Начало княжения Дмитрия. Тяжкое время на Руси.…..………….…………..5
Куликовская битва…………………………..……………..…………..……….7
Заключение………………………………………………………………………...…..10
Список литературы………………………………………………………………...….11
Введение
Наша армия прошла долгий и сложный исторический путь. История Российского государства полна примеров выдающихся личностей, которые сыграли немаловажную роль в развитии нашей страны. Многие полководцы России прославили свои имена, удивив мир своими победами. Перед нами предстает вереница имен защитников Отчизны, навечно оставшихся в памяти благодарных потомков. Среди них Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, небесный покровитель русского воинства Георгий Победоносец, святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, великие русские полководцы А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многие другие.
Образ Дмитрия Донского остается для русских людей одним из самых притягательных и любимых на протяжении многовековой истории России. Чтобы понять, в чем секрет всенародной любви к нему необходимо обратиться к истории его великих дел.
Актуальность темы: Жизнь Дмитрия Донского, его подвиги (особенно Куликовское сражение) всегда являлись объектом пристального внимания и изучения в различных сферах политической, дипломатической и научной жизни русского общества XV-XX вв. Поэтому мы решили обратиться к этой теме и отразить в своем реферате основные вехи жизни этого великого полководца.
Предмет исследования: личность Дмитрия Донского.
Цель: показать роль великого князя Дмитрия Донского в объединении и укреплении русского государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-Изучение жития святого князя Дмитрия Донского;
-Выяснение роли духовного воспитания в становлении личности Д. Донского;
-Исследование исторического периода, в котором жил Дмитрий Донской;
-Определение значения Куликовской битвы для русского народа.
Методы исследования:
изучение литературы;
сбор информации в сети Интернет;
консультация учителя;
обработка информации;
подготовка презентации и защита работы.
Этапы работы:
1. Изучение и анализ литературы в школьной библиотеке.
2. Сбор информации в сети Интернет
3. Беседа со своими родителями, консультация учителя
4. Обработка информации
5. Создание презентации
6. Проведение классного часа
Предполагаемый продукт: создание презентации о Дмитрии Донском
Начало княжения Дмитрия
Московский князь Дмитрий родился в 1350 году. В 1359 году его отец - великий князь Иван Красный умер, оставив престол малолетнему сыну. О детстве будущего Великого Князя известно мало.
С ранних лет Великий Князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В девятилетнем возрасте, отрок-Дмитрий был вынужден предпринять путешествие в Орду. Все сознавали, что эта поездка сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и полезной. Будущий Князь смог собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснутся с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а кроме того, обозреть Русскую землю, которой предстояло править.
Детство Дмитрия прошло под неусыпным влиянием святого митрополита Алексия, который после смерти Великого князя Иоанна Иоанновича стал фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложилась ответственность за весь ход политических дел на Руси. До самой своей смерти в 1378 году, почти двадцать лет, он заменял Дмитрию отца, помогал ему советами и поддерживал духовно. С самого начала жизни Дмитрий был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Под руководством митрополита Алексия Дмитрий постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которой восхищались и современники, и далекие потомки.
Тяжкое время на Руси.
Благодаря миролюбивой политике Князя Дмитрия возвышалась Москва. Он умело объединял вокруг себя русские земли. Дело возвышения Москвы требовало решения и устроения собственного дома – с этого начинал общегосударственное дело Великий Князь. В 16 лет Великий Князь женился на княжне Евдокии Дмитриевне. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество.
Но времена были не лёгкие. Русьбыла поделена на большие и малые уделы, где были свои правители - князья. Они постоянно спорили, отнимали друг у друга земли, вели между собой беспрестанные войны, из-за чего становились слабым. Сильнейшими противниками Москвы были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское. В 1368 году московская земля была опустошена страшным нашествием литовцев во главе с Ольгердом, женатым на сестре тверского князя Михаила Александровича. Москву литовцы осаждали три дня, но на штурм они не решились и ушли в Литву. Дмитрий наказал князей смоленского и брянского, которые поддерживали литовцев. Литовцы во главе с Ольгердом вместе с тверским князем дважды подходил к Москве, но оба раза терпел неудачу и, в конце концов, был вынужден просить мира у Дмитрия.
После этого Дмитрий покорил Тверь. В поход на Тверь ему удалось объединить почти всех русских князей. Увидев такую мощь, и не дождавшись помощи от Литвы и Орды, на которую очень рассчитывал, Михаил стал просить мира. Дмитрий заключил с ним договор, по которому тверской князь Михаил должен был признать себя младшим братом Дмитрия.
Успехи внутри страны придали большую уверенность в своих силах Дмитрию. Вскоре великий князь перестал ездить в Орду, начал уменьшать размеры «выхода» - ежегодной дани, а иногда и совсем его не платил. Орда какое-то время терпела такое самоуправство. Здесь тоже было не спокойно, шла борьба за власть. Вскоре Ордой стал править Мамай, который сумел одолеть всех своих противников и объединил всех под своей властью. Мамай рассчитывал покорить московского князя, вернуть его к покорности.
Мамай послал на Дмитрия одного из своих князей - Бегича. Великий Князь с войском пошел ему навстречу в рязанскую землю. Здесь, 11 августа 1378 года на реке Воже произошла битва. Татары встретили такой крепкий отпор, что, побросав оружие, пустились бежать. Мамай пришел в ярость, когда услышал о поражении. Чтобы отомстить Дмитрию, он решил двинуть против него всю Орду.
Куликовская битва
Близилось решающие столкновение с Мамаем и главное событие в жизни великого князя Дмитрия Ивановича, благодаря которому он станет великим героем русской истории. Самое сильное войско, какое на тот момент могла выставить Орда, собралось к лету 1380-го. Узнав о приготовлениях Мамая, Дмитрий Иванович начал собирать силы для отпора.
Но прежде чем начать выступление, князь Дмитрий поехал со своими военачальниками в Свято-Троицкую обитель к Преподобному Сергию Радонежскому, чтобы заручиться его благословением. Сергий Радонежский благословил князя и предсказал победу в предстоящей битве: «…его ожидает конечная погибель, а тебя победа и помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя. Победиши враги твоя».
Чтобы превозмочь коварство монголов, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь свыше. Поэтому Сергий Радонежский решился послать на битву духоносных монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, чтобы воодушевить русское воинство. Эти два витязя славились в народе своей отвагой и мужеством, умением строить полки к битве и за свои ратные подвиги считались богатырями.
Сбор русского войска был назначен в Коломне. На призыв Дмитрия откликнулись практически все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского, Смоленского и Тверского. Во всех исторических источниках был отмечен переход на службу московскому князю и двух сыновей Ольгерда литовского - Дмитрия и Андрея. А между тем Мамай с несметными силами поспешно продвигался к Дону. Весьма примечательно, что русские войска перешли через Дон 7 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Древние источники отмечают знаменательный поступок Дмитрия Иоанновича перед битвой, сняв с себя великокняжеские доспехи, со словами: «Хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью погибнуть за святую веру христианскую! Если умру - с вами, если спасусь -с вами!» он облачился в одежду простого ратника. Это был его ответ на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, в безопасности, наблюдать за сражением.
Утро 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей.
В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Со стороны татар с дерзкими вызовами на единоборство, выехал огромного роста богатырь Челубей. Из русских рядов навстречу ему отделился всадник; то был инок Александр Пересвет, его узнали по развевающейся на ветру схиме. С опущенным копьем он понесся на врага. Богатыри сшиблись в страшном ударе и пали мертвые. Но Челубей выпал из седла, а Пересвет остался на коне и был довезён до русских войск. Таким образом, ход битвы был предрешён.
«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный. От сотворения мира не было такой битвы у русских Великих князей... Когда бились они, от шестого часа до девятого,словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон», - повествует летописец. Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней - многие задыхались от страшной тесноты и духоты. С русской стороны в битве участвовало 150 тысяч человек, татар было в три раза больше.
Первая половина боя проходила под превосходством татар. Утомленные натиском многочисленного войска татарского, русские стали отступать. Великий князь был ошеломлен сильным ударом и лежал без чувств на земле. Уже слышны были победные крики врагов, но вдруг в бой вступили несколько полков, до этого находившиеся в засаде. С быстротой ветра полетели они на неприятеля. Неожиданное появление свежего войска так ошеломило татар, что они обратились в беспорядочное бегство. Хан Мамай, следивший за боем с Красного холма, с тоской воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и сам поспешно побежал вслед за другими.
Так бесславно закончилась для татар битва на Куликовом поле. Победа в Куликовской битве дорого досталась русским. По данным летописей от русской рати осталось только около 40 тысяч человек. Восемь дней русские воины хоронили своих братьев на кругом берегу Непрядвы; восемь дней звучали заупокойные молитвы и шли заупокойные службы... Многие ратники были похоронены тут же. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться в народе Донским.
Вернувшись в Москву, Великий князь отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре уже служились панихиды по погибшим воинам. Дмитрием Донским был утвержден особый день их ежегодного поминовения, позже названный Дмитриевской родительской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва. По обету князя Дмитрия на Куликовом поле на месте массовой гибели русских воинов была сооружена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Заключение
Дмитрий Донской правил 30 лет. Что сделано за это время? За что мы, жители XX – XXI веков причислили его к лику святых, учредили орден его имени и числим как один из символов русской воинской славы?
В результате работы мы поняли, что роль Дмитрия Донского в истории Отечества очень велика. Война Руси против Орды была поистине всенародным делом. Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос о свободе и независимости страны. Куликовская битва положила начало объединению русских княжеств и усилила значение Москвы как оплота русских земель. Она стала поворотным пунктом в истории русского народа. На Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Русский народ выдвинул выдающегося стратега и тактика Дмитрия Ивановича Донского, полководческая деятельность которого составила целую эпоху в истории русского военного искусства. К нему, как к своему единому государю и единокровному русскому человеку, потянулся весь народ.
Москва стала очевидным для всех центром народного и религиозного объединения, и московским князьям оставалось только пользоваться плодами политики Донского и собирать в единое целое шедшие в их руки русские земли. В этом выразилась историческое наследие и немеркнущее величие Дмитрия Донского, как государя, политика, полководца, воина и русского человека. Этим он знаменит и запомнился всем нам, его далёким потомкам.
Работая, над данным проектом я:
1.Приобрела опыт работы с литературой в школьной библиотеке и в сети Интернет
2. Подготовила презентацию и провела классный час среди одноклассников
3.В перспективе планирую провести классный час среди обучающихся 1-4 классов.
Информационные источники
Ашурков В. Н. «На поле Куликовом». - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980.
Балашов Д. «Святая Русь». - Петрозаводск: Карелия, 1992.
Бородин C. «Дмитрий Донской». - М.: Современный писатель, 1993.
Возовиков В. «Поле Куликово». - М.: Современник, 1982.
Исмаилова С.В., Антонов-Овсеенко И.Р. и др. «Энциклопедия для детей. От древних славян до Петра Великого».
Лошиц Ю.И. «Дмитрий Донской».
Митяев А. В. «Ветры Куликова поля». - М.: Детская литература, 1986.
Митяев А.В. «Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв.
Мячин А.Н., Аграшенков А.В. «Мир Русской истории» (энциклопедический справочник)