kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение языка романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание». Своеобразие портрета персонажей в романе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное исследование напрвлено на изучение и понимание языка писателя. Попытка разобраться во всех тонкостях составления психологического портрета героя романа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение языка романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание». Своеобразие портрета персонажей в романе.»

Изучение языка романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание».

Своеобразие портрета персонажей в романе.



Ф. М. Достоевский известен как писатель-реалист с могучей способностью изображать социальные явления действительности во всей их глубине, предельно обнажая психологическую сложность душевного мира людей, обнаруживая скрытые пружины их действий и поступков. Именно поэтому его произведения всегда увлекают и волнуют читателя сложно-развитым сюжетом, в котором ярко отражаются глубокие социальные и психологические конфликты, обусловленные особенностями русской жизни 60-70-х гг. XIX века.

Но не только сложностью и увлекательностью сюжета потрясает нас писатель. Достоевский обладает великим искусством найти в общенародном языке языковые и стилистические средства, соответствующие его творческому замыслу. У Достоевского очевидна установка на углубленный психологизм в обрисовке персонажей, поэтому внешнему облику героя не уделяется внимания, портрет дается лишь как побочное средство психологической характеристики образа. Это – одна из причин, почему Достоевский так «невнимателен» к внешнему портрет своего героя.
В романе «Преступление и наказание» автор обычно ограничивается беглым указанием на наружные черты своих героев при первом знакомстве с ними. Затем в ходе развития сюжета к внешним чертам героя Достоевский обычно уже нигде не возвращается, так что читатель забывает, каков же внешне Раскольников, блондинка или брюнетка Соня Мармеладова и т.п. Другой причиной невнимания писателя к портрету служит уже отмеченное стремление к «предельному» в изображении явлений, вскрытие противоречий и не только во внутреннем строе персонажа, но и в его внешности. При решении этой задачи, естественно, создается некоторое своеобразие в обрисовке внешности героев Достоевского.

Образы, созданные Достоевским, нельзя зримо представить себе, их почти невозможно воспроизвести пластически, в натуре, в живописи. Герой Достоевского как бы «покрыт» психологической характеристикой, а его движения, взгляд, черты лица являются лишь средством помочь писателю выразить душевные волнения, внутренние переживания. Они даются лишь в такие моменты, когда анализируются психические движения того или иного персонажа. Например: «Впрочем, и это бледное и угрюмое лицо озарилось на мгновение как бы светом…, но это прибывало только к выражению его, вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки». Физические черты играют в обрисовке образа лишь побочную, служебную роль. Даже главный персонаж романа – Родион Раскольников – не имеет портрета, его лицо невозможно запомнить. Внешность Раскольникова в дальнейшем ходе повествования как бы не участвует, более нигде о ней не упоминается. В действие вводятся его помыслы , переживания, настроения, а его фигура, лицо участвует лишь в той мере, в какой это необходимо для реалистический убедительной внутренней характеристики героя. Например: «Снаружи он походил как бы на раненого человека, или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

Стремление дать в первую очередь внутреннюю характеристику образа приводит Достоевского как бы к некоторой небрежности в обрисовке внешнего портрета. Примером такого портрета, освещенного и заполненного внутренней характеристикой образа, является описание внешности другого центрального персонажа романа «Преступление и наказание» Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лисом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное..». В портрете нет необходимого единства отдельных его черточек: одни черты указывают на силу, физическую крепость человека («плотного сложения»), а другие – на слабость и дряхлость («с проседью»), «с большой лысиной», «с отекшим желтым, даже зеленоватым лицом»). Глаза Мармеладова тоже странны: «маленькие, красноватые», и к ним как-то не подходит эпитет «одушевленные. Разумеется, такая противоречивая зарисовка внешнего образа Мармеладова не ошибка автора, это – сознательный творческий прием. Достоевский создает портрет из противоречивых черточек, именно этот противоречивый внешний образ героя и позволяет полнее обнаружить внутренние противоречия в нем: все противоречиво в героях Достоевского – и душа, и лицо – зеркало души. Зарисовка портретов эпизодических лиц у Достоевского отличается полной определенностью, конкретностью, как определенны и конкретны, например, вещи, реалии, окружающее человека в быту.

Вот как прямолинейно и совершенно определенно обрисован франт, преследующий на бульваре пьяную девушку: «Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый».
Здесь нет ни одной противоречивой черты, все находится в гармонии – законченный тип бульварного бездельника! Этот человек ясен. Задача художника и состояла в том, чтобы сразу «разгадать» его, ибо он в романе выполняет лишь функцию декорации, не играет существенной роли в развитии сюжета романа. Так же четко и лаконично дан портрет бросившейся в воду женщины, тоже лица эпизодического: «Он (Раскольников) взглянул – и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами». Здесь одна черта дополняет другую, и создается весьма выразительный образ измученного жизнью человека, решившего покончить с собой.

При обрисовке же центральных персонажей романа наблюдается не простое, прямолинейное раскрытие внутреннего лица человека через его внешний портрет, его действия, поступки, а путем постепенного «обнажения» образа. Противоречивые черточки портрета в дальнейшем оказываются отражением внутренней сложности того или иного персонажа, и читатель лишь постепенно постигает сущность этого лица и характера. Именно поэтому поддерживается неослабевающий интерес при чтении романа Достоевского, не угасает напряженное внимание читателя.


Жукова Янна, ученица 11 класса КГУ «школа-гимназия № 9 имени Некрасова».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жукова Янна Александровна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства