kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство и литература в творчестве Н.С.Лескова «Островитяне» к методике преподавания дисциплины «Искусство и литература»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство и литература в творчестве Н.С.Лескова «Островитяне» к методике преподавания дисциплины «Искусство и литература»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство и литература в творчестве Н.С.Лескова «Островитяне» к методике преподавания дисциплины «Искусство и литература»»

Искусство и литература в творчестве Н.С.Лескова «Островитяне» к методике преподавания дисциплины «Искусство и литература»


ГПБОУ ОКГ «Столица»

Строительный техникум №30.

преподаватель русского языка и литературы

Упорова Г.Г.


Лев Аннинский назвал «Островитян» «романом второго разряда» в творчестве Н.С.Лескова. С этим можно было бы согласиться, если исходить лишь из основной сюжетной линии-несчастной истории главной героини Манички Норк и художника Истомина, но глубже погрузившись в текст, вдумавшись, видишь удивительно богатую палитру тем, затрагиваемых автором, и главная среди них – тема искусства и человека в искусстве. Лесков рассматривает эту тему со многих сторон: рождение и гибель таланта, многообразие видов искусства и их взаимодействие, критика в искусстве, искусство и общество и другие. В своем произведение Лесков использует и библейские образы, и сказочные, и образы русской литературы, и зарубежной. Он анализирует такие виды искусства, как цирк, хореография, музыка, архитектура, скульптура, живопись и конечно, литература. Как всегда у Лескова все сочно, густо, пестро, насыщено.

Искусство, разные его виды всегда привлекали Н.С.Лескова. Еще в детстве, в Орле, следил он за росписью иконостаса церкви Никития. В Киеве осматривал такие исторические памятники зодчества, как Софийский собор, Киево-Печерская лавра. Это были семена дальнейшего развития страсти Лескова ко всем видам художества – от древних фресок и икон к полотнам Эрмитажа, а позже – к зарубежным галереям, театрам, выставкам.

В лесковской повести жизнь семейства Норков играет лишь роль фоноа, на котором развертывается драма художника Истомина и трудный поиск своего пути в художественном творчестве Манички Норк. Это фоновое содержание даже превышает сюжетную канву. В центре внимания героя – повествователя, близкого писателю, два мира – два мира культуры – русской и немецкой. Повесть имеет много перекличек с пушкинским «Евгением Онегиным». Немецкая девочка с простым русским именем изображается как натура, близкая Татьяны Лариной. Не случайно в день ее рождения рассказчик преподносит Мане собрание сочинения А.С.Пушкина. Она почти повторяет жизненный путь Татьяны Лариной, но до определенного момента: не в состоянии смириться с той долей, которую уготовил ей зять, ощущая в себе отчужденность от Бера – своего мужа – она откровенно заявляет, что не любит его и готова погибнуть, чем жить с ним не любя. Сюжетная линия Маня – Бер разработана Лесковым в традициях готической повести – перегруженность таинственными намеками на что-то, что должно произойти – все эти излюбленные принципы готической поэтики, контрастно оттеняют высокую простоту поступка Бер. Надежды Бера сбываются – Маня становиться детской писательницей. Лесков отказывается от идеи жертвенности, он активно защищает право каждого человека на своем счастье в жизни.

Не случайно героев своей повести Лесков поселяет на Васильевском острове - там, где была открыта Екатериной второй Российская академия художества, где все пронизано искусством, творчеством, вдохновением. Называя разные виды искусства, писатель отмечает вербальную их подоснову. Так, образ русалочки на картине Истомина позаимствован героем из сказки. Талант хрупок, раним, мимолетен, если не развивать его. Талант многогранен. Истомин не только прекрасно рисует, но и музицирует, поет. Талант связан с нравственностью. Если человек эгоистичен, развратен, нечестен, талант покидает его. Лесков жестоко наказывает героя – он делает его слепым , утратившим способность творить. Художник для Истомина, как и для автора-рассказчика, - это всякий кто творит красоту. И здесь «искусство» понимается в широком смысле – как всякое мастерство, которое проявляется в создание законченных произведений, предметов, обладающих изяществом , как например, подарок Савожа Маничке. Это домик, которым так восторгается Истомин. «Искусство» во втором, более узком значении, означает творчество по законам красоты. Произведения литературные, живописные, музыкальные удовлетворяют не материально – практические потребности людей, а их духовные устремления. Вследствие этого они всегда заключают в себе образное воспроизведение явлений действительности. Третью, еще более узкое значение «искусства» - это художественное творчество во всех его видах. Лесков начинает повесть с описания циркового искусства как наиболее абстрактного, условного, иносказательного. Наконец , «искусство» в самом узком его значении – это пространственные его виды – архитектура, скульптура. Нелегка судьба художника, он не застрахован от бедности, духовных мук и поисков, злого слова критики. Ему трудно найти личное счастье, выбрать подругу жизни, которая согласилась бы поддерживать его и разделять с ним все лишения. Лесков приводит примеры: англичанки, жены скульптора Джона Флаксмана – Анны Денман и параллельно, чувства поэта Данте к его музе Беатриче. Пушкинские строки из «Моцарта и Сальери» позволяют Истомину выразить мысль о божьей избранности художника – « Нас мало, избранных, счастливцев праздных…». Упоминание о статье Н.В.Гоголя «Скульптора, живопись и музыка», а также картине Брюллова «Последний день Помпеи» позволяет перевести разговор в плоскость оценки и роли Академии художеств в воспитании молодых русских живописцев. Лесков здесь критичен, он не скрывает отрицательных сторон богемной жизни, пьянства, разврата в кругу молодых воспитанников академии. И все же главный вид искусства для автора – это художественная словесность. Не случайно Лесков делает свою героиню детской писательницей. Литература – первое среди равных искусство и даже не совсем искусство, или не только искусство. Литература обладает универсальностью. Сродни слову в искусстве только музыкальный звук. Уникальным качеством художественной литературы является ее открытая проблемность. Все эти качества и позволяют Лескову затронуть в повести многие виды искусства. Это должно лечь и в курс «Искусства и литературы», который читается для студентов специальности «Рекламы».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Упорова Галина Георгивна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства