~ 18 ~
Государственное учреждение образования
«Общеобразовательная средняя школа №16 г.Борисова»
Поэтика любви в новеллах И.А.Бунина «Таня» и «Натали» из цикла «Тёмные аллеи»
Выполнили работу:
ученицы 11 «Г» класса
Барановская Екатерина Владимировна
Макатерчик Юлия Викторовна
Руководитель:
Якимова Лина Валерьевна
2012г
Тема: Поэтика любви в новеллах И.А.Бунина «Таня», «Натали».
Цель работы: выявить элементы текста новелл, участвующие в формировании эстетического впечатления от произведения и воссоздающие авторский замысел.
Задачи: 1.Исследовать и изучить эстетически значимые элементы произведений.
2. Продемонстрировать художественное своеобразие каждой из исследуемых новелл цикла «Тёмные аллеи».
Содержание:
Список литературы………………………………………………………………4
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1.Тема любви в творчестве Ивана Бунина. К истории создания цикла
новелл «Тёмные аллеи»…………………………………………………………..7
Глава 2.Особенности подхода к исследованию художественного произведения………………………………………………………………………9
Глава 3.Особенности художественного мира рассказа «Таня»………………11
Глава 4.Художественный мир рассказа «Натали»……………………………15
Заключение………………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21
Список литературы:
Бабореко А. И.А.Бунин. Материалы для биографии. – М.: 1967
Бунин И.А. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1984г.
Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева).М.: 1987г.
Царёва О.И. Расчёт и вдохновение II Русский язык и литература. – 2008. -№3. –с.3-16
Введение
Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
Человеку, как никакому другому земному существу, повезло иметь разум и… чувства: любить, ненавидеть, преклоняться, восхищаться, страдать…
В своей работе мы недаром обратились к произведениям И.Бунина, одного из продолжателей традиций А.Чехова, Л.Толстого, И.Тургенева. Произведения этих авторов оказывают огромное влияние на формирование духовнобогатой человеческой личности. Именно на страницах произведений Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина молодёжь может найти ответы на многие вопросы, научиться гуманизму, милосердию, благородству, красоте чувств.
Любовь… Это понятие, несомненно, волнует юные сердца. На наш взгляд, неоценимую роль в «воспитании чувств» молодого поколения играет русская литература XIX-XX веков. Чем благородней, воспитанней, добрей человек, тем прекраснее чувство любви, которое он испытывает. Эту истину неоднократно доказывают герои русской классической литературы. Бунин – один из мастеров художественного слова, в произведениях которого на первый план выходит вечная тема любви, самого чистого и прекрасного чувства, делающего человека поистине Человеком.
В современном мире часто разум превышает чувства, любовь подменяется расчётом, а то и цинизмом.
Значимость рассказов И.Бунина о любви в том, что автор утверждает: любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. В этом, мы думаем, заключается благотворное воспитательное воздействие рассказов Бунина на юные сердца и умы. Поэтому так важно использовать художественное наследие писателя для воспитания молодого поколения.
Погружаясь в художественный мир мастера, читатели соприкасаются с прекрасным, пытаются осмыслить вечные понятия добра и зла, учатся любви, культуре отношений, благородству чувств. Именно поэтому произведения Бунина занимают достойное место в ряду мировой художественной литературы.
Целью своей работы мы считаем исследование художественного мира двух рассказов И.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» «Натали» и «Таня». Мы попытаемся оценить художественный текст как единое целое, проанализировать авторский замысел, смысл подтекстовой информации, который содержится в отдельных словах, словосочетаниях, предложениях, фрагментах текста.
Художественное произведение представляет собой сложное единство; автор создаёт его ради определённой цели, творчески преображая действительность.
Каждое произведение несёт в себе определённую систему ценностей и стремится её утвердить в сознании читателя.
Именно это значимо для авторов работы, так как через исследование художественного мира рассказов И.Бунина о любви читатель приобщается к вечным духовным ценностям.
Глава 1.Тема любви в творчестве Ивана Бунина. К истории создания цикла новелл «Тёмные аллеи»
Любовь - вечная тема бытия. Каждый писатель приходит к этой теме по-своему, по своей, только ему ведомой дорожке. Есть писатели, которые касаются этой темы нечаянно, невзначай; а есть такие, как Толстой, Тургенев, Бунин, которые идут ей навстречу, смело обращаются к самому таинственному, непонятному в ней. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасна любовь, в которой нет ничего ложного, выдуманного.
В рассказах о любви раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными законами.
Писатель не скрывает, что любовь истинная приносит не только радость и счастье, но и разочарование, муки, а подчас горе и смерть. Часто Бунин соединяет в своём творчестве самое прекрасное и самое страшное - любовь, смерть, разлуку.
И действительно, Бунин описывает любовь, как бездну, загадочную и необъятную.
Необыкновенная поэтичность рассказов Мастера привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с данной тематикой. Если проследить всё творчество Бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдаёт предпочтение. Авторов работы интересует сборник новелл «Тёмные аллеи».
Ещё в 1920 году Бунин навсегда покидает Россию, не поняв и не приняв её новых порядков и законов. Начинались долгие годы эмиграции – в Париже и на юге Франции, в Грассе , вблизи Канн.
Бунин говорил своей жене, что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого , Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает её»[1, с. 211]
В октябре 1939 года Бунин поселился в Грассе на вилле «Жаннетт», прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу «Тёмные аллеи»- рассказы о любви, как он сам сказал, «о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Эта книга, по словам Бунина, говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Бунин считал, что это самое лучшее и самое оригинальное, что он написал в жизни. Создание цикла новелл «Тёмные аллеи» было для Бунина в военные годы родником душевного подъёма . Цикл рассказов критика определила как «энциклопедию любви» или, ещё точнее,- энциклопедию любовных драм. Любовь изображается как самое высокое чувство. В каждом из рассказов цикла показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчёркивал сам автор. Однако они все вызваны состоянием души автора, воспоминаниями о молодости. Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе.
Глава 2.Особенности подхода к исследованию художественного произведения
«Литературное произведение представляет собой сложную идейно- эстетическую целостность, поэтому его можно метафорически уподобить живому организму, в котором отдельные части тесно связаны и объединены друг с другом».[4, с.7 ]
В современной филологии существуют два подхода в исследовании художественного произведения. Разность этих двух подходов проявляется в наименовании предмета исследования: для литературоведа - это художественное произведение, для лингвиста- художественный текст. С точки зрения лингвиста, первоочередную задачу представляет собой анализ языкового материала. Однако лингвистический анализ оставляет без внимания такие важные компоненты произведения, как жанр, композиция, образная система, авторская точка зрения, хронотоп.
В последнее время всё больше сторонников находит целостный, комплексный анализ произведения. Целостность предполагает совокупность элементов, каждый из которых сохраняет свойства целого. Для исследования художественного мира литературного произведения и выявления в процессе анализа авторского замысла имеет значение каждый уровень текста. В произведениях, которые стали классикой, образцом, все компоненты гармонично связаны между собой и раскрывают авторский замысел, то, ради чего Мастер и создаёт своё творение.
Мы представили это в схеме
Каждый художественный текст неповторим, уникален. Мы исследовали на разных уровнях художественный мир двух рассказов И.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» «Таня» и «Натали», чтобы в процессе работы доказать, что Мастер стремится убедить читателя в чистоте, незамутнённости ,здоровой естественности любви. Порой в бунинском изображении любви преобладает «земной», чувственный характер, но это никогда не снижает главной, духовной значимости любви.
Жанр всех рассказов из цикла «Темные аллеи» выбран Буниным не случайно. Это новеллы. Для воплощения замысла неожиданная, чаще трагическая, развязка необходима Мастеру.
Глава 3. Особенности художественного мира рассказа «Таня»
Ведущая тема рассказа - любовь. Образная система предельно проста. В центре повествования ОН и ОНА. Он - барин, ОНА – молоденькая горничная. Основа сюжета - любовная связь между героями. На первый взгляд, всё банально и даже пошло. Но только не у Бунина, Мастера, владеющего тайной воздействия художественного слова на читателя.
Анализируя рассказ «Таня», можно установить, что событийная сторона(сюжет) не представляется особенно важной. Первостепенное значение в изучении данного произведения имеет анализ опорных точек композиции. Это ключ к пониманию замысла автора. Понятие композиция более широкое, чем сюжет. Композиция – это состав и определённое расположение частей, образов, элементов произведения. Для рассказа «Таня» важнейшими элементами, участвующими в формировании эстетического впечатления, являются пейзаж, времена года, явления природы, образ главной героини. Раскрытию темы любви у Бунина присущи повышенная эмоциональность, лиризм, глубинное постижение мира природы и человека. В гармонии и красоте природы Бунин искал законы и нравственные нормы человеческих отношений.
Повествование ведётся от третьего лица, поэтому внутренний мир героев раскрывается самим автором. У Бунина это происходит очень своеобразно.
Изучая художественный мир рассказа, можно заметить, какое огромное внимание уделяет Бунин раскрытию образа Тани.
«… ей шёл семнадцатый год, она была невелика ростом, …её простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью». [ 2, с. 618] Бунин подчёркивает неброскую прелесть Тани. Герой, тратящий себя безрассудно, отнёсся к связи с Таней как к случайной…
Для Тани же он стал тем, «с кем она, в некий срок, впервые должна была соединиться в самой тайной и блаженно-смертной близости. Эта близость, обоюдная, свершилась и уже ничем в мире расторгнута быть не может».[ 2, с. 620]
Погружаясь в художественный мир рассказа, восхищаешься мастерством Бунина, воспевшим любовь чувственную, «телесную». Героя, избалованного связями с женщинами, как будто облагородила близость с чистой, невинной, покорившейся своему женскому началу девушкой. «Ночь была торжественна, бесстрастна и благостна и как-то удивительно соединялась с теми чувствами, что унёс он от этого неожиданного соединения с полудетским женским существом». [2, с. 620 ] «Эта необыкновенная ночь принимает его в своё непостижимое светлое царство вместе с нею, с этой близостью». [2, с.620]. ОН сливается с гармонией ночи, с осенним миром, с природой, становится чище и благороднее. Таня, с её милым простосердечным голоском, то радостными, то грустными, но всегда любящими, преданными глазами, - часть этого гармоничного мира.
ОН будет любить ЕЁ, верную Танечку, которая даже не подозревает всей силы этой любви.
Любовь у Бунина – стихия, а не всепоглощающее счастье. Замысел Мастера – проникновенно, на самой высокой ноте выразить самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Это своеобразно реализовалось в рассказе «Таня».
В рассказе особым образом организуется словесный материал. Основные словообразы объединены по смыслу. Самая задушевная тема Бунина, тема природы и связь с ней человека, становится ведущей. В небольшом по объёму рассказе(14 страниц) насчитывается 13 пейзажных зарисовок.
Таня и её возлюбленный встречаются тайно, по ночам. Это время суток приобретает поэтическую окраску. Чтобы читатель почувствовал красоту этой тайной, безнадёжной любви, автор подбирает для существительного ночь яркие, оригинальные, необычные эпитеты и синонимы- метафоры.
Синонимы-метафоры:
Ночь- непостижимое светлое царство;
Прилагательные-эпитеты:
осенняя; лунная; странная; торжественная; бесстрастная; необыкновенная; бесконечная и сладкая; предвесенняя, светлая и ветреная; звёздная в глубинах неба.
14 эмоциональных, выражающих состояние героев эпитетов, определяют слово ночь.
Любовь в понимании автора оказывается приобщённой к вечному: красоте природы, звёздным глубинам ночного неба, стихийным явлениям.
В рассказе «Таня» символичными становятся времена года, когда зарождается и властвует над сердцами героев любовь. Это осень, зима и начало весны.
Для Тани эта любовь – разлука, любовь – страдание, горькое счастье. И Бунин изображает осень далеко не яркими красками.
ОСЕНЬ
Скудные дни начала ноября; пустые поля и голые перелески; дни влажные, туманные; сизость тумана; темно и непроглядно от тумана; холодный ветер; мокрая мгла; первобытный запах тумана; ледяная мгла ночи и тумана; в тумане и мраке; снеговые мёртвые горы; угрюмое небо.
Тоска и какая – то безнадёжность сквозит в ключевых образах бунинской осени: мгла, туман , мрак, холод, ветер. Прилагательные скудные, голые, пустые, туманные, холодный, мокрый, ледяная, угрюмое добавляют мрачных красок.
Зима в рассказе «Таня»такова:
Морозный северный ветер; маслянистые колчи дорог; обнажившийся сад; белая луна; клубы туч; ледяная тьма; мёрзлая грязь; угрюмое небо; стрекочущий снег; зимняя жёлтая заря.
Ведущий мотив зимы в рассказе это вьюга, стихия, которая подхватила героев и несёт неведомо куда.
Синонимы слова вьюга - белое несущееся бешенство; гудящая буря; белые вихри; несущаяся молочная белизна; утихающие вихри.
В жизни героев не было весны, а была лишь «предвесенняя, светлая и ветреная ночь». Последняя их ночь, когда герой, плача, шептал Тане самые горячие слова, а за окном шумел сад и долетал оттуда отрывистый, злой , безнадёжный, плачущий лай лисы, пойманной лесником.
Лето же останется только в Таниных мечтах, в которых «она старалась представить себе всё то летнее счастье, когда столько будет им свободы везде…-ночью и днём, в саду, в поле, на гумне, и он будет долго, долго возле неё…»[2, с. 630 ]
Бунин будто вживается в образы героев: любит, страдает, восторгается, мучается. Как мастер слова создаёт оригинальные, неповторимые конструкции:
тайная и блаженно – смертная близость; общее заветное прошлое; сумасшедший восторг нежности; преступная осторожность; неразрешимый ужас; тайное мучение; мука неразрешающегося ожидания; облегчение конченой жизни; стыд напрасных ожиданий.
В рассказе «Таня» Бунин воспевает не платоническую, а чувственную любовь. Для этого рассказа характерен интерес автора и к обыкновенной жизни, и умение раскрыть трагизм человеческого существования. Вечная тема любви у Бунина связана в этой новелле с темой природы. Это придаёт особый лиризм рассказу. Бунин ещё раз демонстрирует свой особый подход к традиционной теме любви: любви спасительной, счастливой не существует на фоне катастрофичности человеческой жизни вообще.
Глава 4. Художественный мир рассказа «Натали»
Новелла «Натали» целиком и полностью посвящена теме любви. Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, долгом одиночестве. Эта любовь трагична. Ведь всё могло бы сложиться так прекрасно! Но Бунин верен своей концепции любви: любовь – это трагедия.
Начинается рассказ легко и непринуждённо: студент Виталий Мещерский в поисках «любви без романтики» приезжает в имение своего дяди, отставного улана Черкасова.
Сюжет рассказа очень динамичен. Развитие действия происходит напряжённо и стремительно. В событиях сюжета заключается основной смысл произведения, сюжетные элементы чётко выражены.
Виталий Мещерский встречает у Черкасовых двух девушек: Соню, свою двоюродную сестру, и Натали, подругу Сони по гимназии. Стремительно развиваются отношения между Виталием и Соней. К ней герой испытывает страстное плотское влечение, проникнутое трепетом, который бывает у юноши, впервые познавшего чувственную любовь.
Но параллельно с этим чувством Мещерский испытывает к Натали возвышенную любовь, в её основе - любование и поклонение.
Образы Сони и Натали становятся ключевыми в рассказе. Двойственность отношений между мужчиной и женщиной, в которых сплелись чистейшее и греховное, духовное и плотское, рождающее и гибельное, воплощена в двух женских образах. Описание внешности Сони и Натали, отношение к ним Виталия – совершенно различно, различно настолько, насколько они отличаются друг от друга. Таким образом, героини противопоставлены друг другу, как любовь чистая противопоставлена любви греховной.
Виталий смотрит на Соню, испытывая вожделение: любуется её синими глазами, «поднятой, открытой до плеча рукой», видит всю её соблазнительность. Он подмечает все чувственные детали её облика: полные колени, ровный загар руки, густые и мягкие каштановые волосы, ворот распахнувшегося халатика, круглую загорелую шею и начало полнеющей груди, родинку на левой щеке, поджатое бедро.
Диалог Сони и Виталия непринуждённый, игривый, весёлый. Оба они настроены на ни к чему не обязывающий лёгкий летний роман.
Читателя же настораживают слова Сони: «…это сулило бы нам много любовных утех…, если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба». «Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной»,- предостерегает Соня.
Бунин изображает Натали действительно красавицей: «прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже чёрные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего»[2, с. 657]
Страстные поцелуи с Соней восхитили героя в первую же их встречу. Все его мысли – о любви. Ему кажется, что он уже любит их обеих. Но он ещё не видел Натали, ещё не зависит от неё.
Натали же поразила героя «радостным восхищением»;он начинает думать о Натали и о Соне с двумя совершенно противоположными чувствами. Соню он называет «женщиной», а Натали – «подростком». «И за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви; такие разные, и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение с Соней?» - честно рассуждает Виталий о своей любви к обеим девушкам. Но всё же настоящая любовь даётся человеку только один раз в жизни. И эта любовь Виталия – именно к Натали. После разрыва с Натали в ту страшную грозовую ночь герой уже никогда не вспомнит о свое страсти и телесной привязанности к Соне, но всегда будет любить Натали, любить без надежды, с болью, с надрывом. «Вспомнил Натали – и подумал:да, та любовь «до гроба», которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык ней…” [2, с.676]
Герой так размышляет о своей любви к Натали: «За то время, что прошло с той страшной ночи у Черкасовых, а потом с её замужества, я постепенно оправился, - во всяком случае, привык к тому состоянию душевнобольного человека, которым втайне был, и внешне жил, как все».[2, с.672]
Тем страшнее был разрыв Виталия с Натали, потому что девушка сама призналась ему в любви.
Повествование ведётся от лица главного героя. Поэтому очень важным элементом данного художественного текста является отражение Буниным душевных переживаний Виталия Мещерского.
Художественный мир произведения складывается из слов, оказывающих эстетическое воздействие на читателя.
Мы выписали из рассказа словосочетания, характеризующие внутреннее состояние героя.
1)Герой накануне встречи с Натали и Соней:
Счастлив тем особым счастьем;
молодая свободная жизнь;
горячо мечтая о любви;
чист душой и телом;
искать любви без романтики.
Прилагательные «счастлив», «молодая», «свободная» ярко иллюстрируют радость бытия, которую испытывает герой, его жажду любви.
2) Переживания героя в общении с Соней раскрываются следующим образом:
а) глагольные словосочетания, описывающие состояние героя:
любуясь синими глазами;
восхищаясь тоном разговора;
весело осмотрел её;
чувствуя тягу к её телу;
потеряли всякий стыд и рассудок;
сойду с ума;
втайне раздражаясь;
покорно обнял.
Любование и восторг Соней сменяются раздражением и покорностью. Восхищение и поклонение Натали побороли чувственность и вожделение.
Свидания с Соней – изнурительно-страстные,
Упоение – телесное.
В этих немногих словообразах Бунин отразил бедность и приземлённость переживаний героя по отношению к Соне.
3)Зато как богата палитра чувств, которые Мещерский испытывает к Натали!
Взаимоотношения героя с Натали представлены богатейшим словесным материалом. Особый интерес для исследования «словесного» уровня текста представляют следующие единицы.
Словосочетания с определительными грамматическими отношениями:
радостное восхищение;
любовный восторг – 3 раза;
страстная мечта;
радостное обожание – 3 раза;
высшая радость – 2 раза;
мучительная красота;
беспричинное счастье;
сладкая тоска;
неистовая любовь;
душевное волнение ;
страшная мысль ;
бескорыстное и спокойное восхищение;
восторженная и чистая страсть ;
непрестанное душевное волнение.;
Понятийный состав представлен абстрактными существительными, называющими чувства и переживания; чувственную и эмоциональную окраску художественный текст рассказа приобретает благодаря прилагательным, выступающим в роли ярких эпитетов. Причём некоторые словосочетания употребляются несколько раз.
Душевное состояние Виталия Мещерского обозначается следующими глагольными словосочетаниями:
Долго стоял изумлённый; охватил страх; ослепила меня; втайне замирая; посмел коснуться губами; мучительнее и восторженнее наблюдая; сладко, молодо и вольно охватило счастье; изнемогая от любви; смеясь от счастья; ахнул от восторга; страстно хотелось верить; упивался мечтой; [сердце] сжалось сладко и таинственно; с грустью думая; лунатически пошёл; застыл, оцепенел в страшном и дивном; содрогнулся от мысли; разорвали сердце скорбью, счастьем и потребностью любви; смотрел с ужасом восторга; готов умереть за одно прикосновение; ослеплён ею.
Яркую окраску чувствам героя, выраженным глагольными формами, придают наречия: сладко, молодо, вольно, таинственно, страстно, лунатически, втайне, мучительнее, восторженнее.
Таким образом, употребление описанных языковых средств в рассказе «Натали» подчинено авторскому замыслу воссоздать трагедию любви, изобразить большое, настоящее, трепетное чувство героя именно к Натали, а не к Соне. Отношения Виталия Мещерского к Натали выступают как настоящая святыня, гимн преклонения перед духовностью, целомудрием любви. Как бы сильно ни любили герои, финал рассказа неожиданен и печален. Но справедливы слова Натали: «Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»
Заключение
Сборник рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Читателей потрясает «вечная драма любви». И хотя во многих рассказах цикла любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходим и мы, глубоко прочувствовав художественный мир новелл « Таня» и «Натали». Лишь на короткое мгновенье героям подарено подлинное счастье любви.
Главное впечатление от рассказов о непостижимой и чарующей магии любовной стихии создаётся чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием персонажа, символически звучащими мотивами вечного, вселенского. Любовь в понимании автора – зарница: вспыхнула и погасла. Как бы сильно ни любили герои, финал рассказов одинаково печален. В разлуке героев есть какое – то высокое значенье: любовь, по мысли Бунина, остаётся где-то в сердцах героев навсегда. В рассказах как будто сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как и всё остальное на свете, проходит, другой же – что любовь остаётся в сердце навсегда. Эти два голоса слышны и в рассказах «Таня» и «Натали».
В рассказах совершенства достигает Бунин-стилист. Выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма, неповторимые художественные конструкции создают своеобразную поэтику любви.
Бунин исследует и описывает самые разнообразные оттенки взаимоотношений двоих. Мастер убеждён, что истинная земная любовь существует. Испытать её – огромное счастье. Но взгляд Бунина на любовь своеобразен: чем сильнее, ярче и совершеннее любовь, тем скорее ей суждено оборваться. Но оборваться – не значит погибнуть. Это чувство озаряет весь жизненный путь человека.
Читая рассказы Бунина, современные юноши и девушки учатся понимать главную, духовную значимость любви. Только в таком качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. Произведения Бунина – наше нетленное духовное богатство, незыбленность и вечность красоты человеческой души.