kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматический анализ стихотворения К. Симонова "Предчувствие любви страшнее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматический анализ помогает ещё лучше понять стихотворение и сделать учащимся верные выводы.

Просмотр содержимого документа
«Грамматический анализ стихотворения К. Симонова "Предчувствие любви страшнее"»

Грамматический анализ стихотворения

Предчувствие любви страшнее

Самой любви. Любовь - как бой,

Глаз на глаз ты сошелся с нею.

Ждать нечего, она с тобой.


Предчувствие любви - как шторм,

Уже чуть-чуть влажнеют руки,

Но тишина еще, и звуки

Рояля слышны из-за штор.


А на барометре к чертям

Все вниз летит, летит давленье,

И в страхе светопреставленья

Уж поздно жаться к берегам.


Нет, хуже. Это как окоп,

Ты, сидя, ждешь свистка в атаку,

А там, за полверсты, там знака

Тот тоже ждет, чтоб пулю в лоб...



Данное стихотворение носит название первой строки стихотворения. Значимость этой первой строки как смыслообразующей ведущей текстовой единицы возрастает во второй строфе, используется только половина строки со сравнительным образом любви (любовь – бой и любовь – шторм). Такой повтор необходим для придания абстрактной категории «предчувствие» эффекта усиления. Далее данная категория не упоминается далее непосредственно, в четвёртой строфе (предчувствие – это).

В стихотворении чётко выделяются два временных пласта: прошлое и настоящее. Каждому временному пласту в стихотворении соответствует грамматическое время: глаголы употреблены соответственно в прошлом (сошёлся) и настоящем (влажнеют, летит, ждёшь) временах, а также в форме инфинитива (ждать, жаться). Следовательно, художественное время, созданное поэтом, можно назвать линейным, оно совмещает в себе прошлое время, которое переходит в настоящее, создавая логичное переплетение реального и вымышленного изображения событий. Мир художественного произведения создан воображением (ввиду присутствия мотива войны, атаки и т.д.) солдата, а сознание которого периодически возвращается в прошлое (шторм – рояль), лирический герой не уверен в своём будущем, видит его туманно, используя образы окопа и пули, он конструирует событие, которое вероятно может с ним произойти, если он влюбится или если выйдет из окопа (пулю в лоб). Воображаемый мир героя создан с помощью представлений, воспоминаний и моделирований вероятного будущего (представление: любовь – как бой; воспоминание: звуки рояля слышны; моделирование будущего: пулю в лоб).

В стихотворении преобладают глаголы несовершенного вида, ещё раз подчёркивая вероятность событий (влажнеют, летит, жаться, ждёшь), которые могут произойти при условии уже произошедшего события, выраженного глаголом совершенного вида (сошёлся). Глаголы несовершенного вида передают реальное, длящееся во времени и пространстве продолжительное действие, не ограниченное внутренним пределом.

Тема предчувствуя любви развивается в первой строфе, усиливается при помощи повтора во второй строфе слова «предчувствие» и в третьей строфе слова «летит», которые необходимы для совершения своеобразного нагнетания обстановки, и безличного предложения (уж поздно жаться к берегам), сменяющегося двухсоставными сложносочинёнными (Рояля слышны из-за штор. // А на барометре к чертям; Все вниз летит, летит давленье, // И в страхе светопреставленья; Ты, сидя, ждешь свистка в атаку, // А там, за полверсты, там знака) и двухсоставным сложноподчинённым предложение (Тот тоже ждёт, чтоб пулю в лоб). Создаётся эффект переноса действия с одного лица на другое, образ, в котором воплощена любовь, сменяется с каждой новой строфой (шторм – барометр – тот).


Симметричное единоначатие в двух строфах соответствует ассиметричному началу в последних двух строфах, в которых необходимость о напоминании «предчувствия» уже отсутствует, тема развивается дальше, раскрываясь в новых гранях.

Тема вероятных последствий от встречи с предчувствием любви, тема войны и любви на этой войне подчёркиваются автором и на пунктуационном уровне. Акцентирование внимания на сравнении образа любви со штормом и боем осуществляется при помощи тире перед союзом «как», когда в другом случае здесь вероятнее всего следовало бы поставить запятую (Любовь - как бой, Предчувствие любви - как шторм). Такое акцентирование необходимо при сильном внутреннем эмоциональном напряжении героя, желающем выделить именно эти сравнения как самые важные в его сознании и восприятии. Обособленное деепричастие и обстоятельство места в четвёртой строфе также носят важных характер необходимости показа и акцентирования внимания на те действия, которые для него важны и которые больше всего вызывают у него эмоциональное напряжение (сидя, за полверсты). Многоточие в четвёртой строфе создаёт эффект неожиданно оборванной мысли, и, возможно, жизни (Тот тоже ждет, чтоб пулю в лоб...). Автор с помощью пунктуационных знаков подчёркивает особенную важность событий и образов, которые связаны с ним, акцентирует на них своё внимание.


Синтаксис предложения создаёт впечатление непрерывного перечисления последствий любви и её предчувствия, при помощи запятых создаётся непрерывный поток мыслей человека, который каждый раз хочет сказать всё больше, пока в конце кто-то не смог бы оборвать его размышления. Синтаксис конструирует сознание человека, который пытается раскрыть всю опасность чувства, которому он может быть подвластен и к которому нужно относиться осторожно, чтобы невзначай не получить «пулю в лоб».

Поэтический ряд характеризуется наличием контекстуальных синонимов. Авторский синонимический ряд включает в себя ряд различных частей речи, объединённых общей тематикой знакомства с любовью и её предчувствием в переплетении с военными действиями (глаз на глаз - с тобой; к чертям - вниз).

Отсутствие суффиксов объясняется изображением главного героя как человека, не видящего в любви моментов смягчения или показа её с положительной стороны с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (как и других образов).

Отсутствие диалогов создаёт непрерывный эффект непрерывной концентрации только на происходящих событиях, которые в любой момент могут привести к серьёзным последствиям, угрожающим жизни лирического героя. Отсутствие диалогических знаков наводит на мысль о вечном монологе, который в любой момент по неосторожности может прерваться и остаться незавершённым.

На протяжении всего произведения прослеживается неравное количество образов трёх родов: мужского, женского и среднего. Все эти образы – различная обстановка, в которой оказывается герой, борясь за свою жизнь. В строфах по 4 образа разных родов: мужского (бой, шторм, звуки, рояль, барометр, берег, окоп, свист, знак, тот), женского (любовь, тишина, руки, шторы, атака, пуля) и среднего (предчувствие, давленье, светопреставленье). Преобладание мужского рода объясняется необходимости концентрирования внимания на образе лирического героя, который является мужчиной и контактирует на войне в большинстве своём именно с «мужским», опасаясь непонятного и неизвестного «среднего» и «женского».

В стихотворении преобладают следующие части речи в порядке убывания: имя существительное, наречие, союз, предлог, местоимение, глагол, имя прилагательное, деепричастие. Большое количество имён существительных объясняется акцентированием внимания героя на определённые явления его жизни, которых он не хочет допустить, перечисляя. Значительное количество наречий служат дополнительными источниками характеристики образов, присутствующих в стихотворении, предлоги и союзы служат для создания нарастающего эффекта эмоционального ожидания и напряжения, ярко выражающегося в первой и второй строфах, местоимения не призваны называть кого-то конкретно, это собирательные образы, которые носят для героя неопределённый характер, неизвестность заставляет его настораживаться, события, описываемые в стихотворении, могут относиться к любому человеку той эпохи и того же мировосприятия, события могли бы произойти с каждым. Малое количество имён прилагательных, деепричастий объясняется нежеланием героя создавать дополнительные оттенки, приукрашающие действительность или, наоборот, показывающие всё в самых негативных тонах. Прилагательное является сравнительным, служит только для более глубокого раскрытия образа и показа эффекта усиления образной системы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Грамматический анализ стихотворения К. Симонова "Предчувствие любви страшнее"

Автор: Дворяков Александр Фёдорович

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535973

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства