Иногда ученикам бывает трудно сформулировать свою мысль не то что письменно, но даже устно. Попросите ребёнка пересказать то, что он прочитал.Ребёнок начнёт очень долго пересказывать текст.Сказать одним предложением, о чём написано в произведении одним предложением, чему оно учит, могут сказать немногие ребята.При ведении дневника читателя ребёнок записывает главную мысль произведения. Значит, ребёнок учится делать выводы.Он лучше запоминает содержание произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эпитет (образное определение предмета или явления; прилагательное, причастие, образно рисущие предмет, или наречие): грозных разливов, таинственно затих; приветливоглядит; тихих сил; златых коров; (запомни: не являются эпитетами – деревянная кадка; первый покос!)
Метафора (слово в переносном смысле): край сил; проходил школу жизни; по библии ветров; солнце скатилось; песок звенит; власа (волосы) луны; (луна) стелила тени; двери дня; от стихов пьян; омут туманов; роняй лучи; буря мне скрипка;
Метонимия (вид тропа, где слово заменяется другим на основе связи их значений по смежности: содержащее – содержимое, автор – произведение, вещь – материал; употребление слова в переносном значении на основе внешней и внутренней связи между двумя предметами или явлениями): съел две тарелки (т.е. две тарелки супа); купил Гоголя (т.е. книги Гоголя); здесь ели на серебре (т.е. из серебряных тарелок)
Синекдоха (разновидность метонимии: перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними!): в В.О.войну били фашиста (т.е. не одного, а целую армию); беречь копейку (не одну же, а деньги); Москва французу отдана (не одному же, а целой армии)
Перифраз (замена названия предмета или явления описанием из существенных признаков): со счетом 2:3 разгромлены «кленовые листья» (т.е. команда канадцев); поехал в златоглавую (т.е. в столицу, в Москву)
Сравнение:Как птицы, свищут версты… Пролей, как масло… Словножаль кому-то и кого-то…
Гипербола (преувеличение): под пятой-пятой хоть воробей пролетит
Литота (приуменьшение): мальчик-с-пальчик; мужичок с ноготок
2. Синтаксические средства (фигуры)
Повтор (внутри строки) О пашни, пашни, пашни… О верю, верю, счастье есть!
Анафора (единоначалие; повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или фразы):
О лесная, дремучая муть!
Овеселье оснеженных нив!
Словно жаль кому-то и кого-то,
Словнокто-то к родине отвык…
Эпифора (повторение слов в конце предложения или его части (в сложном предл.), или строфы
Синтаксический параллелизм (сходные синтаксические конструкции) 1)Листья падают, листья падают. 2)Пусть она услышит, пусть она поплачет. 3)Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 4)Над окошком месяц. Под окошком ветер.5)Предрассветное. Синее. Раннее.
Перенос (разделение предложения стихом; начало предложения на одной строке, его продолжение на другой)
Никто мне не скажет: Куда ты
Поехал, куда загадал?
Инверсия (обратный порядок слов): Дорогой иду вдоль леса темной. (вместо: Иду темной дорогой вдоль леса). Опять недуг его свалил (вместо: Недуг свалил его опять)
Умолчание (намеренный пропуск слов) Мои мечты… они чисты, / А ты, убийца дальний, кто ты?!
Антитеза (резкое противопоставление противоположных понятий, образов): Он плачет и смеется
Риторическое обращение:О пашни… О край… Серебристая дорога, / Ты зовешь… Гори, звезда моя, не падай.
Риторический вопрос: Грусть ты иль радость теплишь? Серебристая дорога, / Ты зовешь меня куда?
Риторическое восклицание: О верю, верю, счастье есть!
Ряды однородных членов: Радуясь, свирепствуя и мучась… Красные, желтые, бурые листья летят… За былую силу, гордость и осанку…
Градация (постепенное усиление) Не желать, не требовать огня… Загрустила, запечалилась, затосковала красна девица. Сердце светится, горит, пылает от любви… Теснимый и гонимый я…
Парцелляция (членение одного предложения на несколько): 1) Визжит. Волнуясь. Очень громко.
2) Я в цилиндре стою. 3) …Не напрасно, знать, везут