kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему:"Роль литературы 19 века в современном мире"(на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это работа очень интересная и познавательная.Пригодится учителям литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему:"Роль литературы 19 века в современном мире"(на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")»

Министерство образования и науки Пензенской области Отдел образования Сердобского района Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

г. Сердобска.




Конкурс «Литературный калейдоскоп».

Исследовательская работа



Роль литературы XIX века

в современном мире

(на примере романа М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»).







Исследование проводила

Куликова Екатерина Эдуардовна,

ученица 10а класса

МОУ СОШ №10.

Научный руководитель

Дацкова Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

План.

1.Введение .Литература-один из видов искусств.………………………стр.3

2.Роль литературы в современном обществе…………………………...стр.4

2.1.Художественная литература в нашем понимании…………………стр.5

2.2.Интервьюирование читателей………………………………………………...стр.6

2.3.Актуальность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

-переживания писателя о судьбе России; ……………………………стр.7-11

-«Герой нашего времени»;

-близость Печорина нашему поколению;

-познавательная функция произведения;

-ценностная функция романа;

-гуманистическая функция «Героя нашего времени».

3.Заключение………………………………………………………стр.12 Изучая художественную литературу, мы познаём жизнь.

















1

Цель исследования состоит в том, чтобы определить, какое место занимает литература 19 века в жизни современного общества (на примере романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).


Гипотеза: классическая литература должна выполнять огромную познавательную, воспитательную, развивающую функцию.


Актуальность моей исследовательской работы очевидна, так как современное молодое поколение находится под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы, особенно классической, не остается ни времени, ни желания. А ведь именно классическая литература оказывает огромное воспитательное воздействие на душу подрастающего поколения, а также на их речь.


Объект и предмет исследования:

Учащиеся МОУ СОШ №10.

Уровень читательской активности учеников.


Задачи:

  • Изучить литературу по теме.

  • Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ №10.

  • Изучить посещаемость обучающимися школьной библиотеки.

  • Раскрыть актуальность литературы 19 века на примере романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Обобщить и систематизировать наблюдения.


В процессе работы были использованы следующие методы:

1.Теоретические

( анализ литературы)


2.Практические

(анкетирование, интервьюирование)


Ожидаемые результаты: приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение художественной литературы XIX века - это неотъемлемая часть жизни современного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.




2

Введение.


Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,

А жизнь в нём - лишь самый длинный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуй лишь только взглянуть между строк.


С художественной литературой мы знакомы с раннего детства. Стоит только вспомнить нежные колыбельные, которые пела нам мама, бабушкины сказки, так сладостно звучащие перед сном.


Но человек взрослеет, и сказки ему постепенно заменяют другие книги: рассказы, повести, поэмы, стихи и романы. Что же такое художественная литература? У слова «литература» есть много определений. Это и совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества вместе с культурно-историческим фоном.


Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.


Самое знакомое для нас определение - литература как один из предметов, входящих в школьную программу.


Обратим внимание на определения, данные известными мировыми писателями:


Литература — это то, что между автором и Богом, которое, если не стыдно сказать Богу, можно и позволить услышать другим.

(Борис Кригер)


Литература — это высоко символизированная действительность, совсем особая система ассоциаций.

(Борис Стругацкий)


Литература — это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.

(Жюль Ренар)





3

Глава 1.


А что означает литература в вашем понимании?

Знаете, лично я считаю, что литературу нельзя охарактеризовать каким-то одним определением. Она создает духовный мир человека. Но самое интересное, что наш духовный мир влияет на литературу. Книги тесно вошли в нашу жизнь. Лишить человека книги - значит лишить его воздуха. Литература - это нечто большое, значимое. Я бы назвала её летописью жизни. Всем нам известно, что история движется по спирали, все, что когда- то произошло , непременно повторится снова, но уже в другой обстановке, с другими людьми, в другом времени. Возникает вопрос, откуда мы узнаем, как жил и чем занимался тот или иной человек прошлого времени? Как он одевался, что он ел и как проводил свой досуг? За ответом обратимся к художественному произведению нужной вам эпохи. Литература-это энциклопедия характеров, историй, душ, чувств. Её значение в нашей жизни, безусловно, велико. Литература не существует для одной национальности, для одной страны или народа. Это мировое богатство.

В настоящее время многие считают, что молодежь вовсе перестала интересоваться литературой. Старую книгу с пожелтевшими страницами давно уже заменили книги электронные. Зачем, спрашивается, нам нужно ходить в библиотеки, носить с собою толстые тома в старом переплете, когда можно без особого труда сказать «окей гугл» и интернет моментально выдаст нам нужную книгу в разных вариациях. Но хорошо бы так, но в Интернете многие школьники ищут только краткое содержания произведения. На ум сразу приходят строки стихотворения М. Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее иль пусто, иль темно…».


Я не отрицаю, что, быть может, читать книги электронные намного удобнее и практичнее. В конце концов наш мир развивается. Мы отдаем предпочтение новым технологиям, которые совершенствуются с невероятной скоростью. Мне интересно узнать ваше мнение о том, какую книгу вы предпочитаете для чтения больше, электронную или печатную? Лично я не могу признать «электронную книгу». Может быть, я не права, но мне не совсем понятно, как книга электронная может заменить книгу настоящую. Как вы можете представить себе книгу без оставленных карандашом заметок на станицах, без запаха, без шелеста и хруста листов, без шершавого переплета, без красочных иллюстраций. Мне всегда представлялось, что, читая книгу, мы прокладываем какой-то свой путь сквозь страницы, останавливаемся и перечитываем интересные моменты, как будто внезапно задержались на дороге, увидев что-то необычное. Книги затягивают нас в свой мир, где мы уже не видим границу реального и выдуманного, как будто мы мгновенно перенеслись на несколько веков назад и путешествуем вместе с героями. Книги - это самое великое изобретение человека.

4

Талантливый советский писатель и наш земляк Василий Стенькин в своем романе «Среди врагов» несколько раз упоминал о значимости книг в жизни человека.


«Книга помогала мне забыться во всякое время, отвлекала от навязчивых мыслей, восстанавливала доброе настроение»


«Книжные магазины всегда были слабостью Тарова: мимо них он не мог пройти, как бы гадко не было на душе, по ним он судил о каждом новом городе, в который попадал»


И действительно, у каждого в жизни были моменты, когда душа разрывалась от досады и невероятной печали, когда казалось, что весь мир встал против тебя одного, когда рядом нет никого, кому можно выговориться, пожаловаться, когда рядом нет того, кто бы пожалел. Вы нигде и никогда не найдете лекарства лучше, чем хорошая книга.


Книги, безусловно, прекрасны, но какие же книги нужно и полезно читать в наше время?


-Какие книги вы читаете?


-Есть ли у вас любимые авторы?


- Какие литературные жанры предпочитаете?


Лично я люблю русскую классику. В ней описана вся история России. Обычаи, характеры, вкусы, взгляды и проблемы человека того времени. Из моих сверстников мало кто по собственному желанию и любопытству начинал читать что-то из литературы 19 века. С классикой некоторые одноклассники знакомятся только на уроках литературы и задумываются о ее огромном значении только под влиянием учителя.

Художественная литература в 19 веке достигла небывалых высот. Недаром эта литература получила определения классической. Русская литература 19 века заслуженно названа "золотым веком». "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и т.д. Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны. На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой классике выросло не одно поколение людей.

5

Глава 2.

Интервью

Актуальность литературы 19 века несомненна, она в современном мире не утратила свое значение!

Я взяла интервью у учащихся МОУ СОШ №10, у работников библиотек и у продавцов книжных магазинов нашего города и пришла к выводу, что классическая литература играет большую роль в воспитании нашего поколения. Надежды на будущее национальной культуры могут быть лишь в том случае, если подрастающее поколение будет читать только достойные книги. Много книг, но выбирать надо уметь. Посещение библиотек детьми и прочтение ими полезных книг поможет совершенствовать личностные качества. Я думаю, что каждый уважающий себя человек, должен иметь свою «Золотую полку», на которой у него будут стоять книги, которые он перечитывает постоянно. Для меня такой литературой является классика 19 века. Среди всех произведений я выделяю роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».





























6

Глава 3


Давайте рассмотрим актуальность литературы 19 века в современном обществе на примере произведения известного писателя М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Лермонтова считают самым молодым литератором своего времени. Творчество одаренного писателя было довольно своеобразным, потому что на окружающее его общество юноша смотрел уже глазами умудрённого опытом человека. Значительную часть своих произведений Лермонтов создавал, глядя на свое поколение. Его беспокоит бездействие современников, их равнодушие к общественным проблемам. Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте, поражают разочарованностью в жизни и в людях. Тоска по настоящей жизни внушала поэту подобные строки. Но не стоит упрекать Лермонтова в пессимистичном взгляде на жизнь. Лермонтов поэт, которому не безразлична судьба будущей России, судьба поколения. И сейчас читатели в творениях Лермонтова находят отражение своих собственных чувств и мыслей, разгадку уныния и душевной апатии. Я считаю, что в наше время в произведениях Лермонтова можно найти частичку своих мыслей и своих переживаний. Его творчество, безусловно, актуально для современного поколения и никогда не утратит своей значимости.

Я очень часто нахожу в поэзии Лермонтова схожесть с поэзией Бродского и считаю их стихи очень глубокими, а самих поэтов я называю «поэтами, которые смотрят в душу». Они смогли в своих стихах с невероятной точностью описать самые личные и интимные человеческие переживания, которые человек никому и никогда не решится рассказать. Нужно обладать невероятным талантом, чтобы суметь так детально и верно описать душу человека, увидеть её насквозь в тот момент, когда она изнемогает от боли.


«Герой нашего времени. Образ Печорина»


«Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Эти слова принадлежат главному герою романа М. Ю. Лермонтова Григорию Печорину. Я решила взять именно это произведение из русской литературы 19 века для более детального доказательства своей гипотезы, потому что считаю, что созданный Лермонтовым образ Печорина является актуальным для сегодняшнего времени.

Печорин — русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными


7

достоинствами его — образованностью и добродетельностью, но зависят от

богатства и связей. Идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.

Разочарование породило в нем агрессию по отношению к окружающим. И все свои положительные качества: храбрость, решительность, силу воли, целеустремленность, энергичность, активность, предприимчивость, проницательность и умение разбираться в людях - герой «обратил в свою противоположность».

Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери.

Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм» — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.

Как вы считаете, каким должен быть герой нашего времени?

Естественно современный человек должен быть грамотным, образованным, успешным, иметь богатый внутренний мир, который помогал бы разбираться в окружающей обстановке. Какой он, сегодняшний герой? Согласитесь, что и в молодых людях нашего времени проявляются такие черты характера, как эгоизм, равнодушие и даже жестокость. Но несмотря на это мы все же видим перед собой человека настойчивого, умного, талантливого, дерзкого, привыкшего добиваться своих целей любой ценой. Но и эти качества порой человек не может достойно применить в современном обществе. И что же поменялось? Время? Да, время изменилось, изменилось и общество, но характеры и нравы не изменились, они глубоко осели в нас.

Проблемы, волнующие людей прошлого века, актуальны и сейчас: вопросы о власти, о будущем поколении, о дальнейшей судьбе страны - все это обсуждается и сейчас. Человек остался таким, каким он был и раньше.


Сюжет романа построен как серия экспериментов центрального персонажа над собой и другими людьми с целью выяснить, «может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Таким образом, получается, что один из основных вопросов, который Лермонтов решает в произведении,— это вопрос о границах человеческой свободы, о праве человека на свободное проявление своей воли. Прежде всего, отметим, что у лермонтовского героя говорящая фамилия. Онега и Печора — названия двух северных рек, текущих почти параллельно, но отличающихся характером течения.

8

Онега течет в одном направлении, ровно и спокойно, русло же Печоры изменчиво и извилисто. В некоторых местах Печора становится похожей на горячий поток: бурлит и негодует, стремясь преодолеть неожиданно вставшие на ее пути преграды. Так и Печорин: его натура более страстная, более озлобленная, более самокритичная и более активная в своих проявлениях, чем у пушкинского Онегина, «бешено гоняется он за жизнью, страстно ищет счастья и не находит его.


Обыденному пониманию счастья Печорин противопоставляет свое. «А что такое счастье? — спрашивает он, а затем отвечает: — Насыщенная гордость!» Гордость же насыщается тогда, когда человек становится для другого причиной страданий или радостей, не имея на то никакого положительного права. Как это поучительно для современных молодых людей.

А теперь попробуем выделить основные функции знаменитого романа Лермонтова, делающие его актуальным для наших современников.


1. Познавательная функция романа «Герой нашего времени».

Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым  и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о « Герое нашего времени », великий критик утверждал: « Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута  живою  водою поэзии».

            Роман Лермонтова « Герой нашего времени »  классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному, читателю, вместе с тем сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем  - с момента его появления на свет и вплоть до наших дней. Для истории его изучения характерна не только разноречивость, но и порой даже полярная противоположность суждений, как о романе в целом, так и о главном герое, Печорине, в частности.

По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об

9

этом небольшом произведении. Не  решены однозначно вопросы: « Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в образе Печорина? Национальный тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой эпохой 30 годов 19 века или сохраняет влияние на литературу и жизнь следующих поколений?

Каким художественным методом и стилем написан роман - школы романтизма, реализма, или это синтез этих школ? Роман это или собрание повестей?». Твердого ответа ни на один из этих вопросов в литературоведении нет.

Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем - то, пусть на небольшой шаг приближается к его более глубокому прочтению и пониманию.


2. Ценностная функция романа заключается в следующем.

Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Печорин все время в поиске. Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот - Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя.Печорин - эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало его время, которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру. Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения. Еще отчетливее проявляется богатство печо-ринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого.

3. Гуманистическая функция произведения.

У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь по­пытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пус­тоте.

10

Его преследует скука и сознание, что жить так вряд ли «стоит труда».В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общест­венных интересов. Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И не­даром он часто повторяет, что «не способен к великим жертвам для блага человечества», что он привык «сомневаться во всем».

Главная пружина поступков Печорина — индивидуализм. Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь «для себя», для собственного удоволь­ствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассмат­ривает не только его психологию, а определенную мировоззренчес­кую концепцию жизни. Печорин — подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений. Он находится в постоянном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каж­дом его шаге. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — говорит Печорин.

Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», — говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он — эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других только в отно­шении к себе». Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла».

Историей жизни Печорина Лермонтов рассказывает о том, что путь индивидуализма противоречит природе человека, её запросам. Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.











11

Заключение


Литература учит распознавать добро и зло, она помогает сделать наш мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: «Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднимать его веру в себя и развивать в нем стремление к истине».

Человечество с древнейших времен стремилось найти способы запечатлеть достижения предыдущих поколений для того, чтобы передать эту мудрость потомкам.

В своей исследовательской работе, размышляя о значении литературы в современном мире, не могу не обратиться к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы:

1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого;

2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный;

3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации.

Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие несколько десятилетий назад, потому что

художественная литература влияет на воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы ни менялся человек, и как бы ни смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Художественная литература влияет на воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Литература помогает человеку не только понять своё место в окружающем мире, но помогает в повседневности, в решении многих жизненных вопросов. Мы учимся на примерах литературных героев поведению в определённых жизненных ситуациях, учимся решать сложные вопросы.

Изучая художественную литературу, мы познаём жизнь, учимся быть самими собой.

Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера. Одобряя или опровергая поступки героев, человек познаёт самого себя.

12
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Куликова Екатерина

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 479056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства