Краткость – сестра таланта
(использование приема «синквейн» при изучении произведений малых жанровых форм)
Кузнецова Татьяна Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Разъезженская СОШ»,
Ермаковский район
В качестве названия своей работы слова великого русского писателя я взяла неслучайно. Они незримой нитью связывают фестиваль прошлого года, посвящённый творчеству А.П. Чехова, и фестиваль нынешний, где мы будем говорить о феномене творчества А.И. Солженицына, о его образовательном, воспитательном и воспитывающем потенциале, о методических аспектах изучения литературного наследия великого мастера слова. Как писал Ролан Барт, словесный текст — «это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни1.
Какое точное, несмотря на метафоричность, определение. Только появившись, слова-фонарики создают и освещают пространство вокруг себя. Нам, читателям, предстоит освоить это мыслимое пространство. Для того чтобы «обжить» его вслед за автором и его героями, нужно представить себе изображённое. Без такой готовности, без того, что психологи называют воссоздающим воображением, нет читателя. Но чтобы замечать подробности, одного воображения недостаточно. Внимание и терпение – вот что необходимо настоящему читателю. А ещё знания… В общем, всё то, что мы называем культурой чтения.
Впрочем, в стандарте российского школьного литературного образования о таком понятии, как «читательская культура», не говорится ничего. Речь здесь идёт о воспитании средствами литературы – о гражданственности, патриотизме, толерантности… Но я глубоко убеждена, что, если литература и может благотворно повлиять на человека, то только благодаря сформированной читательской культуре – умению расслышать в искусстве голос другого человека, голос автора.
Именно с этой целью в задачи современного литературного образования школьников входит обучение чтению сложных книг. Это, конечно же, предполагает не примитивное знакомство с именами классиков, а кропотливую работу, направленную на рассмотрение каждого произведения как единого целого, состоящего из сопряжения и больших, и самых малых его особенностей. То есть на такое рассмотрение, которое неизбежно привело бы юного читателя к пониманию смысла художественного произведения во всей полноте связей его элементов, т.е. к осмыслению задач автора.
А начинать, как известно, нужно с малого. Поэтому, согласно Методическим рекомендациям2 на уроках внеклассного чтения в средней школе я обратилась к миниатюрам А.И. Солженицына из сборника «Крохотки». Очевидно, что воспитательный потенциал каждого из этих стихотворений в прозе трудно переоценить. Заставляя детей задуматься над многими нравственными вопросами, миниатюры не просто помогают мне как учителю в формировании детских душ, они в буквальном смысле сами формируют их, ведь каждое из произведений – кладезь мудрости и ненавязчивого поучения. Важно только правильно «провести через текст» ещё неопытных читателей, «провести» так, чтобы этот текст не разрушить, не очень упростить и открыть тайны каждого слова, каждой детали в произведении.
Стихотворения в прозе… В таком сочетании слов нас удивляет переплетение двух видов словесного творчества: прозы и поэзии. Это один из наименее изученных литературных жанров. Общим местом в понимании этого жанрового образования является определение М.Л. Гаспарова, перенесенное без изменений из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) в «Литературную энциклопедию терминов и понятий» (2001): «лирическое произведение в прозаической форме, обладающее следующими признаками лирического стихотворения: небольшой объём, повышенная эмоциональность, ярко выраженное субъективное впечатление или переживание автора, обычно бессюжетная композиция»3. Лирический герой является субъектом переживания и объектом изображения. В стихотворении в прозе, как правило, не используются такие средства выразительности, как метр, ритм, рифма. Поэтому этот жанр не следует путать с формами промежуточными между прозой и поэзией именно по метрическим признакам – со свободным стихом (верлибром) и ритмической прозой.
Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное. И.С. Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни. Цикл его произведений «Sеnilia» ввел в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы. Художественная манера «Стихотворений в прозе» имела влияние на Я.П. Полонского, И.А. Бунина, М.А. Пришвина и других писателей XIX и XX веков. Но только у А.И. Солженицына есть целый цикл произведений этого жанра, как и у И.С. Тургенева. Художников разных эпох, разной творческой манеры сближает не только обращение к одному жанру в своём творчестве, но и содержание их произведений.
«Sеnilia» Тургенева и «Крохотки» Солженицына можно определить как «поэму о пройденном жизненном пути», темами которой являются «Россия, … Природа, Жизнь, Любовь, Смерть, Безверие».4 Обращение Солженицына к жанровой традиции «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева принципиально важно. Повествование от первого лица, от лица очевидца событий, позволяет максимально полно выразить отношение автора к происходящему; мысли и чувства автора звучат в каждом рассказе открыто и искренне. Однако этот жанр у Солженицына в своём развитии претерпел некоторые изменения. В «Стихотворениях…» Тургенева не нашли отражения общественно значимые, актуальные проблемы, важные для той эпохи. Солженицын же наряду с исследованием вечных, общечеловеческих истин в жизни современного человека поднимает в «Крохотках» жгучие и напряженные вопросы 90-х годов.
Не секрет, что провести урок по изучению лирического произведения, особенно если это стихотворение в прозе, бывает довольно сложно из-за необходимости сделать его интерпретацию или анализ. Честно сказать, дети не очень любят выполнять такую работу. Следовательно, необходимо создать ситуацию «это интересно, поэтому я хочу это знать» или «я хочу это знать, потому что мне это интересно». Привлечь внимание учеников, «зацепить» их, стимулировать познавательный интерес на уроках по изучению лирических произведений малых жанровых форм мне помогает приём составления синквейнов.
Структура таких уроков урока традиционна:
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Изюминка состоит в том, что и на стадии вызова, и на стадии рефлексии ребята пишут синквейны. Форма работы с учащимися может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Вот что важно: работы, выполненные одними и теми же учащимися в начале и в конце урока, получаются абсолютно разными и по содержанию, и по настроению: меняется их тематика, меняется отношение к прочитанному.
Например, на этапе первичного восприятия миниатюры «Костёр и муравьи» темы написанных ребятами синквейнов можно было сформулировать примерно так: «Берегите лес от пожара!» Разумеется, после первого самостоятельного прочтения детьми «крохотки» я не задаю никаких наводящих вопросов, а предлагаю написать синквейн сразу, что называется, «на эмоциях». Вот одна из работ:
Огонь.
Страшный, всепожирающий.
Разрушает, сжигает, губит.
Нельзя разводить огонь в лесу.
Смерть.
(Ксения П., 7 класс)
Перед анализом произведения спрашиваю ребят: «Верите ли вы, что к концу урока на основе этого же произведения вы напишете синквейн на совершенно другую тему и сделаете это с лёгкостью?». Обычно ребята говорят, что они своё мнение уже высказали и вряд ли они готовы поменять свою точку зрения, ведь эта миниатюра о том, что в огне погибает всё живое, как например, эти муравьи. Вот тут-то и начинается настоящая работа! Предвкушая рождение ещё одного собственного произведения, ребята активно включаются в работу над анализом текста-первоисточника, пытаются заглянуть в самые потаённые его «уголки».
Для анализа текстов вопросы составляю сама, учитывая лексическое, стилистическое и художественное своеобразие каждого произведения. Опорой мне служит план комплексного анализа текста. Конечно, в процессе анализа детям приходится напоминать, что простота «крохотки» кажущаяся, нужно научиться читать её вдумчиво.
Проведённый анализ помогает ребятам сделать вывод, что миниатюра «Костёр и муравьи» – размышление о Родине, о любви к ней. В этой крохотке автор привлекает внимание читателя к проблеме верности, преданности родному дому. А.И. Солженицын уверен, что чувство дома сильнее ужаса смерти и именно об этом он призывает нас, читателей, задуматься.
Теперь, в конце урока, ребята писали синквейны уже совершенно на другую тему и уже не удивлялись, как на основе одного и того же текста можно создать два абсолютно разных (собственных!) произведения? Предположение анализ убеждение – вот схема, в которой продуктивно реализовать первый и последний этапы работы помогла такая хорошо известная, но от этого не менее эффективная форма, как синквейн. Ниже представлена работа этой же ученицы, выполненная в конце урока:
Родина.
Любимая, единственная.
Защищает, заботится, вдохновляет.
Родина – значит здесь твой род, твои близкие, здесь твои корни.
Дом.
Надеюсь, что учитель творческий, учитель, нацеленный на развитие каждого ребёнка, увидит в данной работе пути формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках литературы средствами произведений малых жанровых форм. Это касается и непосредственно миниатюры как литературного жанра, и синквейна как вида творческой работы учащихся в форме миниатюры.
Закончить мне хотелось бы словами самого А.И. Солженицына: «В малой форме можно очень много поместить и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой…».
4Гроссман Л., Последняя поэма Тургенева«Senilia», в его кн.: Портрет Манон Леско, 2 изд., М., 1922; http://feb-web.ru/feb/kle/KLE-abc/ke7/ke7-2051.htm
2