Просмотр содержимого документа
«Характеристика технологии ценностно-смыслового освоения текста»
Автором статьи является студентка 1 курса МП ЛО
Перфильева А.А.
Руководитель: Романов И.А.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОСВОЕНИЯ ТЕКСТА
Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина, направлено на обретение свободы общения с искусством слова и формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающегося. В государственном стандарте основного общего образования указано, что учащийся должен овладеть «процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [3].
По мнению Т.И. Фисенко, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося. Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры и средство обретения культурной компетентности личности [4].
Учитывая положения Стандарта и мнения ученых, можно увидеть взаимосвязь смыслового чтения и ценностно-смысловых личностных качеств. Отсюда интересным будет являться рассмотрение такое современной технологии обучения как технология ценностно-смыслового освоения текста. Характеристике данной технологии и посвящена настоящая статья.
Анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что понятие «технология ценностно-смыслового освоения текста» является достаточно новой в современной российской системе образования. В отношении сущности данной технологии нам удалось обнаружить лишь научное исследование О.Н. Яковлевой, посвященное технологии ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах.
О.Н. Яковлева дает следующее определение данной технологии: «Технология ценностно-смыслового освоения фольклора представляет собой определенную систему педагогических действий, направленных на создание необходимой образовательной среды и обеспечивающей эффективность и результативность овладения учащимися ценностным содержанием устного народного творчества» [5, с. 46]. Автор считает, что данная технология особенно актуальна в процессе обучения старшеклассников, так как именно для старшего возраста характерно стремление к познанию теоретических вопросов и различных ценностно-смысловых категорий.
По мнению О.Н. Яковлевой, особенность реализации рассматриваемой технологии в процессе обучения заключается в ярко выраженной ценностной направленности каждого занятия, которую, с одной стороны, обеспечивает специально отобранное содержание и последовательность этапов работы с ним, с другой - выбор методов и методических приёмов, ориентированных на раскрытие и понимание глубинных основ фольклорного текста.
Более распространенным понятием в педагогической науке и практике является понятие «смысловое (продуктивное) чтение». Именно данному виду чтения посвящено значительное количество работ ученых-исследователей и практиков. Смысловое (продуктивное) чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
- извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание [2]. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
Учитывая преемственность стандартов НОО и ООО, группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению, можно представить следующим образом:
Рис. Метапредметные результаты, относящиеся к смысловому чтению
В контексте понимания технологии ценностно-смыслового освоения текста необходимо отметить тот факт, что, согласно исследованиям ученых, при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
По нашему мнению, каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Чтобы помочь учащемуся овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» учеными был разработан стратегиальный подход.
Стратегии смыслового чтения – это различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией» [2, с. 59]. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Представляя характеристику технологии ценностно-смыслового освоения текста, мы посчитали возможным, опираясь на исследования ученых, сопоставить стратегии смыслового чтения с некоторыми приемами, которые, по нашему мнению, будут обеспечивать ценностно-смысловое понимание текста на всех этапах – до чтения, во время чтения и после чтения. Отразим данные приемы в ниже следующей таблице.
Таблица
Приемы технологии ценностно-смыслового освоения текста
Стратегии смыслового чтения
Приемы
(по Н. Сметанниковой)
Приемы (по Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко)
1. Стратегии предтекстовой деятельности (постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация опыта и имеющихся знаний, создание мотивации к чтению)
Мозговой штурм
Ориентиры предвосхищения содержания текста
Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы
Глоссарий
Рассечение вопроса
Работа с эпиграфом
Учить видеть слово
Анализ заголовка текста до начала чтения
Стратегии развития словаря
Обзор словаря
Аналогия
Постепенная догадка по контексту
2. Стратегии текстовой деятельности
Чтение вслух
Чтение про себя с вопросами
Чтение с остановками
Чтение про себя с пометками
Объяснение смысла текста
Ответы на вопросы по тексту
Самостоятельная постановка вопросов к тексту
Диалог с текстом
Прогнозирование
Выделение главной мысли текста
3. Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом
Вопросы после текста
Тайм-аут
Проверочный лист
План
Составление рисунков, таблиц, опорных схем по текстам
Пересказ
Конспект
4. Стратегии компрессии текста
Аннотация – краткий пересказ – пересказ
5. Общеучебные стратегии
Знаю – Хочу знать – Узнал
Граф-схемы «Кольца Венна»
Таким образом, под ценностно-смысловым освоением текста мы понимаем конкретную систему умений, которой может и должен овладеть каждый школьник.
Отсюда под технологией ценностно-смыслового освоения текста мы будем понимать (опираясь на определение О.Н. Яковлевой) определенную систему педагогических действий, направленных на создание необходимой образовательной среды и обеспечивающей эффективность и результативность овладения школьниками ценностным содержанием прочитанного текста. Наше дальнейшее исследование предполагает применение данной технологии при изучении школьниками произведений о Великой Отечественной войне на примере лирики П. Когана, Ю. Друниной и Р. Гамзатова.
Литература:
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991. – 156 с.
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - М.: Баласс, 2011. – 118 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения 25.03.2017)
4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kreativ-didaktika.ru/ (дата обращения 25.03.2017)
5. Яковлева О.Н. Технология ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2012. - №6. – С. 46-52.