kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика технологии ценностно-смыслового освоения текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная  статья поможет учителям литературе при подготовке к урокам и семинарам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика технологии ценностно-смыслового освоения текста»

Автором статьи является студентка 1 курса МП ЛО

Перфильева А.А.

Руководитель: Романов И.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОСВОЕНИЯ ТЕКСТА


Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина, направлено на обретение свободы общения с искусством слова и формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающегося. В государственном стандарте основного общего образования указано, что учащийся должен овладеть «процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [3].

По мнению Т.И. Фисенко, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося. Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры и средство обретения культурной компетентности личности [4].

Учитывая положения Стандарта и мнения ученых, можно увидеть взаимосвязь смыслового чтения и ценностно-смысловых личностных качеств. Отсюда интересным будет являться рассмотрение такое современной технологии обучения как технология ценностно-смыслового освоения текста. Характеристике данной технологии и посвящена настоящая статья.

Анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что понятие «технология ценностно-смыслового освоения текста» является достаточно новой в современной российской системе образования. В отношении сущности данной технологии нам удалось обнаружить лишь научное исследование О.Н. Яковлевой, посвященное технологии ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах.

О.Н. Яковлева дает следующее определение данной технологии: «Технология ценностно-смыслового освоения фольклора представляет собой определенную систему педагогических действий, направленных на создание необходимой образовательной среды и обеспечивающей эффективность и результативность овладения учащимися ценностным содержанием устного народного творчества» [5, с. 46]. Автор считает, что данная технология особенно актуальна в процессе обучения старшеклассников, так как именно для старшего возраста характерно стремление к познанию теоретических вопросов и различных ценностно-смысловых категорий.

По мнению О.Н. Яковлевой, особенность реализации рассматриваемой технологии в процессе обучения заключается в ярко выраженной ценностной направленности каждого занятия, которую, с одной стороны, обеспечивает специально отобранное содержание и последовательность этапов работы с ним, с другой - выбор методов и методических приёмов, ориентированных на раскрытие и понимание глубинных основ фольклорного текста. 

Более распространенным понятием в педагогической науке и практике является понятие «смысловое (продуктивное) чтение». Именно данному виду чтения посвящено значительное количество работ ученых-исследователей и практиков. Смысловое (продуктивное) чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

- осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;

- извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание [2]. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Учитывая преемственность стандартов НОО и ООО, группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению, можно представить следующим образом:

Рис. Метапредметные результаты, относящиеся к смысловому чтению


В контексте понимания технологии ценностно-смыслового освоения текста необходимо отметить тот факт, что, согласно исследованиям ученых, при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

По нашему мнению, каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Чтобы помочь учащемуся овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» учеными был разработан стратегиальный подход.

Стратегии смыслового чтения – это различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией» [2, с. 59]. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Представляя характеристику технологии ценностно-смыслового освоения текста, мы посчитали возможным, опираясь на исследования ученых, сопоставить стратегии смыслового чтения с некоторыми приемами, которые, по нашему мнению, будут обеспечивать ценностно-смысловое понимание текста на всех этапах – до чтения, во время чтения и после чтения. Отразим данные приемы в ниже следующей таблице.

Таблица

Приемы технологии ценностно-смыслового освоения текста

Стратегии смыслового чтения

Приемы

(по Н. Сметанниковой)

Приемы (по Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко)

1. Стратегии предтекстовой деятельности (постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация опыта и имеющихся знаний, создание мотивации к чтению)

Мозговой штурм

Ориентиры предвосхищения содержания текста

Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы

Глоссарий

Рассечение вопроса

Работа с эпиграфом

Учить видеть слово

Анализ заголовка текста до начала чтения


Стратегии развития словаря

Обзор словаря

Аналогия

Постепенная догадка по контексту

2. Стратегии текстовой деятельности

Чтение вслух

Чтение про себя с вопросами

Чтение с остановками

Чтение про себя с пометками

Объяснение смысла текста

Ответы на вопросы по тексту

Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Диалог с текстом

Прогнозирование

Выделение главной мысли текста

3. Стратегии послетекстовой деятельности

Отношения между вопросом и ответом

Вопросы после текста

Тайм-аут

Проверочный лист

План

Составление рисунков, таблиц, опорных схем по текстам

Пересказ

Конспект

4. Стратегии компрессии текста

Аннотация – краткий пересказ – пересказ

5. Общеучебные стратегии

Знаю – Хочу знать – Узнал

Граф-схемы «Кольца Венна»


Таким образом, под ценностно-смысловым освоением текста мы понимаем конкретную систему умений, которой может и должен овладеть каждый школьник.

Отсюда под технологией ценностно-смыслового освоения текста мы будем понимать (опираясь на определение О.Н. Яковлевой) определенную систему педагогических действий, направленных на создание необходимой образовательной среды и обеспечивающей эффективность и результативность овладения школьниками ценностным содержанием прочитанного текста. Наше дальнейшее исследование предполагает применение данной технологии при изучении школьниками произведений о Великой Отечественной войне на примере лирики П. Когана, Ю. Друниной и Р. Гамзатова.


Литература:

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991. – 156 с.

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - М.: Баласс, 2011. – 118 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения 25.03.2017)

4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kreativ-didaktika.ru/ (дата обращения 25.03.2017)

5. Яковлева О.Н. Технология ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2012. - №6. – С. 46-52.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Характеристика технологии ценностно-смыслового освоения текста

Автор: Перфильева Анна Александровна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства