Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе анализа рассказа Б.П. Екимова «1000 рублей в фонд мира»
Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе анализа рассказа Б.П. Екимова «1000 рублей в фонд мира»
В статье разбирается стратегия технологии развития критическоо мышления "чтение с остановками" на примере анализа Б.П. Екимова "1000 рублей в фонд мира".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе анализа рассказа Б.П. Екимова «1000 рублей в фонд мира»»
УДК 372.882
Сафонова Т.С.
Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе анализа рассказа Б.П. Екимова «1000 рублей в фонд мира»
Аннотация. В статье разбирается структура урока литературы, построенного на базе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, предлагается методика изучения рассказа Б.П. Екимова «1000 рублей в фонд мира» с помощью стратегии «чтение с остановками».
Формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач, которая ставится на уроках литературы. В программе модернизации образования отмечена необходимость формирования у обучающихся «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [7, с. 32]. Именно на это направлена технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП) – новый подход, предполагающий «отказ от традиционных представлений об обучении» [2, с. 47]. В процессе обучения особое внимание уделяется не только технологичности процесса, но и характеру работы учителя и учеников: свободе в выборе точек зрения и отсутствию непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу. При этом обучающиеся формируют не только способности к размышлению, но и «умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми» [4, с. 5].
Одной из стратегий ТРКМЧП, позволяющей заинтересовать учащихся самим процессом знакомства с художественным произведением, является чтение с остановками. Она используется при изучении незнакомого художественного текста небольшого объема. Мы предлагаем организовать с ее помощью урок внеклассного чтения по рассказу «1000 рублей в фонд мира» современного прозаика Бориса Петровича Екимова.
В основе работы со стратегией «чтение с остановками» лежат три стадии ТРКМЧП: вызов, осмысление и рефлексия. На первой стадии деятельность учителя предполагает «вызов уже имеющихся знаний, активизацию мыслительной деятельности обучающихся или, если этих знаний мало, помощь в формулировании вопросов и предположений» [4, с. 6]. В начале урока во вступительном слове учитель рассказывает об авторе и особенностях его творчества: Борис Петрович Екимов описывает малознакомую жизнь современной деревни. В качестве эпиграфа уместна будет цитата А.И. Солженицына: «Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с её новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела» [5, с. 4]. Также во вступительном слове указывается примерный год, в котором происходят действия. После чего обучающимся предоставляется для ознакомления карточка с ценами на различные продукты, а также среднемесячная заработная плата рабочих по отраслям (см. Приложение № 1 и Приложение № 2) и предлагается вопрос: «1000 рублей – это большая сумма или маленькая?»
Работа с текстом на стадии вызова начинается с обсуждения семантики названия рассказа: «Как вы понимаете, что такое фонд мира? Как вы думаете, кто пожертвовал или хочет пожертвовать деньги в фонд мира? Зачем?» Оформить выдвинутые предположения можно с помощью приема «Дерево предсказаний», на «веточках» которого записываются гипотезы, выдвинутые учениками.
На стадии осмысления рассказ делится на три отрывка. Чтение первого из них длится до слов «А его не слушали. У Сани еда в газетку была завернута», после чего ученикам задаются вопросы на понимание и анализ содержания прочитанного текста: «Что вы узнали о работниках бригады Нагайцева Сане и Котофее? Какими словами работники характеризуют бригадира, и как это характеризует их?» После осмысления первого отрывка звучит вопрос, в ходе ответа на который формируются предположения о содержании второго отрезка текста: «Как Саня и Котофей отреагируют на новость о пожертвовании?»
В ходе анализа второго отрывка (до слов «Много и довольно долго Сане внушали») учащиеся узнают, кто и зачем пожертвовал в фонд деньги. Таким образом, их первоначальные гипотезы будут либо подтверждены, либо опровергнуты. Для обсуждения предлагается такие вопросы: «Почему работники бригады не верят в благородство героя статьи? Готовы ли сами герои пожертвовать деньги?»
После прочтения финального отрывка учащиеся обсуждают вопросы: «Какая причина могла бы подвигнуть работников бригады пожертвовать деньги в фонд мира? Как вы думаете, если бы у работников бригады была 1000 рублей, отдали бы они их в фонд мира? Смогли бы вы пожертвовать некую сумму в подобный фонд?» В итоге они должны прийти к мнению, что Саня и Котофей могут совершить подобный поступок только ради славы.
Через поведение и поступки героев Екимов демонстрирует читателям сложный внутренний мир своих героев, внутренние противоречия, терзающие их. Для Жоры даёт свои объяснения такому поступку: «Брехня!», «Чокнутый!», «Упёр!». Однако за внешним спокойствием и невозмутимостью героя скрывается сентиментальная натура. Он вспоминает тётку Дуню, которая абсолютно бескорыстно сразу после войны сшила ему «майские штаны» из своего материала. Жора не может забыть такой подарок, хранит и бережет эти ветхие штаны, доставая их раз в год на просушку. И в этот момент у него всегда «щемило в душе и что-то к глазам подступало». [1, с. 30].
В ходе анализа заключительного фрагмента стадия осмысления плавно переходит в третью стадию – рефлексию, во время которой ученики рассматривают текст в единстве формы и содержания. На этой стадии актуально будет проведение параллелей с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», у одного из героев которого –Лужина была своя теорию, которую ярко иллюстрирует пример с кафтаном: «Если я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел.» [3, с. 193] Этот «двойник» Раскольникова практичен и рационален, он не признает благородства и бескорыстной честности, он никогда не отдаст даже копейки для вспоможения другому человеку. В ходе сопоставления будут уместны вопросы: «Только чувства лежат в основе бескорыстного поступка? Можно ли дать ему рациональное обоснование?»
Также можно организовать дискуссию по вопросу: «Нужны ли обществу праведники – такие бескорыстные люди, как герой газетной статьи или тетя Дуня? Знакомы ли вам реальные примеры праведничества?» Обсуждение этой проблемы позволяет установить внутрипредметные связи с такими произведениями, как «Матренин двор» А.И. Солженицына, «Юшка» А.П. Платонова, «Очарованный странник» Н.С. Лескова. В качестве домашнего задания можно предложить составление синквейна по ключевым словам «совесть» или «праведник».
Таким образом, обращение к ТРКМЧП позволяет значительно «увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, а главное – способствует формированию у обучающихся умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении» [4, с. 32].
Приложение № 1. Средняя стоимость некоторых товаров на 1980 год.
Куратов О.В. Хроники русского быта (1950-1990). – М.: Дели-принт, 2004. – с. 80.
Наименование товара
Цена, руб.
Автомобиль «Волга»
9453
Автомобиль «Запорожец»
3750
Мотоцикл «Урал»
1750
Мотоцикл «Восход»
450
Пальто
180
Костюм
114
Ботинки мужские
22
Говядина, кг
4,5
Мука высшего сорта
0,41
Хлеб
0,26
Молоко, литр
0,24
Телевизор ч/б
296
Телевизор цветной
775
Холодильник
250
Стиральная машина
160
Макароны, 0,5 кг
0,52
Приложение № 2. Средняя заработная плата рабочих ведущих профессий по отдельным отраслям промышленности и в строительстве.
Куратов О.В. Хроники русского быта (1950-1990). – М.: Дели-принт, 2004. – с.106
1982
1985
Сталевары и подручные сталеваров:
5 разряд
301
342
7 разряд
391
444
Слесари механосборочных работ:
3 разряд
245
268
4 разряд
270
292
5 разряд
285
311
Токари по металлу:
2 разряд
221
240
3 разряд
245
267
4 разряд
275
299
Маляры 3 разряда
210
222
Машинисты экскаваторов 6 разряда
283
309
Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций:
4 разряда
248
276
5 разряда
282
300
Штукатуры:
3 разряда
212
228
Список источников
Екимов Б.П. 1000 рублей в фонд мира // Рассказы. – М.: Художественная литература, 1991.
Гладкова Н.Г. Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). 2010. №5.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // М.: Дрофа: Вехи, 2001.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Зайцев П. Одноэтажная Россия // Российская газета. 2008. 15 февраля.
Куратов О.В. Хроники русского быта (1950-1990). – М.: Дели-принт, 2004.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс], 2015. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 27.10.2017)