kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ЕГЭ по литературе-2017. Магни'тинки. Сопоставление стихотворений руссских поэтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический прием «Магни'тинки», автором которого является учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Суязова И.А, позволяет ученикам творчески подходить к подготовке к ЕГЭ. Составляя магни'тинки, ученики подбирают цитатный материал, который поможет глубоко и верно ответить на вопрос заданий 9 и 16, повторяют теорию литературы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по литературе-2017. Магни'тинки. Сопоставление стихотворений руссских поэтов.»

,

учитель МКОУ «Каменская СРШ №1 с УИОП»

Каменского района Воронежской области

п.г.т. Каменка 2017

Аннотация

Дидактический прием «Магни'тинки», автором которого является учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Суязова И.А, позволяет ученикам творчески подходить к подготовке к ЕГЭ. Составляя магни'тинки, ученики подбирают цитатный материал, который поможет глубоко и верно ответить на вопрос заданий 9 и 16, повторяют теорию литературы.

Принцип составления магни'тинки: чертится таблица с девятью клеточками, в центре пишется тема и само задание. Оно притягивает, как магнит, фрагменты стихотворений, которые позволяют раскрывать тему сочинения. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову стихотворения, не останавливаясь на них подробно. После того как названо больше десяти авторов и их произведений, названия записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Проанализировав произведения, соотнеся их с темой задания, выбрав те, в которых раскрывается тема и которые важны для сопоставления, убрав лишние с обоснованием причины удаления, ученики находят фрагменты этих произведений (В Интернете, в библиотеке, в учебнике-хрестоматии) и заполняют магни'тинку. Получаются целые «магнитные» семантические поля. В некотором смысле такие «магнитные поля» могут служить планом сочинения.

Если тема сложная, то можно дать ученикам материал по теории литературы. Так, магни'тинка «Психологизм в лирике русских поэтов» сопровождён дополнительным материалом.

Некоторые магни'тинки дополнены образцами сочинений учеников и учителя.

Магни'тинки можно использовать

  • в качестве домашнего задания (составить),

  • во время проверки домашнего задания на уроке,

  • в качестве дополнительного дидактического материал для выполнения задания 9 или 16.

Ученики учат все фрагменты четверостиший по данной теме, особенно, если тема непростая, как говорится, не на слуху, например, «Цветопись в лирике поэтов XIX века».

Предложенные Вашему вниманию магни'тинки собирались учениками 11 и 10 класса, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе. Это Борко Анастасия, Остапенко Виктория, Осадченко Анастасия, Шпилев Максим и Хонина Виктория. Их глубокое убеждение – выполнять задания 9 и 16 стало легче и интереснее.

Надеюсь, что данный материал поможет Вам в подготовке учеников к ЕГЭ по литературе.













Магни'тинка «ЦВЕТОПИСЬ» (XVIII - XIX в.в.)

В.А.Жуковский(XIX век)

Море (фрагмент)

(элегия)

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Г.Р.Державин (XVIII век)

Водопад (фрагмент)

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

…………………………………..

И без примеса чуждых вод
Поя златые в нивах бреги.
Великолепный свой ты ход
Вливаешь в светлый сонм Онеги;
Какое зрелище очам!
Ты тут подобна небесам.

А.А.Фет (XIX век)

Шепот, робкое дыханье… (фрагмент)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных точках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

А.С.Пушкин (XIX век)

Осень (фрагмент)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

19 октября 1825 (фрагмент)

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.

Кто из известных поэтов XVIII-XIX века использует в создании природных образов цвет и в чём сходство их колористической концепции с версией Г.Р.Державина (стихотворение «Водопад»)

А.К.Толстой (XIX век)

Меня, во мраке и в пыли…(фрагмент)

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.


М.Ю.Лермонтов (XIX век)

Песня про купца Калашникова(фрагмент)

"Над Москвой великой, златоглавою, 
Над стеной кремлевской белокаменной 
Из-за дальних лесов, из-за синих гор, 
По тесовым кровелькам играючи, 
Тучки серые разгоняючи, 
Заря алая подымается.

Ф.И.Тютчев (XIX век)

Неохотно и несмело…(фрагмент)

Неохотно и несмеело

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Н.А.Некрасов (XIX век)

Весна (фрагмент)

Прекрасно небо голубое,
Везде прохлада и покой,
И щедро солнце золотое
Питает землю теплотой





Образец сочинения задания 16, написанный учителем

(1) Традиция использования цвета в создании природных образов берёт начало с давних времён. (2) Так, для Г.Р.Державина, поэта XVIII века, очень важна колористическая сторона стихотворения. (3) Его любимые цвета, как указывает исследователь Рузанова, золотой, серебряный и пурпуровый, которые связаны с символикой власти, поэтому и природа у Г.Р.Державина величественна, царственна. (4) Описывая красоту водопада, поэт использует словосочетания, создающие образ водопада: «алмазна гора», «жемчугу бездна и сребра», «златые бреги». (5) В XIX веке традиции колористики следует и В.А.Жуковский, например, в элегии «Море». (4) В описании моря отражена цветовая символика: много голубого («лазурное море», «светлое небо», «светозарной лазурью»), золотого («облака золотые»), а «вечерний свет» и «утренний свет» ассоциируются с красным цветом зари, наполняя картину моря оттенками красного. (5) Как говорил В.Г.Белинский, «без Жуковского мы не имели бы Пушкина», поэтому в лирике Александра Сергеевича мы также встречаем колористическую концепцию. (6) Вспомним всего два его стихотворения: «Осень» и «19 октября 1825». (7) И в том, и в другом стихотворении даётся описание любимого времени года поэта – осени: «в багрец и золото одетые леса», «багряный убор», «сребрит мороз». (8)И вновь золотой, красный и серебряный цвета – цвета величия и красоты. (9) Согласитесь, во всех названных стихотворениях прослеживается сходство колористической концепции Г.Р.Державина. (Суязова И.А.)

Образцы сочинений задания 16, написанные учениками

(1)Г.Р.Державин относится к колористике как к значимому элементу образного мира, имея свои приоритеты в выборе цвета. (2)Так, в стихотворении «Водопад» мы видим холодные цвета: алмазный, серебряный, синий, с помощью которых поэт ярко описывает падение воды вниз с большой высоты и то, как она окрашивает своими брызгами окружающую природу. (3)Данную традицию – использование цвета при создании природных образов - продолжили и другие деятели культуры XIX века. (4)Обратимся к стихотворениям А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и Ф.Тютчева «Неохотно и смело».

(5)Как известно, Фет – поэт-импрессионист. (6)Он любит цветовые ассоциации: через единичное, фрагментарное и мгновенное поэт раскрывает вечное, что мы и наблюдаем в произведении «Шепот, робкое дыханье…» (7)Благодаря цветовым образам, ассоциирующимся с зарёй, поэт точно и красочно описывает явление природы.

(8)Тютчев, как и Державин, выступает наблюдателем, замечая и описывая тонкие детали и цветовые переходы: в стихотворении «Неохотно и смело» он подмечает, что поля ещё более насыщаются цветом после дождя («Зеленеющие нивы // Зеленее под грозой»). (9)Изображая окружающий мир, мастер слова использует и традиционные цвета: синий, белый (Синей молнии струя - // Пламень белый и летучий), выбор которых подчёркивает особое отношение поэта к природе.

Следовательно, все три поэта особое внимание уделяют цветосемантике: цвет в творчестве поэтов является выражением их видения окружающего природного мира. И несмотря на то что в произведениях Г.Р.Державина и Ф.И.Тютчева чётко наблюдаются определённые краски, а в стихотворении А.А.Фета – нет, цветовые образы выражаются через определённую последовательность образов, впечатлений, ассоциаций. (Борко Анастасия)

(1)Многие русские поэты обращаются к цветописи в своих произведениях, чтобы наиболее ярко показать образы природы и окружающего мира.

(2)Например, Гавриил Державин создаёт образ бушующей стихии, которая способна не только восхищать человека, но и поглотить его. (3) С первых строк стихотворения "Водопад" читатель погружается в чистоту горного потока:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами

Жемчугу бездна и сребра…

(4) М.Ю. Лермонтов так же, как и Г.Р.Державин, обращается к колористике в "Песне про купца Калашникова..." (5) Так, во фрагменте описания рассвета над Москвой автор делает акцент на цветописи, чтобы отразить величие старой столицы:

Над Москвой великой, златоглавою

Над стеной кремлевской белокаменной...

(6) Далее поэт использует цветовой образ светлого утра, которое приходит на смену тёмной ночи, словно светлый час сменяет житейские неурядицы:

Тучи серые разгоняючи

Заря алая подымается...

(7) А.К.Толстой в стихотворении "Меня во мраке и в пыли..." создаёт цветовую картину мира и доносит до читателя мысль о том, что любовь к Отчизне открывает глаза лирическому герою, погружая его в невидимый доселе мир с его истинами:

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый

(8) Таким образом, все три поэта используют колористику для того, чтобы более ярко и четко отобразить образы окружающего мира и чувства лирического героя. (Остапенко Виктория)




Магни'тинка «ЦВЕТОПИСЬ» (XX в.)

И.А.Бунин (XX век)

В полночь выхожу один из дома... (фрагмент)

В полночь выхожу один из дома,

Мерзло по земле шаги стучат,

осыпан черный сад

И на крышах - белая солома:

Трауры полночные лежат.



В столетнем мраке черной ели... (фрагмент)

В столетнем мраке черной ели

Краснела темная заря,

И светляки в кустах горели

Зеленым дымом янтаря.

И ты играла в темной зале

С открытой дверью на балкон,

И пела грусть твоей рояли

Про невозвратный небосклон...

Н. А. Заболоцкий (XX век) (фрагмент)

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Б.Л.Пастернак

Золотая осень (фрагмент)

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В
позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и
прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В
желтых кленах флигеля,
Словно в
золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след
янтарный.

Кто из известных поэтов XX века использует в создании природных образов цвет и в чём сходство их колористической концепции с версией Н.А.Заболоцкого («Сентябрь»)?


А.А.Блок (XX век)

Золотистою долиной (фрагмент)

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик

………….

Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.

С.А.Есенин (XX век)

Отговорила роща золотая… (фрагмент)

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень,
рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

И.Северянин

Осени предчувствие (фрагмент)

Заалеют клены и залимонеют, будут ало-желты.

Побуреет в бурях море голубое, голубое небо,

Будет в зорях холод, в вечерах — угрозье,

в полднях — хлаже золото.

Хочешь иль не хочешь — сердцем затоскуешь от немого гнева.


«Цветопись» - такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики.

Цветослово – это выражение возникших после прочтения стихотворения или прозаического произведения чувств, мыслей, эмоций через цвет. Подобно тому, как композитор выражает себя в музыке.

СЛОВА ТЕМЫ: цветовая картина мира, цветосемантика, колористическое пространство, цветовая лексика, цветовые переживания, цветовые ассоциации, принцип «оппонентных цветов»: создание двойных, тройных контрастных цветовых рядов


Образец сочинения задания 16, написанный учителем

(1) Цветопись - это оригинальное средство выражения авторской оценки происходящего в природе. (2) И для каждого поэта характерны свои подходы к колористике, однако черты сходства колористической концепции мы наблюдаем у многих русских поэтов XX века. (3)Например, в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» речь идёт о дождике, который «сыплет … большие горошины». (4) В этом стихотворении образная картина рисуется косвенно: «серебристая изнанка листа» тополя делает «нечистую даль» чище, а в «царстве тумана и морока» врывается солнечный луч, пересекая мрак тонкими нитями.

(5) В стихотворении И.Северянина «Осени предчувствие» цветовая гамма тоже редко присутствует в «чистом виде»: поэта мало интересуют основные цвета палитры. (6) Он, как и Заболоцкий, использует цветопись, но наполняет её, наряду с прилагательными, существительными и глаголами («заалели клёны», «побуреет … море голубое», «хлаже золото».

(7) Еще один поэт XXвека Б.Л.Пастернак в лирическом произведении «Золотая осень» обращается к такому приёму, как цветопись: он так же, как и Заболоцкий, рисует осень, наполняя стихотворение метафорами и эпитетами («в позолоте небывалой», «в жёлтых клёнах», «след янтарный»). (8)И в стихотворении Н.Заболоцкого, и в стихотворении Б.Пастернака золотой цвет оформлен штрихом с помощью луча или следа янтарного на коре.

(9) Таким образом, во всех анализируемых стихотворениях природное явление рождает цветовые ассоциации, образы, и цель цветовой игры поэтов – передать многообразие естественных оттенков, создать общее лирическое настроение. (Суязова И.А.)

Образцы сочинений задания 16, написанные учениками

(1)При создании природных образов Н.А.Заболоцкий использует цвет, опираясь на ассоциации. (2)Например, в стихотворении «Сентябрь» с помощью холодных цветов («царство тумана и морока») описывается осень, непогода. (3)И на этом фоне – светлое пятно («Серебристой изнанкой листа»), а также луч, который, «пробиваясь, летит» Несколько штрихов – и настроение передано!..

(4)Данная традиция характерна и для других деятелей культуры ХХ века, таких как С.А.Есенин и А.А.Блок.

(5) Обратимся к произведению С.Есенина «Отговорила роща золотая…». (6)В нём присутствует множество цветов. (7)Так, золотой, встретившийся нам уже в первой строке стихотворения («Отговорила роща золотая…»), ассоциируется с божественным началом, солнцем, является признаком царственной власти. (8)Красный цвет занимает лидирующее место в наборе красок автора, он символизирует активность, выступает цветом жизни, любви, огня, энергии: «В саду горит костёр рябины красной…». (9) Жёлтый цвет усиливает впечатление от золотого («От желтизны не пропадёт трава…»).

(10)А.А.Блок, так же как Николай Заболоцкий и Сергей Есенин, рисуя образы природы, употребляет различные цвета, что мы видим в стихотворении «Золотистою долиной…»: хотя человеческий мир в запустении, но красота природы от этого не становится мрачной (Сквозь прозрачные волокна/ Солнце, света не тая,/ Праздно бьет в слепые окна/ Опустелого жилья).

(11)Следовательно, колористические концепции Н.А.Заболоцкого, С.А.Есенина и А.А. Блока имеют черты сходства. (12)Поэты умело использовали различные цвета для более точного и яркого раскрытия образов природных явлений. (Борко Анастасия, 11 класс)

(1)Многие русские поэты не раз обращались к цветописи в своих произведениях, чтобы как можно точнее создать не только природные образы, но и душевные переживания лирических героев.

(2) Например, Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Сентябрь" при помощи цветосемантики отобразил наступление поры уныния и скуки – осени, времени, когда на душе грустно, пусто и неуютно. (3)Но несмотря на пессимистические нотки, звучащие в стихотворении, автор говорит, что не нужно скучать, ведь осень – прекрасное время, которым невозможно не восхищаться («В это царство тумана и морока/Первый луч, пробиваясь летит...»)

(4) С.А.Есенин, другой поэт XX века, в стихотворении "Отговорила роща золотая" так же, как и Н.А.Заболоцкий, использует цветопись, чтобы ярче и полнее описать наступление поздней осени, которая привносит печаль как в природу, так и в сердце лирического героя. (5) В строчке "Отговорила роща золотая" звучит былое величие, которое утратила природа, а вместе с ней и лирический герой: он тоже «роняет грустные слова», и на смену прежнему состоянию приходит покой и забвение, о котором не нужно печалиться, а просто необходимо принять («Не жаль души сиреневую цветь»).

(6)Подобно есенинскому стихотворению, лирическое произведение А.А.Блока "Золотистою долиной" наполнено тоской и печалью, при помощи цветописи отображенные и в природе, и в душевном состоянии лирического героя:

Золотистою долиной

Ты уходишь нем и дик...

(7)По мнению автора, все мы немного печальны осенью, но именно это состояние природы и человеческой души даёт возможность подумать о цели своего бытия.

(8)Таким образом, все три автора стихотворений при помощи колористической концепции ярко и точно раскрывают чувства и переживания природы и человека.

(Остапенко Виктория, 11 класс)




Магни'тинка «Конфликт поэта окружающим миром»

М.Ю.Лермонтов

Как часто пестрою толпою окружен...

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

В.В.Маяковский (XX в.)

Нате

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

В.В.Маяковский (XX в.)

Надоело

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.

Прилипну к обоям.

Н.А.Некрасов (XIX в.)

Элегия

………………………Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира?..

В каких произведениях русской лирики нашёл отражение конфликт художника

с окружающим миром?

О. Э. Мандельштам

За гремучую доблесть грядущих веков

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Кондратий Рылеев (XIX в.)

Гражданин

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.

М.Ю.Лермонтов (XIX в.)

Смерть поэта

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Борис Пастернак 1929

Марине Цветаевой

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыт туман.

Любая быль - как утро в марте...

Мне все равно, чей разговор

Ловлю, плывущий ниоткуда.

Любая быль - как вешний двор,

Когда он дымкою окутан.




Образцы сочинений задания 16, написанные учениками

(1)Конфликт между поэтом и миром, окружающим его, является неотъемлемой частью русской литературы. (2) Эта тема нашла своё отражение в творчестве К.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, В.В.Маяковского и многих других поэтов. (3)Рассмотрим два стихотворения: стихотворение Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» и стихотворение К.Рылеева «Гражданин». (4)Подобно Кондратию Рылееву, который рисует конфликт поэта-гражданина с «изнеженным племенем переродившихся славян», Михаил Юрьевич показывает одиночество лирического героя среди «пёстрой толпы». Лирические герои двух поэтов противостоят толпе, пытаясь просветить людей. (5) Однако «пёстрая толпа» и «изнеженное племя» не желают слушать призывы лирических героев-поэтов, не желают служить отчизне. (6) И тот, и другой поэт лелеют «в душе «старинную мечту» - достучаться до «бездушной толпы».

(7)Так же, как Рылеев и Лермонтов, В.В.Маяковский, поэт XX века, в стихотворении «Нате» изображает конфликт поэта с толпой. (8)Правда, в отличие от предыдущих лирических героев, «бесценных слов транжир и мот» говорит очень резко, грубо, почти ругаясь, он «плюёт» в лицо толпе, поступая наперекор всем.

(9)Таким образом, мы убедились, что конфликт поэта с окружающим миром носит вневременной, вечный характер.

Осадченко Анастасия, 10 класс

(1) Конфликт художника с окружающим миром нашёл своё отражение в лирических произведениях таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.А.Ахматова, В.В.Маяковский.

(2)Подобно В.В.Маяковскому, который в своем стихотворении "Надоело" говорит, что люди стали глухи и слепы ко всему, что происходит в мире, и поэтому поэту приходится бороться с этим, М.Ю.Лермонтов в стихотворении "Пророк" отражает тему разлада души художника слова с окружающей действительностью. (3) Лирический герой, наделенный даром провидца, вынужден жить в пустыне, ибо ближние его не принимают и не верят ему. (4) Как и лирический герой в стихотворении "Надоело", поэт-пророк обращается к тем вещам, в которых он находит утешение:

И звезды слушают меня

Лучами радостно играя...

(5) Также в поэме А.Ахматовой "Реквием" представлен протест художника против сложившегося государственного строя. (6)В своем горе лирическая героиня отражает горе многих людей большой страны ("Так не зря мы вместе бедовали"). (7) Лирическая героиня "Реквиема" так же, как и герой В.В.Маяковского, кричит окружающим, что необходимо быть человеком.

(8)Таким образом, все три произведения объединены общей темой конфликта поэта и окружающего мира.

Остапенко Виктория, 11 класс


(1)Столкновение художника с окружающим миром привлекло внимание многих русских поэтов. (2)Ярко, точно, откровенно, жёстко звучит эта тема в произведениях К.Рылеева, В.В.Маяковского, О.Мандельштама.

(2)Например, в стихотворении Маяковского «Надоело» говорится о возмущении лирического героя-поэта, который среди людей чувствует себя одиноким: ему не хватает общения, понимании, возможно, признания... (3) Всё, что долго накапливалось в душе, вырывается наружу, и он кричит: «Нет людей!», делится болью («Душа не хочет немая идти, /А сказать кому?») и восстает против мира («Брошусь на землю, / в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая».)

(4)В стихотворении О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков» также прослеживается конфликт поэта с окружающим миром. (5)Лирический герой зол на мир, на людскую несправедливость: его загнали в угол без какой-либо возможности выбраться из тупика, ему «на плечи кидается век-волкодав». (6)И в результате – конфликт художника с миром.

(7) Об идеологическом столкновении поэта и толпы писали не только в XX веке: в начале XIX века К.Рылеев поднимает данную проблему в стихотворении «Гражданин». (8)Лирический герой восстаёт против толпы, против мира «изнеженного племени переродившихся славян», не желая прогибаться под «тяжким игом самовластья».

(9)Так, на примере трёх лирических произведений мы проследили за тем, как раскрывается конфликт художника с окружающим миром в лирике русских поэтов.

Шпилев Максим, 10 класс

.







Магни'тинка «Образ родной земли» (XIX - XX в.в.)

Н.А.Некрасов (ХIX век)

Тишина

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев свою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнул - и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

А.А.Блок (XX век)

Русь

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

………………………………

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

С.А.Есенин (ХХ век)

Гой ты, Русь моя родная

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

…………………………..

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

А.С.Пушкин IX век)

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.



В творчестве каких русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и чем их произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой «Родная земля»?

А.А.Ахматова (ХХ век)

Родная земля

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

А.К.Толстой IX век)

Край ты мой, родимый край…

Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!


Е.Евтушенко (ХХ век)

Благословенна русская земля

Благословенна русская земля,
открытая для доброго зерна!
Благословенны руки ее пахарей,
замасленною вытертые паклей!
Благословенно утро человека
у Кустаная или Челекена,
который вышел рано на заре
и поразился вспаханной земле,
за эту ночь его руками поднятой,
но лишь сейчас во всем величье понятой!






Образец сочинения задания 16, написанный учителем

(1)Образ родной земли является ключевым в творчестве многих русских поэтов, в том числе и в лирике А.А.Ахматовой. (2)Читая её стихотворение «Родная земля», мы сначала недоумеваем: «нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас», русских, мы не храним в ладанках горсть родной земли, и «обетованным раем» она нам не кажется. (3) Но это первое впечатление. (4)Вдумайтесь в слова «ложимся в неё и становимся ею,/Оттого и зовём так свободно – своею». (5)В местоимении «своею» – огромная, безграничная любовь, которую мы не привыкли афишировать.

(6)Мысль, высказанная Ахматовой, берёт начало в творчестве А.С.Пушкина, который ещё в XIX веке утверждал: «Два чувства дивно близки нам - / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам»

(7) Сопоставляя стихотворения, объединённые темой родной земли, нельзя не вспомнить лирическое произведение современного поэта Евгения Евтушенко «Благословенна русская земля», в котором он воспевает не только русскую землю, но и тружеников («Благословенна русская земля. / Благословенны руки её пахарей».

Таким образом, мы пришли к выводу: стихотворения А.С.Пушкина и Е.Евтушенко созвучны лирическому произведению А.А.Ахматовой.

Образцы сочинений задания 16, написанные учениками

(1)Тема родины является одной из главных в творчестве А.А.Ахматовой. (2)Обратимся к стихотворению Анны Андреевны «Родная земля». (3)Его название говорит о любви к отчизне, которая слышна в прилагательном «родная». (4)Образ родной земли поэтессой создан не как возвышенное, героическое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, даже неприглядное: мы её «в заветных ладанках не носим на груди, / О ней стихи навзрыд не сочиняем», она не кажется нам «обетованным раем». (5)Но в этой обыденности чувствуется огромная сила любви, потому что «ложимся в нее и становимся ею, /Оттого и зовем так свободно — своею».

(6)Данная тема занимает центральное место и в творчестве многих других мастеров слова. (7)Так, в стихотворении Н.А.Некрасова «Тишина» мы видим отношение лирического героя к родине: он восхищается величием родных просторов («Всё рожь кругом, как степь живая. / Ни замков, ни морей, ни гор»). (8)Для его сердца нет ничего ближе родной земли, только на родине он полон сил, и за это лирический герой её: «Спасибо, сторона родная, / За твой врачующий простор!»

(9)С.Есенин, поэт XX века, так же, как Ахматова и Некрасов, любит свою родину. Об этом он пишет в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная», в котором тема родины наполнена патриотическим звучанием (Если крикнет рать святая: / "Кинь ты Русь, живи в раю!"/Я скажу: "Не надо рая,/Дайте родину мою". (10)Для есенинского лирического героя Родина – это самое дорогое в жизни, он, так же, как некрасовский герой и ахматовская героиня, любуется её простой, незатейливой красотой («Я смотрю в твои поля/А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя….Победу по мятой стёжке /На приволь зелёных лех».

Сопоставив произведения А.А.Ахматовой «Родная земля», Н.А.Некрасова «Тишина» и С.А.Есенина «Гой ты, Русь моя родная», мы пришли к выводу: их объединяет единая тема – тема родной земли. Поэты восхищаются простотой родных просторов, выражая безграничную любовь к Родине.

Борко Анастасия, ученица 11 класса

(1)Многие русские поэты неоднократно обращались в своих произведениях к теме родной земли раскрывая её с разных сторон.

(2) Так, А.А.Ахматова в своем стихотворении "Родная земля" говорит от лица многих представителей её поколения, потому как в период написания данного произведения люди уже отошли от традиции поклоняться земле, а понятие о том, что земля кормилица, стало уходить на второй план («Да, для нас это грязь на калошах,//Да, для нас это хруст на зубах.»). (3) Но поэтесса твердо уверена: в душе каждого человека осталось что-то светлое, и именно оно не дает забыть о роли родной земли, а значит, она будет процветать и будет любима своими сынами.

(4) Так же, как и А. Ахматова, А.А. Блок затрагивает тему родной земли в стихотворении "Русь". (5) Поэт говорит о чистоте и величии Родины, позволяя своему лирическому герою окунуться в тайную дремоту величественной страны («Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты...»). (6) Лирический герой влюблен в свою Родину, относится к ней с благоговением и трепетом, потому что Русь предстает перед ним таинственной и необычной, хранящей в себе тайны древности, тайны и загадки, богатство и нищету, печаль и радость.

(7)А.К.Толстой, поэт XIX века, отражает в своем стихотворении "Край ты мой, родимый край" историю нашей огромной страны, используя многочисленные образы, который рисуют перед читателем и степи Древнерусского государства ("Конский бег на воле") и тихую жизнь девятнадцатого столетия ("Свист полночный соловья") (8) Автор соединяет в строках своего произведения и величие, и отвагу, и мощь, и грациозность отчизны.

(9) Можно сказать, что все три стихотворения повествуют о величии и в то же время о простоте родной земли, поэты описывают и её очарование, и величие, и историю.

Остапенко Виктория, ученица 11 класса



Магни'тинка «Психологизм в лирике поэтов XIXXX в.в.»

М.Ю.Лермонтов

Три пальмы (фрагмент)

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

В.А.Жуковский

Баллада «Светлана» (фрагмент)

"Что с тобой, моя Людмила?-

Мать со страхом возопила.-

О, спокой тебя творец!" –

"Милый друг, всему конец;

Что прошло - невозвратимо;

Небо к нам неумолимо;

Царь небесный нас забыл...

Мне ль он счастья не сулил?

Где ж обетов исполненье?

Где святое провиденье?

Нет, немилостив творец;

Всё прости, всему конец».

Что ж Людмила?.. Каменеет,

очи, кровь хладеет,

Пала мертвая на прах.

Стон и вопли в облаках;

Визг и скрежет под землею;

Вдруг усопшие толпою

Потянулись из могил;

Тихий, страшный хор завыл:

"Смертных ропот безрассуден;

Царь всевышний правосуден;

Твой услышал стон творец;

Час твой бил, настал конец".

А.С.Пушкин

Анчар (фрагмент)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

……

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И торт послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес – и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям, в чуждые пределы.

в лирике поэтов XIX XX В.В.


В произведениях каких русских поэтов проявилась отличительная черта лермонтовского творчества – психологизм – и чем эти произведения созвучны стихотворению

«Три пальмы»?

С.Есенин

Песнь о собаке (фрагмент)

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…

В.В.Маяковский

Хорошее отношение к лошадям (фрагмент)

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!

Упала лошадь!


1. Психологизм в литературе – это

  • принцип организации элементов художественной формы, при котором изобразительные средства направлены в основном на раскрытие душевной жизни человека в её многообразных проявлениях (Есин А.Б. Психологизм в классической литературе);

  • способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний,

  • индивидуализированное воспроизведение внутреннего мира человека в литературном произведении.

2. В творчестве романтиков, позднего Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета исконная черта литературы – психологичность – превратилась в осознанный эстетический принцип, который и можно обозначить категорией психологизм. Он направлен на моделирование динамики душевной жизни человека, психических состояний как процессов в его душе и сознании, выступающих в восприятии художника «как некая самоценность».

3. «Кто не изучил человека в самом себе, – писал H.Г.Чернышевский, – никогда не достигнет глубокого знания людей».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

ЯВНЫЙ (открытый, прямой) ПСИХОЛОГИЗМ

СКРЫТЫЙ (косвенный) ПСИХОЛОГИЗМ

СУММАРНО-ОБОЗНАЧАЮЩАЯ

Прямое воспроизведение внутреннего мира ЛГ:

  • авторское сообщение о внутреннем мире героя;

  • высказывания героев, дающие представление об их душевном состоянии;

  • исповедь героя,

  • внутренние монологи

Основан на учёте внешних проявлений психологии ЛГ:

  • психологический портрет героя;

  • психологический пейзаж;

несобственно-прямая речь (это речь, формально принадлежащая автору, но несущая в себе отпечаток психологических особенностей речи героя);

  • прямое авторское сообщение читателю о мыслях, чувствах, переживаниях героя с помощью слов, прямо называющих процесс, протекающие в человеке;

  • чувства ЛГ передаются при помощи называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире

ВНИМАНИЕ:

  • В лирике психологизм носит экспрессивный характер; в ней, как правило, невозможен «взгляд со стороны» на душевную жизнь человека.

  • Лирический герой либо непосредственно выражает свои чувства и эмоции, либо занимается психологическим самоанализом, рефлексией (например, стихотворение Н.А. Некрасова «Я за то глубоко презираю себя...»), либо, наконец, предается лирическому размышлению-медитации (например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»).

  • Лирический психологизм субъективен. Субъективность лирического психологизма делает его, с одной стороны, очень выразительным и глубоким, а с другой — ограничивает его возможности в познании внутреннего мира человека.

ВНИМАНИЕ: В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (например, в пушкинском «Я помню чудное мгновенье…»).

В лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Почти в каждом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитацией называют взволнованное и психологически напряженное раздумье ЛГ о чем-либо.










Автор: Суязова И.А.


Мастеров художественного слова часто называют психологами, точно и глубоко изображающими внутренний мир человека.

Две линии сопоставления:

1. Размышления о жизни и смерти, борьбы добра и зла.

2. Проблема бунта против Бога.

Автор

Произведение

«Умные мысли»

А.С.Пушкин


«Анчар»

Стихотворение проникнуто психологизмом и отражает размышления поэта о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла

Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, безусловно, метафоричен: это воплощение мирового зла, его символ. Эгоизм владыки и безволие раба легли в основу уничтожения мира. Читая стихотворение, мы понимаем, что это своего рода философская аллегория об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете.

М.Ю.Лермонтов

«Три пальмы»

Стихотворение наполнено философским звучанием: во главу угла поставлен вопрос об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. Основная мысль стихотворения заключена в том, что невозможно единение природы и человека, которому природа нужна только для удовлетворения своих потребностей. Тема смерти, гибели совершенства, разрушения гармонии в мире человека и природы и в самой природе позволяет говорить о трагическом пафосе стихотворения.

Проблема бунта против бога (пальмы стали роптать…)

В.А.Жуковский

Баллада «Людмила»

Людмила ропщет на Бога, потому что отчаялась ждать любимого: у Людмилы иссякла вера как в то, что жених жив и что он возвратился, так и в милость Бога, пообещавшего ей вернуть жениха живым с войны. Она думает, что жених умер, что Бог не выполнил своего обещания и что это приговор судьбы, лишивший ее счастья. Трагический конец баллады «Людмила» предупреждает о том, что может произойти с человеком, если он будет роптать на Бога и, отчаявшись, откажется верить и впадет в уныние.

С.А.Есенин

«Песнь о собаке»

Основной темой стихотворения является отношение человека к животным, их уязвимость и беззащитность. Описывая горе собаки, потерявшей своих щенят, поэт создает минорную атмосферу: «Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег».

В.В.Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям»

Размышление о пороках человеческого общества: исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади». Окружающие смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется, поэтому собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».















Магни'тинка «Мотив дороги в лирике русских поэтов»

А.С.Пушкин (XIXв.)

Зимняя дорога

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Телега жизни

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

Н.А.Некрасов (XIXв.)

Размышления у парадного подъезда

...Постояв, 

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: Суди его Бог!

Разводя безнадежно руками,

И покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Тройка

Что жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?..

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

К.Симонов (XXв.)

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди…


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась…


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

М.Ю. Лермонтов (XIXв.)

Выхожу один я на дорогу…

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

МОТИВ ДОРОГИ

Каково значение образа дороги, пути в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую роль?

____________________________________________

С.А.Есенин (XXв.)

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

А.А.Блок (XXв.)

Россия

Опять как в годы в золотые,
 Три стертых треплются шлеи,
 И вязнут спицы расписные
 В расхлябанные колеи…

Я вышел в ночь...

Я вышел в ночь - узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.

Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.

А.Т.Твардовский

В Смоленске

И на проспекте иль проселке,

Что меж руин пролег, кривой,

Ручные беженцев двуколки

Гремят по древней мостовой.


Мне каждой жаль тропы и стежки,

Где проходил он по земле…

(Пояснение: он - это фашист)

И.Елагин

По дороге оттуда

Тупик. И выход ни один

Из тупика ещё не найден.

И так от детства до седин,

От первых до последних ссадин.



«МАГНИТНЫЕ ПОЛЯ»

Дорога – это древний образ-символ, поэтому мотив дороги играет важную роль в поэзии, особенно в лирике нравственно-философской. Этот мотив часто символизирует процессы, как движение, поиск, испытание, обновление

Автор

Произведение

«Умные мысли»

А.С.Пушкин


"Зимняя дорога"

Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины

"Телега жизни"

«Телега жизни» строится на метафорическом ряду: дорога - судьба, телега — жизнь, ямщик — время

"Пророк"

Дорога предполагает выбор, поэтому лирический герой может оказаться на перепутье

М.Ю.Лермонтов

«Выхожу один я на дорогу…»

Мотив дороги наполнен философскими раздумьями о тайнах мироздания, о смысле жизни. Одиночество героя в стихотворении - символ: человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём и приютом.

«Тучи»

мотив скитальческой тоски, мотив бесконечной дороги

«Утёс»

Образ дороги, олицетворяющий стремление к недостижимому идеалу, желание и невозможность действовать, двигаться вперёд

Н.А.Некрасов

 “В дороге”

Владимировская дорога явилась для Некрасова “первым университетом”, началом познания многошумной и беспокойной народной Руси

Размышления у парадного подъезда

Образ дороги связан с образом мужиков-страдальцев. Это рассказ о мужиках, деревенских русских людях, которые… «брели-то долгонько… из каких-нибудь дальних губерний» к петербургскому вельможе, поэт говорит о долготерпении народа, о его покорности. Дорога уводит крестьян в обратный путь, уводит в безнадежность. Дорога – символ социального гнета русского народа.

«Тройка»

По дороге жизни мчится тройка-счастье. Летит оно мимо красивой девушки, жадно ловящей его каждое движение. Увы, у любой русской крестьянки XIX века судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить

«Кому на Руси жить хорошо»

С точки зрения композиции тема дороги является связующей. С точки зрения содержания - тема дороги здесь второстепенная: в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все время звучат насущные вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России, именно на эти вопросы ищут ответ семеро мужиков.

А.А.Блок

«Русь»

Мотив дороги в лирике А.Блока звучит тогда, когда поэт размышляет о пути России и русского народа. 

«Россия»

Русь в движении, она словно готова к полету, не покидает читателя.

Я вышел в ночь...”.

Основная тема этого стихотворения - это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир “ночью”, так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все “узнать” и “понять”. У каждого человека свой жизненный путь. У Блока - это путь познания, искания, это путь изменения человека.

Поэма «Двенадцать»

Дорога – символ исторического движения России

А.Т.Твардовский

«В Смоленске»

Мотив дороги ключевой в творчестве А.Т.Твардовского. Вбирая в себя все земные понятия, этот мотив, приобретая философское звучание, становится символом жизни. Называя проспект, проселок, тропу, стёжку, поэт усиливает чувство глубокой ненависти к фашистам и нежной любви к Родине.

К.Симонов

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Фронтовая дорога – это тяжёлый, порой не столько физически, сколько психологически трудный путь. На этой дороге и «бесконечные, злые дожди», и вдовьи слезы, и смерть товарищей, и пожарища на русской земле. Это сама Россия.

И.Елагин – поэт–эмигрант второй волны

«По дороге оттуда»

Дорога как жизненный путь, который обусловлен историко-политическими событиями. Лирический герой загнан в тупик, он стал пленником этих дорог.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401273


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства