Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Цветет земля под небом южным."»
ЦВЕТЁТ ЗЕМЛЯ ПОД СОЛНЦЕМ ЮЖНЫМ
(Лирические произведения сальской поэтессы)
О Г Л А В Л Е Н И Е.
I.Введение с.3-4
Актуальность данного исследования.
II.Основная часть. с.5-11
Цветёт земля под солнцем южным
( лирические произведения
сальской поэтессы Светланы Шейко)
1). Большая любовь к Родине. с.5
2). Темы лирики Светланы Шейко. с.6-9
3). Верность родному краю. С.10-11
4).Значение поэзии Светланы Шейко. с.12
III.Выводы и заключение. с.12
IV.Список использованной литературы. с.13
V. Приложения.
Введение.
Актуальность данного исследования
Тема работы «Цветёт земля под солнцем южным (лирические произведения сальской поэтессы Светланы Шейко » актуальна не только для сальчан, но и для россиян в целом.
Актуальна потому, что на сальской земле образовалась целая плеяда замечательных,создающих прекрасные произведения поэтов. Некоторые из них являются членами Союза писателей России, но их имена известны относительно небольшому числу читателей. Считаю, что наши поэты- сальчане заслуживают того, чтобы о них знала вся страна.
Произведения наших поэтов-земляков заставляют нас как-то по-особому взглянуть на родные просторы и почувствовать при этом нерастраченную любовь к Родине.
Объектом исследования являются произведения сальской поэтессыСветланы Шейко о России в целом и о нашей «малой» родине в частности.
В работе имеются краткие биографические данные , рассматривается творчество Светланы Анатольевны, а также вклад автора в поэзию степного края.
Лирические произведения поэтессы Светланы Шейко-заметное явление в литературной жизни города Сальска и Сальского района- гипотеза, которую я доказываю.
Цель исследования: показать значение творчества сальской поэтессы для развития литературы родного края.
Основные задачи исследования я вижу в том, чтобы аргументи-ровать свои позиции и , опираясь на разнообразные виды источников и сведения, добытые различными способами, определить место сальской поэтессы в культурном наследии Донского края.
Средства достижения цели разнообразны: это изучение и детальный анализ произведений, сбор биографических данных, личные и коллективные встречи, интервьюирование, переписка и поиск сведений, сопоставление произведений, использование справочной литературы.
В ходе написания работы, опираясь на помощь консультанта, я использовала различные приемы исследования :
- работа с биографическими данными;
- изучение архивных документов;
- анкетирование обучающихся;
- исследовательский метод;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- описательный;
- сравнительный;
- литературный метод ( изучение статей из периодической печати, их анализ).
Отправной точкой исследования было знакомство с публикациями в местных газетах, журналах и других средствах информации, изучение дополнительных материалов.
Затем последовал сравнительный анализ полученной информации, аннотация материалов, их структурирование ( разбивка разделов на подразделы) и , наконец, написание текста с последующей экспертной оценкой руководителя.
Теоретическая значимость исследования - в освоении методов исследования, его организации и проведения.
Практическая направленность исследования – в освоении знаний о культурном процессе и его носителях и внедрение их в культурное пространство нашего
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Цветёт земля под солнцем южным
У русского народа обостренное чувство родины. Любим мы ее с раннего детства, со школьной скамьи, всю жизнь.
Наша Россия, красивая и неповторимая, вся в тонких березках и полынных степях, в пенье жаворонков и соловьев, в тихой речке, в ослепительной лунной дорожке на воде…
Великая Россия – наша Родина – страна с многовековой историей, непростой судьбой и славным героическим прошлым.
Тысячи и тысячи защитников гибли, спасая нашу Родину от врагов на протяжении веков. Выстояли предки, выстоим в трудностях и мы, и наши потомки. И душа наполняется гордостью за Россию, за наш неутомимый в трудах и подвигах народ с открытой, чистой душой. Россия – страна с безграничными просторами, которые поражают воображение, с почти нетронутыми, неисчерпанными богатствами природы.
У каждого из нас есть свой «уголок России» - наша «малая» родина, где мы родились, сделали первые шаги, произнесли первые слова: «мама», «Родина». И где бы ни оказались, нас всегда будет тянуть хоть на миг вернуться в наш степной замечательный край, воспетый в произведениях сальских поэтов.
Мой интерес к творчеству сальских поэтов возник неслучайно. Я родилась в этих местах, выросла, меня интересует все, что связано с родным краем. У него интересная история, необыкновенная природа, своеобразная культура. Я считаю, что люди должны знать как можно больше о своей малой родине, думать о ее будущем, свою любовь к ней подкреплять конкретными делами. Я не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, будет ли она связана с Сальским районом или городом Сальском. Но я знаю, что в моей душе всегда будет жить любовь к этому абрикосовому краю, к необъятным ковыльным степям, ярко-красным тюльпанам, бездонному голубому небу.
Красивейшая степная природа нашего края не раз воодушевляла
деятелей искусств на создание замечательных произведений. Художники, писатели, поэты, музыканты черпают здесь вдохновение. Неповторимые пейзажи создают художники, трогательные песни пишут композиторы и музыканты Владимир Костенко, Виктория Стадникова.
Проникновенно говорит в своих стихах о людях Сальской степи целая плеяда замечательных поэтов-земляков: Ольга Губарева, Ким Кутахин, Владимир Костенко, Наталья Тарасенко и др.
К сожалению, в библиотеках, на мой взгляд, недостаточно книг о жизни местных поэтов, мало литературы, рассказывающей об их творчестве .
Я решила проанализировать творчество сальской поэтессы Светланы Шейко, выразив свое отношение к наиболее ярким её произведениям .
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Светланы Шейко.
Изучая литературу родного края, знакомясь с творчеством местных поэтов, я встретилась с нашей землячкой Светланой Анатольевной Шейко. Я узнала, что она родилась и живёт в конезаводе им. Буденного. Окончила среднюю школу №80, работала восемнадцать лет почтальоном. Стихи писать начала со школьной скамьи.
Светлана Анатольевна – талантливый и счастливый человек. Эти понятия соединились в её судьбе. Внутренний мир гармонично связан с делами, поступками и чаяниями.
Творчество Светланы Анатольевны вызывает в читателе различные чувства: переживание, причастность к происходящему, желание задуматься.
Используя свой богатый жизненный опыт, она отражает в стихах историю, события, факты жизни своей малой родины, личной биографии.
С раннего детства, проведённого в нашем посёлке, впитывала будущая поэтесса запахи и краски родной природы, запоминала лица родных и близких людей, радовалась трудовым победам сельских тружеников.
В 2017 году вышел сборник стихов Светланы Шейко «Звучат стихи в душе моей», в котором помещены лучшие произведения , объединенные в рубрики: «Эхо войны», «Любви волнующая тема», «Любимой маме» и другие.
Все стихи Светланы Анатольевны я прочитала, изучила и проанализировала. Во время встреч с поэтессой я ,как и все присутствующие, с большим интересом слушала проникновенное чтение стихов о Родине, Донском крае, о временах года, воспоминаниях о дружбе и любви.
Наша землячка- незаурядный человек, интересный собеседник- предстаёт перед нами во всей своей многогранной широте души.
Более всего связь с родной землей ощущается в самом духе поэзии С.Шейко, в ее внутреннем строе, в отношении к поэтическому мастерству. Уже в первых своих стихах она проявила себя как поэт определенно выраженной общественной позиции. Присущее ей оптимистическое мировосприятие носит четко окрашенный социальный характер. Абстрактные умозаключения ей чужды, как и восхищение жизнью как таковой.
Тема природы занимает одно из ведущих мест в творчестве поэтессы. С нею связано все: и труд, и любовь, и память о прошлом, и мечты о будущем:
Моя душа надежд полна,
Любви, несбывшихся мечтаний,
Я верю- будут времена
Всех исполнения желаний.
Стихи о родном крае, о степных просторах подкупают искренностью и любовью. Поражает умение автора находить яркие сравнения:
Любимый край, моя Россия!
Растут хлеба под небом синим.
Твоих полей, степей раздолье
Гостей встречают хлебом-солью.
Под солнцем тёплым колосится
И зреет русская пшеница.
Твои бескрайние просторы-
Полёт для мысли и для взора.
(«Любимый край»)
Светлана Анатольевна использует различные средства выразительности, чтобы показать всю красоту Донского края, Сальской степи. В произведениях много сравнений, олицетворений, метафор
Когда земля цвела и пела,
Она дышала, жить хотела,
Цветами всеми любовалась,
Ковром прекрасным расстилалась
Мир родной природы у поэтессы полон хлопотливых, радостных и полезных забот, заключающих в себе ту же необходимую душе красоту, что и труд человека.
Поэзия С.Шейко в высшей степени предметна. Это наша земля. Это Родина – Россия, родной Донской край, «малая» родина – Сальская степь.
В стихах воссоздан облик богатого и своеобразного степного края. Все здесь ей дорого, все восхищает глаз и волнует сердце.
Цветёт земля под солнцем южным,
Ветра ей песни напевают.
Мне больше ничего на нужно,
Цвела бы лишь земля родная!
(«Живу в селе»)
Глубоко проникли в душу строки стихотворения «На земле я прекрасной живу»:
Люблю я русскую землю,
В снегах она или в цвету.
И я всем сердцем приемлю
Земную её красоту.
И нет на свете прекрасней
Бескрайних полей и степей!
Другой не ищи напрасно
Земли всё равно нет родней!
Трогают сердце слова четверостишья:
Сколько мест на земле красивых,
Сколько стран неземной красоты,
Но милее сердцу Россия,
Где родился и вырос ты.
Светлана Шейко-сельская жительница. В автобиографическом стихотворении «Я родилась в конезаводе» отображён жизненный путь автора:
Я родилась в конезаводе
Полсотни лет тому назад.
Призы будённовской породы
В конторе всё ещё лежат.
Здесь в ясли и детсад ходила,
А позже в школу, в сентябре.
Село, что я с детства любила,
Родимым домом стало мне.
И с гордостью заявляет:
Бескрайние поля и степи
И даль бегущих лесополос…
Что может лучше быть на свете-
Смотреть, как созревает колос!
Односельчане, близкие, детство, прожитые годы- всё находит своё отражение в творчестве поэтессы. От отца она восприняла любовное отношение к простому труду, от матери нежную влюбленность в природу, в окружающий мир. Это сочетание чувств и зародило в Светлане поэта. Целая подборка стихов посвящена любимой маме. Это стихи «Ты растила меня», «Где ты, мама?», «Моей маме». В каждом стихотворении частица души поэтессы:
Ты растила меня, мне тепло отдавала
И ночей не спала у кровати моей.
А улыбка твоя словно солнце сияла,
От неё мне всегда становилось светлей
(«Ты растила меня»).
В стихотворении «Календарь памяти» она говорит:
Я памяти листаю календарь,
Прошедшего перебираю даты.
И в прошлом мне порой чего-то жаль,
Оно ушло и не вернёшь обратно.
Так хочется мне прошлое вернуть,
Когда родные были молодыми.
Отцу и маме мне б в глаза взглянуть
И никогда не разлучаться с ними.
Однако жизнь вносит свои коррективы:
Теряем мы своих родных,
Любимых, близких, дорогих.
Они уходят в мир иной
На вечный сон и на покой.
Тематика стихов Светланы Анатольевны разнообразна. Много произведений посвящено детям: «Любят сказки все на свете», «С детством не расстанусь», «Почемучки»:
Почемучки, почемучки
Всё вопросы задают:
Почему на небе тучки?
Облака куда плывут?
Почему нам солнце светит?
Почему вот дождь идёт?
Всё хотят узнать на свете,
И ответа каждый ждёт.
Светлана Анатольевна с большим уважением относится к членам клуба «Вдохновение», в состав которого входит сама. Её единомышленники- такие же одарённые поэты: Ким Иванович Кутахин, Наталья Александровна Тарасенко, Галина Александровна Горбанёва и другие. Им также посвящены поэтические строки:
Живите, творите, дерзайте, мечтайте
И новые сборники выпускайте.
И нас в мир поэзии уводите,
Стихами и прозой души будите.
Заслуживает внимания цикл стихотворений «Любви волнующая тема».
Невозможно остаться равнодушным, читая стихотворения: «Женское счастье», «Твои глаза», « Судьба»
Не прошу я воздушных замков
И не жду я красивых слов.
Лишь хочу, чтобы было завтра
И взаимной наша любовь.
Считаю, что стихи, помещённые под рубрикой «Эхо войны»- лучшие в творчестве поэтессы. В одноимённом стихотворении автор говорит:
Прошло с тех пор немало лет,
Войны давным-давно уж нет.
Она лишь в памяти людской
Сердца тревожит и покой.
И будто бы в кошмарном сне
Мы вспоминаем о войне.
Далёкий сорок первый год,
Когда сражался весь народ.
А в стихотворении «Посвящение» звучит вопрос:
Что ты наделала, война?
Сколько семей осиротила?
Мать без отца моя росла,
Не знает, где его могила.
Все, кто пришёл домой с войны,
Кто умер на полях сражений,
Нет в этом вашей здесь вины,
Достойны славы, уваженья.
На пронзительно- звенящей ноте звучит стихотворение «Молодой солдат»:
Солдат умирал на холодном снегу.
Не в силах ползти он шептал: «Я смогу!».
Не мог шевельнуться, а только стонать,
Израненный в поле остался лежать.
Совсем молодой и красивый такой.
И жизнь коротка, и нет встреч под луной
Не будет теперь снова травы косить,
По росным тропинкам под утро бродить.
Светила ему одиноко луна,
И было солдату совсем не до сна.
А утром забрезжил холодный рассвет,
Но умер солдат, и его больше нет.
А кто не увидел жестокой войны,
Не сможет понять своей жизни цены.
Солдат жить хотел, не хотел умирать,
За мир на земле он пошёл воевать.
С почтением обращается Светлана Анатольевна к ветеранам Великой Отечественной войны, прошедшим тысячи километров фронтовых дорог, спасшим мир от коричневой чумы фашизма:
Вам бы жить без войны
Посреди тишины
И залечивать старые раны.
Наступил этот час
И живут среди нас
Дорогие стране ветераны.
Сквозь огонь, едкий дым
Штурмовали Берлин.
Над Рейхстагом вы подняли знамя.
Шли всегда лишь вперёд,
Клич «Отчизна зовёт!»
В вашем сердце живёт вместе с вами.
(«Вам бы жить без войны»)
Продолжается тема памяти об ушедших поколениях в стихотворениях «Наши деды», «Поклон вам, ветераны…»
Поклон вам земной, ветераны,
За то, что мы в мире живём
Вам пишем стихи и романы,
Для вас наши песни поём.
Я полюбила поэзию Светланы Анатольевны за искренность, простоту строк, в которых мне близко все: и любовь к родному краю, и гордость за его жителей, и беспокойство за будущее. Вместе с поэтессой я переживаю, мучаюсь, люблю и ненавижу, мечтаю и совершаю открытия. Мне импонируют строки её стихотворения «Построю храм», которыми я хочу завершить обзор её творчества:
Построю храм из радости и света
И возведу любовь на пьедестал.
Пусть будет вся земля теплом согрета,
Чтоб мир скорей добрей и чище стал.
И пусть уйдут болезни и несчастья,
И слёз уже не будет никогда.
Я храм мечты построю всем для счастья,
Чтоб утвердить любовь в нём навсегда.
Значение поэзии Светланы Шейко
Лирические произведения Светланы Шейко– это её жизнь, жизнь близких и знакомых, односельчан, единомышленников по перу. Помнит поэтесса о своих корнях, о том, что, из её рода-племени многие защищали Родину в годы Великой Отечественной войны . Помнит, что прадеды отдавали свои жизни за будущее потомков.
Жизнь Светланы Анатольевны идёт в ногу со временем.
Соприкасаясь с её поэзией , становишься выше, поднимаешься на более высокую ступеньку в своём понимании жизни, окружающей действительности. То, что не замечал, что казалось обыденным, в поэзии Светланы Анатольевны становится милым и дорогим сердцу.
Вместе с автором начинаешь размышлять о жизни. бытии. Навеянные поэтическими строками мысли живут в тебе ещё долго после прочтения стихов. Светлана Шейко удивляет умением в простом видеть возвышенное, необыкновенное. Я часто перечитываю знакомые строки, с интересом знакомлюсь с новыми стихами поэтессы.
III. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
3.1. Выводы
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что используя различные виды источников, материалов, разнообразные виды исследования, я аргументированно доказала и подтвердила выдвинутую гипотезу:
Лирические произведения поэтессы Светланы Шейко-заметное явление в литературной жизни города Сальска и Сальского района.
Настоящей творческой личности присущи такие жизненные принципы, как патриотизм, преданность своему народу, любовь к Родине. Всё это есть в поэзии нашей землячки- поэтессы Светланы Анатольевны Шейко.
3.2. Заключение
Таким образом, рассмотрев данную тему, я доказала, что лирические произведения Светланы Шейко- заметное явление в литературной жизни города Сальска и Сальского района.
Задачи, поставленные мной в исследовании, выполнены. Материалы исследования могут быть использованы при проведении факультативных занятий, в кружковой работе, при проведении внеклассных занятий.
Работая над исследованием, я научилась отбирать, систематизировать, анализировать материал. Делать презентацию. Навыки работы с литературными источниками пригодятся мне в дальнейшей учёбе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.С.Шейко. Звучат стихи в душе моей. Г.Сальск.2017. 284 стр.