kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по литературе на тему "Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над проектом, участникам удалось достигнуть цели, так как создать толковый словарь получилось. Работа в коллективе помогала сплотить участиков проекта, в процессе которого учащиеся справились со всеми поставленными задачами, что подвигло к хорошему результату.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по литературе на тему "Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тёпловская средняя общеобразовательная школа

пос. Тёплое Карачевского района Брянской области







Исследовательский проект по литературе



Тема: «Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»







Автор работы: Ильюшкина А., Карчевский П., Кочерга К.,

Кузина Л., Кубанина М.,

Рабаданов Г., Светличный Д.,

Соляник Н.; 8 класс.



Руководитель:

Свентицкая О.М.,

учитель русского языка

и литературы





п. Тёплое

2018 г.





Содержание

  1. Актуальность выбранной темы…………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………………3

Объект работы……………………………………………………………………. …….4

Предмет работы………………………………………………………………………….4

Цель проекта……………………………………………………………………………..5

Задачи проекта…………………………………………………………………………...5

Ожидаемые результаты………………………………………………………………….5

Участники проекта ………………………………………………………………………6

Сроки реализации проекта………………………………………………………………7

Смета проекта…………………………………………………………………………….8

  1. Реализация проекта……………………………………………………9

Работа по биографии Н.В. Гоголя……………………………………………………….9

Биография Н.В. Гоголя………………………………………………………………….9

Работа над Основной лексикой в повести Н.В. Гоголя………………………………11

Основная лексика в повести Н.В. Гоголя……………………………………………….11

Работа над основной лексикой «Толкового словаря по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»…………………………………………………………………………………...14

Основная лексика «Толкового словаря по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»……………………………………………………………………………………15

Составление и оформление «Толкового словаря по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»……………………………………………………………………………………16

  1. Заключение……………………………………………………………17

Анализ работы над проектом…………………………………………………………17

Вывод…………………………………………………………………………..............18

Список литературы……………………………………………………………………19







  1. Актуальность выбранной темы

Введение

Повесть «Тарас Бульба» всходит в список классической литературы России и является одной из самых знаменитых произведений, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение покорило на момент создания и до настоящих дней сердца читателей. Современники смогли с особой точностью оценить и понять весь смысл и глубину произведения.

П. А. Плетнев вспоминает, как сама императрица была поражена таланту молодого писателя. Она слушала произведения и поведала окружающим о том, как ее поразила ярка представляемая картина перед читателем. Более того, как позже она заявила, Гоголь направил свой талант в жанр ужасов, хотя модно на тот момент было писать французские романы.

М. П. Погодин проявлял особый восторг от «Тараса Бульбы». Описание жизни казаков, их жизни, принципов, войны и набегов изображены с особенной точностью и со знанием дела.  Гоголь смог изобразить главного героя со всеми окрасками характера и нрава главенствующего казака. Погодин отметил, как в повести сочетаются трагизм, смех и простота народа. Тогда же он и предвидел возвышение Гоголя над остальными писателями того века.

В. Г. Белинский указал на ценность произведения для предков и других поколений России и Украины. Он сравнивает повесть с эпопеей целого народа, которая отражает всю его жизнь, мысли и традиции. Таким образом гоголь обратился к касте народа, о которой не писал ни один писатель до этого. Жизнь казака трагична и загадочна по своей сути, а Николай Васильевич рискнул войти в эту необузданную реку. Здесь важен каждый герой, каждый эпизод и факт. Даже самый горький. Таким образом и вражда с ляхами и любовь Андрия и предательство Андрия рождает печальный конец.

Д. Н. Овсянико-Куликовский отнес повесть «Тарас Бульба» к историческим, где не все события выдуманные, но и включены в произведения реальные события, о которых, по предположению Овсянико-Куликовского, Гоголь узнал либо из чьих-то уст из настоящей казачьей жизни. Быт героев не может быть описан так точно, если создатель не встречался с ним лицом к лицу. Если же Гоголь это сделал, зная лишь некоторые детали обихода жизни казака, то он настоящий талант во всей своей красе.

В любом случае каждый современник позитивно отзывался о «Тарасе Бульба», каждый был по-своему удивлен и поражен произведением, который смог создать Николай Гоголь, не являясь потомком или сородичем казака. Такую четкую и ясную картину души и жизни казачьего племени и семьи мог создать только самый внимательный и сердечный человек, который проникся всей трагедией их жизни.









Повесть восхваляют как современники, так и люди, родившиеся после того, как была создана эта книга. На протяжении столетий множеством поколений будет прочитана «Поэма любви к Родине», которая пронизана подробностями быта казаков, культом физической силы, отваги.

Повесть «Тарас Бульба» – одно из самых интересных произведений Н.В. Гоголя. Острота сюжета, яркие запоминающие образы героев, поэтичность языка привлекают читателей. Но большое количество слов с непонятным лексическим значением встречаются в первых же главах. Несмотря на то, что в тексте есть сноски, в них даётся толкование далеко не всех слов. Многие слова и выражения трудно понять по контексту. Для полного понимания содержания повести нужно часто отвлекаться от чтения и обращаться за лексическим значением слов к различным словарям. Это не очень удобно, и не все имеют такую возможность.

Это определило выбор темы нашей проектной работы: «Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Объект работы - повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Предмет работы – непонятные и малоупотребительные слова и выражения, использованные в повести Гоголя.



















Цель проекта: создание толкового словаря, с лексическим значением неизвестных и малоупотребительных слов, использованных в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи проекта:

- найти в тексте повести «Тарас Бульба» непонятные и малоупотребительные слова и выражения,

- определить лексическое значение данных слов и выражений по различным словарям,

- изучить особенности составления статей в толковых словарях,

- составить «Толковый словарь по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»,

- презентовать данный толковый словарь ученикам школы

- глубже вникнуть в содержание повести.

Ожидаемые результаты:

  • создание «Толкового словаря по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»;

  • проанализировать каждую главу повести;

  • повысить интерес учащихся к творчеству Н.В. Гоголя;

  • пополнится словарный запас учащихся;

  • привлечь школьников 7-9 классов к самостоятельной работе с данным словарём, а также найти применение в педагогической деятельности учителя.





























Участники проекта

Координатор проекта:

Свентицкая Ольга Михайловна – учитель русского языка и литературы.

Список участников:

  1. Ильюшкина Анастасия – учащаяся 8 класса.

  2. Карчевский Павел – учащийся 8 класса.

  3. Кочерга Кирилл – учащийся 8 класса.

  4. Кузина Любовь – учащаяся 8 класса.

  5. Кубанина Мария – учащаяся 8 класса.

  6. Рабаданов Гасан – учащийся 8 класса.

  7. Светличный Даниил – учащийся 8 класса.









































Сроки реализации проекта:

Ноябрь 2017 – январь 2018гг.

Этапы работы над проектом

Этап

Содержание деятельности:

  1. Подготовительный этап

(ноябрь, 2017)

-определение цели и задач проекта;

-получение индивидуальных заданий (распределение глав на каждого участника проекта);

- определение направлений деятельности и составления плана по реализации проекта.


  1. Основной этап реализации

(декабрь, 2017-

январь, 2018)

Реализация плана:

- сбор информации о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а также о жизни и творчестве писателя;

- поиск слов с неизвестным значением по всей повести;

- работа со словарями Даля В.И. и Ожегова С.И., Н.Ю. Шведовой ;

- оформление « Толкового словаря по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»».

  1. Аналитический этап (январь, 2018)

- анализ и систематизация собранных материалов;

- оформление портфолио и презентации проекта;


  1. Рефлексивный

(январь, 2018)

- анализ и определение значимости проделанной работы;

Определение перспектив данного проекта.

























Смета проекта

№ п/п

Наименование расходов

Цена за единицу

Количество

Стоимость

1.

Бумага

340 рублей

(за пачку)

1

340 рублей

2.

Файлы

120 рублей

(за пачку)

1

120 рублей

3.

Клей

60 рублей

1

60 рублей

4.

Папка

45 рублей

1

45 рублей





565 рублей



Наш проект оказался малобюджетным. Деньги понадобились только для оформления толкового словаря. Вся остальная деятельность не требует денежных затрат.



































  1. Реализация проекта

  1. Работа по биографии Н.В. Гоголя

Светличный Даниил, Кочерга Кирилл – ответственные за подготовку биографии писателя. Основные задачи их деятельности на данном этапе:

- поиск биографии Н.В. Гоголя;

- выбор нужной информации для данного проекта;

- составление и редактирование биографии писателя.

Биография Н.В. Гоголя

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Многие из героев его книг живут в зыбком потустороннем мире. Мистический ореол сопровождал творца всю его жизнь. А тайны остались неразгаданными даже после смерти.
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в малороссийской дворянской семье. Местный фольклор послужил основой для сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) и принес ему первый успех. Но путь к этому успеху был долог.
Окончив нежинскую гимназию, Гоголь попытал счастья в столице. Он поступал в актеры, служил чиновником, пытался писать. Первое литературное произведение – «Ганц Кюхельгартен» (1829) было нещадно раскритиковано, и автор бросился скупать и уничтожать экземпляры поэмы.
Большой удачей для начинающего литератора стало знакомство с пушкинским кругом. После «Вечеров…» он издает «Арабески» и «Миргород» (1835), пишет пьесы. Становится известным молодым писателем. Однако знаменитый «Ревизор» публикой был встречен прохладно и Гоголь уезжает за границу.
В Европе Николай Васильевич завершает работу над первым томом «Мертвых душ», редактирует «Петербургские повести», но душевная болезнь исподволь точит ум великого писателя. Все чаще слышит он голоса, все чаще впадает в меланхолию. К 35 годам он все еще не женат.
В 1847 году в свет выходит книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Это был уже совсем иной Гоголь. Вместо красочных, глубоких героев и полных жизни сцен, читатель увидел религиозное послание. Страшные видения терзают сознание писателя; Гоголь изнуряет себя постами и молитвами, что подрывает и без того слабое здоровье. Во время одного из приступов он бросает в печь второй том «Мертвых душ».
Гоголя одолевает страх смерти. Боясь быть похороненным заживо, он отдает распоряжения хоронить его только после начала разложения тела. Везде ему чудятся недобрые знаки; силы оставляют писателя. Ища утешения в религии, строго соблюдает Великий пост. Истощенный организм не выдержал и 21 февраля 1852 года Николай Васильевич скончался.
После вскрытия могилы писателя в 1931 году некоторые очевидцы утверждали, что тело Гоголя находилось в неестественном положении, а череп отсутствовал.







































  1. Работа над Основной лексикой в повести Н.В. Гоголя

Ответственные за пункт «Основная лексика в повести Н.В. Гоголя»: Кузина Любовь, Ильюшкина Анастасия.

Основные задачи деятельности на данном этапе:

- анализ лексики в повести;

- выделение основной лексики в повести «Тарас Бульба»;

- отбор нужной информации для включения в данный проект.

Основная лексика в повести Н.В. Гоголя

В год 1150-летия славянской письменности вспоминают и отдают дань уважения всем деятелям культуры, которые посвятили свои жизни благой цели: развитие и сближение культурных ценностей всех славянских народов. Одним из таких великих людей был Николай Васильевич Гоголь, юбилей которого отмечался в 2009 году в России и Украине. Обе страны считают писателя своим. Н.В. Гоголь — уроженец Полтавской губернии, выходец из мелкопоместного дворянства смог органично соединить в своём творчестве две славянские культуры — русскую и украинскую. Язык произведений Н. Гоголя настолько поэтичен и самобытен, что и сейчас мы воспринимаем его легко, хотя писатель использовал разнообразные средства языка, в том числе и устаревшие, и диалектные, и заимствованные слова. История, рассказанная в повести «Тарас Бульба», относится к XV—XVI векам, поэтому так много устаревших слов, и нам, жителям XXI века, устаревшая, диалектная и заимствованная лексика не всегда понятна. Возникло желание перевести произведение Н.В. Гоголя на современный язык. Так появилась тема работы «Неизвестный известный русский язык». Целью исследования является семантический анализ устаревшей лексики повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и её роли в раскрытии идейного содержания произведения.

Жизнь казачества с его традициями, бытовым укладом, трагической судьбой — особая страница в российской истории. Мы знаем, что первые упоминания о казаках относятся к XIV веку, когда предки русских и украинцев стали захватывать южные земли. В повести Н.В. Гоголя речь идет о «вольном казачестве» южных границ, для которых было характерно полное отсутствие недвижимости и полная независимость. О них писатель сказал:

Военные слова, которые автор очень активно вкладывает в речь героев в битвах, в бытовых сценах, подчеркивает тем самым, что эти термины были в постоянном ходу. Они помогают писателю создать атмосферу того времени: «все собрались в кружок, и после третьего боя показались старшины: кошевой с палицей в руке — знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницей и есаул с жезлом. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам, которые гордо стояли, подпершись в бока» [2, с. 228].

Бытовые слова по значению поделили в пять подгрупп. Представить внешний вид помогают слова со значением одежды: «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? … Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько , какие же длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы» [2, с. 213].

Необычные названия еды: каныши — пирожки, пундики — сласти, саламата — жидкая похлебка. Н. Гоголь использовал устаревшие слова, чтобы мы очутились в том времени. Слова, связанные с едой и питьем, даны с восторгом: «тащи нам всего барана, горелки чистой, пенной, чтобы играла и шипела, как бешеная». За столом Тарас нахваливал все съедаемое, смеясь при этом над теми, кто не понимает истинного смысла в еде. Обилие слов, связанных с едой, раскрывает еще одну сторону казачьей натуры — казак живет полной жизнью, ни в чем себе не отказывает: чем больше съедено, тем лучше.

Самая большая группа слов, которые обозначают детали быта. Наверное, это неслучайно. Н.В. Гоголь показал героев в их повседневной жизни, когда они просыпались утром, ели, выходили в степь, отмечали победы или горевали: «Я тебе не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украине в таратайках…». Благодаря этим словам мы смогли представить себе то время, тот уклад жизни. Хотя для этого нам пришлось посмотреть значение этих слов в словарях.

Вторая по количеству группа слов с обозначением людей как военных ( слов), так и гражданских ( слово). С первых же страниц мы читаем: лясуны, коханка, бейбас, брындик, мазунчик., Это всё люди. Но значение этих слов неизвестно, а поэтому непонятно, каково отношение к ним автора, какие эмоции он хочет вызвать у нас. Без словаря мы не обошлись. Оказалось, что лясуны — это лакомки, сластены, коханка — любимая девушка, бейбас — балбес, брындик — выскочка, мазунчик — балованный сынок.

Еще одна группа слов активно используется Н. Гоголем. Это слова, связанные с природой: «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок…», «блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячанием лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких птиц» [2, с. 307]. Эти слова звучат не из уст героев, о природе они не говорят, было непринято выражать свои чувства. Но и Остап, и Андрий видят вокруг себя мир, полный жизни. Писатель с помощью этих слов не только показывает природу, но и раскрывает богатый внутренний мир героев: «Степь уже давно приняла казаков в свои объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их…».

С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Украина, и всю свою деятельность, всю кипучую, неуемную энергию направляет запорожец на ее защиту. Отважный атаман, верный и преданный товарищ, Тарас Бульба своими пламенными речами зажигает огонь в сердцах запорожцев, готовых бесстрашно следовать за ним. Яркий образный язык, обороты устной народной поэзии не могут не воздействовать на читателей. И прилагательные — эпитеты украшают эту речь: «как плавающий в небе ястреб, хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину; вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

Очень необычны слова, которые Н.В. Гоголь придумывает сам: «Бегущие толпы вдруг омноголюдили те города». Неологизмы — новые слова, созданные Н.В. Гоголем, сливаются с устаревшими и образуют яркую картину: обравнодушили, предслышание, чужеземствование, зеленокудрый, трепетолистый, лилово-огненный. Атмосфера, созданная языком Н. Гоголя, заставляет верить писателю.

В.Г. Белинский писал о повести Н.Г. Гоголя, что это «поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей» [1, с. 37]. Такое отношение складывается по многим причинам. И первое место занимает язык, анализу которого была посвящена работа. Проанализировав 108 слов, выписанных из повести «Тарас Бульба», можно сделать вывод, что

-во-первых, по тематике выписанные диалектные, заимствованные, устаревшие слова составляют две группы, с помощью которых писатель показал эпоху; хотя точных исторических фактов в повести не описано, но то, как писатель нарисовал картину, в которой отразились наиболее типические, коренные черты всего украинского и русского народа, делает это произведение историческим;

-во-вторых, с помощью языка показан внутренний мир главных героев произведения;

-в-третьих, язык повести объединяет народы, наши культуры и традиции и вместе с ними развивается, в полнее возможно, что через какое-то время современные для нас книги будут непонятны потомкам, и они будут читать произведения со словарями.

Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами создано 17 опер по мотивам повести Н.В. Гоголя, художники И. Репин, П. Соколов, М. Нестеров, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести «Тарас Бульба». В 2009 году был снят фильм, режиссеру и актерам которого удалось передать колорит той эпохи и вызвать наш интерес.

  1. Работа над основной лексикой «Толкового словаря по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Ответственные:

1 глава – Светличный Даниил;

2 глава – Кочерга Кирилл;

3 глава – Карчевский Павел;

4- 6 главы – Ильюшкина Анастасия;

7-8 главы – Кубанина Мария;

9 глава – Соляник Надежда;

10 глава – Кочерга Кирилл, Светличный Даниил;

11 глава – Рабаданов Гасан;

12 глава – Кузина Любовь.

Основные задачи деятельности на данном этапе:

- сбор слов по главам с неизвестным лексическим значением;

- работа с разными словарями (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: Русский язык, 1978 г.; Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, 1998, — с. 564.; http://tolkslovar.ru/) ;

- поиск толкования слов по каждой главе.

























Основная лексика «Толкового словаря по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Анализируя каждую главу произведения Н.В. Гоголя, мы выяснили, что повествуя о славных походах и воинских подвигах запорожцев, автор не только описывает реальные исторические события, но и рассказывает об обычаях того времени, укладе жизни казаков и в какой-то мере воссоздает речь людей, живших в ту героическую эпоху.

Для этого Н. В. Гоголь активно использует:

• устаревшие слова;

• просторечия;

• диалектизмы, а именно украинизмы;

• военные термины;

• церковную лексику

• фразеологизмы;

• слова высокой и книжной лексики.

Использование данных слов и выражений делает язык повести ярким и образным, что придаёт произведению особый колорит и поэтичность.































  1. Составление и оформление «Толкового словаря по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Ответственные – учащиеся 8 класса

Основные задачи деятельности на данном этапе:

- объединение всех слов с непонятным лексическим значением в одну группу по алфавиту с указанием глав, в которых данное слово встречается;

- редактирование словаря в электронном варианте (подбор шрифта, оформление обложки);

- печать словаря.











































Заключение

Анализ работы над проектом

В процессе работы над проектом наш класс был разделён на несколько творческих групп, каждая из которых, читая определённую главу, выявляла непонятные слова и выражения. Учитывая то, что многие из слов, употреблённых автором в повести, являются устаревшими и диалектными, мы решили использовать разные толковые словари: «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, словарь диалектных слов и выражений, фразеологический словарь, а также ресурсы сети Интернет. В результате нами было определено лексическое значение слов и выражений.

Также мы определи особенности составления статей в толковых словарях.

Печатая «Толковый словарь по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», мы старались учитывать все требования, предъявляемые к данному типу словарей.

Наш толковый словарь мы презентовали обучающимся 7 – 9 классов нашей школы для того, чтобы они оценили его практическую значимость. Мы хотим чтобы, ребята отметили удобство работы с ним, полноту раскрытия значения слов, а также то, что слова, значение которых обозначено в сносках в тексте повести, раскрыты в нашем словаре более подробно.

Мы надеемся, что «Толковый словарь по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»» будет полезен ученикам не только нашей, но и других школ, поможет им лучше понять содержание произведения и расширит их словарный запас и кругозор.

























Вывод

Исходя из поставленной нами цели, мы можем сделать вывод, что в повести достаточно большое количество малоупотребительных слов встречается в тексте, с неизвестным нам лексическим значением. Таких слов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы нашли 157, определили их значение, используя различные словари, а также изучили особенности составления статей в толковых словарях, составили свой толковый словарь. Этот словарь будет представлен учащимся 7-9 классов, чтобы они оценили его практическую значимость толкового словаря, с лексическим значением неизвестных и малоупотребительных слов, использованных в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Применение нашего словаря в педагогической деятельности учителя тоже актуально.

Работая над данным проектом, участникам удалось достигнуть цели, так как создать толковый словарь получилось. Работа в коллективе помогала сплотить участников проекта, в процессе которого школьники справились со всеми поставленными задачами , что подвигло к хорошему результату. Учащиеся 8 класса настолько были вовлечены в работу, что и сами не заметили, как им удалось намного глубже вникнуть в содержание повести. Мы считаем, что все ожидаемые результаты достигнуты. Учащимся понравилось работать над этим исследовательским проектом, все участники исследовательской работы повысили интерес к творчеству Н.В. Гоголя, пополнили свой словарный запас, научились искать новую информацию. Все остались довольны своей работой, хотя в ходе опроса выяснилось, что каждый из них мог бы и хотел сделать больше.





























Список литературы

1.Белинский В.Г. Избранные статьи М. Дет литер. 1986 г., — 223 с.

2.Гоголь Н.В. Тарас Бульба //Избранные сочинения В 2-х томах. Том 1. М.: Худож. лит., 1984. — с. 213—307.

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: Русский язык, 1978 г.

4.Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, 1998, — с. 564.

5.http://tolkslovar.ru/

6. https://znaniya.guru/biografii/nikolaya-gogolya.html









18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свентицкая Ольга Михайловна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства