкина к человеку и к жизни.

К жизни герой относится как к божьему дару. Он видит в ней великую ценность. Мышкин в монологе о человеке, приговорённого к смертной казне, рассказывает, как человек распределил оставшиеся 5 минут жизни на самые важные дела: попрощаться с друзьями, посмотреть вокруг и оставшееся время посвятить себе, своим мыслям. За эти 5 минут вся жизнь перед глазами. Этот факт был взят Достоевским из биографии. «Что, если бы воротить жизнь — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую минуту бы счетом обсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!» Мышкин относится к жизни с энтузиазмом, когда кажется, что болезнь отнимает его силы, он все равно видит лишь лучшие стороны. Страдания других людей вынуждают страдать и его, но может благодаря этому он живет в стремлении выбраться, в стремлении помочь выбраться и другим. Оставаться милосердным несмотря на мнение окружающих- это ещё одна особенность Мышкина, человека, умеющего сопереживать. История крестьянки Мари, с которой он познакомился в Швейцарии, похожа на историю Настасьи Филипповны.

Мари, «осквернил» один проезжий французский комми и увёз, а через неделю на дороге бросил одну и тихонько уехал.Она пришла домой, побираясь, вся испачканная, руки опухли, ноги были в ранах… Какие они жестокие!»-возмущался князь. Он рассказал о том, как девушку унижали, оскорбляли жители деревни, и только князь нашёл нужные слова, слова утешения и поддержки умираюшей от чахотки девушки. Ребята, видя доброту князя, тоже стали оберегать Мари, теперь уже от нападок взрослых. Со временем всё изменилась. Но Мари всё равно умирает. Дети сами бросились нести её гроб. И могилку каждый год цветами убирали. Это ли не пример доброго сердца и человеколюбия. Если герой умеет сопереживать, это не значит, что его нужно возвести в ранг святых. Любой человек, должен обладать этими простыми качествами.

4.2 Мышкин и его вера

В Ветхом завете сказано: есть самая малая вера, если только она есть, уже способна творить великие чудеса, так как в ней сокрыта великая сила. Мышкин тоже верил в силу своего слова, думал, что сможет спасти и Рогожина, и Ганю, и Настасью Филипповну от судьбоносных ошибок.

Мышкин живет не для себя, а для других. И в то же время он пришёл сюда не для того, чтобы чужие грехи искупить. Он обычный человек, которого автор наделяет некоторыми способностями и предрасположением к труду. Имел князь дар-каллиграфический почерк, чем зарекомендовал себя перед всем семейством.«Когда давеча генерал захотел посмотреть, как я пишу, чтобы определить меня к месту, то я написал несколько фраз разными шрифтами, и между прочим «Игумен Пафнутий руку приложил»…

Преподобный Пафнутий Боровский был учеником боровского игумена Никиты, ученика преподобного Сергия Радонежского, и в свою очередь был учителем Иосифа Волоцкого. Эта «генеалогическая» линия московских святых восходит к великому радонежскому старцу.

В годы игуменства открылись в нем высокие дарования: умение привести людей к Богу, всепокрывающая милость и снисхождение к человеческим немощам, твердость и непреклонность по отношению к любому греху, удивительная проницательность и прозорливость.

Такой же проницательностью и прозорливостью обладал и сам князь Мышкин.

Рассматривая портрет Настасьи Филипповны он говорил: «Удивительное лицо! Я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала…». На вопрос Гани, женился ли бы на ней Рогожин, Мышкин ответил: «Женился бы, а через неделю, пожалуй, зарезал бы её». Князь уже в самом начале романа предсказывает страшную судьбу героини. А общаясь с людьми, мог легко назвать их слабые стороны или предугадать выход из ситуации. В моменты опасности Мышкин «превращался в Льва». Когда Ганя в бешенстве замахнулся на Варю, за оскорбление Настасьи Филипповны, между ними встал князь. И хотя получил пощёчину от него, не остановился «бросил Ганю» со словами: «О как вы будете стыдиться своего поступка»! Вот так неожиданно своими действиями герой выразил протест против насилия. Такое поведение свойственно также обычному человеку, который в порыве чувств принимает правильное решение.

Сам посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении — не отвечай злом на зло. Князю Мышкину было достаточно пристыдить Ганю. В этот момент его ненавидели все, а поступком князя восхитилась даже Настасья Филипповна. Никто в её жизни не защищал так отважно её честь. Её израненная душа поверила Мышкину, в его силу слова, в его праведность, во всё то, чего не хватало другим мужчинам, которые стояли и торговали ей. Сам Достоевский называет этот торг «безобразным».


    1. Отношение князя к любви

Вот, что сказано в Евангелие о любви.

« Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Именно этим принципам руководствуется князь и другого представления о любви он не знает. А вот, что говорит Мышкин Рогожину про чувства к Настасье Филипповне: «Я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее нелюбовью люблю, а жалостью. Я думаю, что это я точно определяю». Любовь- уважение проявляет князь и к Аглае Епанчиной. Много общих интересов, вопросов и советов видим мы в диалогах этих героев. Любовь и человеколюбие, стремление помочь нуждающимся, проявляя при этом заботу- этими действиями наполнена вся жизнь князя Мышкина, обычного человека, не нарушающего нравственные законы.

В романе представлены разные ипостаси любви: любовь-страсть-Рогожин и Настасья Филипповна, продажная любовь- Тоцкий- Настасья Филипповна,любовь-жалость –Мышкин и Настасья Филипповна, любовь-расчётливость –Ганя - Настасья Филипповна –Аглая. Каждый живёт со своей выгодой.

Князь Мышкин – один из тех, кто смог увидеть душевную рану Настасьи Филипповны. Лев Николаевич Мышкин по-настоящему хочет спасти внутреннее «я» Настасьи Филипповны, поэтому он предлагает ей выйти за него замуж и обвенчаться. Главный герой произведения хочет спасти Настасью Филипповну и вывести ее из ада. Девушка не хочет порочить его светлое имя, поэтому сбегает из- под венца в день свадьбы.


4.4 Мышкин и дружба.

Долгие годы князь провёл в клинике. Его окружением были доктора, пациенты и дети. Именно детей он считал своими друзьями, потому что считал их честными, открытыми. «Ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей? От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет». Мышкин считал, что с детьми надо общаться на равных и ничего не скрывать, так как они всё понимают и может больше, чем взрослый человек. Своей невинностью или скорее наивностью князь сам напоминал ребенка, потому незрелые умы доверяли ему, а он, в свою очередь,доверял им.

Другой вопрос, как получилось, что такой открытый и светлый человек как Мышкин нашёл друга в лице Рогожина, малообразованного, грубого, пьющего, высокомерного человека? Между Парфеном Рогожиным, князем Мышкиным и Настасьей Филипповной возникает любовный треугольник. Рогожин ревнует Настасью Филипповну к князю Мышкину. Парфен любит и одновременно ненавидит Настасью Филипповну за все те унижения, которые он терпит с ее стороны. Эти болезненные, тяжелые отношения героев заканчиваются трагически. К Рогожину, несмотря на его пороки, князь относился с братской любовью. В подтверждение этому они обменялись крестами. Мышкин искренни желает счастье своему другу и не собирается с ним соперничать

К Рогожину «я тебя успокоить пришел, потому что и ты мне дорог. Я очень тебя люблю, Парфен. А теперь уйду и никогда не приду». Верность в дружбе- это черта человека, способного на искренние и глубокие чувства.

Таким образом мы пришли к выводу, что Мышкин – обычный человек, из плоти и крови. Достоевский не преследовал цель – создать в своем романе евангельскую схему. Поэтому он наделил своего героя автобиографическими чертами, наивностью, пылкостью, открытостью, болезненностью, переживаниями. Прочитав роман до конца, мы понимаем, что Мышкин живой, а не сошедший с полотна Иисус.


Выводы

Князь Лев Мышкин в стремлении помочь порочному обществу отравляется, впитывая в себя несчастья людей. Он слишком прост, в этом и заключалась его сложность для людей, что слепо живут страданием. Дело не в самом князе, а в его окружение. Конечно же, в романе не указывается грех Мышкина; он вообще не грешит. Но Петербург представляет собой мир, где грех является реальной действительностью; в этом мире нет места для безгрешного Адама. «Он приговорен к смерти; другого пути нет. Из падшего мира возвращаться в первоначальный рай невозможно. Смерть Мышкина имеет двоякое значение: с одной стороны, это крах первоначально прекрасного человека, а с другой - это обещание рождения нового».

Таким образом, мы пришли к выводу , что перед нами ни Иисус, ни безумец, ни «положительно прекрасный человек», перед нами обычный страдающий, любящий, верный слову и делу, способный на поступки и имеющий своё мнение человек.

Заключение

Изучив биографию Ф. М. Достоевского, мы поняли, какое место в его жизни занимало христианство и вера, и почему его героя исследователи и критики сравнивали с Иисусом. Сопоставив евангелическое видение на главные основы познания мира, а именно жизнь, веру, дружбу, любовь мы пришли к выводу, что они близки к мировоззрению Мышкина. Но это не делает его святым. Жить по законам морали-долг каждого человека.

Опровергнув «святость» личности главного героя, пришли к выводу, что он не является и «положительно прекрасным человеком», так как есть свои слабости. Это доказывает тот факт, что он не справился со своей миссией-спасителя людских душ. Он сходит с ума. Трагичный финал показывает, что миру грозит беда, если мы не изменимся. Никакие божьи посланники нам не помогут.

Мы нашли доказательства того, что князь Мышкин-самый обычный человек, живущий по нравственным законам, человек, не лишённый чувств, страхов, переживаний, способный на обдуманные поступки. Его высказывания о вере, дружбе, любви и жизни говорят, что нужно просто жить правильно, в гармонии с самим собой, а от болезни, страданий, разочарований никто не застрахован.






Список используемой литературы и источников

  1. Идиот [роман] / Федор Михайлович Достоевский. – Москва: Издательство АСТ, 2018.

  2. Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и воступающих в вузы. / А. Н. Архангельский, А. Л. Безносов, В. А. Воропаев и др. – М.: Дрофа 2000

  3. Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2021/01/kritika-idiot-dostoevskij-otzyvy-sovremennikov.html

  4. https://multiurok.ru/files/khristianskie-motivy-v-romane-f-m-dostoevskogo-idi.html

  5. Положительно прекрасный человек (Тайна князя Мышкина)

Статья от 24. 11.2007















Приложение 1


Отношение

Цитата

Комментарий

К жизни

«что, если бы воротить жизнь — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую минуту бы счетом обсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!»

Мышкин относится к жизни с энтузиазмом, когда кажется что болезнь отнимает его силы, он все равно видит лишь лучшие стороны. Страдания других людей вынуждают страдать и его, но может благодаря этому он живет в стремлении выбраться, в стремлении помочь выбраться и другим

К дружбе

К детям «ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей? От детей ничего не надо утаивать, под предлогом что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может чрезвычайно важный совет.»

К Рогожину «я тебя успокоить пришел, потому что и ты мне дорог. Я очень тебя люблю, Парфен. А теперь уйду и никогда не приду.»

Мышкину все были друзья, но думаю можно выделить его особенное отношение к детям. Он считал что с ними надо общаться как бы на равных и ничего не скрывать, т.к они все понимают и может больше чем взрослый человек. Своей невинностью или скорее наивностью князь сам напоминал ребенка, потому незрелые умы доверяли ему, а он в свою очередь им.

К Рогожину, не смотря на его пороки, князь относился с братской любовью. В подтверждение этому они обменялись крестами. Мышкин искренни желает счастье своему другу и не собирается с ним соперничать

К Богу

« а вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, всякий раз, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и бога радость, всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится». Это мне баба сказала почти этими же словами и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть все понятие о боге, как о нашем родном отце и о радости бога на человека, как отца на свое родное дитя, - главнейшая мысль Христова!... Слушай, Парфен, ты давеча спросил меня, вот мой ответ: сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить. Но главное то, что всего яснее и скорее на русском сердце это заметишь, и вот мое заключение! Это одно из первых моих убеждений, которые я из нашей России выношу.»


Высказывание простой русской женщины так вдохновило князя из него он делает свое первое умозаключение. Тема веры для него безгранична и всегда будет безгранична. О Боге он говорит как о родном отце, что простит любой порок, возможно не осознанно принимая на себя эти качества.

К любви

«я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее не любовью люблю, а жалостью. Я думаю, что это я точно определяю.»


Мышкин не нашел дамы сердца, потому что просто ее не искал, ни это важно ему. Даже встречая, не пережил как «встречу». В Настасье Филипповне он видит лишь несчастную и по своему обыкновению стремиться ей помочь







11. Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) — поэт, член Императорской Академии, тайный советник.

22.Дмитрий Дмитриевич Минаев—русский поэт-сатирик и переводчик, журналист, критик.


33. Виктор Петрович Буренин— русский театральный и литературный критик, публицист, поэт-сатирик, драматург.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Марина Александровна

Дата: 06.05.2023

Номер свидетельства: 630941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства