Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Задача урока научить учащихся проводить сравнительную характеристику героев, работать в группах, развивать критическое мышление и речевые навыки учащихся, поощрять исользование дополнительного материала по теме, умение отстаивать свою точку зрения при работе в группах, воспитывать способность к сотрудничеству, развивать созидательные и познавательные способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" »
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Цели:
образовательные: сформулировать представления учащихся об образах главных героев
развивающие: развить навыки анализа лирического произведения; развить логичность, осмысленность и склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся.
воспитательные: совершенствовать навык владения культурными нормами и традициями
русской речи; воспитать читательскую культуру школьников, любовь к русской литературе, духовно-нравственную личность.
Задачи урока: обучать учащихся проводить сравнительную характеристику героев, в том числе в рамках группы; развивать речевые навыки и критическое мышление учащихся; поощрять использование дополнительного материала по теме, умение отстаивать свою точку зрения при работе в группах; воспитывать способность к сотрудничеству при работе в группах;
Тип урока:
комбинированный (изучение литературно-критического материала и художественного произведения)
интегрированный (связь музыкой; опера П.И. Чайковского “Евгений Онегин”)
-использование элементов проектной деятельности на уроке;
-сообщения учащихся (презентации);
-прием устного словесного рисования;
-
Оборудование и наглядность: компьютер, оснащенный проекционным оборудованием для показа презентации и мультимедиа-обеспечением для проигрывания музыкального отрывка. Карточки. Тексты романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Ход урока
1.Прослушивание музыкального номера «Дуэт-канон» [1] из оперы «Евгений Онегин».
– Из какого музыкального произведения прозвучал отрывок? Кто его автор?
– Какие еще оперы по мотивам произведений А.С. Пушкина написал П.И.Чайковский? («Пиковая дама», «Мазепа»).
Благодаря музыкальному таланту великого Чайковского поэтический гений Пушкина останется в веках. Давайте же проследим, как формировался характер, мировоззрение основных героев романа (Евгения Онегина и Владимира Ленского), используя текст.
2.Работа в группах: «Скептики», «Романтики», «Эксперты».
Группа «Скептики» изучает характер Е. Онегина и его развитие.
Группа «Романтики» изучает характер В. Ленского и его развитие.
Группа «Эксперты» формируется из представителей других групп (по 2 учащихся максимум), проявивших наибольшую мотивацию в ходе подготовки к уроку и высокий уровень эрудированности.
Примерный план сравнительной характеристики героев с привлечением текстуального материала в рамках работы по группам:
а) воспитание и образование героев;
б) отношение к свету, жизни, устремления героев;
в) их занятия, увлечения;
г) взаимоотношения героев.
В процессе работы у учащихся должно сформироваться свое отношение к персонажам. При необходимости следует обратить их внимание на отличительные особенности героев, влияние представителей западной философии и литературы (А.Смит, Кант, Шиллер, Гете и др.) на формирование взглядов персонажей, принадлежащих европейской культурной парадигме (Онегин – скептический реализм, Ленский – романтический идеализм). Отметить, что Онегин – представитель «эгоистического» направления в Европе: разочарование, скептицизм, кумиры – Байрон, Наполеон; Ленский – противоположный тип дворянской молодежи с европейским образованием: романтик, мечтатель, идеалист, поклонник Канта, всюду ищет прекрасное. Обратить внимание учащихся на то, почему герои сближаются и почему их дружба не выдерживает испытания, на возникновение и развитие конфликта и на то, возможно ли было мирное разрешение столкновения.
4. Работа экспертов
1). Эксперты делают сообщение «Параллели между романом «Евгений Онегин» и пьесой «Горе от ума», а также приводят высказывания литературных критиков о В.Ленском и Е.Онегине (подбираются самостоятельно к уроку).
5.Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1
1.Дайте определение следующим словам:
боливар — ...
бостон — ...
брегет — ...
2. О ком идет речь
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные...
3.Определите средства и приемы художественной выразительности в следующих отрывках:
Три дома на вечер зовут ...
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам ...
Но та, которою не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна — ...
Карточка №2.
1.Дайте определение следующим словам:
вист — ...
картель — ...
котильон — ...
2. О ком идет речь
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант ’
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере...
3.Определите средства и приемы художественной выразительности в следующих отрывках:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой — ...
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен,'кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел — ...
Карточка №3
1.Дайте определение следующим словам:
лорнет — ...
мадригал — ...
мазурка — ...
2. О ком идет речь
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь
Все это мужа не спросясь.
3.Определите средства и приемы художественной выразительности в следующих отрывках:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года — ...
Но та, которою не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна — ...
Три дома на вечер зовут ...
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам ...
Карточка №4
1.Дайте определение следующим словам:
педант — ...
раут — ...
франт — ...
2. О ком идет речь
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
3.Определите средства и приемы художественной выразительности в следующих отрывках:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес — ...
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух — ...
6. Проверка индивидуального задания.
Сообщение на тему «Дуэль» (самостоятельная исследовательская работа заранее подготовленного учащегося с привлечением дополнительного материала, возможностей сети Интернет).( Презентация)Вопросы:
– Почему дуэль может быть названа главным, поворотным событием романа?
– Возможно ли было избежать дуэли? Почему Онегин поступил не так, как велит совесть?
– Как развивалась дуэль? Какие были допущены нарушения в ее ходе (вопрос для экспертов)?
– Вспомните известные вам литературные произведения с дуэлью («Капитанская дочка», «Отцы и дети», «Герой нашего времени» и др.).
В процессе обсуждения вопросов учащиеся приходят к выводу, что дуэль имела роковые последствия для всех героев, коренным образом изменив их судьбы и сломав уклад мирной жизни.
(слово учителя, при необходимости)
В самом деле: Ленский погибает в расцвете сил; Ольга лишается жениха, ее брак с уланом приводит к скорому отъезду. Татьяна уезжает в Москву и в дальнейшем выходит замуж за карьерного военного. Онегин, естественно, тоже вынужден был покинуть свое имение («Лесов и нив уединенье, /Где окровавленная тень /Ему являлась каждый день…» 8, XIII).
Перед Онегиным остро встал вопрос о необходимости перемен. Итоги прожитой им жизни были неутешительными. Что же он успел сделать в 26 лет, дорожа своей исключительностью и личной независимостью, презирая «обыкновенный удел»? Убить друга, отвергнуть любовь прекрасной девушки – во имя чего? Какой-то высшей цели? Где же она, в чем состоит? Ответы на эти вопросы так и не были найдены.
Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел Ничем заняться не умел! (8, XII)
Обратить внимание учащихся на то, что дуэль сыграла роковую судьбу и в жизни Пушкина.
7. Дискуссия о судьбах Онегина и Ленского (в группах).
– Как сложилась бы жизнь Ленского в дальнейшем?
– Какие изменения произошли через несколько лет в Онегине?
Ответ на первый вопрос учащиеся могут найти в тексте, согласиться с ним либо оспорить его (полностью или частично).
(слово учителя)
Онегин в конце романа не холодный эгоист в английском стиле, а человек с преждевременно состарившейся душой. Он полон жажды жизни, любви и желания бороться за свое счастье, но Татьяна – человек другого склада: ей свойственно отказаться от далекого счастья во имя нравственных ценностей и сложившейся жизни. Именно то, что оба героя достойны счастья, делает невозможность его достижения для Онегина и Татьяны трагической. Чем не Шекспир?.. Враг иллюзий Онегин стремится понять жизнь, узнать, какова она на самом деле. Оборотная сторона его трезвого анализа – тоска, хандра, равнодушие к окружающим и бездеятельность. Восторженный энтузиаст Ленский плохо ориентируется в реальности, зато свято верит в таинство жизни, в конечное торжество добра. Рыцарско-геройское начало в характере и поведении Ленского не могло не произвести впечатления на Онегина, не подтолкнуть его к пересмотру своей жизненной программы.
8. Итог урока.Итак, Автор не дает готовых ответов на вопросы о судьбах, характерах, психологии героев. Он как бы приглашает читателя дорисовать портреты персонажей, представить себе их поведение, посмотреть на них с другой стороны, сформировав личную точку зрения.
9. «Литературная дуэль». Игра-викторина (проводится при наличии времени на уроке.)
«Литературная дуэль»
Перед началом дуэли секунданты получают карточки с характеристикой литературных героев
Задание группе участников № 1.
Карточка для «узнавания» персонажа.
А. Характеристика героя:
…Острижен по последней моде,
Как денди лондонский одет –
И, наконец, увидел свет.
Б. Высказывание героя:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Задание группе участников № 2.
Карточка для «узнавания» персонажа.
А. Характеристика героя:
Он из … туманной
Привёз учёности плоды,
Вольнолюбивые мечты…
Б. Высказывание героя:
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал.
Секунданты должны угадать имена тех персонажей, в которых предстоит перевоплотиться их товарищам-дуэлянтам в продолжение игры. Когда «узнавание» завершилось, можно приступить к «дуэли».
Дуэльная дорожка насчитывает 6 шагов-вопросов: по 3 для каждой из соревнующихся сторон.
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы игрокам. На обдумывание даётся 20 секунд, в течение которых дуэлянту предоставляется возможность посоветоваться со своим секундантом.
За каждый правильный ответ участник получает одно очко, после чего делает шаг вперёд навстречу сопернику. Если ответ неверен, дуэлянт остаётся на прежнем месте. Участник, заработавший наибольшее количество очков, считается достигшим «барьера», ему присуждается право «выстрела». К выстрелу, согласно правилам игры, приравнивается творческое задание, с которым дуэлянт обязан справиться без помощи секунданта. В то время, пока дуэлянт занят подготовкой творческого задания, ведущий задаёт вопросы секундантам. Очки, заработанные последними, поступают на «счёт» дуэлянтов. Арбитры – эксперты.
Вопросы дуэлянту №1.
Назовите имя вашего слуги и секунданта. (Гильо)
Что вы нашли, приехав в деревню, в шкафах дяди?
(В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года.)
3. Какой атрибут был необходим для создания имиджа лондонского денди?
…Онегин входит,
Идёт вдоль кресел по ногам,
Двойной лорнет, скосясь, наводит…
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Творческое задание. Разыграть (прочитать) отрывок из романа (можно воспользоваться помощью своей команды).
Вопросы дуэлянту №2.
1. С кем вы сидите за партией шахмат? (С Ольгой)
2. С чем, принадлежавшим отцу Ольги и Татьяны, вы играли в детстве?
(Очаковской медалью)
3. На какой танец вы пригласили Ольгу на балу в честь именин Татьяны?
Поэт конца мазурки ждёт
И в котильон её зовёт.
Творческое задание. Разыграть (прочитать) отрывок из романа (возможна помощь команды).
Вопрос секунданту Ленского.
Вспомните, когда назначалась свадьба Ленского и Ольги? (В конце января.)
Вопрос секунданту Онегина.
Вспомните отчество Татьяны. (Дмитриевна)
VII. Домашнее задание.
Перечитать 7-ю гл. («Без Онегина»). Как в главе 7 изображена Москва? Сравнить ее с Москвой, изображенной в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
чтение и анализ текста;
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.
Эпиграф: «Это лучшее мое произведение». (из письма А.С. Пушкину, январь 1824г, Одесса).