Исследовательская работа "Им сон пророчества готовил"
Исследовательская работа "Им сон пророчества готовил"
Работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Им сон пророчества готовил"»
Удеревский филиал
МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева»
Черемисиновского района Курской области
Научно-исследовательская работа
Подготовил: Грачёв Сергей Владимирович,
обучающийся 9 класса
Руководитель: Грачёва Лариса Ивановна,
учитель русского языка и искусства
УДЕРЕВО, 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………….5
1. Что такое сон? Мотивы сна в русском фольклоре …………………....5
2.Интерпретация сна князя Святослава в «Слове о полку Игореве»….8
3. Сон Татьяны Лариной…………………………………………………...10
4.Роль сна в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»…………………….12
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………….19
Приложение 1………………………………………………………………..20
Приложение 2………………………………………………………………...24
Приложение 3………………………………………………………………..27
Приложение 4………………………………………………………………...30
Введение
Русский язык - это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово «сон». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все ещё остается загадкой для человеческих умов.
«Образы сновидений - это своего рода язык... Кажется, что в них скрыт какой-то потаенный смысл», - так выразился Сэмюэль Тейлор Кольридж. Он не только выразил свое мнение, но и задумался над загадками и тайнами такого явления, как сон.
Сон - это иной мир, в который мы погружаемся после трудного дня или же бессонной ночи. Это слово имеет разные значения, к примеру, в словаре Даля говорится так: «Сон - это состояние спящего, отдых тела», а у Ушакова – «Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания».
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в 21 веке, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремится наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.
Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я предпринял попытку рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений фольклора, русской литературы. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений в разные эпохи, в разные века? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.
Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Итак, тема данной работы – «Им сон пророчества готовил».
Гипотеза: Сон в русской литературе - это состояние, в котором человеку представляются альтернативные варианты поведения: прогнозы будущего, разрешение сложных ситуаций, принятие необычных решений. Предположим, что в произведениях писателей, сон – это субъективное восприятие действительности и литературных образов, трактуемых нестандартно.
Цель исследования:
- определить основную роль сна и его предназначение в произведениях художественной литературы;
- выявить, как через сны автор художественно постигает и отражает действительность.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;
определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;
детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;
выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в русской литературе.
Предмет исследования: Литературные произведения и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.
методы формулировки гипотезы: аналогия, индуктивный, дедуктивный;
операции с понятиями;
методы вторичной обработки результатов (доказательства гипотезы).
Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.
В своей работе я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Будут рассмотрены сновидения из русского фольклора и произведений:
•«Слово о полку Игореве»;
•«Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
•«Война и мир» Л.Н. Толстого.
Этой теме посвящали свои работы и великие мастера живописи (Приложение 3). Пролистав свои семейные альбомы, я нашёл фотографии, на которых я и мои родные изображены спящими (Приложение 4).
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, библиографический список и приложение.
Основная часть
1.Что такое сон? Мотивы сна в русском фольклоре
Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. [7]
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Прежде чем непосредственно приступить к теме, полезно уточнить термины, без которых невозможно будет обойтись в дальнейшем. Основными терминами здесь являются «сон» и «сновидение». В обиходном употреблении два этих слова часто смешиваются, между ними не проводится чёткой грани. Часто понятием «сон» мы подменяем термин «сновидение». Но с литературоведческой точки зрения такое замещение недопустимо. Сон — это «наступающее через определённые промежутки физиологическое состояние покоя и отдыха», тогда как сновидение - это «образы, возникающие во время сна». Таким образом, главным составляющим в определении понятия «сон» является процесс, а в понятии «сновидение» - образ. [9]
Во времена Достоевского сон и сновидения рассматривались вместе, даже присоединяя к ним ещё и сноподобные явления, например, галлюцинации, видения, грёзы и т. п.
Особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов. Сон в литературном произведении - выделенный фрагмент текста, имеющий следующие отличительные особенности:
максимальная сжатость, схематичность;
обилие символики;
стилевое несоответствие ко всему произведению.
По Юнгу, архетипы появляются в мифах и сказках точно так же, как и в сновидениях и продуктах фантазии. Сновидение можно рассматривать как личный миф. Оно приводит в движение миф в современной культуре, активизирует в человеке способность к мифотворчеству, это феномен надкультурный, обогащающий разные мифологии. В снах могут возникать мифологические сюжеты, но непоследовательно, в причудливом сочетании с глубоко личной символикой сновидца, который может непосредственно участвовать и даже влиять на события сна. Можно отметить сходство в законах функционирования сна и мифа. Сон, как и миф, нуждается в толковании, в переводе с языка символов на язык понятий, он возвращает человека к мифологической сакральной эпохе. Эта эпоха называется в космогониях некоторых народов эпохой сновидений.
Не менее активно, чем в мифах, сновидения используются и в фольклоре, где они являются выражением народных представлений о жизни и смерти. Сновидения бытуют в качестве особого жанра и связаны с другими жанрами устного народного творчества: загадками, заклинаниями, заговорами. Они часто включаются в сказки, былины, лирические песни. Сновидения издавна используются в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, иррационального фона произведения, мотивируют поступки персонажей, определяют их эмоциональное состояние. Начиная с фольклора и древнерусской литературы, сны предупреждают, поучают героев, служат знамениями, оказывают помощь в ориентации в духовном мире, визуализируют картины ада и рая, наставляют, дают отдых, исполняют желания, но и искушают, испытывают, ставят перед выбором, провоцируют. Сны амбивалентны по своей сути.
Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, сто во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека. Иначе жди беды.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в нашей местности пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.
В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а символика сна - распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных текстах - это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление. [1,2] (Приложение 1).
Много у нас и афоризмов о снах. (Приложение 2).
2.Интерпретация сна князя Святослава в
«Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» - гениальное произведение, в котором неизвестный автор выступил как новатор: его произведение проникнуто особым лиризмом, стоит на грани литературы и фольклора, считается внетрадиционным жанром, государственная тема стала личной, а историческое повествование – народно-поэтическим. В частности он впервые в русской литературе использовал сон как художественный прием. [6, 11]
Сон князя Святослава помещен в центре произведения. Таким образом, автор подчеркивает его значимость. Многие литературные герои в переломные моменты своей жизни видят пророческие сны, предчувствуют грядущие изменения. Князя Киевского томят страшные предчувствия, хотя он еще не знает о поражении Игоря и Всеволода. Но сердце Святослава ждет беды. И она приходит.
Во сне князя одевают в погребальные одежды, сыплют ему на грудь жемчуг ‒ символ слез. Видит он во сне и свой терем златоверхий без князька, что являлось приметой несчастья, которое должно постигнуть хозяина дома. Всю эту беспокойную ночь каркали вороны под Киевом, и понеслись они к синему морю ‒ к месту поражения Игоря, что, несомненно, являлось знамением беды, постигшей его.
Обратившись к историческим источникам, мы узнаем, что Святослав III Всеволодович, великий князь киевский, сын князя киевского Всеволода Ольговича, внук Олега Святославича, весной 1184 года возглавил объединительный поход против половцев, откинув их далеко в степи. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей. Недаром в «Слове» Святослав выступает носителем основной идеи объединения Руси для сохранения ее независимости.
Таким образом, можно предположить, что сон Святослава предвещал несчастье не ему, человеку и правителю, а, скорее, его усилиям, направленным на объединение Руси. Ведь Игорь и Всеволод своим неудачным походом свели на нет весь положительный эффект похода Святослава, а также открыли путь половцам на родную землю.
Бояре объясняют Святославу Всеволодовичу значение его сна, рассказывая о походе Игоря и Всеволода. Они говорят о цели похода «двух соколов», как бы передавая их слова, сказанные перед походом войску («добыть город Тмутаракань или испить шеломом из Дону»), и сообщают о поражении. Свое объяснение бояре облекают в образы излюбленной в Древней Руси соколиной охоты.
Свой сон Святослав воспринимает как предзнаменование. Он понимает, что вражда князей не укрепляет, а ослабляет Русь. Если личные интересы берут верх над общими, жди беды. Поход Игоря и Всеволода тому подтверждение. Святослав окончательно приходит к мысли о необходимости объединения Руси для защиты от врагов. Ведь после эпизода сна в поэме помещено «золотое слово Святослава», в котором и передается главная идея «Слова о полку Игореве». Автор призывает русских князей объединиться и встать на защиту Родины. Проблема, затронутая автором поэмы, актуальна, важна для Руси.
3. Сон Татьяны Лариной
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина сон является предсказанием, подсказкой, ключом к будущему. В романе «Евгений Онегин» сон Татьяны Лариной оказывается предупреждением о грядущих событиях. Кроме того, сон помогает читателю лучше понять внутренний мир Татьяны, ярче представить ее образ, проникнуть в самые глубокие, затаенные, сокровенные уголки ее душевного склада.
Её вещий сон наполнен образами и символами, связан с фольклором и народной жизнью. Автор объединяет сказочные и песенные образы, детали святочного и свадебного обрядов, описание «нечистой силы», что делает сон «русским», простонародным.
Татьяне сниться зима, и это можно толковать как тоску героини по несбыточному счастью, ведь еще в народных представлениях зима всегда несла с собой мрак, холод и печаль. Также зиму ассоциировали со смертью, называли ее «периодом смерти природы», поэтому, возможно, она предупреждает и о том, что скоро в мир Татьяны ворвется трагедия – гибель Ленского. В народных поверьях считалось, что заснеженный лес символизирует царство мертвых.
Затем на пути героини возникает ручей. Ручей в сонниках часто толкуют как разговоры, чью-то речь. Кроме того, согласно народной традиции, перейти девушке через ручей – значит «выйти замуж».
Преодолеть препятствие ей помогает медведь, который, судя по всему, символизирует её будущего мужа. Образы из сна предвещают Татьяне свадьбу, но, к сожалению, не с любимым.
Значение «медведь-жених» издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин подчеркивает, что медведь был "косматый", "большой, взъерошенный", то есть будущий муж Татьяны окажется состоятельным человеком. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами: «Здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной - своей женой.
Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к «шалашу», на самом деле являющимся вполне благоустроенной хижиной, где Онегин что-то празднует в компании страшных чудовищ. В большинстве сонников написано, что видеть чудовищ – к неприятностям. Сама хижина является одним из главных символов сна Татьяны. Ее можно ассоциировать с самим Онегиным, а «шайку домовых», находящуюся внутри, с реалиями его внутреннего мира. То, что Онегин «управляет домовыми», означает его властность, а то, что он смотрит на дверь изнутри дома, значит, что он избегает самого себя.
Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё - душу Онегина. Сон показывает, насколько сильно ее желание понять Евгения. Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь.
Также во сне появляются Ольга и Ленский, у которого завязывается ссора с Онегиным, и, в конце концов, Евгений убивает его ножом. Трактовка этого эпизода очевидна: Татьяна предчувствует беду, ее чувствительное сердце уже предугадывает трагедию между себялюбивым Онегиным и наивным Ленским.
Сон, введенный в роман, многое объясняет читателям. Он подготавливает к грядущим событиям: ссоре, смерти Ленского, свадьбе не по любви. Татьяна так и останется среди «снежных сугробов», «заблудившейся в лесу», то есть несчастной.
Для Пушкина сон неразрывно связан с реальным миром. Через образы и символы сны могут доносить до нас сведенья о будущих событиях, помогают глубже понять смысл происходящего. Кроме того, они показывают потаенные, скрытые чувства и переживания, точнее раскрывают сложное и многогранное устройства личности. Сон – это тайный мир каждого человека, в котором можно найти ответы на многие вопросы, если точно и верно истолковать его и быть честным с собой. [5,8]
4.Роль сна в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. [13]
Роман «Война и мир» как высшее гармоническое творение Толстого-художника включает в себя описание сна как естественного бытового и биологического времени человеческого бытия и описания сновидений героев как особенной области пограничного бытия сознания, подсознания и чувств. Л.Толстой не считает лишним информировать о ночном или дневном сне героев: например, о «дообеденном сне» старика Болконского, который считал, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой». Толстой не боится сообщить о старческой сонливости Кутузова; пишет «о неудержимом удовлетворении человеческой потребности – сна». Герои его романа порой восклицают: «Не во сне ли все это?»; «Я все время в Петербурге как во сне всех видел». Дважды для передачи отвлеченной мысли Толстой использует прием сопоставления жизненного события со сновидением. Так, передавая состояние Наполеона после Бородинского сражения, автор пишет: «Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую компанию , – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека». Рассуждая об исходе Бородинского сражения, автор использует уже знакомое сравнение: «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно...». В романе Толстой как бы мельком проговаривает и свое понимание психологии сна: «Как в сновидении все бывает неверно, бессмысленно и противоречиво, кроме чувства, руководящего сновидением, так и в этом общении, противном всем законам рассудка, последовательны и ясны не речи, а только чувство, которое руководит ими». Это замечание о правде чувства, проглядывающей через фантасмагорию онейрических образов, можно считать авторской подсказкой при выявлении психологической функции сновидений в романе.
Для понимания роли сновидений в романе первостепенное значение имеют суждения самого Толстого, который многие собственные сны вписывал в дневник, а также сопровождал эти записи обширными комментариями. Сновидения становились для него важным средством самонаблюдения над душевной жизнью человека, работой его памяти и сознания. Так, 7 марта 1904 года Толстой записывает в дневнике: «То, что о себе узнаешь во сне, гораздо правдивее, чем то, что о себе думаешь наяву». «Сновидения ведь это – моменты пробуждения. В эти моменты мы видим жизнь вне времени, видим соединенным в одно то, что разбито по времени; видим сущность своей жизни – степень своего роста».
Эпизоды снов в произведении не являются вставными, они органично вплетены в сюжет. В романе символичное количество снов, их 12. Они принадлежат только пяти героям-мужчинам: Андрею Болконскому (три сна), его сыну Николеньке (один сон), Пьеру Безухову (пять снов), Николаю Ростову (два сна), Пете Ростову (один сон).
Каждый герой видит сон в знаковый момент своего жизненного пути, им отведено строго определенное место. Сон – не просто вызванный физиологической потребностью отдых героя, своеобразная передышка между действиями, но, прежде всего, яркий символ, знамение. Толстой передает при помощи описания ночных видений сложные душевные состояния, новые взгляды на действительность, то есть переломные, очень важные моменты жизни героев.
Один из таких эпизодов – сцена свидания Наташи Ростовой с Андреем Болконским в Мытищах. Все происходящее изображается в связи с восприятием окружающего больным князем Андреем. Толстой дает ряд последовательных впечатлений, пробегавших в сознании героя. Чередование полубредовых представлений, чувств и мыслей создают картину внутренней напряженной жизни его «больной души». Притом дополняет все это реальная обстановка: полумрак, неясные ночные звуки, пробудившиеся Тимохин и доктор, нагар у свечи, «худое и бледное лицо Наташи». Князь Андрей охвачен новым чувством, открывшим ему «счастье, неотъемлемое от человека». Он живо представляет себе «ту минуту на перевязочном пункте, когда при виде страданий нелюбимого им человека», Анатолия Курагина, «ему пришли эти новые, сулившие ему счастье мысли». «Сострадание, любовь к братьям, с любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врачам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал», - вот что было новым счастьем для Андрея Болконского. Ясные мысли князя сменяются тяжелым бредом. Князь Андрей слышит тихий, шепчущий голос: «И питии-пити-пити», «и ти-ти». «Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок», которое он старался держать ровно.
Это рушились убеждения и былые стремления героя, и восставала новая, вечная истина, так поздно, но верно осознанная героем. Бредовое и реальное смешиваются в мыслях Андрея: это красный свет свечки, шуршанье тараканов и мухи, «бившейся на подушку и на лицо его», «белое у двери», кажущееся ему то статуей сфинкса, то рубашкой на столе. «Иногда мысль его вдруг начинала работать с такой силой, ясностью и глубиной, с какой никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии». Перед лицом смерти Андрей понимает сущность любви: «Любить Бога во всех проявлениях». Любовь сильнее смерти, и ничто не может ее разрушить, она есть сущность души. Именно в эти минуты Андрей вспоминает ту, которую больше всех на свете ненавидел и любил: «И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видя жестокость своего романа с нею».
Внимание Андрея опять переносится «в другой мир действительности и бреда», в котором он разглядел в образе рубашки-сфинкса лицо реальной Наташи. Глубоко символичен последующий сон Андрея. Умирающий объясняется с Наташей, испытывает странное физическое ощущение ее близости, понимает, что любит ее больше всех в мире, и отчаянно цепляется за жизнь. «Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть? Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» - такими мыслями терзает он себя.
Засыпая, князь думает о любви и смерти, но больше о последней, так как чувствует себя ближе к ней. Во сне Андрей здоров. Он ведет обычные светские разговоры, блистает остроумием и вдруг понимает, как все это ничтожно перед лицом смерти, стоящей за дверью. Герой отчаянно борется за жизнь, охваченный мучительным страхом, «болезненно напрягает все свои силы». Последние, сверхъестественные усилия тщетны, смерть беззвучно отворяет дверь, и Болконский умирает…
Это был сон, но с того дня, вместе с пробуждением ото сна, началось для князя Андрея пробуждение от жизни. Княжна Марья и Наташа, ухаживавшие за ним, видели, «как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».
Таким образом, сон Андрея Болконского носит характер предзнаменования такого важного таинства, как смерть.
Если бы не была прервана жизнь Андрея, то он смог бы оказаться в рядах декабристов. Не случайно Толстой рисует в эпилоге его сына Николеньку, восторженно слушающего Пьера Безухова в споре с Николаем Ростовым: «Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими глазами.
- Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он у Пьера. - Я думаю, что да, - ответил Пьер».
Поводом к этому вопросу послужил сон Николеньки. Во сне он шел с дядей Пьером впереди огромного войска. Они неслись радостно и легко к цели. Но со временем становилось все труднее. Появляется грозный дядя Николай Ильич, который утверждает, что, верный Аракчееву, он убьет первого, кто двинется вперед. В поисках поддержки, Николенька оборачивается к Пьеру, но его заменяет бесплотный образ отца – князя Андрея, ласкающего и жалеющего сына.
Мальчик понял, что покойный отец является союзником Пьера в идее создания антиправительственного народного общества: «Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Чтобы он ни говорил – я сделаю это». Николенька чувствует свой долг перед Отечеством, осознает свою ответственность за судьбу грядущего поколения и так же, как когда-то его отец, мечтает о славе и почестях.
Таким образом, сны в романе не только отражают внутренний мир персонажей, но и позволяют героям понять себя, окружающих, разобраться в собственных мыслях и понять свое предназначение.
Заключение
«В сущности, я всё время живу во снах,
а в действительность наношу лишь визиты»
Ингмар Бергман (шведский режиссер)
Сон… Воспоминание о прошлом? Предсказание будущего? Отражение души? Другая реальность?
Проанализировав литературные произведения, в которых встречаются наиболее интересные и необычные сновидения, исследовав отношение писателей, а также других творческих людей к необыкновенной тайне сна, я обнаружил несколько разных точек зрения, но все они были схожи в одном: сны обладают особым значением, люди видят их не просто так.
Писателей и поэтов всегда привлекала и будет привлекать эта удивительная загадка. Многие черпают из собственных снов вдохновение, другие используют в своих произведениях сны для того, чтобы отразить качества героев, которые бы никогда явно не проявились в реальной жизни, иногда сны выступают в качестве иносказаний и аллегорий.
Мир сновидений близок литературному миру. Он также безграничен, многогранен, необыкновенен. И я думаю, настолько же важен. В нем столько же интересных образов, действий, деталей. Сны, как и книги, способны переносить нас в пространстве и времени, позволяют нам увидеть другую жизнь, события, которые, вероятно, никогда не произойдут с нами, помогают раздвинуть границы реальности, расширить собственное сознание.
Кому-то кажется, что мир снов является гораздо более приятной альтернативой реальности, кто-то думает, что ночные видения – лишь бессмысленные и беспорядочные картинки. Но я, работая по этой теме, пришёл к выводу, что сны занимают особое, незаменимое место в жизни человека, и, возможно, если бы не существовало снов, то не существовала бы и реальность, как не было бы света без тьмы, веселья без грусти.
В конце мне хотелось бы привести цитату Зигмунда Фрейда, которая наиболее точно отражает и мою точку зрения: «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несёт».
Список литературы
Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное творчество. М., 1983.
Бессонов И.А. Мотив вещего сна в славянском фольклоре. М.,2004.
Бродский Н.Л. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Москва, 1965г.
Вздремнуть не вздремнул, а всхрапнул да присвистнул.
Видел во сне коровий след: ин наяву маслом отрыгается.
Видел мордвин (татарин) во сне кисель, так не было ложки; положил за пазуху ложку - не видал киселя.
Видел мужик во сне хомут - не видать ему лошадки довеку.
Во сне видел маковники, так во сне и ешь.
Во сне видит, наяву бредит.
Во хмелю да во сне человек сам себе неволен.
Выспишься – помолодеешь.
Где ходим, тут и спим. Где стал, там и спал.
Грозен сон (черт), да милостив бог.
Девичьи сны да бабьи сказки.
Долго спать - с долгом встать.
За сон не ручись (не знаешь, долго ли проспишь и что пригрезится) .
Заря деньгу дает. Зарю проспать - рубля не достать.
И рать и воеводу в один мах перевалял (сон).
И рука спит, и нога спит.
Каково живется (можется), таково и спится.
Коли чудится, так перекрестись.
Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.
Кто долго спит, тому денег не скопить.
Кто живет на воле, тот спит боле.
Кто поздно встает, у того хлеба не встаёт.
Куда ночь, туда и сон.
Ляг да усни; встань да будь здоров.
Ляг, опочинься, ни о чем не кручинься.
Мана манит, да бог хранит.
Много спал, да мало во сне видал (и наоборот).
Много спать - дела не знать (добра не видать).
Много спать - мало жить: что проспано, то прожито.
Морочила морока, а пророчила сорока.
На кого спит, на того и грезит.
Не во сне, наяву бредит.
Не доел, так долежу.
Не живется, так и не спится.
Ни на волос не уснул. Одним ухом спит, другим слышит.
Носом окуней ловит (дремлет).
Ночь матка - выспишься, все гладко.
Перинка совести не замена.
Под головы кулак, а под бока и так.
После хлеба-соли отдохнуть часок - завернется сала кусок да лени мешок.
Пришел милый, да и повалил силой (сон).
Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.
Прошлась дрема по сенюшкам, а до нас не дошла.
Рано вставши, больше наработаешь; рано женившись, скорее помощь будет.
Свищи, душа, через нос.
Себе спит, себе (на себя) и грезит.
Со сна головушку разломило; со сна распух.
Совесть спать не дает.
Сон да дрема на кого не живет?
Сон лучше всякого лекарства. Сон дороже лекаря.
Сон милее отца и матери. Милая подружка подушка.
Сон не богатит.
Сон правду скажет, да не всякому.
Сон- смерти брат. Уснул - помер. Спит человек - не живой.
Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется.
Сонное царство (т. е. все спят).
Сонный да пьяный - божевольный (не в своем уме).
Сонный хлеба не просит.
Сонный, что мертвый. Уснешь, что умрешь.
Спать долго - встать с долгом.
Спать не писать - только глаза зажать (т. е. немудрено).
Спать соловьиным (будким) сном.
Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).
Спи, да не с перепою. Коли проспался, так надо опохмелиться.
Спит - хоть из пушек пали.
Спит, как коней продавши (т. е. напившись с магарычей).
Спит, как маковой воды напившись (снотворного настою, маковок).
Спит, как мертвый (мертвецким сном).
Спит, что с него пар валит.
Спячка напала, всех покатом поваляла.
Так спит, что хоть клади в гроб да хорони.
У меня подушка в головах не вертится (совесть чиста).
Хвали сон, когда сбудется.
Хлеб спит в человеке.
Хлеб спит, а не человек (пища сон дает).
Хмельной да сонный не свою думу думают.
Ходит сон по сенюшкам, дрема по новым (колыбельн. песня).
Что наяву деется, то и во сне грезится.
Что наяву делают, того не боятся; а что во сне видят, того боятся.
Загадки про сон
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
Что слаще мёда, сильнее льва? (Сон)
И рать, и воеводу - всех повалил. (Сон)
Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт. (Сон)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
Слаще мёда, тяжелей свинца:
Взвалишь на спину — не понесёшь,
На базар вынесешь — не продашь. (Сон)
Что слаще сладкого,
А на тарелке не поднести? (Сон)
Что слаще мёда, что сильнее льва? (Сон)
И рать и воеводу в один мах перевалял. (Сон)
Пришел милый, да и повалил силой. (Сон)
Слаще меда, сильнее слона, тяжелее шлема. Как муха жужжит, в мышиную норку пролезает, горе с собой уносит. (Сон)
Кого не осилит ни князь, ни псарь, ни княжий выжлок? (Сон)
Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я? (Сон)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
Приложение 2
Афоризмы о сне
Непонятый сон, что невскрытое письмо. (Талмуд)
Сновидения – это истина. (З. Хёрстон «Их глаза видели Бога»)
Содержание сновидения составлено как бы иероглифами, отдельные знаки которых должны быть переведены на язык мыслей. (З. Фрейд)
Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события. (Гиппократ)
Сон способствует проникновению бесконечности в покои человеческого мозга и отбрасывает темные отражения вечностей, лежащих вне пределов земного существования, на … спящий разум. (Т. де Квинси)
В сновидении – истина; несмотря на маску унижения или величия, мы всегда узнаем самих себя. (В. фон Шольц)
Рассказывай мне свои сновидения, и скажу тебе кто ты. (И. Пфафф)
Сновидения никогда не занимаются пустяками. (З. Фрейд)
Я расстелил у вас под ногами свои сны; ступайте осторожно – ведь вы идете по моим снам. (В. Батлер Йейтс «Видение»)
Чем чище жизнь, тем чище сновидения, чем позорнее первая, тем позорнее второе. (В. Гильденбрандт)
Ни один символ сна не может быть взят отдельно от человека, этот сон видевшего. (К.Г.Юнг)
Какую бы роль мы не играли, в сновидении мы являемся авторами, это – наш сон, мы изобрели его сюжет. (Э. Фромм)
Сновидение – это «Via-Regia» королевская дорога в бессознательное». (З. Фрейд)
В сновидениях скрыта драгоценная жемчужина, сокровище, во много раз происходящее все, что вам до сих пор приходилось находить. (С. Лаберж)
Во сне мы становимся ближе к тому универсальному, истинному и вечному Я, которое прячется под покровом ночи. (Карл Г. Юнг)
Сны, без сомнения, трудны и запутаны, и не все в них совершается ради человека. (Гомер «Одиссея»)
Сон - это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаенные и сокровенные уголки души и открывающаяся в космическую ночь. (Карл Густав Юнг)
Какие сны приснятся в смертном сне. (У.Шекспир «Гамлет»)
У меня всегда был доступ к иным мирам. У нас у всех он есть - благодаря снам.(Леонора Каррингтон)
Мне порой снились сны, которые оставались со мной навсегда и меняли мои воззрения и представления; эти сны протекали сквозь меня, как вино сочится сквозь воду, и изменили цвет моего разума. (Эмили Бронте)
Кто познает тайну сна – познает тайну мозга.(М. Жюве)
Что это было – видение или сон наяву.(Дж. Китс «Ода соловью»)
Почему во время сна мы видим вещи более отчетливо, чем в фантазиях бодрствования?(Леонардо да Винчи)
Если сон - воплощение реальности, то реальность - это воплощение сна. (Рене Магрипип)
Прав был тот, кто сравнил нашу жизнь со сном... Мы спим, бодрствуя, и бодрствуем во сне. (Мишель Монтень)
Мы сами - материал для сновидений. И наш короткий век сном завершится. (Вильям Шекспир)
Сны передают свое значение - но только не языком яви.(Гейл Годвин)
Сновидения открывают реальность, которая остается за пределами понимания. (Ф.Кафка)
Миф – это сон общества, а сон – это частный миф.(Дж. Кэмпбелл)
Сновидения необходимы, чтобы жить.(Аннэ Нин)
Все, что в мире зримо мне, или мнится – сон во мне.(Эдгар По «Сон во сне»)
Нигде не живут такой полной, настоящей жизнью, как во сне.(Ф. И. Тютчев)
Жизнь - это сон.(Педро Кальдерон де ла Барка)
Реальность одна из ипостасей сна.(Х. Л. Борхес)
Приложение 3
«Сон». Сальвадор Дали
«Сон Татьяны». К. Коровин, 1899 год
«Сон Татьяны».
Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» Лидии Тимошенко