kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кавказский период в творчестве С.А. Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа отражает Кавказский период жизни и творчества С.А. Есенина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кавказ в творчестве Есенина»


РЫБНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рыбновская средняя

общеобразовательная школа №3


391110г. Рыбное Рязанской обл. ул. Новосельская д. 17

Тел./ факс (49137) 5-15-66















Литературно-творческий проект


Кавказский период

в творчестве

С. Есенина





Выполнила:

Костикова Виктория

Руководитель:

Синицина Т.В.

Актуальность проекта.

Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование универсального умения решать возникающие проблемы.

Одним из методов формирования и развития самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет изучение своего края. С Рязанью связаны многие известные имена. Среди них литераторы Я. Полонский, К. Паустовский, С. Есенин и др. Творчество Сергея Есенина, как показывает практика, всегда вызывает у учащихся живой отклик.

Цели проекта:

  • Обучающая:

-углубление знаний по теории литературы, краеведению;

-формирование умений и способностей работать самостоятельно по теме;

-формирование навыков исследовательской деятельности, речевых умений.

Воспитательная:

-воспитание патриотизма, любви к своему краю, природе;

-воспитание эстетического вкуса.

  • Развивающая:

-развитие творческого потенциала учащегося;

-развитие умения самостоятельно работать с литературой, расширение кругозора.







Содержание проекта

Предметы: литература, краеведение.

Возраст учащегося: 14 лет (8 класс).

Режим работы: внеурочный.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

-Экскурсии в Государственный музей-заповедник С. Есенина;

-библиотеки города;

-ресурсы Интернета.



Требования к участнице проекта:

-владение устной и письменной речью;

-владение определенными знаниями по теории литературы;

-коммуникативные умения;

-умение работать с дополнительной литературой;

-устойчивая мотивация к познанию, работе.



Основные типологические характеристики проекта

Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

Предметно-содержательная область: монопроект.

Характер контактов: индивидуальный.

Количество учащихся: 1ученица.

Продолжительность: длительный (в течение четверти).





Этапы работы над проектом:

  • 1 этап. Подготовительный.

Учащуюся заинтересовал вопрос: «Какой период в творчестве С. Есенина был самым продуктивным»?

Проектировщиком и исполнителем стала:

Мартынова Юлия.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Синицина Т. В.

  • 2 этап. Разработка проекта.

Для формулировки и обсуждение проекта состоялась встреча исполнителя проекта с руководителем. Имея опыт работы в Государственном музее-заповеднике С. Есенина, Синицина Т.В. поделилась своими знаниями по данной теме, акцентировала внимание на базовые произведения по данной теме. Составили рабочий план проекта по теме: «Кавказский период в творчестве С. Есенина».

  • 3 этап. Реализация проекта.

На этапе реализации проекта участница изучала жизнь и творчество Есенина, посетила музей С. Есенина, где прослушала экскурсии по музейным экспозициям, в том числе о кавказском периоде творчества. Встречалась с научным сотрудником музея Есенина…… Проектировщицей была проведена кропотливая работа по сбору материала по теме.

  • 4 этап. Итоги проектной деятельности.

Исполнительница проекта представила свою работу на школьной конференции «Шаг в будущее», продемонстрировав компьютерную презентацию.











Просматривая сборник стихотворений Сергея Есенина, я обратила внимание на большое количество произведений, датируемых 1924 - 1925 годами. Меня заинтересовал этот творческий период жизни поэта. В эти годы Есенин неоднократно посещал Кавказ. Эта плодотворная пора творчества поэта исследователями названа по-пушкински - «болдинской осенью». На Кавказе Есенин написал цикл «Персидские мотивы», «маленькие поэмы»: «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо деду», «Ответ», «Стансы», «Метель», «Весна», «На Кавказе», «Поэтам Грузии», «Баллада о двадцати шести», поэма «Цветы»; здесь будет создана лучшая, «вершинная» поэма – «Анна Снегина». В Баку, Тифлисе, Батуме Есенин впервые опубликует двадцать семь своих новых произведений.

Основные цели моей работы:

  • познакомиться с Кавказским периодом лирики С. Есенина;

  • проанализировать условия его творческого подъема.

Несколько лет Сергей Есенин мечтал о поездке на Кавказ и в Персию. Но долгое время эта поездка не могла состояться. Весной 1924 года произошло его знакомство с Петром Чагиным, который пригласил поэта на Кавказ. 19 сентября 1924 года, накануне дня памяти 26 бакинских комиссаров, поэт приезжает в Баку, останавливается в гостинице «Новая Европа» и заходит в гости к Чагину, который был в то время вторым секретарем компартии Азербайджана, а так же редактором газеты «Бакинский рабочий». Есенина взволновала тема гибели 26 комиссаров, и он написал по этому поводу стихи. 22 сентября в «Бакинском рабочем» была напечатана «Баллада о двадцати шести». Это было первое произведение Есенина, написанное и изданное на Кавказе.

В Персию советские власти Есенина не отпустили, боясь, что его постигнет участь Грибоедова. Тогда Сергей Киров предложил создать поэту иллюзию Персии в Баку: «Чего не хватит – довообразит. Он же поэт, да какой!». Летом 1925 года, Чагин перевез Есенина на дачу в Мардакянах. Бывшая летняя резиденция нефтяного миллионера Муртузы Мухтарова с ее оригинальной системой сообщающихся колодцев и бассейнов, уникальными архитектурными сооружениями, экзотическими растениями и животными казалась настоящим райским уголком среди безводной солончаковой степи Апшерона. Здесь поэт ненадолго обрел покой и умиротворение. «Вот и попал благодаря тебе «в обитель дальную трудов и чистых нег», - говорил он С. Толстой, цитируя А.С. Пушкина. Усилия друга оказались ненапрасными – в Мардакянах С.А. Есенина завершил свой знаменитый цикл стихотворений «Персидские мотивы», создал стихотворения «Каждый труд благослови, удача…», «Видно, так заведено навеки…», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Я помню, любимая, помню…», «Жизнь – обман с чарующей тоскою…» и др.

Для Есенина Кавказ оказался новым источником вдохновения. В отдалении поэту пришлось много передумать, в нем происходила сильная борьба за окончательное поэтическое самоутверждение. Он чувствовал наплыв новых тем, в эту пору поэт кончил свои крестьянские и деревенские напевы, расставался со старым своим деревенским миром, чтобы перейти к большой «эпической теме». В Батуме поэт ведет «тихую, келейную жизнь», вечерами ходит в театр или в ресторан. «Несомненно, пребывание на Кавказе благотворно на него влияет и физически, и духовно. Он оторвался от московской богемы, окунулся в трудовую стихию промышленного Баку, подышал чистым воздухом солнечной Грузии, отдыхал на берегу моря в Батуме.»

Улеглась моя былая рана —

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

На Кавказе Есенин встретился со знаменитыми поэтами, многие стали его друзьями. В редакции газеты «Заря Востока» поэт читает «Песнь о великом походе», «Возвращение на родину» и встречается с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Шалве Апхаидзе. С журналистом «Зари Востока» Вержбицким у Есенина завязалась дружба, и поэт переехал к нему на квартиру. В свободное время Вержбицкий знакомил Есенина с древними памятными местами Тифлиса, рассказывал о грузинских обрядах, традициях и обычаях, знакомил с горожанами. У него на квартире Есенин встречался с грузинскими поэтами, художником И.Г. Рыженко, донским казаком В.П. Поповым и др. Вместе с журналистом Есенин в ноябре 1924 года посетил коллектор для беспризорников в Авлабаре. По вопросу устройства беспризорников С.А. Есенин посещает председателя Закавказского ЦИКа Миху Цхакая и пишет стихотворение «Русь бесприютная».

Мальчишки лет семи-восьми

Снуют средь штатов без призора.

Бестелыми корявыми костьми

Они нам знак

Тяжелого укора.

Время пребывания С.А. Есенина в Тифлисе изобиловало встречами с читателями, с молодыми литераторами, с рабочими, журналистами. Поэт участвовал в праздновании Международного юношеского дня в Тифлисе, выступал на литературном вечере в клубе совработников Тифлиса, посещал с чтением своих стихотворений Тифлисскую пехотную школу.

В Батуме состоялось знакомство поэта с Ш.Н. Тальян. «Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком». О характере их отношений мало известно, но уже через два дня после их знакомства Есенин написал стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» - честь, которой удостаивались весьма немногие женщины.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Есенин вспоминал Шаганэ и в 6 стихотворениях из 15, вошедших в цикл «Персидские мотивы». Я узнала, что первый директор Музея-заповедника С. Есенина в селе Константиново вел переписку с Шагандухт Тальян, приезжал к ней в Ереван, а она посетила родину Есенина.

Вскоре после приезда поэт поселился у Льва Повицкого в небольшом домике, окружённом садом, недалеко от моря. Повицкий всячески ограждал его от назойливых посетителей и сомнительных друзей и тем самым создавал поэту условия для плодотворного творчества. Письма Есенина того периода подтверждают немалую заслугу Л.И. Повицкого в том, что батумский период стал «болдинской осенью» поэта. Он создал здесь такие произведения как, «Анна Снегина», «Цветы», «Капитан земли», «Батум», «Метель», «Весна», часть цикла «Персидские мотивы».

Есенин в Баку стал посещать мастерскую скульптора С.Д. Эрьзи. Художник И.Е. Бобровицкий писал, что Эрьзя с журналистами «Бакинского рабочего» бывал и у Есенина в Мардакянах, где отдыхал поэт в 1925 году. Их многое сближало: по словам С. Кошечкина, «тот и другой смотрели на мир художническим взглядом, вместе с народом радовались и печалились». «Чувство Родины - основное в моем творчестве», - утверждал С.Есенин. «Я работаю для своего народа», - говорил С. Эрьзя. Знаменательны были также встречи Есенина с С.М. Кировым и М.В. Фрунзе, происходившие в Баку.

Трудно представить то волнение, которое испытал Есенин, когда держал в руках рукопись только что оконченной поэмы "Анна Снегина", на последней странице которой была обозначена дата её рождения: "Январь 1925. Батум". Поэма была напечатана в четвертом номере "Красной нови" за 1925 год. "Радостный, он пришёл ко мне с номером журнала, ещё пахнущим типографской краской, - вспоминает жена поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина. - Раскрыл журнал и начал читать. И прочитал... всю поэму. Я сидела не шелохнувшись. Как он читал!». В основу «Сорокоуста» лег эпизод, описанный Есениным в письме к Е. И. Лившиц от 11-12 августа 1920 г.: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...».

Изучив произведения, написанные Есениным во время кавказского периода, я поняла - о чем бы и о ком бы ни пел поэт: о Хороссане или Ширазе, о Шаганэ или Лале, о Саади или Хайями, о цветочных чащах или ветре, - он всегда будет вспоминать родину, тосковать по ней, и это слышится во многих строчках:

Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак,

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк.

«Улеглась моя былая рана…»

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли.

«Шаганэ, ты моя Шаганэ!...»

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

«Письмо матери»































Просмотр содержимого презентации
«Кавказ_в_жизни_Есенина»

Выполнила ученица 8 «Б» класса Мартынова Юлия Научный руководитель Синицина Т. В.

Выполнила ученица 8 «Б» класса

Мартынова Юлия

Научный руководитель

Синицина Т. В.

познакомиться с Кавказским периодом лирики С. Есенина;  проанализировать условия его творческого подъема.
  • познакомиться с Кавказским периодом лирики С. Есенина;
  • проанализировать условия его творческого подъема.
Долгожданная поездка Сергея Есенина на Кавказ осуществлена благодаря верному другу, Петру Чагину.

Долгожданная поездка Сергея Есенина на Кавказ осуществлена благодаря верному другу, Петру Чагину.

«Одна отрада мне – Чтобы не было на свете Лучше милой Шаганэ.»

«Одна отрада мне –

Чтобы не было на свете

Лучше милой Шаганэ.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кавказский период в творчестве С.А. Есенина

Автор: Костикова Виктория

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства