Формы тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся.
Формы тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся.
В нашей практике мы занимаемся поиском форм организации тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся в условиях национальной муниципальной школы, в которой тьюторство является дополнительной общественной работой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся.»
Формы тьюторского сопровождения
внеурочной деятельности учащихся.
В нашей практике мы занимаемся поиском форм организации тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся в условиях национальной муниципальной школы, в которой тьюторство является дополнительной общественной работой.
Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы приводит к фактическому появлению в школе прослойки новых педагогов-энтузиастов — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя.
Тьютор в переводе с английского означает «школьный наставник, опекун». В широком смысле тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новых метапредметных видов образовательной деятельности. Тьютор, расширяя образовательное пространство, формирует и развивает способности к универсальным учебным действиям независимо от узкопредметного содержания.
Актуальность тьюторского сопровождения в наше время проявляется в том, что оно носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Творческие проекты, раздвигая границы урочной деятельности и требуют иного стиля общения учителя с учащимися.
Включение в этот процесс тьютора, а не учителя, в данной ситуации, безусловно, важнейший инновационный шаг. Учитель и тьютор - взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель - это кто учит, а тьютор - тот, кто помогает учиться. У учителя - ученик как объект обучения, у тьютора - учащийся, т. е. субъект осознанной познавательной деятельности.
Тьюторское сопровождение подростков является одним из приоритетных направлений работы нашего МО и тьюторского совета школы.
В нашем школьном МО каждый учитель-предметник во время организации внеурочной деятельности меняет свою позицию учителя на позицию тьютора, т.е. наставника поисковой деятельности, старшего друга учащихся и в этой новой роли ведет или предметный кружок или образовательный проект.
Мы выбрали две модели тьюторского сопровождения:
Клубную модель, как наиболее мобильную, свободную в смысле участия подростков и ситуативно обозначенную форму и индивидуальную.
Клуб «Любителей словесности» нашей школы включает несколько разновозрастных секций по интересам: «Литературная гостиная», «Языковая игротека» и другие предметные кружки, где учащиеся занимаются проектной деятельностью. Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных клубом в течение ряда лет: литературные салоны, очный литературный конкурс «Проба пера» с участием учащихся Сунтарского и Мирнинского улусов, НПК «Алмазный меридиан» и «Спиридоновские чтения», литературные вечера: «Среда на башне», «Трудись, душа, работай…», салон посвященный жизни и творчеству поэта Дениса Давыдова в рамках недели, посвященной 200-летию Бородинского сражения, интегрированная неделя, посвященная 200-летию Н.Н. Гончаровой, проект по изучению литературных салонов России 19 века «Ах, какие были лица
И какие времена!»
(В.Соловьёва)
салон «Моя мадонна», литературное кафе «Бродячий щенок», посвященный творчеству Самуила Маршака , литературные балы проект «Сороковые роковые…» по изучению поэзии военных лет.
Большой интерес учащихся среднего звена привлекает школьный образовательный проект «Фразеоландия» (руководитель проекта учитель русского языка и литературы Николаева М.Р.) Участники проекта занимаются изучением историй возникновения фразеологизмов: библейских фразеологизмов, фразеологизмов, пришедших в наш язык из античных мифов, работают над созданием электронного фразеологического словаря.
На этих творческих проектах звучит живое слово, воссоздаются картины исторических эпох, изучается литературный быт прошлых веков. Эта работа требует глубокого погружения в литературную атмосферу того или иного времени, будь то 18 или 19 век, Серебряный век или годы Великой Отечественной войны. Такое погружение способствует обогащению духовного мира учащихся, повышению общекультурного, личностного развития учащихся, повышению речевых умений как основу формирования универсальных способов деятельности, способствуют формированию высоких моральных качеств.
Индивидуальную, образовательные траектории и маршруты, направленные на научно-исследовательскую деятельность и на проектную виды деятельности, связанные с выбором будущей профессии.
Неоценимый вклад в патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения вносит Крестяхский музей «Первооткрывателей алмазов», рассказывающий о трудовом и гражданском подвиге геологов-первооткрывателей. Директор музея – педагог, общественный деятель, Почетный гражданин Сунтарского улуса Конобулова М.Х. В научно-исследовательском обществе при музее «Первооткрывателей алмазов» под тьюторским сопровождением подростки, выбравшие технические специальности, пишут доклады по истории алмазной промышленности, по изучению жизни и деятельности первооткрывателей алмазов, участия местного населения в открытии алмазных россыпей в с. Крестях на косе Соколиной, истории Амакинской экспедиции, находившейся в окрестностях нашего села.
В нашей школе стало доброй традицией проведение улусных и региональных НПК «Спиридоновские чтения » и «Алмазный меридиан» совместно с музеем и преподавателями Мирнинского политехнического института. Многие учащиеся нашей школы ставшие победителями и дипломантами этих НПК выбрали профессии геологов и инженеров-горняков, стали студентами МПТИ, ГРФ СВФУ, ИТФ СВФУ и других вузов.
В ходе исследовательской работы в архивах музея, сбора воспоминаний, в процессе написания доклада ребята видят, какой трудовой путь проходят геологи-земляки: от сельского паренька до заслуженных геологов Якутии и России. Это помогает сформировать у подростков образы эффективного труженика, успешной трудовой карьеры, "идеальной" профессии, способствует повышению мотивации к обучению, привлекательности самого процесса обучения у старшеклассников.
Таким образом, интегрированное тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся означает консолидацию всех творческих сил коллектива для совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает обеспечивать интеллектуальные и духовные потребности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, позволяют осуществлять творческие, исследовательские и рефлексивные виды деятельности, тем самым способствуя развитию у учащихся метапредметных умений и навыков.