Руководитель: Макаренко Галина Валерьевна учитель русского языка и литературы
МКОУ Великоархангельская СОШ
С. Великоархангельское
2018 год
Оглавление
Введение 3-4
1. Сказка в творчестве Тургенева 4- 5
1.1. Народные и литературные сказки 5
1.2. Тургенев- сказочник 6-7
1.3. Структура сборника сказок Тургенева 8
2. Роль сказок писателя в детской литературе 9-11
2.1. Чем интересны сказки Тургенева 9-10
2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети 11
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение
Вступление.
Иван Сергеевич Тургенев – великий русский классик, известный не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был первым русским писателем, получившим мировую известность при жизни. Вместе со своими великими предшественниками - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем - Тургенев явился одним из создателей русского литературного языка. «Наши классики, - писал Горький, - отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого».
Моё знакомство с писателем состоялось в пятом классе. Прочитав рассказ «Муму», я заинтересовалась творчеством писателя и захотела познакомиться с другими произведениями Тургенева. Сборник рассказов «Записки охотника», стихотворения в прозе, повесть «Ася»- все эти произведения очень мне понравились. В каждом из них прослеживается огромная любовь писателя к русской природе, русскому народу, нашему родному языку. Летом я планирую познакомиться с романом Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо».
Как мы видим, Тургенев работал в разных жанрах, все они достаточно хорошо изучены в творчестве писателя, кроме одного- сказки. Честно говоря, я очень удивилась, когда недавно узнала, что Иван Сергеевич сочинял ещё и сказки. К тому же из 27 опрошенных мною детей и взрослых, знакомых с творчеством писателя, только двое знают о том, что у Тургенева есть сказки. Поискав в интернете материал на эту тему, я убедилась в том, что она недостаточно хорошо изучена, и решила посвятить свою исследовательскую работу именно сказкам великого классика.
Цель работы: собрать и изучить материал о Тургеневе- сказочнике, найти и проанализировать сказки великого классика.
Задачи:
выяснить, знакомы ли читатели со сказками Тургенева читатели.
определить, какое место в современной детской литературе занимают сказки Тургенева
познакомить учащихся школы со сказками писателя и выяснить, как современные дети воспринимают их.
Актуальность данной исследовательской работы очевидна. Ни для кого не секрет, что в последние годы постепенно ослабевает интерес к чтению и у взрослых и у детей. В ходе своей исследования я не только изучила материалы по данной теме, но и познакомила обучающихся 1-8 классов со сказками Тургенева, провела литературный час в начальных классах «Тургенев-сказочник», анкетирование учащихся и конкурс рисунков по сказкам Тургенева. Этим самым я, во- первых, хотела привлечь внимание обучающихся нашей школы к творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, во- вторых, способствовать развитию у детей интереса к чтению
1. Сказка в творчестве Тургенева
1.1.Народные и литературные сказки
О том, что Тургенев сказочник, заговорили относительно недавно. Из воспоминаний Я.П. Полонского известно, что Иван Сергеевич очень любил детей, и дети отвечали ему взаимностью, поэтому вполне логично, что у великого писателя возникло желание написать сказки. Ведь в них живёт многовековая мудрость народа, его фантазии и мечты, богатый жизненный опыт. В сказочных героях традиционно воплощались идеалы честности, справедливости, храбрости, доброты, трудолюбия. Несмотря на то, что в основе сказки вымышленные сюжеты и персонажи, они всё- таки основаны на реальных событиях. Сказки приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в торжество справедливости, помогали жить.
Постепенно литературная сказка завоевывает особую популярность в русской литературе, влияя на её развитие, претендуя на жанровую самостоятельность. Как было отмечено, сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.
Как известно, народные сказки стали источником, питавшим творчество великих русских писателей, существует такое понятие как сказка литературная. Пушкин, Одоевский, Жуковский, Аксаков, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Ершов, Л.Н. Толстой и многие другие писатели создали замечательные литературные сказки.
1.2. Тургенев- сказочник
В конце 19 века сказка приобретает в России огромную популярность, но Тургенев ни в конце 19 века, ни в начале 20 века не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем французским детям, в 1970 году они были опубликованы за рубежом и относительно недавно переведены на русский язык.
Ещё в детстве родилась у Тургенева любовь к сказке. Вероятно, сказки юному писателю рассказывала уважаемая всеми в доме няня Наталья Васильевна. Отголоски сказочных сюжетов прослеживаются в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг», там можно встретить и домового, и говорящего барашка, и водяного, и лешего, и русалку.
Иван Сергеевич всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. В начале 1860-х, живя в Париже, Тургенев устраивал у себя детские праздники, дарил детям подарки, ради этого отменял все свои важные дела.
Сказочные произведения Ивана Сергеевича являются его устными рассказами, посвящённым детям русских и французских друзей, написаны они были вдали от Родины.
Писатель Тургенев долгое время не воспринимал серьёзно собственные опыты в жанре сказки или рассказа для детского чтения. Лишь на склоне лет он начал работу над книгой для маленьких читателей. И хотя в литературном наследии Тургенева сочинения для детей занимают сравнительно небольшое место, можно сказать, что он шёл к осуществлению этого замысла всю жизнь. В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук Людмила Анатольевна Балыкова. Она перевела неизвестные ранее сказки Тургенева с французского языка на русский, возглавила работу по составлению сборника сказок Тургенева и сопроводила его Послесловием. Восхитительны красочные иллюстрации, выполненные учащимися Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, основанной в 1964 году. Издатель Александр Воробьев положил начало уникальной серии ХХI века «Золотая книга Орловщины». Каждую «золотую» книгу предваряет предисловие авторитетного историка, краеведа и литератора.
1.3. Структура сборника сказок Тургенева
Издание «Сказок» - заметный вклад в тургеневское литературное наследие, это событие не только российского, но мирового значения.
В этом замечательном сборнике три части:
Часть 1 – «Сказочные импровизации».
В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.
Сказки:
«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;
«Капля жизни»;
«Самознайка».
Стихотворения:
«Синица»;
«Жил-был некакий мальчишка»;
«Гроза промчалась».
Часть 2 – «Удивительные истории».
В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.
Сказка:
«Степовик».
Стихотворения:
«Лесная тишь»;
«Перед охотой».
Рассказ:
«Перепёлка».
Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».
В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.
Сказки:
«Синяя борода»;
«Волшебница».
Стихотворение:
«Садовник».
2. . Роль сказок писателя в детской литературе
2.1. Чем интересны сказки Тургенева
На страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший.
У меня сложилось впечатление, что Тургенев в своих сказках хочет донести до детей в доступной для них форме основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать. Это такие понятия как любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.
Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: "Капля жизни" и "Самознайка". Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приемов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.
Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?
Для ответов на эти вопросы необходимо кратко воспроизвести их содержание.
Сказка "Капля жизни" наряду с тем, что интересна, еще и очень поучительна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нем далеко пошла по свету. И.С.Тургенев здесь следует традициям русской народной сказки : у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскрешавшей мёртвых.
Среди забавных рисунков, встречающихся на страницах писем Тургенева к детям и внукам Полины Виардо, можно прочесть сочинение в полстраницы для маленькой Жанны Шампо, озаглавленное «Серебряная птица и жёлтая лягушка» и имеющее пояснение : «Басня или сказка». Это произведение учит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
В сказке «Самознайка» в который раз выразилось твёрдое убеждение писателя : безграмотный человек - всё равно что слепой или безрукий; без знаний нет свободы; без этого воздуха дышать нельзя.
В декабре 1882 года вышел в свет рассказ «Перепёлка», единственный опубликованный из задуманной писателем книжки для детей. Он был напечатан в сборнике «Рассказы и сказки для детей И.С.Тургенева и графа Л.Н.Толстого».
Сказка Тургенева, озаглавленная «Степовик», осталась незавершённой. Текст был записан по-французски под диктовку Тургенева, по-видимому, рукой госпожи Виардо.
2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети
Занимаясь исследованием, я познакомила обучающихся нашей школы со сказками Ивана Сергеевича Тургенева и провела анкетирование. Меня интересовало, понравились ли детям сказки и чему они учат, о чём заставляют задуматься. Радует то, что дети с неподдельным интересом слушали их и сделали правильные выводы. Вот выдержки из ответов детей:
Дарья Т.7 класс
Мне очень нравятся сказки Тургенева, ведь в них отражены насущные проблемы общества. Сказка «Капля жизни» учит читателей всегда идти к своей цели, иметь добрые намерения, заботиться о родителях
Анна Т. 6 класс
Сказки Тургенева учат нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными и целеустремлёнными. Автор убеждает нас: всё что мы делаем, добро это или зло, всё возвращается к нам.
Валерия П. 6 класс
«Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке» учит нас на добро отвечать добром, ведь так люди становятся красивее не только физически, но и духовно. А сказка «Капля жизни» учит нас делить добро между друзьями и родственниками, дарить жизнь и любовь людям, ведь только так человек может стать счастливым.
Полина А. 8 класс
Очень жаль, что я не смогу узнать продолжение сказки «Степовичок». На мой взгляд, в образе этого маленького сказочного существа воплощена любовь Тургенева к русской природе, русским традициям, фольклору. Прочитав сказки Ивана Сергеевича, я захотела познакомиться и с другими произведениями этого талантливого писателя.
Виктория М. 5 класс.
Я считаю сказки Тургенева очень интересными и поучительными. Они учат нас доброте, отзывчивости, взаимопониманию и доказывают, что в нашей жизни не должно быть зависти и злобы.
Заключение
«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»,- писал замечательный русский писатель Мамин - Сибиряк . Я тоже считаю, что от детской книги должны исходить тепло и доброта, они должны согревать детские души и оставлять в них неизгладимый свет. Я уверена, что сказки Тургенева благотворно влияют на сознание юных читателей и очень рада, что внесла посильную лепту в это благое дело.
Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, проживи он дольше, он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести. И тогда дети всего мира знали бы интересного, незабываемого сказочника — Ивана Сергеевича Тургенева.
Завершить своё выступление я бы хотела стихотворением современного поэта Александра Власенко:
Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык.
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик.
Придет, и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.
Так пусть же доброта Тургенева – сказочника, воплощённая в его произведениях, согревает как можно больше юных читателей.
Список литературы
Сборник «Цветок папоротника». Сказки русских писателей 17 – 20 веков. Составитель В.Б. Муравьёв. – Москва. Из-во «Московский рабочий». 1990 г.
Сборник «Русская литературная сказка». Сост-ль Н.А. Листикова. – Изд-во «Советская Россия». 1989 г. Раздел: И.С. Тургенев «Капля жизни».
И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем. Том 12. Раздел: Либретто комических опер. Сказка «Степовик» и её перевод. (стр. 558 - 560). Изд-во «Наука».- Москва 1986 г.
И.С. Тургенев. Собрание сочинений. Том 10. «Сатира на мальчика-всезнайку» (стр. 114 - 116). Госуд. Изд-во художественной литер-ры. Москва 1956 г.
Сборник «Сказки» И.С. Тургенева. Орёл. 2005 г.
Приложение
Портрет И.С. Тургенева. Маковский.
Музей И.С. Тургенева в Орле
Выставка рисунков детей
Иллюстрация к сказке «Живая капля»
Иллюстрации к «Сказке о серебряной птице и жёлтой лягушке»