kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КЛАСТЕРЫ, СИМВОЛЫ, ТАБЛИЦЫ, КАРТОЧКИ как средство осмысления идейно-тематической направленности произведений художественной литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы на уроках литературы в разных классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КЛАСТЕРЫ, СИМВОЛЫ, ТАБЛИЦЫ, КАРТОЧКИ как средство осмысления идейно-тематической направленности произведений художественной литературы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12"





Авторская методическая разработка

КЛАСТЕРЫ, СИМВОЛЫ, ТАБЛИЦЫ, КАРТОЧКИ

как средство осмысления идейно-тематической направленности произведений художественной литературы.







учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны















г. Березники - 2023г.





Средством осмысления идейно-тематической направленности художественных текстов являются кластеры. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластеров позволяет учащимся развивать своё творчество, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим для стимулирования творчески мыслительной деятельности. 

Из различного вида кластеров часто использую такие, как планета и её спутники, блок-схемы.

Использование приёма кластеров на уроках литературы позволяет не только разобраться в содержании текста, но и помогает создать предпосылки для совершенствования анализа художественного текста.

Учащимся также нравится работать с разными типами заданий, отражённых в таблицах, в карточках. Привлекают внимание обучающихся и осмысление символов. Работа нелёгкая, но важная: сравнение, сопоставление, обобщение - необходимая составляющая для определения идейно-тематической направленности художественного текста. Что важнее: готовая информация, данная учителем, или добытая своим трудом?!

Осмысленное чтение невозможно, если учащиеся не умеют извлекать из художественного текста нужную информацию. Система работы с текстами (кластеры, символы, таблицы, карточки...) даёт возможность преодолеть однообразие в работе на уроке, вызывает интерес к изучаемому художественному тексту, появляется желание глубже осмыслить прочитанное, ответить на проблемные вопросы учителя, думать, размышлять, сравнивать, сопоставлять, обобщать, принимать активное участие в диалоге с учителем.









СИМВОЛЫ в рассказе А.П.Чехова "СКРИПКА РОТШИЛЬДА". 9 класс.

ЧТО НЕ ЗАМЕЧАЮТ ЛЮДИ, А ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, ЗАМЕЧАТЬ? ЭТО НЕОБХОДИМО?

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ РЕКА, ДУША, СКРИПКА?

СКРИПКА

РЕКА











ДУША





ЧАСТЬ МИРА















Какова роль этих символов?

Какие символы вы хотели бы написать в незаполненных

фигурах?

Ответить на вопросы.

1. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЕДИНЕНИЕ ФАМИЛИИ РОТШИЛЬД (богатый французский банкир) СО СЛОВОМ "СКРИПКА" ПАРАДОКСАЛЬНЫМ: ВОЗВЫШЕННОЕ ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ?

2. КАКАЯ ЗЕМЛЯ НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕКРАСНОЙ?

3. ЗАЧЕМ В МИРЕ ЛЮДЕЙ ЗВУЧИТ МУЗЫКА?

4. ЗАЧЕМ НА СВЕТЕ ТАКОЙ СТРАННЫЙ ПОРЯДОК, ЧТО ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ ДАЁТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ, ПРОХОДИТ БЕЗ ПОЛЬЗЫ?


Х.К.Андерсен. Сказка "Соловей". 5 класс.

Диктант "Проверяю себя".

1. Вставьте пропущенное прилагательное.

К самым красивым цветам были привязаны ... колокольчики.

2. Вставьте пропущенное прилагательное.

А сразу за садом начинался ... лес.

3. Где жил соловей?

4. Что любил повторять бедный рыбак каждую ночь?

5. Выберите нужный ответ. Путешественники говорили: "Вот это лучше всего!"

а) великолепный дворец б) прекрасный сад в) пение соловья

6. Вставьте нужное слово.

А поэты слагали в честь ... певца, живущего в китайском лесу на берегу синего моря, чудеснейшие стихи.

7. Что могло быть для соловья лучшей наградой от императора?

8. Что сделали одиннадцать лавочников?

9. Как повторял искусственный соловей одну и ту же песню?

10. Кому подарил китайский император золотую туфельку?

11. Почему левую сторону император считал более важной?

12. Когда соловей будет прилетать к императору: по его приказу или когда сам захочет?



Карточка №1.

Выберите правильный ответ.

1. Чему учит сказка Андерсена "Соловей"?

а) во всём видеть хорошее;

б) искать добро;

в) отличать настоящую красоту от фальшивой.



Карточка №2.

Выберите любую цитату и обоснуйте свой выбор.

Какова роль слов?


1. "Вот это лучше всего!"

2. "Уж больно простоват на вид!"

3. "Меня лучше слушать в лесу!"



Карточка №3.

Выберите любой вопрос.

1. Что является для соловья настоящим чудом?

2. Зачем в сказке Андерсена нужен образ маленькой серой птички?

3. Почему именно настоящий соловей спас китайского императора от смерти?



Карточка №4.

Запишите во второй колонке слова-антонимы.


искусственный соловей


жизнь


добрые поступки


простые люди


роскошный дворец





Карточка №5.

Ответить на вопросы.


1. Что такое милосердие?

2. Кого из героев можно назвать милосердным?

3. Можно ли сказку Андерсена "Соловей" назвать поучительной? Почему?



Карточка №6.

Дописать предложения.


Подарок японского императора - это ...


1.

2.

3.




Карточка №7.

Заполнить кластер.


это

Соловей














Карточка №8.


Я не могу жить во дворце. Я буду прилетать к тебе, когда сам захочу, и буду петь о счастливых и несчастных, о добре и зле, обо всем, что делается вокруг тебя и чего ты не знаешь. Маленькая певчая птичка летает повсюду — залетает и под крышу бедной крестьянской хижины, и в рыбачий домик, которые стоят так далеко от твоего дворца. Я буду прилетать и петь тебе!

Задание.


1. Выделите ключевые слова в тексте.


2. Что вы скажете о душевных качествах соловья?


Карточка №9.


Но обещай мне…

— Всё, что хочешь! — воскликнул император и встал с постели.

Он успел уже надеть свое императорское одеяние и прижимал к сердцу тяжелую золотую саблю.

— Обещай мне не говорить никому, что у тебя есть маленькая птичка, которая рассказывает тебе обо всем большом мире. Так дело пойдет лучше.

И соловей улетел.

Тут вошли придворные, они собрались поглядеть на умершего императора, да так и застыли на пороге.

А император сказал им:

— Здравствуйте! С добрым утром!

Задание.


1. По данному фрагменту сделайте вывод: изменился ли китайский император по своему характеру?




Карточка №10.

Ответить на вопросы.


1. Что такое истинная награда для любого человека?

2. Что такое свобода? Мог ли соловей жить во дворце императора?

Обобщение изученного.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 7 класс.

1. Заполнить таблицу по указанным разделам. Ребята работают в группах по 3 – 4 человека.

п/п

Реплики героев

Автор

реплики

Почему

Вы так

решили?

Объяснить значение

указанного слова

1

«За обиду не посмотрю и не уважу никого».



О какой обиде

идёт речь?

2

«Ваша нежба – чистое поле да добрый конь».



Смысл слова

нежба.

3

«Молитва материнская и на воде и на земле спасает».



Как характеризуется материнская

молитва?

4

«Будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт»



Значение

фразеологизма «за

пояс заткнёт».

5

«Тот добрый воин, кто и на безделье не наскучит, кто всё вытерпит».



В каком контексте

дано слово «добрый»?


Ответы: 1– Остап. 2 – 5 – Тарас Бульба.















Изучаем роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

1. Авторская позиция. Отношение к героям. Был ли счастлив Онегин?

1 - 2 главы.


Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы.

Короче, русская хандра

Им овладели понемногу...

...К жизни вовсе охладел.

...Свет решил,

Что он умён и очень мил.

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен...

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка...

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным или равнодушным!

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык

К его язвительному спору...

Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

Два дня ему казались новы

Уединённые поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья...

Хандра ждала его на страже...

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума...

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!..

Люблю я бешеную младость...

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

Ив голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Но был ли счастлив мой Евгений?

Нет: рано чувства в нём остыли

Ему наскучил света шум.

С Онегиным желал сердечно

Знакомство покороче свесть.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны...

И скоро стали неразлучны.

Изучаем роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

1. Сёстры Ларины. Авторская позиция. Кто из сестёр симпатичен автору?

2 глава.

Ольга

Татьяна

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет: он очень мил.

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.


"Неужто ты влюблён в меньшую?"-

"А что?" - "Я выбрал бы другую,

В чертах у Ольги жизни нет...

Кругла, красна лицом она,

Как эта круглая луна

На этом глупом небосклоне".

Её сестра звалась Татьяна...

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.


Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама , в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Вопросы.


Отношение автора, Онегина к Ольге.

Чем Ольга отличается от Татьяны?

Что преобладает в характере Ольги?

Почему Ольгу мы не видим на лоне природы?

Можно ли Ольгу назвать легкомысленной?

Любит ли она Владимира Ленского?

Задумчивость, её подруга

От самых колыбельных дней

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Ей скучен был и звонкий смех,

И шум их ветреных утех.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

...Открылись очи;

Она сказала: это он!

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою...

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

За что ж виновнее Татьяна?

За то, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то, что любит без искусства...

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя.

Письмо Татьяны предо мною

его я свято берегу...



К.Г.Паустовский. "Повесть о жизни". Литературный диктант.

1) Как называется автобиографическое произведение К.Паустовского?

"Повесть о жизни".

2) Как звали сестру героя?

Галя.

3) В каком городе произошла встреча героя с гардемарином?

В Киеве.


4) Кто такой гардемарин?


5) На каком море отдыхал мальчик со своей семьёй?

На Чёрном море.

6) Кем является по национальности лодочник Анастас?

Греком.


7) Кто сказал: "Теперь он у вас солёный, мадам. Уже имеет к морю привычку?

Анастас.

8) Когда началось у героя увлечение Лермонтовым, абреками?

После посещения Кавказа.

9) Почему герой с благодарностью вспоминал о своих детских увлечениях?

Они научили его многому.

10) Кто назвал горы раем?

Извозчик.




Вопросы.

1) Важен ли эпизод встречи героя с гардемарином? Почему? 2) Какая мечта всецело овладела героем? Сбылась ли его мечта? А о чём вы мечтаете с детства? 3) Какую роль в жизни героя сыграл Кавказ? Почему для него Кавказ был раем? Есть ли в вашей жизни такой незабываемый уголок? Расскажите о нём.

Прочитайте внимательно фрагменты из "Повести о жизни" К.Г.Паустовского и определите тему и основную мысль сказанного.

п/п

Фрагменты

Вопросы. Задания.

1

Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далёкие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стёклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.

Определите смысл выделенного предложения. Как помогает оно определить внутренний мир героя?

2

Я рвался к морю.


Подберите синоним к слову "рвался".

3

Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережье океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.

Как определяют глаголы "просиживал", "рассматривал","выискивал" внутренний мир героя?

4

Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: "Полярная звезда", "Вальтер Скотт", "Хинган", "Сириус". Список этот разбухал с каждым днём. Я был владельцем самого большого флота в мире.

Почему герой был владельцем самого большого флота в мире?

5

Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили.

Определите роль удивительных рейсов его пароходов.

6

Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдалённое касательство к морю.


Находился ли герой во власти моря?

7

Море после Геленджика не потеряло для меня своей прелести. Он сделался только более простым и тем самым более прекрасным, чем в моих нарядных мечтах.


Почему море осталось для героя по-прежнему прелестным уголком?

Какую роль играло море в жизнь героя? А вы любите море?

Ярко, образно сформулируйте мысль. Мир героя - это ...





             


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нуриахметова Рузиля Мунавировна

Дата: 09.05.2023

Номер свидетельства: 631031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства