Специфика нашей работы в том, что мы учим взрослых людей, а технологии и методики рассчитаны на определенную возрастную категорию.
Андрогогика (наука об обучении взрослых) рекомендует учитывать следующие особенности:
Идея витагенного образования была выдвинута в конце XX века академиком Белкиным. Это образование основано на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-жизненного потенциала.
Логическим продолжением теории витагенного образования является голографический подход.
Голография – физическое понятие. Голограмма – объемное изображение объекта, возникающее в результате интерференции волн, содержащее полную информацию об объекте.
С точки зрения А.С. Белкина в педагогической науке под голографическим подходом подразумевается система способов, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующее особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта.
Голографический подход – это метапредметный подход, так как предполагает объемное раскрытие содержания изучаемого знания, сочетающий в себе как минимум три проекции:
Таким образом, витагенная технология позволяет реализовать метапредметный подход – деятельность учащихся организуется с целью передачи способов работы со знанием.
-прием временной, пространственной содержательной синхронизации образовательных проекций;
- технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов.
Название приема | Суть | Драма (примеры заданий) | Лирика (примеры заданий) |
1. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. | Выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем получат необходимый запас образовательных знаний. | 1. Что вы знаете о детстве А.М. Горького? Какие повести посвящены этом периоду жизни писателя? 2. Что вы знаете о маргиналах, деклассированных элементах? Как к ним относится государство? Как к ним относитесь вы? 3. Опираясь на свой жизненный опыт, напишите сочинение-миниатюру «…И под ветхими лохмотьями бьется человеческое сердце…». | 1. Назовите известные вам с детства стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о временах года, о природе. 2. Используя высказывание К.И. Чуковского об А.А. Фете «Лирика – есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека», ответьте на вопрос: «Какое счастье дает чтение стихов?». |
2. Прием, опережающий проекции преподавания | Предварить изучение нового материала, получение новых знаний. Подготовить учащихся к их восприятию. | 1. А.К. Островский в пьесе «Гроза» раскрывает проблемы во взаимоотношениях матери и сына, матери и дочери, свекрови и снохи. Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобными проблемами? Как вы их преодолевали? 2. Как вы относитесь к суициду. Это сила ими слабость? Как к нему относится церковь, врачи, окружающие вас люди? | 1. Как вы понимаете термин «чистое искусство»? 2. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-философом? 2. Почему П.И. Чайковский назвал А.А. Фета «поэтом-музыкантом»? |
3. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. | Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Предварительная актуализация жизненного опыта учащихся. | 1. Напишите одноактную пьесу о вашей первой любви. 2. Изменим содержание пьесы, ее финальную часть; Катерина не бросилась в Волгу. Ваши варианты финала пьесы? 3. Как изменилось бы содержание пьесы «На дне» А.М. Горького, если бы Васька Пепел не полюбил Наташу? | 1. Закончите самостоятельно стихотворные строчки, принадлежащие Ф.И. Тютчеву: «А нынче мир весь как распался: Все кверху дном, все сбились с ног. Как тихо воет над долиной Далекий колокольный звон… Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край…». 2. Создайте свой собственный цикл лирических шедевров А.А. Фета. 3. По просьбе Т.Л. Толстой Фет однажды заполнил «Альбом признаний». Ответьте на эти вопросы: 1) Самая тяжелая минута в вашей жизни? 2) Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять. 3) Какое историческое событие вызывает в вас наибольший интерес? |
4. Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций. | Излагать дидактический материал с раскрытием временных, пространственных связей между фактами, событиями, явлениями. Форма данного приема: «Жизнь многомерна и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни…». | 1.Хронологические таблицы. 2. Взаимообусловленность литературной и театральной жизни России середины XIX века. 3. Взаимообусловленность жизни и творчества драматургов. 4. Иллюстрации и драматические произведения. 5. Ваши рекомендации актерам: прическа, грим, одежда… 6. Опишите пространство, в котором живут герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского. 7. Представьте себе Сытина («На дне) А.М. Горького) среди современных босяков. Как сложились бы их отношения? | 1. Мини-исследование «Трагедия любви в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева». 2. Мини-исследование «Трагедия внебрачного сына Афанасия Фета». |
5. Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. | Одухотворить, очеловечить объекты неживой и живой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия. | 1. Сочинение-миниатюра «Сны вишневого сада». 2. Размышление на тему: «Чему была свидетелем калитка кабановского сада». | |
6. Технология творческого синтеза образовательных проекций. | Представить образовательный объект знания в проекциях голографии творчески преобразованным. | А.П. Чехов «Вишневый сад». 1 шаг. Демонстрация картин, окружающих жизнь барской усадьбы начала XX века. 2 шаг. Демонстрация предметов материальной культуры русских дворян. 3 шаг. Демонстрация фотографии театральных декораций к пьесе «Вишневый сад». 4 шаг. Создайте декорацию к любой сцене «Вишневого сада». | |
7. Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов. | Дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалом для которой послужил бы, прежде всего, витагенный опыт. | 1. Если бы я был хозяином ночлежки… (по пьесе А.М. Горького «На дне»). 2. Если бы я был Ермолаем Лопахиным (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»). 3. Составьте перечень социальных мер, которые бы, на ваш взгляд, могли предотвратить нищету и бродяжничество (по пьесе А.М. Горького «На дне»). | 1. Если бы я встретил А.А, Фета, то задал бы ему следующих три вопроса. |