Просмотр содержимого документа
«Интерес к чтению. Сложности в работе с тестом учителя в работе учителя-филолога и их преодоление.»
Интерес к чтению.
Сложности в работе с тестом учителя в работе учителя-филолога и их преодоление.
«Они выросли с гаджетами и просто не воспринимают длинные тексты», — жалуемся зачастую мы, учителя литературы, на своих учеников. Конечно, мы правы, но это не значит, что сделать тут ничего нельзя.
В последнее десятилетие перед учителями литературы возникла проблема: многие ученики просто не хотят брать в руки книги. Я читаю сочинения, которые больше напоминают небрежно списанные сжатые пересказы из Интернета. Конечно, меня это расстраивало, я начала наказывать оценками детей, которые не дочитывали книги до конца, и поощрять тех, кто дочитывал.
К сожалению, этот метод воздействия не имел положительного результата. Ведь вместо того, чтобы помочь найти мотивацию к чтению, я на корню подорвала их желание даже смотреть на книги.
Этот опыт побудил меня обратить внимание на ключевой вопрос в моей профессии: как подтолкнуть к чтению серьезных произведений всех учеников — включая тех, кто не испытывает тяги к книгам?
Ориентироваться на тех, кому трудно
Прочитать роман в старшей школе под силу каждому ученику. Если освоить этот навык в школе, то в будущем будет проще выработать критическое отношение не только к печатным текстам, но и к самой разной информации, которая поступает к нам из окружающего мира. Но некоторые школьники избегают чтения по субъективным причинам.
Чтобы помочь им, мне пришлось сместить акценты. Раньше моя программа была рассчитана на успешных учеников, которые читали произведения целиком — то есть на тех, с кем мне было удобнее и интереснее работать. Когда я стала ориентироваться на детей, которые испытывали трудности, кому с трудом давался полный текст произведения, в работу включился весь класс.
Методы, о которых я расскажу, помогут выстроить работу в классе так, чтобы материал был доступен школьникам вне зависимости от того, до какой страницы им удалось дочитать.
1. Читайте вместе
Обычно я разбираю с классом первую главу книги, центральный эпизод конфликта и цитаты из разных частей произведения, которые помогают раскрыть его главные идеи. Количество глав и цитат, которые можно предложить классу, будет зависеть от общего уровня знаний.
Чтение первой главы вслух крайне важно, так как помогает детям преодолеть инерцию и дает понимание контекста, необходимого для дальнейшей самостоятельной работы. А такие книги, как «Искусство чтения» Томаса Фостера и «Структура художественного текста» Юрия Лотмана помогут научиться глубже обдумывать прочитанное.
2. Используйте аудиокниги и видеофильмы
Чтение может быть недоступно детям с дислексией, а также тем, кто еще не в полной мере освоил языковые навыки. С 2022 учебного года мы столкнулись с проблемой несоответствия учебной программы и учебника для 5 класса, поэтому, например, такую тему, как «Детство в произведениях современных русских писателей», приходится изучать с помощью аудиокниг Барьер между учениками и текстом можно преодолеть, если предоставить им аудиоверсию книги. Для этого учителя могут использовать библиотечные ресурсы, найти аудиодорожку в интернете или даже записать собственную озвучку.
3. Проводите параллели с реальной жизнью
После окончания школы ученики забудут большую часть деталей, но мы можем помочь им получить знания, которые будут полезны и вне школьных кабинетов — в том числе помогут сделать выбор, принять то или иное решение. Например, во время разговора о «Ревизоре» Гоголя можно поговорить о последствиях, которые могут случиться, если выполнять работу недобросовестно. А читая «Евгения Онегина», поразмышлять, что такое провокация и к чему она может привести (ссора и дуэль Онегина и Ленского).
4. Подготовьте материалы, которые дополняют основной текст
Дополнительные материалы могут быть разными по формату: стихи, отрывки из газетных статей, видеоролики, песни на стихи поэтов. Таким образом, у детей будет несколько опорных точек, которые помогут усвоить основные темы и идеи произведения, сделают их понимание объемнее.
5. Позвольте ученикам выбирать книги для чтения
Вместо того чтобы концентрироваться на одном произведении, предложите на выбор три текста или больше. Так вы сможете вовлечь детей в работу и предоставите возможность подстроить учебную программу под свой вкус и уровень чтения.