kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальные образовательные программы по русской литературе "Творчество Н. В. Гоголя" и "Практический анализ литературного произведения" для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа (маршрут) - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, целью которой является формирование благоприятных условий обучения и создание психологической комфортной обстановки в школе для успешного развития индивидуальности одарённого ребёнка. В данной работе представлены две программы: для ученика с 5 по 9 класс по творчеству   Н. В. Гоголя и программа для ученика 9 (можно 10, 11) класса по анализу художественного произведения.     Цели программ: научить анализировать литературные явления, работая с художественными текстами; научить аргументировать свои мысли; развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать творческие способности, умение воспринимать и оценивать художественное произведение; развивать навыки аналитического чтения художественной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные образовательные программы по русской литературе "Творчество Н. В. Гоголя" и "Практический анализ литературного произведения" для 5-9 классов»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Кивалиной К. В.

(выпускная работа представлена двумя маршрутами (для 5-9 классов по творчеству Н. В. Гоголя и для 9-11 классов по практическому анализу художественных произведений))





Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 6

Амвросиевского района ДНР


Индивидуальная образовательная программа

по русской литературе (учебный блок «Творчество Н. В. Гоголя»)

ученицы Бабельник Валерии

Кивалина К. В.

учитель украинского языка и литературы,

русского языка и литературы









Пояснительная записка


Индивидуальная образовательная программа - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, целью которой является формирование благоприятных условий обучения и создание психологической комфортной обстановки в школе для успешного развития индивидуальности одарённого ребёнка.


Данная программа рассчитана на учебный блок по творчеству Н. В. Гоголя, охватывает 5, 6, 7, 8, 9 классы (в соответствии с программой по русской литературе).

Бабельник Валерия обучается в 7-Б классе русскоязычной школы. Ученица с младших классов принимает активное участие во всех конкурсах по русскому языку и литературе, украинскому языку и литературе, занимает призовые места на уровне школы и района.

В сферу будущих профессиональных интересов ученицы входят предметы филологического направления - русский язык и литература, английский язык.

Школьница отличается от своих сверстников любознательностью, трудолюбием, упорством, целеустремлённостью, девочка интеллектуально развита, обладает отличной памятью, любит читать и анализировать прочитанное, обладает нестандартным мышлением.

Ученица понимает, что добиться успеха можно только при систематической, регулярной работе , самосовершенствовании, саморазвитии; литература является способом развития познавательной потребности человека. Любимый афоризм Валерии – слова Б.Шоу: «Когда мы перестаём делать – мы перестаём жить».

Познавательные способности и навыки  ученицы:

  • владение большим объемом информации;

  • богатый словарный запас;

  • умение интегрировать и синтезировать информацию;

  • умение оценивать как сам процесс, так и результат;

  • богатое воображение;

  • терпимое отношение к критике;

  • чувство юмора.

Индивидуальные образовательные запросы ученицы:

  • успешное окончание 7-го класса;

  • расширение кругозора знаний по русской литературе;

  • усовершенствование умения работать с литературно-критическими статьями;

  • усовершенствование творческих способностей и самоутверждение посредством творческой деятельности;

  • развитие критического нестандартного мышления;

  • развитие умения предвидеть результаты своей деятельности.

Запросы родителей ученицы:

  • усовершенствование творческих способностей ученицы;

  • развитие критического мышления;

  • создание благоприятных условий для работы дома.

Ученица владеет навыками самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности, умеет формулировать и решать творческие задания.

Учитель осознает индивидуальные способности ученицы, ценит ее творческие способности, коммуникабельность и решительность. Хотела  бы повысить результативность ее участия в олимпиадах и городских конкурсах. Учитель предоставляет дополнительную литературу, программное обеспечение и консультации.


Цель программы:

  • научить анализировать литературные явления, работая с художественными текстами;

  • научить аргументировать свои мысли;

  • развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать творческие способности, умение воспринимать и оценивать художественное произведение;

  • развивать навыки аналитического чтения художественной литературы.

Задачи программы:

  • формирование научного мировоззрения ,самостоятельного, критического, творческого мышления на основе усвоения необходимой системы знаний по истории и теории литературы в процессе анализа художественного произведения через самостоятельную его оценку, высказывания собственного отношения к прочитанному; углубление знаний по теории литературы ;

  • формирование читательских навыков;

  • формировать ключевые компетентности (информационную, интеллектуальную, ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, языковую, личностного самосовершенствования).

  • воспитание средствами художественного слова современного читателя с чувством собственного достоинства; систематическое участие ученицы в интеллектуально – творческих мероприятиях.

Программа опирается на требования государственного стандарта к литературному обучению, содержание действующих программ по русской литературе.

Ожидаемые результаты:

  • позитивная динамика в повышении качества знаний;

  • выполнение системы заданий повышенного уровня сложности и творческих заданий;

  • углубленное изучение материала;

  • повышение результативности в школьных и городских олимпиадах и конкурсах;

  • активизация творческого потенциала, самореализация личности ученицы;

  • мотивация к саморазвитию, самоусовершенствованию, развитие компетентностей (информационной, интеллектуальной, ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, языковой, личностного самосовершенствования).


Отработка определённых блоков материала производится по плану, который подан в виде таблицы.


В 2015-2016 учебном году данная программа будет реализована посредством отработки блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Тарас Бульба» (7 класс)


Отработка блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Заколдованное место» (5 класс)


Основные вопросы

темы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

Жизнь и творчество

Н. В. Гоголя. Детство писателя. Первая книга

Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Народные предания о кладах - основа повести «Заколдованное место». Сочетание реального и фантастического в повести.

Теория литературы: повесть, фантастика.



Знать и уметь рассказывать о жизни и творчестве писателя; знать содержание повести; пересказывать ее эпизоды, включая народные предания и поверья; характеризовать героев повести и уметь определять позицию автора к ним; понимать, как переплетаются в повести фантастика и реальность; уметь высказывать собственное мнение о прочитанном; уметь работать с источниками информации; уметь составлять монологическое высказывание.


3

Познакомиться с материалами дополнительной литературы (предоставляет учитель); поиск в сети Интернет народного предания о кладе, его пересказ; работа с таблицей «Реальное и фантастическое в повести».

Тестирование, письменная работа (сочинение-миниатюра «Чему учит людей повесть «Заколдованное место»?)

1.Создание презентации «Жизненный путь

Н. В. Гоголя. Первое творение – книга «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2.Дополнительное задание на урок – подготовить пересказ одного из народных преданий о кладах.

3.Используя Интернет-источники, составить перечень и краткую характеристику персонажей народного творчества, которые использует

Н. В. Гоголь в своих произведениях.

4.Подготовить небольшой доклад о фантастике как жанре литературы и её истоках.

Отработка блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством» (6 класс)


Основные вопросы

темы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

Юношеские годы

Н. В. Гоголя. Развитие литературного таланта.

Повесть «Ночь перед Рождеством». Славянские предания и легенды в повести.

Добро и зло в произведении. Образы повести. Поэтичность языка.

Повесть

Н. В. Гоголя и другие виды искусства.

Уметь рассказывать о юности писателя; знать, что повлияло на развитие литературного таланта

Н. В. Гоголя; уметь пересказывать эпизоды повести; понимать значение преданий и легенд в повести; уметь характеризовать героя; уметь составлять план прочитанного, вопросы по прочитанному; давать развернутый ответ на вопрос, высказывать собственное мнение; подбирать материал к характеристике образов повести, языка повести; уметь составлять обобщающую таблицу; уметь находить и систематизировать нужную информацию; уметь оформлять реферат, писать отзыв о прочитанном.

3

Познакомиться с дополнительной информацией (предоставляет учитель) о мифологических и фольклорных мотивах в художественном произведении; самостоятельно найти и изучить информацию о том, что такое сюжет произведения, художественная деталь, портрет литературного героя, речевая характеристика героя. Самостоятельно найти в сети Интернет информацию об иллюстрациях к данной повести, об операх по произведению

(П. Чайковского,

Н. Римского-Корсакова, Н. Лысенко), о фильме и мультипликации. Работа с таблицей «Поэтичность языка»; работа с алгоритмом «Как написать отзыв о прочитанном художественном произведении».

Диагностическое тестирование «Жизнь и творчество

Н. В. Гоголя».

Составление плана прочитанного.

Развёрнутый ответ на вопрос «Кто из героев повести меня поразил и почему?» (устно).

Отзыв о повести «Ночь перед Рождеством» (письменно).

Контрольное тестирование.

1.Подготовить реферат на тему «Юношеские годы Н. В. Гоголя. Раскрытие писательского таланта».

2.Подготовить на урок цитатную характеристику образов Оксаны и Вакулы.

3.Составить обобщающую таблицу «Борьба Добра и Зла в повести Н. В. Гоголя».

4.Подготовить презентацию о повести и её интерпретации в других видах искусства.



Отработка блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Тарас Бульба» (7 класс)


Основные вопросы

темы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

Н.В. Гоголь и Украина. Запорожская Сечь XVI в. (историческая справка).

Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа произведения.

Героический характер Тараса Бульбы.

Противопоставление жизненного выбора в судьбах сыновей Тараса (целостность натуры Остапа; конфликт чувства и долга в судьбе Андрея).

Проблематика произведения. Колоритное изображение природы в повести, роль пейзажей, языковое оформление повести.

Связь повести

Н. В. Гоголя с повестью

И. Я. Франка «Захар Беркут».

Произведения других видов искусства, созданных по мотивам повести «Тарас Бульба»,

Теория литературы: эпос, эпическое произведение, литературный герой.

Уметь рассказать о связи Н. В. Гоголя с Украиной, о Запорожской Сечи XVI века; знать содержание повести; уметь

раскрывать идейно-тематическую сущность и проблематику повести; уметь характеризовать образ Тараса и его сыновей, дать собственную оценку действиям героев; уметь составлять план сравнительной характеристики персонажей; уметь объяснять роль пейзажа в повести, характеризовать языковой колорит; уметь называть и приводить примеры средств раскрытия образов повести, уметь подбирать языковой материал к характеристике героя; уметь сравнивать изображение исторического прошлого и поэтизацию народного подвига в произведениях Н. Гоголя и И. Франко, отмечать общие и отличительные черты; уметь комментировать работы других видов искусства, которые созданы по мотивам повести и делиться собственными впечатлениями от их восприятия; уметь составлять проблемную характеристику героя, находить и прорабатывать необходимую информацию.

6

Работа с дополнительной литературой (привлечение учителя истории, консультация по составлению исторической справки); работа с асоциативным рядом, со схемой «Тарас – главный герой повести»; работа над составлением характеристик Остапа и Андрея; работа с эпизодами описания степи; работа над характеристикой языка повести (по алгоритму учителя); работа над созданием сравнительной таблицы по произведениям

Н. В. Гоголя и

И. Я. Франко; работа над презентацией «Повесть «Тарас Бульба» и её интерпретация в других видах искусства»; работа со словарём литературоведческих терминов; просмотр фильма «Тарас Бульба» (реж.В. Бортко, Россия, 2008).

Диагностическое тестирование.

Составление плана прочитанного.

Составление таблицы «Проблематика повести».

Письменная работа (сочинение

«Подвиг и предательство в произведении «Тарас Бульба».

Заполнение таблицы «Описание степи».

Работа с цитатами-характеристиками образов главных героев.

Консультации. Письменная работа (эссе «Почему повесть «Тарас Бульба» популярна в наши дни?»

Контрольное тестирование.

1.Опережающее задание - доклад «Историческая справка о Запорожской Сечи XVI века» (представить на уроке).

2.Коллаж «Тарас Бульба – воплощение храбрости и мужества».

3.Таблица «Сравнительная характеристика Остапа и Андрея» (презентовать на уроке)

4.Составление вопросов для дискуссии по проблематике повести.

5.Отчёт «Изображение исторического прошлого в произведении

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и И. Я. Франка «Захар Беркут» (презентовать на уроке)

6.Презентация «Повесть «Тарас Бульба» и её интерпретация в других видах искусства» (представить на уроке)


Пример отработки блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Повесть «Тарас Бульба» для 7 класса



Диагностическое тестирование

Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя

1. Гоголь Н.В. родился в …

А) 1852 году

Б) 1809 году

В) 1952 году

2. Дата смерти писателя

А) 1809 год

Б) 1852 год

В) 2009 год

3. Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села…

А) Тарханы

Б) Михайловское

В) Диканька

4. Николай Васильевич Гоголь родился …

А) в семье богатого дворянина

Б) в семье небогатого помещика

В) в царской семье

5. Кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя?

А) отец

Б) мать

В) нанятые воспитатели(гувернёры)

6. В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?

А) Полтавском училище

Б) Нежинской гимназии

В) церковноприходской школе

7. Какие произведения написал Гоголь Н.В.?

А) «Сорочинская ярмарка»

Б) «Вечер на кануне Ивана Купала»

В) «Майская ночь, или Утопленница»

Г) «Барышня-крестьянка»

8. В какой сборник повестей Н.В. Гоголя входит произведение «Тарас Бульба»?

А)«Петербургские повести»
Б)«Вечера на хуторе близ Диканьки»
В)«Миргород»

9. К какому эпическому жанру принадлежит произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

А) повесть
Б) роман
В) роман-эпопея
Г) рассказ

10. Где происходит действие в произведении?

А) в России
Б) в Польше
В) в Белоруссии
Г) на Украине.


Ключ к тестовым заданиям: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-А,Б, 7-А,Б,В, 8-В, 9-А, 10-Г.





Задания для самостоятельной и самообразовательной работы

Изучение жизненного пути Н. В. Гоголя (повторение и углубление ранее полученных знаний). Изучение исторических фактов

  1. Проработать жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя по учебнику.

  2. Проработать информацию Интернет-ресурса: http://moyaosvita.com.ua/literatura/gogol-i-ukraїna/

  3. Консультация с учителем истории Ткаченко Н. М. (тема консультации «Запорожская Сечь XVI века).

  4. Работа со схемой «Асоциативный круг» (дополнить собственными фразами)





товарищество честь – умереть за христианство





Запорожская Сечь





суровые законы степь да добрый конь



  1. Подготовить историческую справку о Запорожской Сечи XVI века.

  2. Работа со словарём литературоведческих терминов (эпос, эпическое произведение, литературный герой, повесть).



Работа над повестью «Тарас Бульба»



  1. Доказать, что произведение «Тарас Бульба» - повесть, ответив на предложенные вопросы:



Произведение имеет хроникальный сюжет? Сюжет сосредоточен вокруг главного героя? Личность главного героя раскрывается в пределах немногих событий? Есть ли в произведении побочные сюжетные линии? В произведении изображён узкий промежуток времени и пространства? Какое количество персонажей в произведении? Название текста связано с главным героем?



Составить краткий план к произведению.

  1. Проработать схему «Тарас – главный герой повести»

ТАРАС



Отец


- гордый за сыновей

- судья

- палач

- грозный

Глава семьи


- категоричный

-пренебрежитель

ный по отношению к жене

- главный





Казак


- трезвый ум

- железная воля

- мужество

- сила

- находчивость

- сообразительность

- героизм

















  1. Заполнить таблицу «Проблематика повести «Тарас Бульба».



Формулировка проблемы

Участники проблемной ситуации

Решение проблемы в произведении

Авторский взгляд на проблему





















  1. Выполнить задание: прочитать текст-«коллаж», который составлен из деталей, относящихся к разным персонажам повести «Тарас Бульба».

Четыре раза закапывал он свой букварь в землю… он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Он учился охотнее и без напряжения… был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия. Он считался всегда одним из лучших товарищей… и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он также кипел жаждою подвига, на вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатилетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела. Он весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве. Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, - так он, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае.

Задания

  • Определить, о каких героях повести идёт речь.

  • Выделить цитаты, которые относятся к разным героям, сгруппировать их так, чтобы получился связной рассказ о каждом из персонажей.

  • Дать оценку, насколько принципиальны различия между героями. Какие из данных цитат лучше всего характеризируют каждого из персонажей. Аргументировать ответ.

  1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Остапа и Андрея»



Вопросы

Остап

Андрей

Внешность



Отношение к учёбе



Черты характера



Поведенческие характеристики



Отношение к войне, поведение в бою



Отношение к матери, отцу



Смысл жизни



Вывод



  1. Решить поисковую познавательную задачу: во второй главе повести найти описание степи, разделить его на две части (степь днём и степь ночью). Заполнить 2 таблицы по каждому описанию (работа с текстом, лингвопоэтический анализ).















  1. Метафоры


  1. Эпитеты


  1. Сравнения


  1. Олицетворения


  1. Восклицания


  1. Поэтический синтаксис


  1. Цвета и оттенки степи


  1. Запахи степи


  1. «Музыка», звуки степи


Сравнить образы степи днём и ночью, определить, какое из описаний живописнее, красочнее, аргументировать собственное мнение, дать ответы на вопросы:

- Доказать на материале таблиц, что пейзаж Н. В. Гоголя отличается поэтичностью. Можно ли назвать эти описания поэзией в прозе? Почему?

- Помогает ли описание степи передать внутренний психологический мир героев повести?

- Объяснить символику пейзажа, описанного автором. - Объяснить параллели: широта степи - широта казачьей души; природа степи - природа казачества; многоцветье степи - многоцветье образов; зарево далеких пожаров в ночном небе - трагическая развязка повести. - Чем для Н. В. Гоголя является степь, символом чего она выступает?

7. Работа с алгоритмом «Особенности языка повести «Тарас Бульба».

1) Словарная работа по тексту: Запорожье, бурса, свитка, бейбас, ляхи, околица, очкур, казакин, пищаль, шляхетство, секира. 2) Найти в тексте и привести примеры архаизмов, просторечных слов, определить их роль. 3) Найти в тексте и привести примеры художественных средств языка (эпитеты, гиперболы, сравнения, метафоры, повторы), определить их значение в произведении. 4) Сделать вывод о языковом оформлении повести.

8. Заполнить таблицу «Изображение исторического прошлого в произведениях Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и И. Я. Франка «Захар Беркут».

«Тарас Бульба»

«Захар Беркут»

Общие черты



Отличительные черты




9.Написать сочинение на тему «Подвиг и предательство в произведении «Тарас Бульба».

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Вступление. Проблемы, над которыми размышляет автор. Комментарий. Выявление позиции автора. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

10.Создать презентацию «Повесть «Тарас Бульба» и её интерпретация в других видах искусства».

11.Написать эссе на тему «Почему повесть «Тарас Бульба» популярна в наши дни?»

Памятка для написания эссе

Эссе - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Прежде чем приступить к написанию эссе:

изучите заданный на дом теоретический материал; уясните особенности заявленной темы эссе; продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы; выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему; определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции; составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.  Структура эссе: 1.Начало (актуализация заявленной темы) 2.Тезис. 3.Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. 4.Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

Контрольное тестирование

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тесты закрытой формы

1. Укажите основную тему произведения.

1) история семьи Тараса Бульбы
2) любовь Андрея к полячке
3) героическая борьба народа с польской шляхтой
4) быт и нравы Запорожской Сечи

2. Кому принадлежат следующие слова: «Терпи козак, - атаманом будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах!»?

1) Андрею
2) Остапу
3) Тарасу Бульбе
4) куренному атаману

3. О ком идёт речь?

«Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

1) об Андрее
2) об Остапе
3) о Бовдюге
4) о Кукубенко


4. Что не захотел оставить Тарас Бульба на вражеской земле и потому попал в плен?

1) саблю
2) коня
3) медальон
4) курительную трубку

5. Укажите причину предательства Андрея.

1) нежелание воевать с поляками
2) ссора с отцом
3) любовь к красивой полячке
4) желание славы

6. В чём состоял смысл жизни Тараса Бульбы?

1) в воспитании сыновей
2) в счастливой семейной жизни
3) в служении Родине и защите её от врагов
4) в поддержании традиций Запорожской Сечи

7. Кому принадлежат слова: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

1) Тарасу Бульбе
2) Остапу
3) автору
4) Бовдюгу

8. Какая проблема не поднята в произведении «Тарас Бульба»?

1) проблема товарищества и дружбы
2) проблема предательства
3) проблема любви
4) проблема личности и власти.


Тесты открытой формы


9.О ком идёт речь? 
«Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам...Он был очень хорош собою».

10.О ком идёт речь? 
«Он никогда, ни при каких случаях, не выдавал своих товарищей, никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

11.Напишите пропущенное слово (с маленькой буквы в и. п. ): «Она с жаром, со страстью, со слезами, как степная..., вилась над детьми своими».

12.Какой художественный приём использовал Н.В. Гоголь для создания образов братьев?

13.С кем сравнивает Н.В. Гоголь Андрея в бою на стороне поляков?

14.С кем сравнивает Н.В. Гоголь Остапа в бою?

15.Какова судьба Тараса Бульбы?

16.Цепное задание:

Прощаясь с женою, Бульба говорит, что сыновья должны защищать прежде всего

1) самих себя от врагов 2) мать и отца 3) Родину и веру.

Аргументируйте предыдущий ответ цитатой:

1) «Дай же боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурманов били…» 2) «Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!» 3) «Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академии, и все те книжки, буквари и философия – всё это ка зна що, я плевать на всё это… А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье»

Ключ к тестовым заданиям: 1-3, 2-3, 3-2, 4-4, 5-3, 6-3, 7-3, 8-4, 9-Андрей, 10-Остап, 11-чайка, 12-антитеза, 13-с борзым псом, 14-с ястребом, 15-смерть от врагов, 16-3,2.


В конце отработки блока ученице предлагается заполнить таблицу самоанализа собственной деятельности, на основании этого сделать вывод о результатах своей работы.













Таблица самоанализа собственной деятельности


Тема

Главные рассматриваемые вопросы

Что известно по теме

Что хочу узнать

Какие новые знания я получила

Нерешённые вопросы

Трудности в решении заданий

К чему стремиться?

Результат деятельности












Отработка блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель» (8 класс)


Основные вопросы

темы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

Н. В. Гоголь – сатирик.

Н. В. Гоголь и театр.

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии, отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Сценическая жизнь комедии.

Разоблачение пороков чиновничества. Образы комедии.

Образ Хлестакова и «миражная интрига»

(Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Образ Петербурга.

Символичность имени и фамилии главного героя повести.

Теория литературы. Драма как род литературы. Комедия. Сатира и юмор. Диалог и монолог. Антигерой.


Знать о роли театра и сцены в жизни

Н.В. Гоголя; знать содержание и умеет пересказать сюжет комедии; владеть различными видами пересказа; формулировать тему, идею и проблематику произведения; характеризовать особенности композиции комедии; уметь охарактеризовать Хлестакова и других персонажей; анализировать сцены, содержащие речевую характеристику действующих лиц; определять роль изобразительно-выразительных средств в комедии; называть характерные черты комедии в "Ревизоре"; приводить примеры сатиры в комедии, выделять общие черты сатиры у Н. В. Гоголя и других драматургов; высказывать личное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою позицию примерами и цитатами из текста; приводить и комментировать приемы комического и трагического в пьесе, раскрывать смысл финала; понимать, что такое «миражная интрига» и «хлестаковщина»; знать историю создания повести «Шинель»; знать содержание повести; освещать тему «маленького человека» в литературе и у

Н. В. Гоголя; уметь характеризовать образ Петербурга; понимать и уметь объяснить символичность имени и фамилии главного героя повести.


7

Обработать дополнительную литературу

(М. С. Воробьёва. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие); работать со словарём литературоведческих терминов, с Интернет-ресурсами; поисковая работа; составление тезисов; подготовка реферата, презентации; работа с таблицей «Средства создания образа Хлестакова».

Тестирование.

Ответы на проблемные вопросы.

Консультации.

Письменные работы (сочинение «Своеобразие драматургического конфликта в комедии «Ревизор», сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель»).


Реферат «Н. В. Гоголь и театр. Сценическая жизнь комедии «Ревизор». Критика о комедии».

Презентация «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

Сообщение «Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

Коллаж «Образы

«героев» комедии «Ревизор».

Доклад «Комические элементы в «Ревизоре». Юмор и сатира в произведении».

Тезисный план «Образ города в комедии «Ревизор».

Доклад «История создания повести «Шинель».

Презентация «Образ «маленького человека» в литературе и творчестве

Н. В. Гоголя».

Доклад «Символичность имени и фамилии Акакия Акакиевича Башмачкина».


Отработка блока «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Поэма «Мёртвые души» (9 класс)


Основные вопросы

темы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

Жизнь и творчество

Н. В. Гоголя (Обзор).

Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Поэма в оценке современников

Н. В. Гоголя.

Жанровое своеобразие произведения. Композиция поэмы. Причины незавершенности произведения.

Образы поэмы. «Мертвые» и «живые» души. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

Авторские размышления, лирические отступления и вставные истории – ключ к пониманию поэмы. Образ автора в произведении.

Образ города в поэме. Образ дороги и её роль в жизни

Н. В. Гоголя и персонажей повести. Образ России в произведении.

Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом- путешествием.

Теория литературы. Герой и антигерой. Литературный тип. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм. Типы комического изображения. Поэма. Лиро-эпические жанры. Плутовской роман. Роман-путешествие.




Рассказывать об основных этапах жизни и творчества Гоголя; знать содержание произведения, его тему, основные сюжетные линии, особенности композиции;

рассказывать о жанровом своеобразии, истории создания, смысле названия; выделять типическое и индивидуальное в характерах персонажей; раскрывать образ Чичикова; характеризовать образы поэмы; определять роль авторских, лирических отступлений в эпическом тексте; знать позицию автора, формировать собственное мнение; понимать и уметь рассказать об образе города и его роли для Н. В. Гоголя; характеризовать образ дороги и определять её роль в жизни автора; уметь рассказать об образе России в поэме; видеть соотношение поэмы «Мёртвые души» с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, с романом-путешествием; знать и уметь рассказать о причинах незавершенности поэмы; знать оценку современников автора о поэме, уметь дать собственную оценку литературному произведению; уметь составить и оформить эссе, отзыв.



6

Обработать дополнительную литературу

(М. С. Воробьёва. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие); работать со словарём литературоведческих терминов, с Интернет-ресурсами; поисковая работа; составление тезисов; подготовка реферата, презентации; работа с таблицей «Образы поэмы «Мёртвые души», со схемой «Композиция поэмы «Мёртвые души».

Тестирование.

Консультации.

Написание конспектов и тезисов из дополнительной литературы.

Написание эссе «Что такое «чичиковщина»?

Написание отзыва о поэме «Мёртвые души».

Презентация «Загадка

Н. В. Гоголя».

Доклад «История написания поэмы «Мёртвые души». Смысл её названия».

Сообщение «Поэма «Мёртвые души» в оценке критиков и современников

Н. В. Гоголя».

Сообщение «Поговорим о жанре произведения «Мёртвые души».

Реферат «Женские образы поэмы «Мёртвые души».

Таблица «Проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Доклад «Роль авторских и лирических отступлений, вставных историй в поэме

Н. В. Гоголя».

Перечень проблемных вопросов для проведения дискуссии.

Пазл или коллаж «Город и дорога в жизни и творчестве

Н. В. Гоголя».













Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 6

Амвросиевского района ДНР


Индивидуальная образовательная программа

по русской литературе «От слова к смыслу. Практический анализ литературного произведения»

ученицы 9-Б класса

Коваль Александры

Кивалина К. В.

учитель украинского языка и литературы,

русского языка и литературы


Пояснительная записка


Общество ХХI века требует от современной школы формировать развитую личность, обладающую высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.

Данная индивидуальная образовательная программа составлена для ученицы 9-Б класса Коваль Александры (также программа может быть использована для учащихся 9-11 классов). Поскольку девятиклассница регулярно принимает участие в различных конкурсах и олимпиадах (по русскому языку и литературе, украинскому языку и литературе), такая программа поможет ей овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащейся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

В ходе литературоведческого исследования ученица должна научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.

В процессе реализации данной программы учащаяся овладеет умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Цели программы:

  1. формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;

  2. развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;

  3. подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах по литературе (цель – высокий результат), проекция на будущее – подготовка к сдаче экзамена по русскому языку и литературе.

Задачи программы:

  • формирование научного мировоззрения ,самостоятельного, критического, творческого мышления на основе усвоения необходимой системы знаний по истории и теории литературы в процессе анализа художественного произведения через самостоятельную его оценку, высказывания собственного отношения к прочитанному; углубление языковой компетенции, знаний по теории литературы ;

  • формирование читательских навыков;

  • воспитание средствами художественного слова современного читателя.

В результате изучения курса ученица будет

  • знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

  • уметь выделять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

  • уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

  • владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования

  • одним из результатов станет создание собственного словаря литературоведческих терминов и понятий, их примеров.

Программа опирается на требования государственного стандарта к языковому и литературному обучению, содержание действующих программ по русскому языку и литературе. Количество часов в программе – 35.


План индивидуальной образовательной программы

«От слова к смыслу. Практический анализ литературного произведения»

Основные вопросы

программы

Требования к знаниям,

умениям, навыкам

Количество

часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

контроля

Результативность

работы над темой

1. Назначение искусства.

Художественное произведение как искусство слова. Поэтика как дисциплина. Литературоведение как наука.

Знать, чем отличается искусство слова от других видов искусства; знать, что такое художественное произведение, понимать, в чём его целостность; знать, что такое поэтика, называть её виды; знать, что такое литературоведение как наука, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, литературная критика.

1

Самостоятельная работа с разными источниками информации (учебник, Интернет-ресурсы), систематизация знаний о литературоведении как науке с помощью таблицы. Словарная работа (искусство, художественное произведение, литературоведение, поэтика, форма и содержание художественного произведения)


Диагностическое тестирование

Презентация обобщающей таблицы «Литературоведение - комплекс отраслей науки о литературе»




















2-3. Роды и жанры литературы. Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора.

Знать основные признаки эпоса, лирики, драмы, понимать, что такое смежные литературные роды; уметь отличать формы художественной речи (проза, поэзия, ритмическая проза, лирическая проза). Знать основные жанры литературы.

Знать, что такое художественный стиль, стиль автора; понимать, что такое стилевые признаки.


2

Работа с дополнительной литературой. Исследовательская деятельность (исследовать тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе – к изображению предметного мира, в драме – к процессу речевого общения, в лирике – к выражению состояния души; тексты ученица выбирает самостоятельно). Словарная работа (эпос, лирика, драма, жанры, стиль автора).

Консультация по исследовательской деятельности

Создание презентации «Литературные роды и литературные жанры»

4-5.Анализ художественного текста по концентрической схеме, по линейной схеме.

Уметь проанализировать текст (уметь определить тему, идею, жанр, сюжет, художественные средства, образ героя, образ автора и др. в зависимости от произведения).

2

Работа с алгоритмами анализа произведений. Словарная работа (тема, идея, сюжет, композиция, литературный герой)

Письменная работа (анализ любимого стихотворения из творчества

М. Ю. Лермонтова по линейной схеме)

Схема-алгоритм «Концентрический анализ произведения», «Линейный анализ произведения»

6-7.Единство художественной формы и художественного содержания литературного произведения. Структурная организация художественного текста. Композиция. Фабула и сюжет.

Знать, что такое структурная организация художественного текста, элементы художественного целого: сюжет, композиция, литературный портрет героя, пейзаж, деталь, подробность, художественная речь; знать отличия фабулы от сюжета, типы композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная.

2

Работа с Интернет-ресурсами, обработка критических статей. Словарная работа (композиция, фабула, сюжет)

Сравнительная таблица «Сюжет-фабула»

Подготовить доклад на урок литературы по теме «Особенности композиции комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

8. Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

Понимать, что такое система способов передачи авторской оценки, уметь определять позицию автора в произведении.


1

Исследовательская работа по произведению А. С. Пушкина «Цыганы» для определения позиции автора в тексте (выбор имени героя, описание его облика, жилища, детали, пейзаж и др.) Словарная работа (авторская позиция)

Консультация по исследовательской деятельности

Сообщение на уроке по творчеству

А. С. Пушкина на тему «Образ Алеко и позиция автора по отношению к герою в поэме «Цыганы»

9.Сюжет. Внесюжетные элементы литературного произведения. Лирические, философские отступления. Паратекстовые элементы.

Знать, что такое сюжет, называть его функции, стадии; понимать взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов.


1

Работа с дополнительной литературой, Интернет-источниками. Работа с информационной таблицей «Паратекстовые элементы произведения».

Промежуточный тест знаний

Доклад на урок по произведению

А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на тему «Лирические отступления романа в стихах «Евгений Онегин» и их роль в построении сюжета»

10-11. Хронотоп. Образ пространства и времени в художественном произведении.

Знать понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени, называть примеры создания пространственно-временных образов в художественных произведениях; уметь объяснять, что такое художественное время и художественное пространство, знать способы их создания, знать модели хронотопов.

2

Работа с дополнительной литературой, с критическими статьями. Словарная работа (хронотоп,

художественное пространство,

художественное время)


Тест по материалу критической статьи

Создание информационной карты «Пространство и время в художественном произведении»

12. Конфликт и его роль в литературном произведении.

Знать определение конфликта, знать виды конфликта и уметь определять вид конфликта в произведении; понимать, что такое коллизия.


1

Исследовательская работа, работа с Интернет-источниками. Словарная работа (конфликт, коллизия)

Письменная работа (обобщённая таблица «Конфликт и его виды»)

Доклад об особенностях конфликтов в произведениях разных эпох (от античности до постмодернизма). Сообщение на уроке по произведению

А. Н. Островского «Бедность не порок» на тему «Драматический конфликт пьесы»

13. Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности.

Характеризировать образ как фундаментальную категорию для теории искусства и для поэтики, как форму художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности.

1

Работа с критическими статьями, Интернет-ресурсами. Словарная работа (художественный образ)

Письменная работа «Художественный образ как фундаментальная категория искусства»

Создание презентации «Художественный образ в литературе»

14-15. Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Речевая характеристика героя. Функция портрета в художественном произведении.

Понимать, что человек - главный объект всякого искусства; знать, кто такой литературный герой, определять его характер, тип, способы создания характера героя. Знать, что такое портрет литературного героя, его типы. Уметь дать оценку лексике, которую использует автор для создания образа героя.

2

Работа с дополнительными источниками информации, с Интернет-ресурсами. Исследовательская работа (портрет как средство характеристики персонажа). Анализ, характеристика. Словарная работа (литературный герой, образная система произведения, тип, характер, литературный портрет)

Письменная работа «Литературный портрет - способ установления связи между внешним и внутренним обликом героя художественного произведения»

Отчёт о проделанной работе на уроке творчества

Ф. М. Достоевского. Отчёт в форме доклада на тему «Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

16. Пейзаж и его функции в произведении.

Знать, что такое пейзаж как один из компонентов художественного произведения, называть функции

пейзажа.

1

Работа с критическими статьями, самостоятельный поиск информации про развитие функции пейзажного текста от античности до современности. Словарная работа (пейзаж)

Письменная работа на тему «Роль пейзажа в моём любимом произведении»

Создание обобщённой таблицы «Функции пейзажа в произведении»

17-18. Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

Знать, что такое художественная деталь, уметь найти и истолковать её в тексте; знать, что такое символ, уметь определять символы и их значения в текстах. Воспринимать название произведения как его составную часть; знать и определять типы названий.

2

Работа с дополнительной литературой. Асоциативный ряд. Таблица. Тезисный план. Словарная работа (художественная деталь, символ)

Составление таблицы «Типы названий художественного произведения»

Выступление «О художественной детали и её роли в произведении» (тезисный план)

19. Эпизод как единство признаков времени и пространства.

Знать, что такое эпизод художественного произведения; уметь анализировать эпизод.

1

Самостоятельный поиск и обработка материала об эпизоде и методах его анализа. Словарная работа (эпизод художественного произведения)

Анализ эпизода из романа «Юность»

Л. Н. Толстого

Составление алгоритма анализа эпизода эпического произведения

20-23.Тропы и их роль в создании художественных образов. Стилистические фигуры в художественной речи.

Знать особенности художественной речи; знать тропы и стилистические фигуры, уметь выделять их в произведении; понимать и определять роль тропов и стилистических фигур в литературном произведении.


4

Работа с Интернет-источниками. Словарная работа (сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, ирония, гротеск, метонимия, синекдоха, перифраза, параллелизм антитеза, контраст, оксюморон, гипербола и литота, аллегория, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания.


Тест на соответствия

Создание презентации «Стилистические фигуры в художественной речи»

24-25. Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте.

Исследовать экспрессивные возможности грамматики, определять роль таких элементов.

2

Исследовательская работа, поиск информации в дополнительной литературе. Словарная работа (авторские неологизмы)

Консультация по созданию таблицы

Составление таблицы «Экспрессивные возможности суффиксов и приставок»

26-27. Лингвопоэтический анализ текста. (Практическое занятие)

Знать, что представляет собой лингвопоэтический анализ текста; знать алгоритм его выполнения; уметь проанализировать текст, используя лингвопоэтический анализ.

2

Поиск информации про лингвопоэтический анализ текста

Лингвопоэтический анализ одной из поэзий

М. Ю. Лермонтова (на выбор ученицы)

Составление алгоритма лингвопоэтического анализа произведения

28-29.Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме. (Практическое занятие)

Уметь анализировать произведения, используя концентрическую схему.

2

Работа с алгоритмом, с критическими статьями

Письменная работа (анализ рассказа

А. П. Чехова «Смерть чиновника» по концентрической схеме)

Составление опорной схемы «Анализ эпического произведения»

30.Анализ лирического произведения по линейной схеме. (Практическое занятие)

Уметь анализировать произведения, используя линейную схему.

1

Работа с алгоритмом, с критическими статьями

Письменная работа (анализ поэзии

А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» по линейной схеме)

Составление опорной схемы «Анализ лирического произведения»

31-32.Анализ эпизода эпического художественного текста. (Практическое занятие)

Уметь анализировать эпизод эпического произведения.

2

Работа с алгоритмом, с критическими статьями

Письменная работа (анализ эпизода повести

М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Составление опорной схемы «Анализ эпизода эпического произведения»

33-34.Анализ эпизода драматического произведения. (Практическое занятие)

Уметь анализировать эпизод драматического произведения.

2

Работа с алгоритмом, с критическими статьями

Письменная работа (анализ эпизода комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Составление опорной схемы «Анализ эпизода драматического произведения»

35.Итоговое занятие. Самоанализ деятельности.

Уметь проанализировать собственную деятельность во время работы по программе.

1

Анализ собственной деятельности (оформление таблицы)

Контрольное тестирование

Отчёт о проделанной работе (форма отчёта – произвольная)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кивалина Ксения Владимировна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299699


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства