kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Русский характер в изображении М.А.Шолохова" (по рассказу "Судьба человека")

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Актуальность исследования

Проблема русского национального характера всегда интересовала писателей и философов XIX и XX веков.

Что такое характер? Характер в литературе? Каков он?

 

«Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер».(1)

 

«Характер (в литературе) - образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления».(1)

 

«Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее». (1)

 

“Русский характер, - писал А. Н. Толстой, - легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь”.(2)

 

Не каждому писателю дано понять и правдиво изобразить русский характер. Михаил Александрович Шолохов — один из немногих. 

 

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик. 1999

2. Толстой А.Н. Русский характер - В кн.: Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958

 

 

 

 

 

 

Цели работы:

 

1.Познакомиться с описанием русского национального характера в рассказе М.А Шолохова “Судьба человека”.

2.Проанализировать, какие  ключевые черты  Андрея Соколова составляют основу русского национального характера.

 

Объект:

 

-образ Андрея Соколова в рассказе.

 

Предмет:

 

-ключевые черты характера Андрея Соколова как представителя русского национального характера.

 

Гипотеза:

 

-В Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Русский характер в изображении М.А.Шолохова" (по рассказу "Судьба человека") »



МОУ «СОШ №2 города Суздаля»











(по рассказу «Судьба человека»)









Выполнила работу

ученица 9б класса

Миронова Юлия









2014 год













Актуальность исследования

Проблема русского национального характера всегда интересовала писателей и философов XIX и XX веков.

Что такое характер? Характер в литературе? Каков он?



«Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер».(1)



«Характер (в литературе) - образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления».(1)



«Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее». (1)



“Русский характер, - писал А. Н. Толстой, - легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь”.(2)



Не каждому писателю дано понять и правдиво изобразить русский характер. Михаил Александрович Шолохов — один из немногих.



1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик. 1999

2. Толстой А.Н. Русский характер - В кн.: Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958













Цели работы:



1.Познакомиться с описанием русского национального характера в рассказе М.А Шолохова “Судьба человека”.

2.Проанализировать, какие ключевые черты Андрея Соколова составляют основу русского национального характера.



Объект:



-образ Андрея Соколова в рассказе.



Предмет:



-ключевые черты характера Андрея Соколова как представителя русского национального характера.



Гипотеза:



-В Андрее Соколове представлены лучшие нравственные черты русского человека, составляющие основу его характера.















































Русский характер в изображении М.А.Шолохова. Ключевые черты характера Андрея Соколова.

С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор как бы подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстаёт человек в прожжённом, грубо заштопанном ватнике, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие тёмные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше»: « Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила!» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!» Действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелёгкой судьбе отражается судьба всего поколения, обычная для того времени судьба.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так герой начинает свой рассказ. Ровесник века, он участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестрёнка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофёром. Встречает любимую девушку Ирину, с которой создаёт прекрасную семью. «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» - рассказывает Соколов. “Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на “отлично”. За десять лет скопили мы немного деньжонок и поставили себе домишко. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Соколов мечтает о счастливой жизни с «женой – подругой» и с детьми. Весь поглощенный заботами о семье, нежный муж и заботливый отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его жилище, - Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые исконно присущи людям труда.

Но проклятая война рушит все планы и надежды.

Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжёл и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги, совершённые, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает своё нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира. Человеку с доброй, отзывчивой душой тягостно вспоминать тот момент: «До того мне стало не хорошо после этого и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Лишённый возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует своё превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Соколов вспоминает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло…» Измученный, истощённый, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников», - вынужден признать немецкий офицер.

Шолохов разговаривал со многими немецкими солдатами, попавшими в плен, изучал их характеры, их поведение на допросах, во время еды. Почти всем военнопленным ничего не стоило предать интересы своей родины, лишь бы спасти при этом себе жизнь. Стоило этим воякам в течение трёх дней остаться без еды, как они уже были морально убиты, подавлены. Не выдержав первые же тяжёлых испытаний, они становились истерически болтливыми, в их психике явно чувствовался надлом. «Как звери, набрасываются они на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не прожёвывая, глотают торопливо, жадно. Двоим из них не принесли ложки. Не дожидаясь, когда принесут ложки, они запускают в котелки грязные ладони, пальцами вылавливают гущу и отправляют её в рот, запрокидывая головы и блаженно щурясь».

Всеми изобразительными средствами Шолохов убеждает, что немецкие солдаты, попав в плен, окончательно теряют человеческий облик. Андрей Соколов тоже испытал плен, голодал, не раз глядел в глаза смерти, но какое отличие, в сравнении с поведением немцев, в самом существе их личности! Шолоховский герой сохраняет человеческое достоинство в самых тяжёлых обстоятельствах.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление этой героической натуры. Серьёзным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов – солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет всё, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле: на месте, где когда-то стоял дом, построенный его руками, темнеет воронка от бомбы. Казалось бы, всё кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу.

Сколько самоуважения, например, в том, что они, обессиленные и израненные, поднимались при виде врага: лёжа они не хотели умирать. И, глядя в лицо смерти, Андрей Соколов не испытал ни паники, ни сердечной робости. В последние, казалось бы, секунды его волновал вопрос, куда – в голову или поперёк груди – немец даст по нему короткую очередь. И ждал этой очереди, глядя в упор на врага, уже вскинувшего автомат. Действительно, «потешно человек устроен»: у него смерть на подходе, а он ещё имеет мужество подшучивать над тем, кто держит его под дулом автомата.

Отдавать свои собственные сапоги унизительно. Ведь это значит признать себя побеждённым, слабым. Но Андрей Соколов и в этой ситуации сохраняет душевное спокойствие и силу, насмешкой унижая врага: как только немец выхватил у него сапоги, он спокойно размотал портянки, протянул их ему, а сам выжидательно, с затаённой усмешкой глянул на него снизу вверх. «Но он заорал, заругался по-своему и опять за автомат хватается. Остальные ржут. С тем по - мирному и отошли. Только этот чернявый, пока дошёл до дороги, раза три оглянулся на меня, глазами сверкает, как волчонок, злится, а чего? Будто я с него сапоги снял, а не он с меня». Андрей Соколов этим, казалось бы, невинным жестом унизил своего врага и вышел победителем. И так всегда, когда тяжесть невзгод наваливалась на него. «Никудышным» он был после контузии ходоком, из стороны в сторону его качало, как пьяного, а шёл из последних сил. «Тощалый», с выбитой левой рукой, еле-еле живой, но как только услышал, что Крыжнев хочет утром выдать своего взводного, твёрдо решил задушить предателя. «До того мне стало нехорошо после того и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…»

Много нелюдских мук пришлось вынести Андрею Соколову за два года плена. После того как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами и при всём при этом почти не кормили и заставляли много работать, казалось, что не сдюжит человек,потеряет контроль над собой, утратит чувство собственного достоинства, а вместе с ним и простую человеческую гордость. Но только однажды вышел из себя Андрей Соколов: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Он всё ещё никак не может успокоиться после пережитого волнения. Щеку его подёргивает нервный тик, руки, лежащие на коленях, дрожат. Он всеми силами старается подать своё волнение и скрыть ложь, но это ему плохо удаётся. Только после того как он с жадностью выкуривает предложенную папироску, к нему приходит уравновешенность… Тяжело говорить с ефрейтором Беркманном. От циничных слов этого грабителя в солдатском мундире, истерически болтливого и тупого, в землянке становиться ещё душнее, тянет выйти на воздух».

И Андрей Соколов, когда его вызвали к коменданту, тоже предполагал, что идёт «на распыл». «Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно».

Чувство товарищества заставляет Андрея в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Соколов прекрасно знал об опасной обстановке, когда возникла острая необходимость подвезти снаряды нашей гаубичной батарее. И в этой ситуации у него не было никаких колебаний: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Он поставил своей непреложной целью «проскочить, и баста!» О благородстве души этого человека говорит завершение встречи с Мюллером: Соколов принёс вконец изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала. Можно понять его соседа по нарам, у которого задрожал голос при виде такого бесценного богатства. На его вопрос: «Как будем харчи делить?» - последовал естественный, единственно возможный ответ Соколова: «Всем поровну».

«Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату. Но что отличает шолоховского героя и помогает понять новые начала его «старых» качеств, так это чувство собственного достоинства. Не бьющее в глаза, очень спокойное, это чувство в Андрее Соколове напоминает свойство особой стали сохранять закал при высоких температурах. А в обычной жизни этот человек мягок, скромен».

Эти качества русского солдата с особой отчётливость проявились у Соколова во время встречи с комендантом лагеря Мюллером.

В лагерь под городом Кюстрином перебросили 142 советских военнопленных, а через два месяца в живых осталось 57 человек. К тому же «слух по лагерю идёт, будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь. Одно горе к другому, да так гнут, что глаз от земли не подымишь…» В этой тяжкой обстановке Соколов не смирился, он протестует против нечеловеческих условий жизни. Это стало известно коменданту лагеря, который ежедневно избивал военнопленных без всякого повода, для своего удовольствия.

Когда Соколова вызвали к Мюллеру в комендатуру, он попрощался с товарищами. Андрей нашёл в себе силы отбросить в сторону всё, что могло в какой-то мере помешать внутренне приготовиться к бесстрашной встрече со смертью: «Иду по лагерному двору, на звёзды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по–лагерному – номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…»

На вопрос Мюллера, предвещающий возможную смертельную развязку встречи, Соколов ответил прямо, не стараясь оправдаться или отказаться от сказанных им в бараке слов. Мюллер объявил о своём решении немедленно лично расстрелять Соколова за дерзкие слова, но ему захотелось сначала унизить этого смелого русского. Он начал беспроигрышную, как ему думалось, психологическую игру. Возможно, ему захотелось понять, что же представляет из себя этот русский, что скрывается за его внешней невозмутимостью, хладнокровием, стойкостью? Может быть, фаталистическое отношение к жизни, известная, так сказать, русская пассивность? Если этот русский окончательно сломлен и ему не дорога жизнь, то почему бы ему, давно не видевшему нормальной человеческой еды, перед смертью не съесть кусочек хлеба с ломтиком сала и не выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия?



Соколов, «голодный, как волк», сначала взял стакан и закуску, но затем его «будто огнём обожгло». Первое инстинктивное движение сразу попало под суровый контроль рассудка: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»

Тогда Мюллер предлагает Соколову выпить «за свою погибель». Но теперь этот военнопленный удивляет коменданта. Он выпил «за свою погибель и избавление от мук», «а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью» и сказал: «Благодарствую за угощение. Я готов, герркомендант, пойдёмте, распишите меня». Трудно угадать истинные мысли фашиста. О встречи рассказывает Соколов, которому неведомы подлинные побуждения Мюллера. Не знает их и автор- повествователь, занимающий позицию слушателя. Однако из самого хода сложного психологического поединка, наполненного жестоким внутренним драматизмом, становиться ясно: заинтересовал немецкого коменданта чудной русский солдат, который вёл себя не так, как должен был, по его понятиям, вести себя. Этот интерес не ускользнул от взгляда Соколова, что говорит о его проницательности, об умении точно оценивать людей и обстановку. На предложение Мюллера закусить перед смертью Соколов, как бы поддразнивая коменданта, отвечает: «Я после первого стакана не закусываю». Андрей объясняет автору-слушателю мотивы своего поведения: «Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Мюллер снова предлагает русскому военнопленному закусить перед смертью, а он опять отказывается: «Извините, герр комендант, я после второго стакана не привык закусывать». Это развеселило фашиста. С точки зрения здравого смысла уж очень нелепо ведёт себя «русс Иван»: сам голодный-преголодный, выпил целых два стакана крепкого шнапса, а закусывать не хочет. Очень удивил он немцев и, видимо, этим спас себе жизнь. Соколов заметил, что на него теперь поглядывают «как-то иначе… вроде помягче». И продолжает вести свою линию в этой невесёлой для него игре: третий стакан он «выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твёрдость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались». Отказавшись от мысли расстрелять пленного, комендант говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь».

Сцена с комендантом Мюллером при всей её конкретности приобретает «обобщенное и в какой-то мере символическое значение». Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа советского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация, сплотившая вокруг себя равноправные народы Советского Союза, стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе. Бескомпромиссная борьба против иноземного нашествия путала карты врага. Даже одна принадлежность человека к русской нации вызывала у гитлеровцев чувство злобы и ненависти: «…били за то, что ты – русский».

Всё время чувствуется моральное превосходство русского солдата, его непревзойдённая сила духа, неистребимые чувства человеческого достоинства, национальной чести, ответственности за свои поступки, никогда не покидающие его чувство юмора. Во всём, в самой, казалось бы, незначительной детали, раскрывается его недюжинный характер, несгибаемая воля, бесстрашие, мужество. И в том, что он, голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде здоровенной бутыли со шнапсом, хлеба, сала, мочёных яблок, открытых банок с разными консервами сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; и в том, что не стал отнекиваться, когда комендант повторил его слова, брошенные вгорячах накануне, за которые положено расстреливать как за призыв к саботажу, а мужественно, с достоинством подтверждает сказанное; и в том, как он выпил три стакана водки, стремясь хоть таким способом продемонстрировать силу и мощь русского солдата; и в том, что только после третьего стакана водки он «откусил маленький кусочек хлеба, а остаток положил на стол»; и в том, что, получив за смелость небольшую буханку хлеба и кусок сала, он, повернувшись к выходу и представляя собой хорошую мишень, прежде всего пожалел, если комендант выстрелит в него в этот момент, что не донесёт «ребятам этих харчей»; и в том, что эти харчи по его требованию были поделены «всем поровну», - во всём этом раскрылись лучшие черты русского национального характера.

Поистине неисчерпаем запас нравственных и физических сил у Соколова; это подчёркивается в авторских раздумьях в конце произведения: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»

Сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что “мол, все в порядке, помаленьку воюем”, но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто “сопли по бумаги размазывает”. Он прекрасно понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает не о своей безопасности, а о том, что “там товарищи его, может, погибают ”- вот она, “скрытая теплота патриотизма”. Тоже самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что “худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный” не сможет справиться с этим “мордатым”, “толстым мерином”, он решает “сам его кончать”.

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения, она схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчеркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа». Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений. Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово «терпеть» почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: «…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

В шолоховском контексте глаголы «вытерпеть» и «преодолеть», поставленные рядом, писал И. Рыбинцев, являются синонимами; «именно в таком значении народ часто употребляет слово «вытерпеть»; «в толковом словаре Даля слово «терпеть» определяется и как «крепиться», «мужаться», «держаться», «стоять не изнемогая», «не унывая».

Слова «всё вытерпеть, всё снести» в устах Андрея Соколова не означают безропотности, покорности, пассивного ожидания, когда что-то изменится.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл. Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. “ Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. В этом проявляется сильный характер человека. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. “Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: “Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!” Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…”(6)

Преодолел герой испытание одиночеством. Соколов одинок, но он не одиночка. «Одному-то и курить, и помирать тошно, жить одному – самая страшная мука» - в этих словах выражена такая тяга к жизни, которую трудно уничтожить. И судьба отвечает на этот зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребёнку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живёт надежда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

В рассказе тема одиночества, сиротства отразилась в судьбе трёх человек. Круглой сиротой была Иринка, воспитывавшаяся в детском доме. У Вани отец погиб на фронте, а мать была убита в поезде, при бомбёжке, на глазах у мальчика. Андрей Соколов трижды оставался один. В голодном двадцать втором году умерли от голода его отец, мать и сестрёнка: «Родни – хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души». Второй раз Соколов «остался один», когда узнал о гибели своей семьи в Воронеже в 1942 г. В третий раз Соколов почувствовал себя одиноким, похоронив «в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду» - нашедшегося было сына Анатолия.

М. Шолохов обладает замечательной способностью схватывать и подмечать сложные внутренние переживания человека, передавая их через внешнее – подчас малозаметный жест, слово. Этот прием он использует всякий раз, когда тому или иному герою хочется утаить свои подлинные мысли и чувства. Вот Андрей Соколов попытался скрыть вдруг охватившее его волнение. До какой-то степени ему это удалось: «он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы… Пытался свернуть папироску, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени».

В мастерски подобранных деталях сказалось огромное психологическое чутьё писателя, его умение проникать в «тайное тайных» человека. Движения, жесты, интонации, более непосредственные, чем слова, точно и правдиво передают внутреннее волнение героя. Особенное значение для психологической характеристики Соколова имеет выражение его глаз. Шолохов «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах». В них, «словно присыпанных пеплом», наполненных неизбывной смертной тоской, отразилось столько накопившейся боли, затаённой скорби, невыплаканных слёз, что трудно было встретиться с ними.

Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.

В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны.

Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Образ Андрея Соколова — это шолоховское решение проблемы русского национального характера. Рассказ вызывает гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека.

А между тем победа в Великой Отечественной войне была добыта именно этими душевными качествами, жившими в народе. Поэтому именно Андрей Соколов — образ победителя в этой войне, потому что он выстоял и победил по-человечески, а это основа победы военной. Соколов воплощает в себе типические черты. Установкой на собирательность объясняются и особенности речи Соколова, она подчёркивает не столько его социальные признаки (в ней есть профессионализмы: «сел за баранку», «сбавил газ»; просторечные выражения крестьянского происхождения: «как куль с овсом», «на рысь переходит»; слова, взятые из военной терминологии: «так точно», «походным порядком», сколько то устойчивое, повторяющееся, обобщённое, что свойственно народному языку. Это сказалось и в широком использовании разговорных слов и выражений, эпитетов, метафор и образов, взятых из народно-поэтического творчества или связанных с ним («детская память, как летняя зарница», «горючая слеза», «при ясном солнышке», «чистым полем»); опора на фольклорные мотивы придают речи Андрея Соколова выразительную сжатость, яркую образность, богатую эмоциональность, глубинный народный колорит, помогают лучше отразить национальные истоки его мышления.

Важное место занимает непоказной и скромный героизм. Об этой черте русского солдата также писал Лев Николаевич Толстой. Нравственное бескорыстие подвига, способность на самопожертвование, глубокая сознательность героизма - эти черты объединяют Андрея Соколова с миллионами русских солдат, отдавших свои жизни за освобождение нашей Родины! Все, что совершает в рассказе Андрей Соколов, он совершает скромно, незаметно, совершает не напоказ, а только тогда, когда это необходимо. Он попал на войну не из-за воинственного инстинкта, не из-за амбиций и жажды славы, а «ради жизни на земле» .







Заключение.

Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, - образ собирательный, в котором воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности.

Гипотеза, выдвинута в начале исследования, подтвердилась.

Рассказ Шолохова – это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное – человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу. Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека, связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», - говорил Шолохов. И его рассказ «Судьба человека» очень точно соответствует этому предназначению и выполняет поставленную писателем задачу.

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что сломать нельзя человеческое достоинство, любовь к жизни, Родине, людям, доброту. Это помогает жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не героизм, а естественная потребность. И таких простых русских людей на свете много. Именно они выиграли войну и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее.







Список литературы.

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик. 1999

  2. Огнев А.В. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека». – М.: Высшая школа,1984.

  3. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др.– М.: Дрофа, 2003.

  4. Толстой А.Н. Русский характер . Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958

  5. Шолохов М. Страницы жизни и творчества. – М.: Советский писатель, 1986

  6. Шолохов М.А. «Судьба человека». Рассказы. – М.: Дрофа: Вече,2002.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Миронова Юлия

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства