Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме"«Богатства», нанизанные на нитку"»
Районный этап областной краеведческой конференции обучающихся
«Ульяновская область - край родной»,
посвящённой 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина
« краеведческая находка »
Автор:
Сянгусева Надежда, обучающаяся 8 класса.
Руководитель:
Апряткина Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы
Телефон: 8-937-453-35-09
Оглавление:
Введение ………………………………………………………….3
Актуальность исследования……………………………………4
Предмет исследования………………………………………….4
Цель исследования……………………………………………….4
Задачи исследования…………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………..5-6
Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках. Умелец может сделать из железки, Из камня, дерева – шедевры красоты. Из разноцветья бисера и лески, Как в сказке, чудеса творишь и ты. Я прикасаюсь к броши осторожно, Она чарует и ласкает взор. Представить трудно, как это возможно Создать невиданной красы узор. Как результат терпенья и уменья – Изящество, и цвета чистота, И совершенство формы нет сомненья,
.
Введение
Давно уже было сказано, что «человеческое общество состоит из небольшой горстки живых и огромной массы умерших». Ушедшие живут вокруг нас и в нас самих в виде своих материальных и духовных произведений. Мы смотрим на воздвигнутые ими памятники, используем изобретенные ими орудия, пашем расчищенные ими от лесов земли, засеваем их семенами выведенных и культивировавшихся ими культур. Наши институты, наши законы, моральные нормы, правила общения, эстетические вкусы были созданы в прошлом, иногда весьма отдаленном. Отдаленном настолько, что о нем исчезла уже всякая память. Лишь исследователь-специалист в состоянии открыть истоки многих из тех элементов культуры, которые современность использует, не задаваясь вопросом об их истории. Разве видя зажженные факелы, которые сопровождают процессию во время похорон в Варшаве, публика отдает себе отчет в том, что тут мы имеем дело с элементом обрядности, унаследованным от Древнего Рима? Однако это не что иное, как пришедший к нам в XVII в. из романских стран видоизмененный римский funus – смоляной факел, сопровождавший носилки с покойным. Украшенные зеленой растительностью пасхальные куличи происходят от культовых сирийских и финикийских «садиков Адониса Таммуса». С ними соседствуют вещи, насчитывающие едва лишь пару сотен, а то и только не- сколько десятилетий истории с момента своего возникновения, такие как декоративное искусство вырезания из бумаги, повсеместное использование железного плуга и целый ряд средств коммуникации. Все они образуют наследие, все это – прошлое, отягощающее настоящее. Однако отягощает оно его весьма неравномерно. Не все, что было, сохранилось. Действительно, некоторые элементы культуры сохраняют неизменный на протяжении веков облик и, во всяком случае на первый взгляд, неизменное значение. Существенно больше их оказались отвергнутыми, забытыми, утраченными. Другие вещи, и даже целые комплексы вещей, увядают на наших глазах, как, например, народные украшения. Во многих случаях последний удар им нанесли исходящие из самых лучших побуждений усилия, направленные на их оживление и техническое усовершенствование.
В моей семье есть вещи, к которым мы относимся бережно многие годы, долго храним их и передаем из поколения в поколение. Они могут рассказать о многом. Я хочу рассказать о популярном аксессуаре у девушек и женщин - бусы. Несмотря на большое изобилие этого украшения в магазинах, каждый из нас хочет, чтоб они были оригинальны и индивидуальны.
Тема моей работы «Богатства», нанизанные на нитку». Само слово «бусы» мы слышим часто, но я не знала, что оно означает.
Цель : изучить историю появления бус.
Задачи:
узнать, что означает слово «бусы», какие они бывают;
познакомиться с историей появления украшений и их значением;
«Богатства», нанизанные на нитку
Значение слова «бусы»
Бусы – украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова толкование слова «бусы» дано как украшение в виде нанизанных на нитку шариков, зерен.
Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».
История появления бус.
История украшений – составная часть истории культуры, истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения обнаженных людей с ожерельями. Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций.
Первые бусы появились на заре возникновения человечества: это были нанизанные на веревку кости животных. (Приложение 1)
Самые древние бусы, найденные в раскопках женские бусы имеют возраст 82 тысячи лет!
Они найдены в пещере Скуль в Израиле, и изготовлены из маленьких раковин. Различия в форме, орнаментах и узорах бусин, найденных археологами, помогли этнографам определить границы, разделявшие древние народы на территории нынешней Европы: в общей сложности было описано 157 типов бус, найденных на 98 стоянках древнего человека.
Большую роль в распространении стеклянных бус сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли. (Приложение 1) Бусы не только характеризуют моду эпохи, они расширяют наши представления о литье и ковке (металлические бусы), камнерезном, стекольном, косторезном ремеслах.
Самые ранние украшения из бус в Средней Азии найдены в могильниках каменного века. Их носили на шее по одной или две низки. Считалось, что нужно охранять входные отверстия одежды бусами, так как они якобы отпугивают несчастья, оберегают здоровье и притягивают удачу во всех делах. Так, широко известное захоронение женщины в Саразме (долина Зеравшана) (III тыс. до н. э.) дает образцы ряда украшений: «… высокий головной убор тиарообразной формы, обшитый бусами, накосники с золотыми бусами, вплетенными в концы кос, шпильки в прическе. Женщина была одета в набедренную одежду с мотней, где конструктивные швы вдоль ног и места соединения также были обшиты бусами. Ими же обшиты вздержки штанов или пояса (платья или юбки)...»
В античный период одежда еще более пышно украшается бусами, подвесками, нашивными бляшками. Яркий пример тому – раскопки Советско - Афганской экспедиции на городище Тиллятепа («Золотой холм»), памятника Южной Бактрии I в. до н. э. В захоронениях и в погребениях встречаются и браслеты из бус с амулетами.
Долгое время центром производства изысканных изделий из хрупкого материала был Дамаск, но после его падения в 1401 году слава производителей перешла к венецианцам, которые даже создали специальную стекольную корпорацию. Чуть позже эстафету перенял итальянский город Мурано, прославившийся своим уникальным по красоте и составу стеклом, рецепт которого хранился в строжайшей тайне. (Приложение 2)
В XVIII веке умельцы Тюрингии придумали, как выдувать бусины. Несколько позже в Чехии талантливые мастера освоили производство бисера...
История появления бус в России
В глубокую старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и т.д. (Приложение 3)
Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам.
На Руси бусы носили женщины разных сословий – это было одно из самых популярных шейных украшений. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы.
Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов - золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней.
Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.
Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.
Древняя Русь – царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в ХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.
На Русском Севере особенно любимы были пёрла – бусы из крупного чистого жемчуга, пёрла янтарашные – из янтаря и гранатки – из граната. С этими украшениями было связано много поверий. Считалось, что янтарь приносит здоровье и счастье, предохраняет от порчи. Гранат дает девушке здоровье, силу и энергию. Жемчуг дарует кротость и счастливую семейную жизнь. Хорошие бусы стоили дорого, и поэтому были доступны не всем. На ярмарках можно было купить более дешевые бусы – из бисера, «хрустальные» (из литого цветного стекла), «дутики» (из полых тонких бусинок).
Назначение бус.
Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня.
Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Путешественники, попавшие в Америку с Русской морской экспедицией, так описывали совет индейцев-ирокезов. Перед принятием важных решений вождь рассказывал предания племени, перебирая снизки белых и лиловых бус из выточенных раковин, скрепленные в широкие связки или нашитые на полосы ткани из лубяных волокон. Такие снизки бус известны в литературе под названием вампум. Вампум имели право носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум также служил знаком полномочия гонцов и послов, отправлявшихся в соседние племена. Он был символом доверия и обязательством держать обещания. С приходом колонизаторов вампум стал единицей обмена. Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами и предметы домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковинные и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки и многое другое стали украшать стеклянными бусинками. Стремясь защитить отверстия, через которые, по их представлениям, могли проникнуть в тело злые духи, индейцы продевали через нос и нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками.
Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одежке». По внешнему виду человека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, видного положения в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда хотелось, чтобы его заметили, запомнили. Наряжаясь, мы по-прежнему стремимся выделиться из толпы, проявить свое «я». С развитием фабричного производства, расширением торговых и культурных связей унифицируется мода во всем мире, теряются национальные особенности, стираются социальные отличия.
Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не отставали от женщин. Многие виды украшений, ставшие позднее преимущественно женскими, изначально носились мужчинами. Например, браслеты у германских воинов считались символом доблести и одновременно служили защитой в бою. Как ни странно, серьги также были мужским украшением. Из документов известно, что русские князья носили серьги, часто только в одном ухе. Так, великий князь Иоанн II Кроткий завещал своим сыновьям Дмитрию (впоследствии Донскому) и Ивану по одной серьге с жемчугом. В Европе традиция носить серьги долго бытовала среди военных, моряков и пиратов. В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов – «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были съемными. Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для изготовления ожерелий и серег, отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных предметов. Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом. Но были и исключительно женские украшения - кокошники; головной убор русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь - сетка из бисера, стекляруса или перламутра. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу - верхнюю юбку.
Изобилие бус в древних и раннесредневековых могильниках среднеазиатского региона дает возможность сделать вывод о том, что бусы были очень популярны у его жителей:
ими украшались волосы, головные уборы, налобные повязки, расшивались ворот и рукава одежды, обувь.
из бус делали ожерелья, подвески для серег, браслеты для рук и ног.
кроме того, бусы считались символом богатства, здоровья.
бусы служили продуктом обмена.
с ними связывались понятия о магической, охранной силе.
Бусы в древние времена имели многофункциональное назначение. Они были украшениями, ассоциируясь с властью и богатством, лечили от болезней, на них гадали и предсказывали судьбу, применяли в качестве денежной единицы.Яркие крупные стеклянные бусы надевали от сглаза.
Ожерелья из каменных бус применялись в лечебных целях.
Агатовые бусы символизировали здоровье и нормальную психику до глубокой старости.
Излюбленный на востоке сердолик применяли в медицинских целях как в порошкообразном виде, так и в микстурах. Считалось, что сердоликовое ожерелье на шее успокаивает сильный гнев, лечит болезни сердца, а в сочетании с жемчугом укрепляет зубы, останавливает кровотечение десен.
Бирюза считалась надежным талисманом от синяков, ушибов, переломов, а главное - лечила болезни глаз.
Гагат, вываренный в вине с воском, якобы лечил золотуху.
Рассеянным, забывчивым и истеричным людям рекомендовалось носить изумруд на шее.
Коралловые бусы оберегали от паралича, обеспечивали успех у противоположного пола.
Амулет на шее из кровавика снимал носовые и любые другие кровотечения, так как считалось, что он образовывался из пролитой крови, и т. д.
Нашли применение в ожерельях и монеты. Первые древние среднеазиатские монеты с пробитым посередине отверстием для подвешивания обнаружены в Сурхандарьинской области на городище Кампыртепа.
В XIX веке появились уже совсем «экзотические бусы» - ожерелья из настоящих жуков, покрытых лаком и оправленных в золото.
Во время II Мировой войны, несмотря на тяжелые времена, выглядеть красиво все же хотелось. Тогда вполне имели хождение бусы, сделанные из скрепок и бумаги. Женщины соединяли обычные канцелярские скрепки в одну цепь, обматывали их полосками яркой бумаги, покрывали клеем и лаком. Это было дешево и, тем не менее, красиво. Похожим методом делались бусы из макарон. Для этого обычные рожки красили акварельными красками, а потом покрывали лаком и нанизывали на одну нитку.
Виды бус.
Существуют различные виды бус.
Круглые бусы.Круглые бусы носят на разный фасон в зависимости от их длины. Короткие и широкие бусы с одинаковой длиной ярусов, называют ошейником, так как их носят непосредственно на шее. Короткие бусы, свободно лежащие на уровне яремной ямки, называются колье (от франц. collier – воротник).
Бусы-ошейник представляют собой круглые бусы, располагающиеся вокруг шеи.
Бусы-колье .Колье – это короткие однорядные круглые бусы, располагающиеся под шеей.
Бусы-ожерелье. Многоярусные бусы называются «ожерелье». Они могут быть выполнены из нанизанных бусин на единой основе, которая идет от одной стороны ожерелья к другой, или из отдельных основ, которые крепятся зажимами к замку. Треугольные бусы. Треугольные бусы отличаются размером основы, длиной и количеством подвесок.
Бусы-нитка это универсальный фасон бус, который представляет собой вертикальную последовательность круглых мелкокалиберных бусин.
Бусы-пучок. Треугольные бусы прогибаются за счет расположения на основе тяжелого кулона и отличаются высотой разветвления и длиной подвески.
Заключение.
Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающаяся образованность от дикости»
В современном обществе происходит разрыв преемственности между прошлым и настоящим, происходит трасформация ценностей и идеалов. Наше поколение перестает подчиняться авторитету традиционных норм и строит свою жизнь , руководствуясь сиюминутными потребностями
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий,- значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре