kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по литературе "Слова-сорняки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Сова-сорняки" была выполнена учащейся 7 класса Корнеевой Полиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе "Слова-сорняки"»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
В.Я.Брюсов


Цель: показать, как влияют слова-сорняки на нашу родную речь.


Задачи:

  • познакомиться с часто употребляемыми словами-сорняками в речи моих знакомых и одноклассников;

  • выяснить, в каких ситуациях человек употребляет такие слова;

  • провести исследования по данной теме;

  • предупредить о последствии, которые наносят русскому языку слова-сорняки.



Сегодня стоит задуматься о том, почему в век стремительных открытий так скудеет наш родной и богатейший русский язык. В настоящее время русский язык особенно нуждается в поддержке и заботе, так как современный этап его развития характеризуется целым рядом негативных тенденций. Одна из них – это разрушение границ между русским литературным языком и такими нелитературными формами существования национального языка, как слова-паразиты и жаргоны. Резкое повышение в современной речи таких слов приводит к тому, что языковым сознанием многих носителей русского языка они начинают восприниматься как стилистически нейтральные, вполне допустимые для «литературного» употребления. При этом литературный язык и собственно понятие «чистая речь» начинают терять свои главные отличительные признаки.

Понятие чистоты речи.

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.

Чистота речи предполагает стилистически оправданное употребление, во-первых, литературных языковых единиц (иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающихся в сорняки), а во-вторых, внелитературные языковые элементы (диалектизмов - территориальных говоров; профессионализмов - слов, ограниченных в своем употреблении рамками какой-либо профессии; жаргонизмов - слов и словесных оборотов, применяемых в жаргонах, социально ограниченных сферах; вульгаризмов - слов и выражений грубо, вульгарно обозначающих какой-то круг предметов, явлений и унижающих достоинство и честь человека).


Что такое слова-сорняки?

Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Добавим, что смысл высказывания не представляет собой арифметическую сумму значений слов. Для правильного осмысления высказывания (текста) необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации, фоновые знания. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка, отступление от принципа экономии речевых усилий. Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не являются сорняками (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.


Какие группы слов-паразитов выделяют в лингвистике?

Какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов? Слова с какой семантикой?

Наблюдения над речью одноклассников, взрослых носителей языка, журналистов, публицистов, персонажей художественных произведений показывают, что словами-сорняками становятся далеко не все слова. В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным (неноминативным) лексическим значением: частицы, модальные слова, вводные единицы, местоимения. Практически никогда не выступают в качестве слов-сорняков имена существительные с богатой семантикой, глаголы, прилагательные, предлоги и союзы (строевые слова, по существу относящиеся не к лексике, а к грамматике).

В русском языке выделяют три основных группы слов-сорняков. Первая группа – это обычные вводные слова: значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится, пожалуй, так сказать… вторая группа – это частицы, местоимения, междометия: ну, вот, это, как его, э…, служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. И третья группа – это целые высказывания: вот такие пироги, ёшкин кот, чтоб его и др.




Проведение исследований.

I часть

Чтобы не быть голословной, я провела исследование-опрос, где предложила участникам ответить на пять важных вопросов, которые позволят мне подытожить и добиться цели исследования.

  1. Знаете ли вы, что такое слова-сорняки (паразиты)?

Варианты ответов: ДА НЕТ

  1. Разрушают ли слова-паразиты наш литературный язык?

Варианты ответов: ДА НЕТ

  1. Какие слова-сорняки (паразиты) чаще всего употребляют ваши знакомые, родственники, друзья?

  2. Мешают ли слова-сорняки воспринимать речь собеседника?

Варианты ответов: ДА НЕТ

  1. Как вы думаете, почему ваши друзья и знакомые употребляют в своей речи слова-сорняки(паразиты)?

II часть

Меня так же интересовала и другая сторона: используются ли слова паразиты в художественной литературе и почему?

Результаты исследований.

В художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа (в речи автора они, безусловно, должны отсутствовать). Вот пример "высказываний" Акима из пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы»:

Петр (входит и садится): Так как же, дядя Аким?

Аким: Получше, Игнатьич, как бы получше, т а е, получше... Потому как бы не т о г о. Баловство, з н а ч и т. Хотелось бы, т а е к делу, з н а ч и т, хотелось малого-то. А коли ты, з н а ч и т, т а е, можно и т о г о. Получше к а к ...

Петр: Хочешь сына дома оставить? Оно точно. Да забрать деньги-то как?

Аким: Э т о верно, верно, Игнатьич, сказал э т о, з н а ч и т, т а е, правильно, потому - нанялся, продался - э т о пусть доживает, з н а ч и т, вот только, т а е, женить; на время, з н а ч и т, отпусти, коли что.

Такое чрезмерное употребление слов тае, значит, того и других характеризует индивидуальные особенности речи Акима. В художественной литературе в роли слов-паразитов выступают целые высказывания. Например, у А.К. Толстого в одном из произведений слуга в затруднительных случаях каждый раз повторял Тетка твоя подкурятина!, а в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого родственник Ростовых любил приговаривать Чистое дело, марш!: - Ч и с т о е дело, марш! Так и знал, - заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), -так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Ч и с т о е д е л о, м ар ш ! (это была любимая поговорка дядюшки). Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стояли, они у тебя - ч и с т о е д е л о, м а р ш! - под носом выводок возьмут.

Перенасыщен сорняками рассказ малокультурного почтмейстера из "Повести о капитане Копейкине" в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя: "Ну, можете представить себе, этакой какой-нибудь, то есть, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой-нибудь этакой, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там этакая какая-нибудь Литейная; там шпиц этакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят этакие чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения - словом... Семирамида, сударь, да и полно!"

В уста Петрухи из повести В. Распутина "Прощание с Матерой" автор вложил такую фразу: "Извини-подвинься, закон, он хитрый. Он, извини-подвинься, о-о-о! С ним не шибко!"


Выводы.

Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", - писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня. Перед ними не стоит проблема осознанного выбора языкового знака. Некоторые слова-сорняки (скажем так, собственно говоря, стало быть, так сказать, в принципе, допустим и нек. др.) имеют место в речи людей, владеющих литературной нормой. Э. Григорьева пишет в "Литературной газете": "Вы обратили внимание на то, как охотно люди (политики разного толка, актеры, журналисты) произносят в беседах и монологах слово "да"? Слышали такое: "Наша партия (да?) борется за интересы народа (да?). Мы знаем, чего хотят наши избиратели, а оппоненты не учитывают это, да?" Так изъясняются и Немцов, и Хакамада, и Явлинский, и многие другие. Так говорят молодые актеры и неопытные телеведущие.

От употребления слов-паразитов нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. Но, говоря о словах-сорняках, надо иметь в виду, что иногда наличие их в речи обусловлено внутренним состоянием говорящего (взволнованностью, растерянностью и др.).

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую», - писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплодна. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Выразительно может говорить человек, соответствующий следующим критериям:

  • самостоятельность мышления;

  • неравнодушие;

  • хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

  • хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

  • систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

А что надо для того, чтобы ваша речь становилась красивее, выразительнее? Все просто: читайте больше русской классики, не забывайте заглядывать в словари-справочники и поправлять не только себя, но и своего товарища, и последнее – следите за своей речью. Только так можно избавиться от этого лингвистического диагноза, другого способа, пока, не изобрели. А мне хочется закончить работу поэтической строкой:

Где чистота и ясность слов?

Мы слышим много «сорняков»!
Сегодня нашу Речь насильно
Мы предаем, она бессильна!
И наш Язык! Могучий! Сильный!
На смерть, конечно, обречен,
Но мы же люди! Человеки!
Мы свой Язык должны сберечь!
Потомки пусть в тридцатом веке
Спасибо скажут нам за Речь!











Список литературы

1. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76 – 87

2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986. - С. 75

3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990

4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону:

Издательский центр «МарТ», 2001

5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи.

Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996

6. Зарецкая Е, Н, Логика речи для менеджера. – М., 1996

7. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998

8. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999

9. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. Статья.

10. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 1992

11. Фоменко Ю.В. Слова-сорняки в современной русской речи. «Искусство грамматики». - Вып. 1. - Новосибирск, 2004. - С. 530-534



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа по литературе "Слова-сорняки"

Автор: Алексеева Галина Сергеевна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства