kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Традиции русского чаепития в художественной литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема позволила обратиться к национальным традициям русского народа и к истории с литературой. Были изучены исторические факты, а затем приступили к изучению произведений литературы. Рассмотрели этот вопрос с позиции каждого писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Традиции русского чаепития в художественной литературе"»

Областное государственное автономное образовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»









Исследовательская работа


Тема: « Традиции русского чаепития

в художественной литературе»











Выполнил: Миронов Виктор,

учащийся 10 класса



Руководитель: Козлова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы











г. Биробиджан, 2015г

Содержание




I. Введение

II. Основная часть

1.Традиции чаепития в России.

1.1. Немного об истории русского чая.

1.2.Русская чайная церемония

1.3. Чаепитие в русской литературе.

III. Заключение

IV. Список использованной литературы




























Цель исследования: выявить особенности церемонии русского чаепития, способствовать сохранению культурного наследия.

Задачи:

- изучить художественную литературу по данной теме;
- изучить традиции чаепития в устном народном творчестве;
- подобрать и просмотреть художественно-иллюстрационный материал;
- познакомиться с предметами быта старины;
- провести сравнительный анализ, обобщение и систематизацию результатов исследования.


Гипотеза: в России существуют многовековые традиции чаепития, то есть и определенные правила чайного этикета, которым следуют русские люди.


Объект изучения: тексты художественной литературы А.Пушкина, Ф.Достоевского, А.Чехова, Л.Толстого, Лескова. Пути описания данного явления различными авторами.


Предмет изучения: русские чайные традиции в художественной литературе


Практическая значимость работы: расширение моего кругозора; овладение новыми для меня знаниями, умениями и навыками; углубление знаний по традициям русского чаепития, закрепление навыка самостоятельной работы с различными материалами, в том числе, в сети Интернет.


Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение информации, сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных сведений.

В своей работе я взял материал из энциклопедий. Также я прочитал публицистическую и художественную литературу. В процессе написания своей работы пользовался материалами Интернета










Час дружеских бесед у чайного стола!

Хозяйке молодой и честь и похвала!

По-православному, не на манер немецкий,

Не жидкий, как вода или напиток детский,

Но Русью веющий, но сочный, но густой,

Душистый льется чай янтарную струей».

Петр Вяземский


Введение


Много старинных обычаев и традиций было и есть в России. Но один из самых замечательных – это чаепитие. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома, близких родственников. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками.
До сих пор чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.
Декабрист Н. А. Бестужев писал: "Выдумка чая - прекрасная вещь, во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самовары и не похитил у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе: старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым, молодые становятся внимательнее к старикам".
Мы каждый день употребляем чай, не предавая особого значения, с какой целью и почему этот напиток так необходим.
Мне захотелось узнать, в чем особенности культуры чаепития и чайного этикета.
Так появилась идея заняться исследовательской деятельностью на тему:
« Традиции русского чаепития в художественной литературе»
Выбор данной темы основан на её актуальности. Чай – обыденный напиток. Мы забываем традицию русского чаепития. Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что современный человек имеет  весьма туманное представление о том, что такое русская кухня, а читая литературные произведения и встречая  в них названия блюд, редко желает познакомиться поближе с традициями исконно русской кухни.


Меня тема заинтересовала возникновением чайной традиции в России.

В основе моей работы лежит гипотеза: в России существуют многовековые традиции чаепития, то есть и определенные правила чайного этикета, которым следуют русские люди.


Цель работы: проанализировать русские чайные традиции на материале художественной литературы.

Задачи: найти и изучить материал о русских чайных традициях;

  • определить основные правила традиции страны;

  • сделать выводы в соответствии с проведенным анализом;

  • результаты моих исследований представить в виде исследовательской работы.

Предметом исследования являются русские чайные традиции.

Для работы были исследованы художественные произведения:

роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,

роман, роман Л.Н.Толстого «Война и мир»,

роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»,

роман Ф.М.Достоевского «Бесы»,

рассказы А.П.Чехова ,

роман Н.С.Лескова «Некуда»,

толковый словарь С.И. Ожегова, В.И. Даля.


























Основная часть

1.Традиции чаепития в России.

Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Как явление повседневной культуры чаепитие обладает рядом качеств, поддерживающих устойчивость традиции.

Потчуя чаем, хозяева (чаще – хозяйка, поскольку главная роль в церемонии принадлежит женщине), проявляют по отношению к гостю радушие, добросердечие, щедрость, расположение. Чайная церемония способствует «раскрепощению» участников, отражает эмоциональность, коллективность, гостеприимство русских людей. За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам. Чай собирает за столом гостей и членов семьи. Многие россияне начинают свой день с чайной церемонии и в течение дня даже в офисах устраивают дневные чаепития, а многие любят пить чай вечером. Чай в России пьют неспеша, много и с удовольствием.

. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой. Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжелой дороги. Чай снимал усталость. Отсюда и пословица; «Чай пить - не дрова рубить».

Конечно, в современном мире всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая сохраняются до сих пор.

Неслучайно ходят в народе пословицы и поговорки про чай. И больше всего таких, где говорится, что от горячего, душистого напитка, сколько его ни пей, никакого вреда нет – одна польза.

По тому, кто каким чаем потчует, подмечали, насколько щедр хозяин. Если кто-то жадничал и ставил на стол жидкий чай, то вполне мог услышать: «Такой чай, что Москву насквозь видно». Иногда тому, кто заварки наливал на донышке, по-свойски говорили: «Лей, лей не жалей».
Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Во многих домах считается, что когда приходят гости, то необходимо их напоить чаем. В старину в России пили чай из самовара. И, пожалуй, до сих пор считается, что из самовара чай вкусней. Самовар – русское изобретение.

Традиции чаепития, укоренившиеся в России, предполагают в первую очередь возможность испить чаю в приятной компании за душевным разговором. Как правило, чайное застолье длится несколько часов, гости ведут неспешную непринужденную беседу. Пожалуй, радует именно то, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность — вырваться на часок-другой из суеты,
забыть обо всех делах и просто выпить чаю — именно она и является самой важной частью русского чаепития.
И вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и угощения к чаю, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

2.История русского чаепития

В России с чаем впервые познакомились в Сибири. В середине XVII в. путешественник Василий Старков сообщил, что пил чай у монголов. Хан гостеприимно принимал Старкова. Среди даров русскому послу были свертки с непонятной травой.

– А это что такое? – спросил русский боярин.

– А это мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель.

Старков пробовал этот напиток, и он ему ужасно не понравился. Но от бесполезного груза избавляться не стал, боясь немилости царя. Ведь он помнил слова хана о "дорогом подарке".

Достоверно известно, что в 1638 году четыре пуда чая вручил московскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича монгольский Алтан-хан Кучкун, в ответ на дары.

А следующая партия напитка была завезена уже из Китая. Иван Перфильев, посол царя Алексея Михайловича, в 1659 г. привез в качестве подарка 10 пудов чая. Посол Спафарий писал: "Питие доброе и, когда привыкаешь, гораздо укусное…".

Само слово «чай» было, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист»).[3] Чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток, но вскоре начал употребляться просто для удовольствия. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен.

В России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Да еще и "родом" он с востока, откуда много веков приходили на Русь беды: то половцы, то татаро-монголы. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои лесные травяные сборы всегда под рукой. Особый интерес к чаепитию проснулся в России в начале XVIII в., когда в Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы, работавшие на привозном сырье. Интерес усилился после того, как в 1802 г. в Туле был открыт первый сахарный завод, работавший на отечественном сырье – сахарной свекле.

Повсеместное употребление чая в России нашло своё отражение и в классической литературе. Из неё мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Чаепитию отдали дань в своем творчестве классики русской литературы: Пушкин А.С. ("Евгений Онегин"), Л.Н.Толстой, («Война и мир»),И.С.Тургенев («Отцы и дети»), Н.С.Лесков («Некуда»), А.П.Чехов (рассказы)

Известно, что А.С.Пушкин любил пить чай и в романе «Евгений Онегин» прекрасно описал чаепитие в доме Лариных.

Так, например, чаем угощают желанного гостя, возможного кандидата в женихи [123]:

Зовут соседа к самовару,

А Дуня разливает чай;

Ей шепчут: «Дуня, примечай!»



Чай - непременный атрибут вечерних посиделок с соседями, приёма, бала:

Прикажут Ольге чай готовить,

Там ужин, там и спать пора,

И гости едут со двора.


Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Традиции русского провинциального дворянства — чаепитие. А. С. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера. И если помещичий обед поэт описывал с явной иронией, то к описанию чайного стола, игравшего не последнюю роль в повседневной, неторопливой дворянской усадебной жизни, он явно относится с симпатией. -

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмную струёю

Уже душистый чай бежал…

Чай подают утром хозяйке в комнату:

Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя мое, вставай» [124

В авторском отступлении в "Евгении Онегине" поэт писал о том, что он соблюдал традицию и вечернего чая:

...Люблю я час Определять обедом, чаем 
И ужином. Мы время знаем 
В деревне без больших сует: 
Желудок - верный наш брегет. 


Хотя пьют чай пушкинские герои в деревне, однако привычка их – московская. В Москве по-настоящему ценили и любили пить чай. Даже в столицу, в Петербург, чай завозили из Москвы. Из текста романа можно понять, что Ларины - москвичи. В Москве живет их родня, сами они когда-то жили там, и, естественно, в трудную минуту они едут в Москву. Да и Пушкин, прямо подтверждая их тесную связь с Москвой, сравнивает деревенскую жизнь с московской:

Имеет сельская свобода 
Свои счастливые права, 
Как - надменная Москва. 

Пушкин тоже начинал день не по-петербургски - с кофе, а по-московски - чаем:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю 
Слугу, несущего мне утром чашку чаю, 
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?.. 

В «Евгении Онегине» чаепитие на именинах Татьяны – важный ритуал, предшествующий ритуалу еще более важному, танцам.


Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.


Перед тем описываются именины Татьяны: съезд гостей, обед, послеобеденный переход всего общества в гостиную. 36 строфа начинается словами:

Уж восемь робберов сыграли

Герои виста; восемь раз

Они места переменяли;

И чай несут...

Вознамерившись рассказать именинный день час за часом, Пушкин не мог избежать упоминания об этом чаепитии, неотделимом от деревенского быта.

В России издавна укоренилась привычка пить чай с сахаром-рафинадом. А бережливость заставляла пить чай «внакладку» и «вприкуску». К чаю обязательно подавали конфеты, бублики, сушки, баранки, печенье, блины и , разумеется, разнообразнейшие варенья. Как у Лариных: «Несут на блюдечках варенья, с одною ложечкой для всех».

В пушкинскую эпоху предпочитали пить чай с молоком и сливками:

Разлитый Ольгиной рукою

По чашке темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

В "Евгении Онегине" поэт не только симпатизирует чаю как популярнейшему из народных напитков, он упоминает ещё об одной любопытной русской привычке:

Люблю я час

Определять обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем

В деревне без больших сует:

Желудок - верный наш брегет.

« Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег» ( А.И. Вьюрков. Рассказ «Друг семьи»)

И в «Станционном смотрителе» А.Пушкина мы узнаем, что первая забота героя повести, приехавшего на станцию после проливного дождя, была поскорее переодеться, вторая — спросить себе чаю… «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками". При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила…»
Чай, как мы уже поняли в русской культуре в первую очередь духовная и душевная процедура. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».

О вечерних чаепитиях в семье Толстых в московском доме в Хамовниках участники встречи узнали из воспоминаний художника Л. О. Пастернака: «Бывали в известные дни вечера, на которые собиралось самое разнообразное общество… Тут бывали и выдающиеся артисты из Москвы – музыканты, композиторы и художники, профессора и ученые, видные иностранцы не только из Европы, но и из дальней Америки и Австралии, интересные фрейлины и сановники, губернаторы и прокуроры; молодежь – подруги и поклонники дочерей, товарищи сыновей. И рядом с каким-нибудь генералом свиты – другом юношества Толстого – социалисты-революционеры, обреченные, быть может, на ссылку в Сибирь или вышедшие из тюрьмы, пострадавшие за свои убеждения последователи Толстого. Все, что в жизни и даже фантазии казалось несовместимым, мирно встречалось здесь за большим чайным столом.
Такое соединение несоединимого возможно было лишь здесь. И оно даже имело свою кличку: «Le style Tolstoi» (стиль Толстого). Шел оживленный и непринужденный разговор. Смеялись, шутили, спорили. Слышался звон чашек и стаканов… Было уютно и интересно. Этому способствовали, с одной стороны, гостеприимная, в лучшем смысле великосветская хозяйка и очаровательные две взрослые умницы дочери ее; с другой – конечно, сам Лев Николаевич…, умевший, как истый аристократ души каждому из посетителей сказать живое, то ласковое, то остроумное, то участливое, но всегда нужное слово».

Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. В исключительных случаях эта почетная обязанность возлагалась на любимую невестку. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: "На здоровье!". Принимая чай, полагалось отвечать: "Спаси Бог вас" или "Благо дарю вам". Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух горницы и создавали ту особую добрую атмосферу.
Традиции семейного чаепития отражены и произведениях Льва Николаевича.

В «Семейном счастье» (1859) он говорит о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: "Петру Ивановичу, Марье Миничне", спрашивать: "сладко ли?" и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

Частота упоминаний чая У Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» примерно на порядок превосходит упоминания других напитков. Чай не просто упоминается между делом. Он высоко оценивается французом Лорреном: «Ничто так не восстанавливает после бессонной ночи, как чашка этого превосходного русского чаю» (т. 4, С. 106)[1] .

Пьер Безухов беден, он не может позволить себе роскошь «чудить». Он должен жить «как все». Итак, семья Берга,  - делает прием. Берг приглашает приятеля «чай пить» (т. 5, С. 195), также приглашают Пьера и его супругу «сделать мне честь пожаловать на чашку чая и … на ужин» (С. 5, 221). «…оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо и что вечер был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами» (т. 5, С. 223).

«Все было как и у всех… Старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других» (Т. 5, С. 224).

«Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Все было похоже. И дамские тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; …» (Т. 5,  С. 227)

А вот другой герой, Николай Ростов. : «О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривая в своем воображении к ним все условия будущей супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки…» (т. 7, С. 30). Наступает его семейная жизнь с Марьей Болконской. В Лысых Горах «…четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии» (т. 7, С. 272). Заметьте: правильная жизнь – с чаем.

Чаепитие с самоваром само по себе уникально: оно приносит чувство теплоты и уюта. Особенно это заметно в суровые зимние дни, когда люди собираются вокруг дышащего жаром самовара. Он греет сердца и открывает души людей.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», где споры между Базаровым и другими персонажами частенько проходили во время чаепития за самоваром. Он – важная составляющая русской культуры, но что же самовар представляет собой на самом деле?! Самовар - символом домашнего уюта, благополучия и мира в семье.

Чаепитие с самоваром само по себе уникально: оно приносит чувство теплоты и уюта. Особенно это заметно в суровые зимние дни, когда люди собираются вокруг дышащего жаром самовара. Он греет сердца и открывает души людей.

На другое утро Базаров раньше всех проснулся и вышел из дома. «Эге! — подумал он, посмотрев кругом, — местечко-то неказисто». Когда Николай Петрович размежевался с своими крестьянами, ему пришлось отвести под новую усадьбу десятины четыре совершенно ровного и голого поля. Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солонковатого вкуса. Одна только беседка из сирени и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали


Чай вышла накрывать Фенечка, молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. Она очень стеснялась и в то же время чувствовала, что имела право прийти.


Отец и сын вышли на террасу, под навес маркизы; возле перил, на столе, между большими букетами сирени, уже кипел самовар. Явилась девочка, та самая, которая накануне первая встретила приезжих на крыльце, и тонким голосом проговорила:

Федосья Николаевна не совсем здоровы, прийти не могут; приказали вас спросить, вам самим угодно разлить чай или прислать Дуняшу?

Я сам разолью, сам, — поспешно подхватил Николай Петрович. — Ты, Аркадий, с чем пьешь чай, со сливками или с лимоном?

Со сливками, — отвечал Аркадий и, помолчав немного, вопросительно произнес: — Папаша?

У Одинцовой в доме жили по раз и навсегда заведенному порядку: чай - утром в 8 часов, до завтрака каждый занимался, чем хотел, перед обедом общество сходилось для беседы и чтения, вечер посвящали прогулке, игре в карты или музыке, ровно в половине одиннадцатого хозяйка уходила спать.

Знаток петербургского быта Ф. М. Достоевский, сам любил чай и всё, что к нему подавалось

Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин жил в лишениях, на всём стараясь экономить ради девушки, Варвары Алексеевны, и потому описание его чаепития предельно просто — чай да сахар. Частный сыщик Маслобоев живёт в достатке, и в романе присутствует подробное описание чайного стола, который приготовила его сожительница, Александра Семёновна. Сам чай в этом доме и всё, что к нему подавалось, было самого хорошего качества. «Хорошенький томпаковый самовар кипел на круглом столике, накрытом прекрасною и дорогою скатертью. Чайный прибор блистал хрусталём, серебром и фарфором. На другом столе, покрытом другого рода, но не менее богатой скатертью, стояли на тарелках конфеты, очень хорошие, варенья киевские, жидкие и сухие, мармелад, пастила, желе, французские варенья, апельсины, яблоки и трёх или четырёх сортов орехи, — одним словом, целая фруктовая лавка. На третьем столе, покрытом белоснежною скатертью, стояли разнообразнейшие закуски: икра, сыр, пастет, колбасы, копчёный окорок, рыба и строй превосходных хрустальных графинов с водками многочисленных сортов и прелестнейших цветов — зелёных, рубиновых, коричневых, золотых. Наконец, на маленьком столике, в стороне, тоже накрытом белою скатертью, стояли две вазы с шампанским. На столе перед диваном красовались три бутылки: сотерн, лафит и коньяк, — бутылки елисеевские и предорогие».


В романе Н.С. Лескова «Некуда» (1864) мы наталкиваемся на сцену провинциального чаепития, точнее, на подготовку к чаепитию:

«…в сельской конторе, на том самом месте, на котором ночью спал доктор Розанов, теперь весело кипел не совсем чистый самовар. Около самовара стояли четыре чайные чашки, чайник с обделанным в олово носиком, молочный кубан с несколько замерзшим сверху настоем, бумажные сверточки чаю и сахару и связка баранок…» [136].

По Лескову, чай пьют в основном дворяне и представители чиновников, мещан, студентов. Первый чай пьют утром вместо завтрака, часто прямо в постели. Обязательно пьют вечерний чай, часто вместо ужина почти перед самым сном. Чай обязательно предлагают любым гостям, даже тем, которые зашли к вам домой по делу или даже просто так, даже малознакомым людям. Предложение попить чаю - это чаще всего дамская уловка, т. к. пока слуги поят гостей чаем, появляется время для того, чтобы приодеться, приукраситься. Но обычно гость и хозяева пьют чай вместе, хотя гость может начать его пить и без хозяев.

Что любопытно, соглашался гость попить чаю или отказывался от предложения, обычно зависело от важности и обстоятельности дела, с которым он пришел. Как правило, если дело серьезное, гость соглашался на чай. Чай, в отличие от кофе, создает особый несуетный мир, где действительно можно обстоятельно и неспешно, с полной душевной отдачей решить любую проблему. Если же дело было пустячным или слишком срочным - гость всегда отказывался от чая.

Культура пития чая у лесковских мещан-разночинцев крайне низка. В том смысле, что питие чая, например, довольно часто совмещается с курением и питьем водки.

«Очевидно, нет надобности пояснять, что чаепитие в быту людей той эпохи хоть это была уже и» эпоха распахнувшихся на площадь дверей» все-таки означало неизмеримо больше, чем для нашей современности. Это, конечно, и готовый бытовой символ семейственности, сплоченности, домашности.

А.П.Чехов в своих рассказах раскрывает особенности русского мещанского чаепития.

«Он держал на пяти пальцах правой руки блюдечко и пил чай, причём так громко кусал сахар, что гришину спину подирал мороз». (Кухарка женится).


«Он спустился на скамью около самовара и стал пить чай, громко хлебая из блюдечка… пил чашек десять, потом склонился на скамью и захрапел» ( Мужики)

«Убирают самовар, чашки и скатерть, а семья всё сидит за столом».. (Накануне поста)

Герои Чехова редко пьют чай на воздухе, чаще в «общей» комнате за чайным столом, на кухне, в трактире и т.д.

«В «общей» пили чай. За самоваром сидели трое».( Володя)

«Отсюда слышно было, как в соседней комнате пили чай» (Володя)

В рассказах Чехова чай пьют в разное время года и суток:

«- Пора уже чай пить…Восьмой час…(Накануне поста);

« Утром Настя, по обыкновению, разливала чай» ( Трифон);

Чаепитие происходит как в домашней, семейной обстановке, так и в праздники и по случаю прибытия нежданных гостей, малознакомых людей, которые зашли просто так или по делу.

« По случаю гостей поставили самовар» (Мужики).

Разговор за чайным столом для русского человека важнее, чем сам чай. Пожалуй, это является особенностью русского чаепития.

«Незаметно было за разговором, как шло время, а когда мальчишка- лавочник притащил большой чайник с кипятком и кумовья принялись пить чай, то время пролетело быстро, как птица (Мальчики).

В рассказах Чехова есть сцены, где представлено спокойное, умиротворённое чаепитие.

«На столе стоял стакан чая и слегка дымил…

В рассказах Чехова интеллигенция и дворянство часто пьёт чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, — говорила Липа. — Сяду себе в уголочке и всё чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много — четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (...) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения. Ознакомившись с русскими традициями чаепития, я лучше смог понять, что «загадочная русская душа», может раскрыться только в задушевном разговоре за чашкой ароматного чая.


Заключение

В ходе моего исследования мне удалось изучить и проанализировать русские чайные традиции на материале художественной литературы. Проведённое исследование помогло узнать, что в век прогресса и всеобщей занятости мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, о том, что должно быть передано от отцов к детям

Чайные традиции в произведениях художественной литературы выступают не только материальными свидетелями культуры быта народа, различных социальных групп, но и раскрывают многообразие эстетических представлений людей о красоте окружающего их мира и об их вкусах Я нашёл необходимые подтверждения своей гипотезе о том, что русский народ следуют определенным правилам чайного этикета.

Итак, насколько же важную роль сыграл напиток в художественном тексте литературы рубежа веков?

Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. В русском чаепитии, прежде всего, важна компания

Русское чаепитие не существует без разнообразных вкусностей

Художественная литература – это источник познания культуры русского чаепития в различные эпохи, источники познания духовного мира русского человека, его отношения к традициям русского чаепития и их возрождению.

Меняется все вокруг — сам человек, среда общения, только чаепитие всегда сопровождало и по-прежнему будет сопровождать жизнь человека

Да, сейчас чай – обыденный напиток. Мы забываем традицию русского чаепития. В наше время нам некогда посидеть за чашкой чая, неспешно поговорить, помечтать, обсудить что-то. А вот писатели любовно воскрешает в памяти ушедший быт, праздники, которые объединяют людей. Хорошо бы вернуть утраченные традиции.






























Литература


1. Андрей Субботин. Чай и чайная торговля в России и других государствах. — Санкт-Петербург: Издание Александра Григорьевича Кузнецова, 1892. — 692 с.

2.Дмитрий Стахеев. Кяхта. 1865 год.(Документальные записки об истории чайной торговли в России.)

3. .Иванов Ю.Г., «Энциклопедия чая».

4.«Кирилл и Мефодий», «Энциклопедия этикета».

5.Похлёбкин В. В. Чай, его история, свойства и употребление. — М.: Центрполиграф, 2004. — 121 с.

6. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,

7. Л.Н.Толстой «Война и мир»,

8. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

9. Ф.М.Достоевский «Бесы»,

10. А.П.Чехова , рассказы

11. Н.С.Лесков «Некуда»,

12.толковый словарь С.И. Ожегова, В.И. Даля.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Исследовательская работа "Традиции русского чаепития в художественной литературе"

Автор: Козлова Ольга Васильевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Исследовательская работа "Традиции чаепития  в Англии и России" "
    ["seo_title"] => string(68) "issliedovatiel-skaia-rabota-traditsii-chaiepitiia-v-anghlii-i-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "146280"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419152117"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Исследовательская работа на тему "Традиции чаепития  в Англии и России" "
    ["seo_title"] => string(77) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-traditsii-chaiepitiia-v-anghlii-i-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "146282"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419152465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства