kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Голографический метод на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голографический подход – это метапредметный подход, так как предполагает объемное раскрытие содержания изучаемого знания, сочетающий в себе как минимум три проекции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Голографический метод на уроках литературы»

  1. Применение голографического метода на уроках литературы (Ветрова И.А.)

Специфика нашей работы в том, что мы учим взрослых людей, а технологии и методики рассчитаны на определенную возрастную категорию.

Андрогогика (наука об обучении взрослых) рекомендует учитывать следующие особенности:

  1. Взрослый обладает опытом и хочет, чтобы этот опыт был учтен при обучении.

  2. Взрослый предпочитает обучаться на решении жизненно важных проблем.

Идея витагенного образования была выдвинута в конце XX века академиком Белкиным. Это образование основано на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-жизненного потенциала.

Логическим продолжением теории витагенного образования является голографический подход.

Голография – физическое понятие. Голограмма – объемное изображение объекта, возникающее в результате интерференции волн, содержащее полную информацию об объекте.

С точки зрения А.С. Белкина в педагогической науке под голографическим подходом подразумевается система способов, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующее особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта.

Голографический подход – это метапредметный подход, так как предполагает объемное раскрытие содержания изучаемого знания, сочетающий в себе как минимум три проекции:

  1. Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя.

  2. Констатирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника.

  3. Витагенная проекция – это жизненный опыт ученика, востребованный учителем для подготовки к изложению нового знания.

Таким образом, витагенная технология позволяет реализовать метапредметный подход – деятельность учащихся организуется с целью передачи способов работы со знанием.

Метапредметный подход реализуется через метапредметные методы:

- прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся;

- прием опережающей проекции преподавания;

- прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели;

-прием временной, пространственной содержательной синхронизации образовательных проекций;

- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;

- технология творческого опыта образовательных проекций;

- технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов.

Название приема

Суть

Драма (примеры заданий)

Лирика (примеры заданий)

1. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся.

Выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем получат необходимый запас образовательных знаний.

1. Что вы знаете о детстве А.М. Горького? Какие повести посвящены этом периоду жизни писателя?

2. Что вы знаете о маргиналах, деклассированных элементах? Как к ним относится государство? Как к ним относитесь вы?

3. Опираясь на свой жизненный опыт, напишите сочинение-миниатюру «…И под ветхими лохмотьями бьется человеческое сердце…».

1. Назовите известные вам с детства стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о временах года, о природе.

2. Используя высказывание К.И. Чуковского об А.А. Фете «Лирика – есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека»,

ответьте на вопрос: «Какое счастье дает чтение стихов?».

2. Прием, опережающий проекции преподавания

Предварить изучение нового материала, получение новых знаний. Подготовить учащихся к их восприятию.

1. А.К. Островский в пьесе «Гроза» раскрывает проблемы во взаимоотношениях матери и сына, матери и дочери, свекрови и снохи. Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобными проблемами? Как вы их преодолевали?

2. Как вы относитесь к суициду. Это сила ими слабость? Как к нему относится церковь, врачи, окружающие вас люди?

1. Как вы понимаете термин «чистое искусство»?

2. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-философом?

2. Почему П.И. Чайковский

назвал А.А. Фета «поэтом-музыкантом»?

3. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.

Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Предварительная актуализация жизненного опыта учащихся.

1. Напишите одноактную пьесу о вашей первой любви.

2. Изменим содержание пьесы, ее финальную часть; Катерина не бросилась в Волгу. Ваши варианты финала пьесы?

3. Как изменилось бы содержание пьесы «На дне» А.М. Горького, если бы Васька Пепел не полюбил Наташу?

1. Закончите самостоятельно стихотворные строчки, принадлежащие Ф.И. Тютчеву: «А нынче мир весь как распался:

Все кверху дном, все сбились с ног.

Как тихо воет над долиной

Далекий колокольный звон…

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край…».

2. Создайте свой собственный цикл лирических шедевров А.А. Фета.

3. По просьбе Т.Л. Толстой Фет однажды заполнил «Альбом признаний». Ответьте на эти вопросы:

1) Самая тяжелая минута в вашей жизни?

2) Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять.

3) Какое историческое событие вызывает в вас наибольший интерес?

4. Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций.

Излагать дидактический материал с раскрытием временных, пространственных связей между фактами, событиями, явлениями.

Форма данного приема: «Жизнь многомерна и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни…».

1.Хронологические таблицы.

2. Взаимообусловленность литературной и театральной жизни России середины XIX века.

3. Взаимообусловленность жизни и творчества драматургов.

4. Иллюстрации и драматические произведения.

5. Ваши рекомендации актерам: прическа, грим, одежда…

6. Опишите пространство, в котором живут герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского.

7. Представьте себе Сытина («На дне) А.М. Горького) среди современных босяков. Как сложились бы их отношения?

1. Мини-исследование «Трагедия любви в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева».

2. Мини-исследование «Трагедия внебрачного сына Афанасия Фета».

5. Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Одухотворить, очеловечить объекты неживой и живой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.

1. Сочинение-миниатюра «Сны вишневого сада».

2. Размышление на тему: «Чему была свидетелем калитка кабановского сада».


6. Технология творческого синтеза образовательных проекций.

Представить образовательный объект знания в проекциях голографии творчески преобразованным.

А.П. Чехов «Вишневый сад».

1 шаг. Демонстрация картин, окружающих жизнь барской усадьбы начала XX века.

2 шаг. Демонстрация предметов материальной культуры русских дворян.

3 шаг. Демонстрация фотографии театральных декораций к пьесе «Вишневый сад».

4 шаг. Создайте декорацию к любой сцене «Вишневого сада».


7. Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов.

Дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалом для которой послужил бы, прежде всего, витагенный опыт.

1. Если бы я был хозяином ночлежки… (по пьесе А.М. Горького «На дне»).

2. Если бы я был Ермолаем Лопахиным (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»).

3. Составьте перечень социальных мер, которые бы, на ваш взгляд, могли предотвратить нищету и бродяжничество (по пьесе А.М. Горького «На дне»).

1. Если бы я встретил А.А, Фета, то задал бы ему следующих три вопроса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Голографический метод на уроках литературы

Автор: Ветрова Ирина Алексеевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства