Просмотр содержимого документа
«Годовая контрольная работа по родной литературе для 5 класса»
Составитель :
Суходольская Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литератры
МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Усинска»
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
по родной литературе за курс 5 класса
Цель – выявление уровня освоения предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы для учащихся 5 класса по родной литературе для оценки достижений учащихся.
1.Назначение КИМ. Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по литературе. Основная цель и содержание работы определены с учетом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе.
2.Документы, определяющие содержаниеКИМ
Содержание и структура контрольной работы по предмету разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года. № 413;
2. Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования по литературе ФГОС; (стандарты второго поколения) от 17.12.2010г.
План стандартизированной контрольной работы
Раздел работы
Проверяемые умения и навыки
Время
выполне ния
Тип
задания
Максималь ный балл
Тестирование
Умение соотносить автора и произведения
2
ВО
6
Умение находить средства выразительности
5
ВО
4
Умение соотносить произведение и иллюстрацию
2
КО
4
Соотнесение определения образно-выразительного средства и понятия
4
КО
4
Анализ изученных произведений, речевая и читательская деятельность.
Умение по отрывку из произведения определить художественное произведение, автора, определять идею текста.
5
КО
2
Письмо.
Умение ответить на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.
18
РО
8
Распределение заданий по разделам программ (ы)
Раздел работы
Раздел программы (содержательная линия)
Тестирование.
Теория литературы
Тестирование.
Жанр святочного рассказа.
Тестирование, анализ изученных произведений, речевая и читательская деятельность.
Литература XIX века.
Тестирование, анализ изученных произведений, речевая и читательская деятельность.
Литература XX века.
Распределение заданий по уровню сложности
№ п/п
Раздел работы
Количество заданий базового
уровня сложности
Количество заданий
повышенного
уровня сложности
1.
Теория литературы
2
2.
Анализ изученных произведений
3
3.
Письменная работа
1
Всего
84%
16%
Инструкция по проверке и оценке работ
№
задания
Планируемый результат (проверяемые элементы
содержания)
Уровень сложности
Максимальный балл
1
Знание автора и изучаемого произведения.
базовый
6
2
Проверка знаний терминологии.
базовый
4
3
Проверка умения определять художественные средства выразительности.
базовый
4
4
Проверка читательской компетенции по деталям иллюстрации.
базовый
4
5
Проверка знания текста изучаемых произведений, определения идеи текста.
базовый
2
6
Проверка умения создавать связный текст, опираясь на теоретические знания и читательскую компетентность.
базовый
8
Время тестирования: 45 мин.
Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются
Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за период 5 класса до момента тестирования, а также теоретические вопросы по материалу, изученному в предыдущие годы обучения.
Составлено 4 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень, повышенный уровень.
Базовый уровень включает 4 задания. Задания с 1, 2, 4 на соотнесение, за каждую правильную пару дается один балл. Задание 3 предполагает самостоятельный ответ ученика. Задание 4 считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания
Повышенный уровень включает письменное задание, требующее развернутого ответа (сочинения-рассуждения), которое оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждое верно выполненное соотнесение в 1 и 4 задании по 1 баллу, во втором задании за каждое соотнесение по 0,5 балла, максимально -4 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За верное выполнение 3 задания выставляется по одному баллу за каждый ответ, неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. 4 балла выставляется, если верно указаны все слова. В 5 задании - 2 балла, задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. За каждый неверный ответ снимается балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся в целом - 20 баллов.
За выполнение задания высокого уровня (развернутого ответа) - 8 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу – 28 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания
Баллы
Содержание ответа (сочинение)
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, фактические ошибки отсутствуют.
2
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, но есть фактическая ошибка.
1
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания
0
Речевое оформление ответа (сочинения)
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения
2
Допущена одна логическая ошибка
1
Допущено более 1 логической ошибки
0
Точность и выразительность речи
2
Однообразие грамматического строя речи
1
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи
0
Грамотность
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)
2
Допущены 1-2 ошибки
1
Допущено более 2 ошибок
0
Максимальное количество баллов
8
Рекомендуемая шкала выставления школьных отметок
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
25-28 баллов
21-24 баллов
14-20 баллов
0-13 баллов
Уровень обученности
повышенный
базовый
недостаточный
Годовая контрольная работа по родной литературе 5 класс
1 вариант
1. Соотнесите автора и произведения:
1) Т. Крюкова а) «Книжка счастья»
2) Ф.М.Достоевский б) «Собака Баскервилей».
3) Н.Г.Гарин-Михайловский в) «Стальное колечко».
4) Н.А.Некрасов г) «Тимур и его команда».
5) К.Г.Паустовский д) «Снежок»
6) А.П.Гайдар е) Мальчик у Христа на ёлке»
2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) аллегория
а) вид комического
2) мораль
б) расположение, построение художественного произведения
3) рассказ
в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении
4) композиция
г) литературное произведение нравоучительного характера
5) кульминация
д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.
6) басня
е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество
действующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
7) юмор
ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
8) сказка
и) один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаичес -кое произведение о животных или волшебного, авантюрного или быто-
вого характера.
3. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна
2."Ночевала тучка золотая…".
3 Река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.
4. Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной.
4. Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) Н.А.Некрасов «Снежок»
2) К.Г.Паустовский «Стальное колечко».
3) Н.Г.Гарин-Михайловский
«Книжка счастья»
4) Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
а
б
в
г
5.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
- Здесь наша родина, - сказали цапли. - Видишь ли ты, принцесса, как прекрасна у нас весна? Слышишь ли нежное плесканье воды, мягкий шум тростников, видишь ли наши яркие душистые цветы, наше жгучее солнце?
- Да, - отвечала Изольда. - Я никогда не видала такой прекрасной весны.
- А видишь ли вон там, среди камышей, среди цветов, среди травы, и вон там, под деревьями, и вот тут, по всему берегу, куда ни взглянешь, - видишь ли ты белые хлопья?
- Да, я вижу белые хлопья.
- Это не хлопья, принцесса. Это лежат белые цапли. Их убили, чтоб завладеть хохолками...
В2. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок (опишите это 4-5 предложениями)
Годовая контрольная работа по родной литературе 5 класс
2 вариант
1. Соотнесите автора и произведения:
1) С.Я Маршак а) «Книжка счастья»
2) Ф.М.Достоевский б) «Умные вещи»
3) Н.Г.Гарин-Михайловский в) «Стальное колечко».
4) И.И.Дмитриев г) «Осень»
5) К.Г.Паустовский д) «Отец с сыном»
6) М.Ю. Лермонтов е) «Мальчик у Христа на елке»
2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1)литота
а) вид комического
2) мораль
б) расположение, построение художественного произведения
3) былина
в) начало художественного произведения
4) композиция
г) литературное произведение нравоучительного характера
5) завязка
д) преуменьшение
6) басня
е) фольклорное произведение о подвигах богатырей
7) юмор
ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
8) пословица
и) краткое высказывание нравоучительного характера
3. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. Зима, мириадами алмазовискрится под месяцем снег
2."Спит земля в сияньи голубом…".
3 «Эти бедные селенья, эта скудная природа»
4. « Коляска легка, как перышко».
4. Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) И.И.Дмитриев
«Отец с сыном»
2) К.М.Станюкович
«Рождественская ночь»
3) В.И.Даль «Что значит досуг?»
4) Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
а
б
в
г
5.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до пота лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал, да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет…Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
6. Какие качества характера высмеивает автор в этом произведении? (опишите это 4-5 предложениями)
Годовая контрольная работа по родной литературе 5 класс
3 вариант
1. Соотнесите автора и произведения:
1) А.Л.Барто а) «Тимур и его команда»
2) К.М.Станюкович б) «Холодная весна»
3) А. Гайдар в) «Стальное колечко».
4) И.И.Дмитриев г) «Сентябрьская роза»
5) К.Г.Паустовский д) «Нищий и собака»
6) А.А.Фет е)»Рождественская ночь»
2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1)гипербола
а) вид комического
2) мораль
б) расположение, построение художественного произведения
3) поговорка
в) концовка действия художественного произведения
4) композиция
г) литературное произведение нравоучительного характера
5) развязка
д) преувеличение
6) басня
е) краткое изречение
7) юмор
ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
8) идея
и) основный смысл художественного произведения
3. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
2." Котелок сердится и бормочет на огне.
3 «Эти бедные селенья, эта скудная природа»
4.« А вечером блеснет наконец озеро, как черное зеркало».
4. Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) И.И.Дмитриев
«Нищий и собака»
2) Н.Д. Телешов «Белая цапля»
3) Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
4) Т. Крюкова «Собака Баскервилей»
а
б
в
г
5.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно». Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..
6. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок (опишите это 4-5 предложениями)
Годовая контрольная работа по родной литературе 5 класс
Вариант 4
1. Соотнесите автора и произведения:
1) С.Я Маршак а) «Тимур и его команда»
2) К.М.Станюкович б) «Умные вещи»
3) А. Гайдар в) «Осень»
4) М.Ю. Лермонтов г) «Сентябрьская роза»
5) Н.А. Некрасов д) «Снежок»
6) А.А.Фет е)»Рождественская ночь»
2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1)сюжет
а) вид комического
2) персонаж
б) расположение, построение художественного произведения
3) идея
в) концовка действия художественного произведения
4) композиция
г) один из жанров фольклора: прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера.
5) развязка
д) цепь событий произведения
6) сказка
е) основная мысль произведения
7) юмор
ж) действующее лицо художественного произведения
8) пословица
и) краткое высказывание нравоучительного характера
3. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. «Шатры чёрных ив нависают над головой
2. «На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался
3 «Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.»
4. «Трава на рассвете покрывается инеем, как солью»
4. Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) К.Г.Паустовский «Стальное колечко».
2) Н.Д. Телешов «Белая цапля»
3) К.М.Станюкович
«Рождественская ночь»
4) В.И.Даль «Что значит досуг?»
а
б
в
г
5.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.
Варюша думала было надеть перстень на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие березовые листочки, на яснее небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не надела перстенек на указательный палец.
«Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
6. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок (опишите это 4-5 предло-
жениями))
Ответы
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
1
1б 2е 3а 4д 5в 6г
1б 2е 3а 4д 5в 6г
1б 2е 3а 4д 5в 6г
1б 2е 3а 4в 5д 6г
2
1д 2ж 3е 4б 5в 6г7а 8и
1д 2ж 3е 4б 5в 6г7а 8и
1д 2ж 3е 4б 5в 6г7а 8и
1д 2ж 3е 4б 5в 6г7а 8и
3
1 – эпитет,
2 – олицетворение, 3 – метафора
4 – сравнение
1 – метафора
(гипербола),
2 – олицетворение
3 – эпитет
4 – сравнение
(литота)
1 – метафора,
2 – олицетворение, 3 –эпитет
4 – сравнение
1 – метафора,
2 – олицетворение, 3 –эпитет
4 – сравнение
4
1- в 2- б 3-а 4-г
1- в 2- б 3-а 4- г
1- б 2- а 3-в 4- г
1- г 2-а 3-в 4- б
5
Н.Д. Телешов «Белая цапля»
Основная мысль – Мы должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое - мы этого никогда не исправим.
В.И.Даль «Что значит досуг?»
Мысль о труде в центре этого произведения. Поручение Георгия Храброго –проверка каждого героя на трудолюбие.
Ф.М.Достоевский
«Мальчик у Христа на ёлке»
Основная мысль- чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.
К.Г.Паустовский
«Стальное колечко»
Главная мысль - чудесам всегда найдется место в жизни, если в них верить, быть добрым, щедрым, любить близких и родную природу, свою Родину.