Исследовательская работа по теме «Что раскрывает сказка Колобок?» Руководитель: Дук В. И.
Исследовательская работа по теме «Что раскрывает сказка Колобок?» Руководитель: Дук В. И.
С колыбельной, которую мать поет перед сном, с потешек и прибауток, сопровождающих первые игры, с первых книжек, прочитанных малышу любящим взрослым начинается жизнь ребёнка.
Ребенок сидит, рассматривает яркие картинки, а рядом звучит родной голос, и отдельные знакомые слова потихоньку складываются в связный текст, как правило, в сказку. Любимая книжка читается многократно. Ребенок радуется тому, что он знает, что будет дальше. Он связывает то, что говорится сейчас, с тем, что было раньше – он открывает сюжет.
Первые сказки более чем просты. Они выглядят примитивно – потому что короткие, потому, что часто построены на повторении, потому что впитались в нашу душу с самого детства, и мы не задумываясь, проходим мимо их образов. А ведь это древние, очень древние сказки.
Гипотеза: мудрость предков в сказке «Колобок» является образным описанием жизненного пути человека.
Цель: изучить жизненные ситуации человека на примере персонажей сказки «Колобок».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме «Что раскрывает сказка Колобок?» Руководитель: Дук В. И.»
XII региональная исследовательская конференция учащихся «Первые шаги»
Исследовательская работа
по теме «Что раскрывает сказка Колобок?»
Работу выполнил ученица 2 «Б» класса
МНБОУ «Лицей № 76»
Третьякова Кристина
Научный руководитель:
Дук Вера Ивановна
учитель начальных классов
Новокузнецк
2016 год
Содержание
1. Введение……………………………………………………………....……………..2
2. Основная часть…………………………………………………………….………...3
2.1 Анализ персонажей сказки «Колобок»…………………………………………..3
2.2 Анкетирование. Анализ анкет……………………………………………………3
3. Заключение…………………………………………………………………….…... 6
4. Список литературы………………………………………………………………… 7
Введение
С колыбельной, которую мать поет перед сном, с потешек и прибауток, сопровождающих первые игры, с первых книжек, прочитанных малышу любящим взрослым начинается жизнь ребёнка.
Ребенок сидит, рассматривает яркие картинки, а рядом звучит родной голос, и отдельные знакомые слова потихоньку складываются в связный текст, как правило, в сказку. Любимая книжка читается многократно. Ребенок радуется тому, что он знает, что будет дальше. Он связывает то, что говорится сейчас, с тем, что было раньше – он открывает сюжет.
Первые сказки более чем просты. Они выглядят примитивно – потому что короткие, потому, что часто построены на повторении, потому что впитались в нашу душу с самого детства, и мы не задумываясь, проходим мимо их образов. А ведь это древние, очень древние сказки.
Гипотеза: мудрость предков в сказке «Колобок» является образным описанием жизненного пути человека.
Цель: изучить жизненные ситуации человека на примере персонажей сказки «Колобок».
Задачи:
Детальное рассмотрение сказки.
Изучение анализа сказки в литературе.
Выяснить актуальность сказки в современное время.
Выяснить историю возникновения сказки.
Выводы.
Методы:
1. Изучение специальной литературы.
2. Поиски в интернете.
3. Анкетирование.
4. Наблюдение.
2. Основная часть
2. 1. Анализ персонажей сказки «Колобок»
Словом «коло» - в старину называли светило, солнце. Тогда имя персонажа правильно читался Колобог –« солнечный бог» - ребенок появился у бабки с дедкой. На окошко они его поставили "простыть", но не остудить. Что это значит в отношении ребенка? Пусть погреется на солнышке, наберется сил, познает окружающий мир с оконца родового дома. А как окрепнет, вот тогда и пойдет «мир посмотреть, себя показать».
Вот и вырос Колобок. Отправился в путь дорогу, но не из окна, а с крылечка, со ступенечек, на травку с благословения родителей ушел во взрослую жизнь.
И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Он не убегал от них, а, можно сказать, разговаривал с ними.
Затем был волк - агрессия, эмоции.
Медведь - сила, социум со своими законами. Ведь когда человек вырастает, стенки общества могут стать тюрьмой.
А вот последней была лисица. И это, конечно, медные трубы, звездная болезнь. Много раз люди споткнулись на этом. В современной интерпретации гибнет Колобок. Но в древнем варианте не тут-то было (и жизнь тому подтверждение), Колобок и лисе песенку спел ... и покатился дальше, к Солнцу.
2. 2. Анкетирование. Анализ анкет
Среди обучающихся второго класса «Б» был проведён опрос, в который были включены следующие вопросы для определения актуальности темы:
1. С какими жизненными ситуациями сталкиваются дети?
2. Как справляются с трудностями?
3. Может ли сказка или родители помочь детям выйти из любой ситуации?
Далее следует анализ ответов на вышеупомянутые вопросы.
Вы можете предположить, какие ситуации могут произойти с вами во взрослой жизни?
По данному графику видно, что дети разделились в своих ответах поровну. Но изначально предполагалось, что ученики дадут ответ нет. Я могу предположить, что вопрос вызвал затруднение у ребят.
Знаете ли Вы, что в книгах встречается любые Ваши жизненные проблемы, различные варианты выхода из них и последствия в зависимости от варианта решения проблемы?
Анализируя ответы на поставленный вопрос, диаграмма очевидно показывает, что мои одноклассники понимают значение книги в нашей жизни.
Остальные вопросы были основаны на образах сказки «Колобок». Ответы только подтверждали актуальность темы и выдвинутую мною гипотезу:
Встреча с зайцем, это встреча со своими страхами. Знаете ли Вы как бороться со страхами?
А. Убежать и спрятаться – 1
Б. Поговорить с родителями – 6
В. Обратиться за помощью к книгам и найти похожую ситуацию – 17
Г. Не знаю - 1
Образ волка показывает нашу агрессию и эмоции. Как вы учитесь контролировать себя?
А. Не задумывался (-ась) об этом, ругаюсь со всеми - 8;
Б. Разговариваю о своих эмоциях с родителями - 7;
В. Обращаюсь за помощью к книгам и нахожу похожую ситуацию - 10.
Медведь – сила, социум (наша способность жить среди людей). Как вы узнаете правила и нормы поведения в общественных местах?
А. Не задумывался (-ась) - 0;
Б. Стараюсь всегда молчать в незнакомых местах - 11;
В. Родители подсказывают, как себя вести - 5;
Г. Я многое узнаю из книг - 9.
Я провела анкетирование среди 25 учеников моего класса с целью выяснить, насколько книга влияет на жизненный путь человека. И поняла, что затронула очень сложную тему для изучения. Исходя из результатов данной анкеты, можно сказать, что большая часть моих одноклассников считают книгу помощником по жизни.
Заключение
В данной работе я достигла поставленной цели и подтвердила заявленную гипотезу: мудрость Предков в сказке « Колобок» является образным описанием жизненного пути человека.
Таким образом, сказка «Колобок» рассказывает о жизненных трудностях, испытаниях, встречающихся на пути человека. Наши предки в сказках с детства раскрывали детям философию жизни.
4.Список литературы
1. Савинков А. В. Исследовательская работа в начальной школе. М.; 2012
2. Толстой Н. И. Секрет Колобка // Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: 2003.