Формы взаимодействия филологов и библиотеки в формировании читательской компетентности учащихся
Формы взаимодействия филологов и библиотеки в формировании читательской компетентности учащихся
Статья предлагает обратить внимание на формы, методы, направления совместной работы библиотеки и учителя, помогающие ребёнку осознанно сделать отбор книг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы взаимодействия филологов и библиотеки в формировании читательской компетентности учащихся»
Формы взаимодействия филологов и библиотеки в формировании читательской компетентности учащихся
Цель литературы – помочь человеку понимать себя самого, поднять веру в себя и бороться с дурным в людях, уметь найти хорошее в них, возбудить в душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтобы люди стали благородно – сильными и могли одухотворить свою жизнь светлым духом красоты.
М. Горький
«Скажи мне, что читают твои дети, и я скажу, кто ты» - эта мысль, в несколько измененном виде выражает народную мудрость: «Скажи мне, как ты воспитываешь своих детей, и я скажу, кто ты». Это в равной степени относится и к родителям, и к учителям, к библиотекарям.
Воспитанием и образованием учащихся должны творчески руководить взрослые люди. Особенно это касается чтения. Оно требует осознанного отбора книг, сосредоточенности, внутренней дисциплинированности.
Без руководства дети оказываются во власти легковесной литературы, им легче перелистать комиксы, журналы, … чем сосредоточить свое внимание на классической литературе.
Одна из трудных практических проблем библиотекарей и педагогов – уберечь детей от легкого «чтива», найти дорогу для хорошей книги к сердцу школьников.
? Как же научить ребенка любить литературу?
Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
Книга вводит детей в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечностью
Воспитание читательской культуры – задача сложная и многоаспектная.
? Из чего складывается само понятие – «читательская культура»?
- Прежде всего, это привычка к систематическому, естественному чтению, которое формируется у детей под влиянием семьи и школы;
- высокий уровень восприятия художественной литературы, позволяющей читателю включать в круг своего чтения разнообразные и сложные книги, требующие интенсивной работы ума и сердца;
- наконец, это умение и желание использовать все возможности, предоставляемые библиотеками, знакомство с библиографической продукцией.
Если первые два положения понятны всем, то последнее до сих пор у многих вызывает сомнение: «Выросли же мы без каталогов и библиографических издателей – и нечего… Как видите, стал вполне культурным читателем».
Между тем хорошо известно, что сотни грамотных, читающих людей остро нуждаются в помощи библиотекаря и часто не знают, как подобрать книги по нужной им теме, как следить за текущей печатной продукцией и интересующему их вопросу. Из-за этого незнания работа усложняется, замедляется, теряет свою актуальность, доказательность…
Если взять ребенка за руку, привести его в библиотеку и постепенно научить по-настоящему использовать все ее возможности, можно открыть перед юным человеком путь к культуре умственного труда, а следовательно, дать в руки ключ к самообразованию, к постоянному совершенствованию души и ума. Научить учиться каждого ребенка – вот лозунг сегодняшнего дня. Без этого никакое обязательное образование не увеличит интеллектуальный потенциал общества, не поднимет его культурные уровень.
Координация работы и общение помогают и учителю, и библиотекарю решать свои частные задачи, в конечном счете, во имя одной общей цели – воспитание и образование детей.
? Каковы же формы, методы, направления совместной работы библиотеки и учителя?
педагоги
родители
дети
Выступления на ШМО с обзором новинок художественной литературы
Выступления на родительских собраниях, конкурс «На самую читающую семью»
библиотека
Индивидуальная работа
Групповая работа
Литературные клубы
Театральные студии
- рекомендательные беседы;
- беседа о прочитанном.
Литературные праздники, игры, викторины, вечера, посвященные творчеству поэта, …;
Книжные выставки;
Читательские конференции;
Творческие встречи с …;
Циклы чтений (Астафьевские чтения);
Лектории «Основы книжной культуры»;
Библиотечные часы (не менее 6 часов в год);
- внеклассные мероприятия по предмету (путешествия, КВН, конкурсы).
Но занятия от случая к случаю не приносят заметной пользы детям. Они должны проводиться по строгой системе, включать в себя теоретические, практические, итоговые мероприятия, быть интересными и разнообразными.
Очень хочется, чтобы встречи с книгой, библиотекой проходили нетрадиционно. Дети больше всего любят игру, соревнование, …
Лучшее место для таких мероприятий, конечно, библиотека. Слово о книге будет весомее, если прозвучит среди книжных стеллажей, в доме где «живут» книги.
Слово библиотекаря, конечно же, должно быть зажигательным, агитационным. Заинтересовать детей нетрудно, сложнее постоянно поддерживать в них интерес к книге и библиотеке. Однако, те библиотеки, которые работают творчески, никогда не теряют своих читателей, особенно в том случае, если их верным помощником стал учитель: совместно планируются и проводятся все массовые мероприятия, посвященные книге, ее автору, …
Библиотека, как и школа, несет и образовательные, и воспитательные функции. Вместе – учитель – библиотекарь – родители – смогут решить сложные педагогические задачи.
Учитель, заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за ними придут и родители. Сначала в качестве зрителей, а затем в качестве помощников, участников, ведущих праздников, литературных вечеров, игр, презентаций книг.
А если в работе с книгой будут участвовать родители, появится связь, духовное единство поколений. Ведь книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению. Книга помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда они все родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!