kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение языка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение языка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

   Будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов.

                                   М.Горький

 

         Работа над языком подразделяется на два этапа:

  1. Изучение образов и идейного содержания произведения с помощью анализа его языка.
  2. Обобщение накопленных  в течение первого  этапа работы  знаний по языку данного произведения.

Приступая к изучению произведения, нужно определить, где и когда необходимо использовать анализ языка для раскрытия идейной стороны романа и на какие особенности его при этом необходимо указать. Я придерживаюсь следующего плана:

I. Анализ речи персонажей.

1.   Речь Базарова:

а) народная основа, использование в его речи пословиц и поговорок;

б) точность и ясность языка;

в) использование   профессиональной   лексики,   ее   необходимость   и   историческая

обусловленность.

2.   Речь Павла Петровича Кирсанова:

а) нарочитая витиеватость и изысканность;

б) употребление слов и выражений, ирония и грубость в речи;

в) элементы иностранного языка.

П. Анализ языка автора.

1. Богатство символов в авторских ремарках, сопровождающих речь действующих лиц.

2.   Эпитеты в языке Тургенева:

а) меткость и выразительность эпитетов при описании внешности героев и картин природы; употребление в роли эпитетов различных частей речи - прилагательных, существительных, наречий;

б) использование многосложных определений при описании быта героев и  окружающей их природы.

3.   Роль сравнений в описании действующих лиц.

4.   Ясность и соразмерность в построении фразы Тургенева.

5. Лирическая теплота в описании положительных героев и картин природы.

6.   Ирония автора в описании жизни отрицательных героев.

         Тургенев является продолжателем Пушкина в создании русского литературного языка. Пушкинское начало прежде всего проявилось в точности и выразительности слова у Тургенева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение языка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (из опыта работы). »



Изучение языка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов.

М.Горький


Работа над языком подразделяется на два этапа:

  1. Изучение образов и идейного содержания произведения с помощью анализа его языка.

  2. Обобщение накопленных в течение первого этапа работы знаний по языку данного произведения.

Приступая к изучению произведения, нужно определить, где и когда необходимо использовать анализ языка для раскрытия идейной стороны романа и на какие особенности его при этом необходимо указать. Я придерживаюсь следующего плана:

I. Анализ речи персонажей.

1. Речь Базарова:

а) народная основа, использование в его речи пословиц и поговорок;

б) точность и ясность языка;

в) использование профессиональной лексики, ее необходимость и историческая

обусловленность.

2. Речь Павла Петровича Кирсанова:

а) нарочитая витиеватость и изысканность;

б) употребление слов и выражений, ирония и грубость в речи;

в) элементы иностранного языка.

П. Анализ языка автора.

1. Богатство символов в авторских ремарках, сопровождающих речь действующих лиц.

2. Эпитеты в языке Тургенева:

а) меткость и выразительность эпитетов при описании внешности героев и картин природы; употребление в роли эпитетов различных частей речи - прилагательных, существительных, наречий;

б) использование многосложных определений при описании быта героев и окружающей их природы.

3. Роль сравнений в описании действующих лиц.

4. Ясность и соразмерность в построении фразы Тургенева.

5. Лирическая теплота в описании положительных героев и картин природы.

6. Ирония автора в описании жизни отрицательных героев.

Тургенев является продолжателем Пушкина в создании русского литературного языка. Пушкинское начало прежде всего проявилось в точности и выразительности слова у Тургенева. Это мы можем наблюдать уже на первом уроке. В классе читается отрывок из III главы со слов «Места, по которым они проехали...» до слов «...Как исполнить? Как приступить?»

Учащимся предлагается перечислить предметы, какие попадались Аркадию и Базарову на пути к имению. Делаем запись на доске:


Поля

леса

овраги

речки

пруды

небольшие

крошечные

небольшие

Усеянные редким кустарниками

с обрытыми берегами

с худыми плотинами



Деревеньки

сарайчики

гумно

церкви

с низенькими

избенками

покривившиеся

опустелые

с обвалившейся штукатуркой


Мужики

ракиты

лошади

коровы

обтерханные

с ободранной корой

плохие

исхудалые, шершавые


Слова показывают наблюдения Тургенева над различными сторонами жизни России: над природой, крестьянами, их хозяйством. Состояние выражено в метких определениях, которые учащиеся выбирают и подписывают под словами. Тургенев показал картину разорения крепостной деревни, ее обнищание, упадок крестьянского хозяйства. Обращаю внимание на особенность определений: среди них много несогласованных, выраженных существительными, и согласованных определений.

Анализируя изменившиеся отношения между господами и помещиками, указываем на выразительность глаголов. В двух предложениях ясно Тургенев показал, что крестьяне и дворовые не проявляют теперь прежнего раболепия перед господами: раньше встречали господ толпой, которая «дружно высыпала на крыльцо», теперь вместо этого показалась только одна девочка лет двенадцати, которая, видимо, выбежала из любопытства и то на минутку.

Так, обращаясь к языку, как средству выражения идей автора, настраиваю учащихся на вдумчивое и внимательное отношение к нему в дальнейшей работе.

Приступая к анализу того или иного образа романа, необходимо уяснить, какое отношение к данному герою нужно вызвать у учащихся. При изучении образа Базарова ставлю целью показать исключительную талантливость Тургенева в изображении этой сложной натуры. Чтобы создать сразу определенное впечатление о Базарове, я прибегаю к рассмотрению высказываний других действующих лиц о нем. Для этого дается задание: найти и выписать из глав XVIII, XXII отзывы о нем Одинцовой, Аркадия и его отца, а также отметить места, где рисуется портрет Базарова, указать, какие определения отражают внутренний облик героя. Читаются эти определения: чудесный малый, человек из числа необыкновенных, один из самых замечательных людей, его ждет великая будущность, подобных людей не приходится мерить обыкновенным аршином, бескорыстный, честный человек. Все определения говорят: перед нами человек незаурядного ума, благородства, выдающийся общественный деятель в будущем.

Сам Тургенев в конце романа определил Базарова как страстное, успешное, бунтующее сердце. Ту же меткость определений отмечаем и при описании портрета Базарова: обнаженная красная рука, ленивый, но мужественный голос, спокойная улыбка, зеленоватые глаза, бакенбарды песочного цвета, теплые белокурые волосы. Они создают впечатление одновременно и демократической внешности героя и умного, уверенного в себе человека.

Далее даю задание:

1. Из главы X выписать слова, которыми Базаров характеризует действия либералов и свои собственные.

2. Из глав X, XIX, XX выписать народные пословицы и просторечные слова, которые употребляет в своей речи Базаров.

3. Выписать афоризмы из речи Базарова:

  • Бедность, говорят, не порок.

  • От копеечной свечки, вы знаете, Москва сгорела.

  • Бабушка надвое сказала.

  • Мертвый живому не товарищ.

  • Не богом же, в самом деле, горшки обжигать.

  • Аза в глаза не видели.

  • Чем бы дитя не тешилось и т.д.

Употребление пословиц говорит о близости Базарова к народу. В некоторых Базаров вставляет вводные слова, благодаря которым, эти пословицы становятся в его речи более живыми, действенными.

Далее рассматриваем слова просторечные: хвостом вилять не стану, обломаю дел много, рассиропиться, огорошило, размазня, плюхнуть, ан нет, напичкал, олухи, брюха не отрастил, чепуха ей-ей, туда и дорога, падуют, баста и т.д. Эти слова не только говорят о близости его языка с народным, но и том, что Базаров - боец, речь которого - оружие в идейной борьбе, поэтому она лаконична, четка, страстна, иногда грубовата.

Он объясняет Аркадию разницу между своей и дворянской манерой говорить: «Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись».

Разящая сила речи борца показана в его метких, уничтожающих характеристиках дворян: Павел Петрович - уездный аристократ, архаическое явление; Николай Петрович - божья коровка, отставной человек; Аркадий - размазня, нежная душа, птенчик, мяконький либеральный барин. Афоризмы говорят об остроте его ума:

«Рафаэль гроша медного не стоит»

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Несмотря на то, что Базаров делает резкие выпады против врагов, в его речи нет ни родного слова, грубо звучащего, оскорбляющего слух. Очень интересно сравнить слова, которыми характеризуются действия дворян - либералов: «Сидите сложа руки, воображаете себя молодыми, благородное кипение, благородное смирение, уважаете себя», со словами, которые характеризуют самого Базарова: «Нам других ломать надо, мы драться хотим, мы отрицаем, мы действуем в силу того, что признаем полезным, надо место расчистить, хочется с людьми возиться, думал: дел обломаю много». Одни глаголы обозначают пассивные действия, а другие указывают на активные действия. Большинство глаголов употреблено с местоимением МЫ, говорящим о том, что Базаров не считает себя борцом - одиночкой, таких не так уж мало. И свою жизнь неслучайно называет горькой, терпкой (требующей терпения), бобыльной (один такой). Базаров хорошо владеет оружием иронии (высмеивая дворян), хотя и в ней нет грубости.

Учащиеся выполняют самостоятельно следующие задания:

1. Выписать слова из речи Павла Петровича, придающие ей высокопарность (гл. X), и сцены вызова на дуэль.

2. Выписать названия предметов обстановки кабинета Павла Петровича и определения к ним.

3. Найти в главе X (спор Кирсанова с Базаровым) синонимы к слову «сказал».

Уяснив вначале историю жизни Павла Петровича Кирсанова как типичную для светского льва, подчеркиваем, что у него нет никакой цели в жизни. Эта мысль Тургенева пронизывает и описание внешности Павла Петровича. Учащиеся отмечают, что одет изысканно, ухаживает за собой, у него модный низенький галстук, лаковые полусапожки, красивая рука с длинными розовыми ногтями, воротнички, точно каменные, весь облик изящный, породистый. Эпитеты указывают на цвет (розовые ногти, светлые черные глаза, снежная белизна рукавчика), запах (душистые усы). Описание кабинета (домашние наблюдения) (отрывок из конца VIII главы)

Учащиеся называют предметы:

Кабинет - изящный, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета;

ковер - пестрый, персидский;

мебель - ореховая, обитая темно- зеленым трипом; библиотека - из старого черного дуба;

письменный стол - великолепный, с бронзовыми статуэтками;

занавески окон - тяжелые.

Кабинет оборудован для работы, но на самом деле он им не пользуется, он думал о роскоши, о том, чтобы его деревенское жилище было похоже на столичные аристократические дома. Либеральное краснобайство хорошо подтверждается анализом его речи, здесь целый ряд «высоких слов», этакое парение мысли Павла Петровича: личность, чувство самоуважения, чувство долга, аристократу приносит логика истории, общественное здание.

Два - три предложения из речи Павла Петровича учащиеся заменяют более простыми, например, «Я должен извиниться, что мешаю вам в ваших ученых занятиях» - «Извините, что помешал вам заниматься».

Очень важно проследить реплики автора по поводу того, как держат себя Павел Петрович и Базаров во время спора. Одни указывают, как говорил Павел Петрович: «Начал Павел Петрович, и губы у него задрожали, взмахнул руками, возопил, продолжал, промолвил странно спокойным голосом повторил с ожесточением, прибавил, воскликнул с внезапным порывом, закричал, пробормотал, подхватил». Другие отмечают, как говорил Базаров: «Промолвил, продолжал, воскликнул, говорил, с невыразимым спокойствием повторил, перебил, с надменной гордостью отвечал, угрюмо повторил, произнес сквозь зубы, флегматически заметил». Отмечаем исключительное богатство синонимов у Тургенева к слову сказал (их около 20).

Заканчивая характеристику сущности либерала Кирсанова, который ничего не может сделать для России, Тургенев выражает свое мнение о нем: «Да он и был мертвец», но он не мог безучастно относиться к судьбе, т.к. это была судьба близкого ему класса, поэтому в конце звучат лирические строки: Но жить ему тяжело «тяжелей, чем он сам подозревает…» В церкви он стоит в сторонке, «задумывается, долго не шевелится, горько стиснув зубы». Мы чувствуем жалость Тургенева к человеку, лишнему и ненужному в жизни.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Изучение языка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (из опыта работы).

Автор: Войлошникова Елена Брониславовна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства