Фольклорные образы и мотивы в творчестве поэта-символиста А.Блока
Фольклорные образы и мотивы в творчестве поэта-символиста А.Блока
Исследование, которое я провела по творчеству поэта-символиста Александра Блока. В данном исследовании мы выявляли, какие фольлорные образы использует Блок в своем творчестве. Проанализировали статью "Поэзия заговоров и заклинаний", затем проследили образы птиц, которые автор заимствует из фольклора, а так же какими смыслами он дополняет эти образы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фольклорные образы и мотивы в творчестве поэта-символиста А.Блока»
Введение
В конце XIX начале XX века интерес к русскому народному творчеству приобрел особую значимость и актуальность. Сюжеты и образы славянской мифологии и фольклора, песенное творчество народа по-новому осмысляются поэтами самых разных социальных и творческих направлений.
Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии есть предчувствие грядущей катастрофы, отдельные апокалипсические ноты. И это не случайно: в течение примерно четверти века – с начала 1890-х годов до октября 1917-го года радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.
Пытаясь дать осмысление современным событиям, поэты привлекали в свои стихи образы и символы фольклора.
Освоение поэзией русского символизма национальной фольклорной стихии – специфический и сравнительно мало изученный факт в истории это литературного направления, хотя вопросы фольклоризма творчества наиболее значительных поэтов-символистов рассматриваются в ряде исследований (Э.В.Померанцевой, П.С.Выходцева ,Э.С.Литвин и других)[20, с. 328]. .Фольклорные мотивы вскормили не одно поколение писателей, прежде всего романтиков. Однако фольклоризм А.А. Блока вызывает особый интерес, так как его творчество не просматривалось через призму фольклора.
Однако на сегодняшнем этапе изучения литературоведением истоков символизма ощущается необходимость более широкого подхода к проблеме "символизм и фольклор". В этом и заключается актуальность нашей темы.[4, электронный ресурс]
Чтобы исследовать развитие фольклорных традиций в поэзии Серебряного века, по-настоящему почувствовать одухотворенную красочность лирики, увидеть воочию причудливые переплетения подлинных основ народного бытия в симбиозе с напряженностью эпохи, мы будем рассматривать фольклорные элементы в лирике поэта Серебряного века – Александра Блока.
Тема нашего исследования: фольклорные образы и мотивы в творчестве поэта-символиста Александра Блока.
Цель исследования – проанализировать семантику и функции фольклорных образов и мотивов, которые использует А. Блок в своем творчестве.
Объектом изучения является фольклоризм Блока.
Предмет изучения творческая интерпретация фольклорных образов и мотивов поэтом-символистом.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть связь творчества А.А. Блока с фольклором и мифологией славян;
проанализировать символические образы птиц в произведениях поэта;
разработать, опираясь на результаты анализа, систему уроков по творчеству А.А. Блока.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ литературы по данному вопросу;
анализ произведений Блока;
синтез;
метод обобщения;
Глава 1. А.А. Блок как поэт-символист
Символизм и его философия
Явлением в русской поэзии на рубеже XIX-XX столетий был символизм. Он не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Веяния символизма чувствовались уже в последние десятилетия XIX века. Система эстетики символистов, их философские устремления вызревали в годы политической реакции, наступившей после разгрома революционного народничества. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное, тревожное безвременье.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,-
писал впоследствии об этой эпохе Блок[18, с.201].
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Одновременно оно несло в себе и отрицательную реакцию на позитивистские, материалистические воззрения русской критики, начиная с имени Белинского, Добролюбова, Чернышевского и кончая Н. Михайловским, а позднее противостояло и критикам-марксистам. На щите символистов были начертаны идеализм и религия.[14, электронный ресурс]
Первыми ласточками символистского движения в России был тракт Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»(1892), его сборник стихотворений «Символы», а так же книги Н. Минского «При свете совести» и А. Волынского «Русские критики»
Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии – в книгах Тютчева, Фета, Фофанова.
На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычным для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувства непринятия жизни, резко выраженный индивидуализм. Черты того и другого можно обнаружить в поэзии молодого Бальмонта – мотивы тоски и подавленности свойственны его ранним книгам, так же как демонстративный индивидуализм присущ начальным стихам Брюсова; символисты вырастали в определенной атмосфере и во многом несли её печаль. Но уже к первым годам XX столетия символизм как литературное течение, как школа выделилась со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, своя эстетика и поэтика, свое учение. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо – в этом году вышли зрелые, ярко окрашенные авторской индивидуальностью книги: «Tertia Vigilia» («Третья стража») Брюсова и «Горящие здания» Бальмонта.
На чем же настаивали символисты? Что лежало в основе их поэтики? В чем заключались их специфические взгляды? Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. Уже Мережковский в своем тракте объявил войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. «Без веры в божественное начало, - писал он, - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы»
Огромное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Земная действительность – только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира, и человек – «связующее звено между божественным и природным миром». В своей мистической религиозно-философской прозе и в стихах В. Соловьев звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах – «двоемирие» - была глубоко усвоена символистами. Её особенно развивало и второе поколение символистов – младосимволисты, выступившие на литературной арене в самом начале нового века, в 1903-1904 годах.
Среди них утвердилось и представление о поэте как теурге, маге, «тайновидце и тайнотворце жизни», которому дана способность приобщения к потустороннему, запредельному, сила прозреть его и выразить в своем искусстве.
Символ в искусстве и стал средством такого прозрения и приобщения. Символ (от греческого symbolus – знак, опознавательная примета) в художестве есть образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и широкую, лишенную строгих границ, возможность истолкования. Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое.
Символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, например, аллегории, которая предполагает однозначное понимание. Символ, напротив, многозначен:он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.
Вот как об этом писал И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому»[12, электронный ресурс].
«Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб [14, электронный ресурс].
Так, например, блоковская «Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной: предметный план центрального образа воспринимается и помимо содержащихся в нем символических возможностей.[18, с. 98]
Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире.
Важно отметить, что невозможно составить какой-либо словарь символических значений. Дело в том, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в контексте с авторской установкой на недоговоренность.
Еще одна особенность произведений символистов в том, что они порой строятся как поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Иногда такое стремление к музыкальной гладкописи приобретает гипертрофированный характер[12, электронный ресурс].
У К. Бальмонта можно прочитать:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея...
Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.
Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию.
Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами.
Мифология стала для них арсеналом универсальных психологических и философских моделей, удобных для постижения глубинных особенностей человеческого духа и для воплощения современной духовной проблематики.
Символисты не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы.
Символизм стремился стать не только универсальным мировоззрением, но и формой жизненного поведения. Такой универсализм проявился во всеохватности творческих поисков художников.
Идеалом личности для символистов мыслился «человек-артист». Не было ни одной сферы литературного творчества, в которую бы символисты не внесли новаторский вклад: они обновили художественную прозу (особенно – Ф. Сологуб и А. Белый), подняли на новый уровень искусство художественного перевода, выступили с оригинальными драматургическими произведениями, активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы.
Особое внимание в символизме уделялось слову, основным стилем был интенсивно метафорический. Интересно об этом высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».[6, с. 665]
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Поэтому наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной сокровищницей.
Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый и, наконец, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Они как бы привили нам новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию.
"Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым" (А.Белый) [12, электронный ресурс], голоса далеких эпох, переживания забытых предков - эстетические ценности, которые сознательно культивировались символизмом начала века. Отчетливые ноты неприятия современной цивилизации, тоски по утраченной гармонии древней души звучали в творчестве разных писателей, в нашей работе мы проследим, как «голос далеких эпох» отразился в творчестве поэта Серебряного века – А.А. Блока[18, с. 64-78].
А.А. Блок: личность, особенности творчества.
Александр Александрович Блок родился в 1880-м году. Имя поэта очень многое значит для русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и «новое искусство». [25, 3-15](здесь и далее)
Как известно, на дальнейшую жизнь любого человека влияет его семья и воспитание. Блок не был исключением. На него оказало большое влияние «бекетовская» культура. Многие родственники поэта напрямую были связаны с литературой. Прабабушка Александра Александровича вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, тётя и мама занимались переводами, а также сами писали стихотворения. Сам Блок начал писать очень рано, ещё в пятилетнем возрасте. Первые свои стихотворения Александр Блок показывал только матери и тетке. Серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.
Творчество Блока разнообразно: стихи, поэмы, статьи, очерки, рецензии.
Составляя план издания своих сочинений, Блок обронил широкое и многозначительное слово – «проза». Этим словом Блок обозначил свои критические и публицистические статьи, речи, рецензии, очерки.
Когда мы условно именуем очерки и статьи Блока «прозой», мы характеризуем их своеобразие, отмечаем их эстетическую значимость, их принадлежность к искусству, иначе говоря, подчеркиваем ту их особенность, которой не часто и не в такой мере обладают критические и публицистические сочинения других авторов.
Проза создавалась Блоком на протяжении всей его литературной жизни, рядом с его стихами. Сосуществование двух этих сфер в творчестве одного автора – факт, достойный внимания.
На первом плане в статьях Блока выступает интуиция и непосредственное синтетическое восприятие. Поэтому вполне естественны переклички стихов и прозы. Так, например, в статье «Поэзия заговоров и заклинаний» (1906) – со стихотворением «Русь» (1906).
Свое исследование мы начали с его прозы, а именно, статьи «Поэзия заговоров и заклинаний» [3, электронный ресурс]
В своей статье Блок утверждает, что заговоры являются основой литературной поэзии:
«Заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядности, оказались тою рудой, где блещет золото неподдельной поэзии; тем золотом, которое обеспечивает и книжную "бумажную" поэзию - вплоть до наших дней»
Это утверждение Блок блестяще воплотил в своём творчестве. Как известно, своими корнями символизм поэта уходит в эпоху Средневековья, т.е. ту эпоху, которую А.Н. Веселовский назвал эпохой второго мифотворчества[8, с. 188]. Данное время породило поэзию заговоров, которая дошла до нашего времени и стала источником поэтического вдохновения для многих творцов.
«… там, где поселяется привычка, блеск поэзии затуманивается, притупляется ее острие. И потому истинные перлы первобытной поэзии сверкают там, где неожиданное, непривычное событие падает на голову человека, возбуждает его гневом, тоской или любовью, распирает стены избы, лишает почвы под ногами и поднимает еще выше холодное, предутреннее небо. Здесь играет свободная и живая поэзия…»
Я полностью согласна с поэтом, так как именно заговоры и заклинания в своей первобытной красоте стали основой для поэзии, образы природы и окружающего мира, которыми они полны, стали чашей, из которой по сей день черпают символы и мотивы. Именно поэтому в современном мире заговоры приобрели исторический и эстетический интерес и тщательно собираются и исследуются.
Также Блок пишет о «непонятной для нас, но очевидной и простой для древней души вере в слово»:
«Приемы обрядов-заклинаний, а отсюда и всех народных обрядов, можно сблизить с магией, как позитивной наукой. Этим объясняется твердая вера в силу чар и осуществимость заклинаний. Заклинатель всю силу свою сосредоточивает на желании, становится как бы воплощением воли. Эта воля превращается в отдельную стихию, которая борется или вступает в дружественный договор с природой - другою стихией. Это - демоническое слияние двух самостоятельных волений; две хаотические силы встречаются и смешиваются в злом объятии. Самое отношение к миру теряется, человек действует заодно и как одно с миром, сознание заволакивается туманом; час заклятия становится часом оргии; на нашем маловыразительном языке мы могли бы назвать этот час - гениальным прозрением, в котором стерлись грани между песней, музыкой, словом и движением, жизнью, религией и поэзией. В этот миг, созданный сплетением стихий, в глухую ночь, не озаренную еще солнцем сознания, раскрывается, как ночной цветок, обреченный к утру на гибель, то странное явление, которого мы уже не можем представить себе: слово и дело становятся неразличимы и тожественны, субъект и объект, кудесник и природа испытывают сладость полного единства. Мировая кровь и мировая плоть празднуют брачную ночь, пока еще не снизошел на них злой и светлый дух, чтобы раздробить и разъединить их.
Только так можно объяснить совершенно непонятную для нас, но очевидную и простую для древней души веру в слово. Очевидно, при известной обстановке, в день легкий или черный, слово становится делом, обе стихии равноценны, могут заменять друг друга; за магическим действом и за магическим словом - одинаково лежит стихия темной воли, а где-то еще глубже, в глухом мраке, теплится душа кудесника, обнявшаяся с душой природы»
Современному человеку любое заклинание кажется порождением народной темноты: во всех своих частях оно для него нелепо и странно. Так когда-то относилась к нему и наука, но даже точная наука убедилась, теперь в практической применимости заклинаний, после того как был открыт факт внушения. Как можно внушить что-то не веря в это? Это было частью их мировоззрения, мироощущения, желание, воплощение воли, поэзия. То, что, по их мнению, могло спасти или убить, заставить полюбить или разлюбить – это их жизнь, в которой человек и природа достигают полного единства.
Кроме того, Александр Блок отмечает отсутствие самостоятельной эстетической функции в заговоре, то есть красота и польза в единстве:
«В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно»
«Народная поэзия ничему в мире не чужда. Она - прямо противоположна романтической поэзии, потому что не знает качественных разделений прекрасного и безобразного, высокого и низкого»
Современная наука располагает многими текстами заговоров. Их делят обыкновенно, по цели, которую они преследуют, на заговоры, касающиеся любви и брака, болезней и здоровья, частного быта и общественных отношений, отношений к природе и к сверхъестественным существам. Во многих сборниках преобладают самые однообразные и простые заговоры. «Тёмный» народ не разрывает понятие красоты и пользы, вот почему они одинаково заговаривает зубную боль и тоску, успех в торговле и любовь. Для него заговор - не рецепт, а заповедь, для народа было прекрасно всё: и житейские заботы, и мечты о любви, высоки и болезнь и здоровье и тела и души.
На протяжении всей статьи Блок сравнивает поэта и знахаря, ставя их на одну ступень, выявляя схожесть между ними:
«Колдун – самодовлеющий законодатель своего мира; он создал этот мир и очаровал его…»
«Он (колдун) – таинственный носитель тех чар, которыми очарован быт народа…»
Поэт – творец. Текст – это место, где он осуществляет поэтическое творение. Внутренняя структура поэзии – это особым образом организованный язык, корневая суть языка. Язык поэтому мыслится не только как строительный материал поэзии. То же самое можно сказать о любой другой коммуникации, направленной на постижение мира и человека в нем. Здесь стоит заострить внимание на знахаре(колдуне), он так же, как и поэт использует язык, который особым образом организован в заговорах, с целью познать мир, окружающий его, и найти своё место в нем[29, сл.ст.].
Блок в своей статье писал, что психология народных обрядов коренится в религиозном миросозерцании. Заклинающий человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки религии. Заклинание – это древнейшая форма религиозного сознания.
Так же, я считаю, стоит отметить, что Блок использовал авторитетные источники для своего времени – это и И.П.Сахаров «Сказания русского народа», и работа А. Н. Веселовского "Разыскания в области русского духовного стиха", и Е. В. Аничков "Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян" и многие другие. В своих примечаниях он отметил двадцать один источник.
Именно народная поэзия является источником изобразительных средств для поэзии, как считал Блок. Я думаю, что это проявляется в его цикле стихов, посвященных Прекрасной Даме. Начало его творческого пути связано с самым дорогим русскому человеку началом Православия — женским началом, преклонением перед Богородицей. Поэтому поэту стал так близок миф о Софии — Душе Мира.
Началом своей мистической философии, следуя В. Соловьеву, поэт называет «женственное». «Женственное» находит воплощение в «Стихах о Прекрасной Даме». В этом Блок тоже созвучен эпохе (вспомним развернутую концепцию Бердяева о значении «женского начала» в культуре).
Именно чаяния прекрасного преображения определили «тезу» младосимволистов в начале 1900-х гг. Кризисная ситуация начала ХХ века воспринималась ими как онтологическая борьба добра и зла, требующая своего разрешения: «В минуту смятения и борьбы лжи и правды (всегда борются бог и диавол — и тут они же борются) взошли новые цветы — цветы символизма всех веков, стран и народов», — писал Блок в декабре 1901 — январе 1902 гг., объясняя причины возникновения символизма. Юный Блок осознает теургическую задачу поэзии: «Стихи — это молитвы», то же он говорил о заговорах в своей статье.
Цикл стихов о Прекрасной Даме, написанный в полном соответствии с мистическими поисками религиозных мыслителей начала ХХ века, стал поэтическим выражением «тезы» младосимволистов. Блоку удалось воплотить новый Лик — Лик Вечной Женственности, в минуту откровения явившийся В. Соловьеву и определивший Лик новой России в эсхатологической философии русского религиозного неоренессанса. Но в стихах Блока ясно угадывались два плана: «соловьевский», мистический, и реальный, земной — образ «розовой девушки». Очень скоро земное стало ближе, мгновенное озарение сменилось новыми настроениями. В реальной девушке оказалось невозможно воплотить Душу Мира: «Но страшно мне: изменишь облик Ты».
Блок обращается к грешной земле и ее обитателям. Для него наступила эпоха безвременья, когда Прекрасная Дама «в поля отошла без возврата», когда соловьевские чаяния всеобщего единения в любви уже не вписывались в разрываемый страстями мир.
Образ Вечной Женственности заменяется другими народными образами, имеющими демоническую окраску. В стихах преобладает красный цвет: «красный карлик», «красное солнце», «красные пределы», «красные рогатки». В творчество молодого поэта начинает проникать огненная тревога «страшного мира». И от этой тревоги уже невозможно спрятаться в мир мистики и ожиданий. Годы подготовки первой русской революции с их внутренней духовной напряженностью, вызванной кричащими противоречиями русской действительности, стали началом кризиса русского символизма в его мистико-религиозном аспекте и началом духовного кризиса Блока[5, электронный ресурс].
К 1905 г. относятся стихи, берущие свое начало в народной демонологии. По-видимому, это означало подспудное осознание революции как явления неправедного мира, далекого от высот Прекрасной Дамы, но более близкого к земле — это были «Пузыри земли».
Блоку близко двоеверие народа, сложившееся в глубокой древности. Тайна и обаяние христианских образов и мифов соединялись в народных низах с древними славянскими верованиями, сохраненными в великих лесах. Русский человек продолжал ощущать свою связь со стихиалями — незримыми хозяевами Природы. Строгий аскетизм раннего христианства не мог обеспечить всех требований биологической жизни. В результате этого и создавалась основа национального двоеверия, сохранившегося до ХХ века и нашедшего отражение в творчестве Блока.
В цикле «Болотные чертенятки» происходит падение с мистических высот в подземное царство демонологии:
Вот — сидим с тобой на мху
Посреди болот.
Третий — месяц наверху –
Искривил свой рот.
Я, как ты, дитя дубрав,
Лик мой также стерт.
Тише вод и ниже трав –
Захудалый чорт.
Здесь лирический герой Блока чувствует себя не отстраненным рыцарем, а родным и близким стихии, которая определит его дальнейшую жизнь. Зимы 1906, 1907 гг. стали для Блока временем «дионисического опьянения», принятием «эстетического оправдания» мира. Этому способствовали вечера в театре В. Ф. Комиссаржевской, где готовилась к постановке пьеса «Балаганчик», знакомство с Н. Н. Волоховой. Начинался период «Снежной маски». Блок знакомится с трактатом Ф. Ницше «Происхождение трагедии», который произвел на него «большое впечатление» и под влиянием которого сделаны наброски драмы «Дионис Гиперборейский». Драмы не получилось. Рождался «снежный» лирический цикл[18, здесь и далее].
Дионисизм цикла «Снежная маска» — воплощение демонических мотивов, разгула неправедных стихий, отражение распада семьи, утраты прежних идеалов. Поэт, по собственному признанию, идет «к Дионису».
В цикле сказалось «дионисическое» влияние Ницше. Блоку было очень близко понимание Ницше процессов творчества: сначала «дионисическое» слияние с миром, восприятие его как «музыкального настроения», а затем переход к искусству Аполлона — видимым образам. И самое главное: «Художник отрекся от своей субъективности еще при той стадии творчества, в которой действовало влияние Диониса» . Этим поэт объясняет свое желание утвердить связь с жизнью, стремление «слышать» действительность. Таким образом, в нем проявляется отцовская музыкальная одаренность, воплотившаяся в необычайном внутреннемощущении жизни как музыки, гениальным чувством ритма и звука, ставшими поэтическими доминантами его творчества.
В конце 1906 — начале 1907 гг. «гераклитовско-дионисическое» восприятие было особенно близко А. Блоку. В его творчество действительно вошел образ огня. В июле 1906 г. поэтом была написана статья «Михаил Александрович Бакунин», в которой отмечено, что перед современным человеком раскинулось «новое море» «тез» и «антитез». Блок призывал: «Займем огня у Бакунина! Только в огне расплавится скорбь, только молнией разрешится буря…» . Здесь действительно образ огня воспринимается как образ очищающий. Но этот образ у Блока многомерен и многолик. В октябре того же, 1906 г., он пишет статью «Безвременье». И в ней бушует другой огонь — огонь отчаяния и пустоты, бросающий зловещий красный свет на все вокруг.
Блок впоследствии не любил вспоминать годы «Снежной маски».
Но события первой русской революции породили не только субъективизм цикла «Снежная маска», выразили не только снежную «горечь-радость», они еще способствовали и тому, что поэт вышел из замкнутого круга своих личных ощущений и начал чувствовать связь с Родиной, с Россией.
Раздумья о Родине нашли свое отражение в стихотворении «Русь» (26 сентября 1906 г.) и в статье «Поэзия заговоров и заклинаний» (октябрь 1906). Проснулась любовь к народной культуре, интерес к загадочной Руси. Судьба Родины трагична, и поэтому окрашена внутренним трагизмом и судьба поэта, его любовь. Глубоко личная и общественная темы сливаются у Блока в одно целое, перекрещиваются, переплетаются, давая феномен блоковской лирики.
Желание поэта в символических образах описать жизнь, объясняет использование образов птиц, имеющих конкретно-историческое объяснение, помогают приблизиться к тайным механизмам жизни. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел», более «прозаические» «петух», «сова», но и «мифологические» (фантастические) Сирин, Алконост, Гамаюн. Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. Блок проявляет себя необычайно зорким, наблюдательным художником.
В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое значение, т.е. для поэзии Блока характерно постоянство значений птичьих образов. В ряде случаев значение восходит непосредственно к мифологическим традициям. Возможно, это объясняется особенностями поэтического мировидения Блока, который стремится к философскому осмыслению жизни.
В своем исследовании мы рассмотрим, образы каких птиц использует Блок, а так же выясним, каковы их истоки.
Глава 2. Мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока.
В различных мифопоэтических традициях птицы выступают как непременный элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. «Они выступают как особые мифопоэтические классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, плодородия, изобилия, подъема, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания,, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т.д.». [16, электронный ресурс; здесь и далее]
Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических, или существ гибридной природы, обладающих признаками птиц (крылья, перья, умение летать). На мировом древе или древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа выступает наиболее царственная – орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами.
Широко распостранены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени. Выступают в качестве тотемов голубь, орел, аист , ворон, сова , филин, воробей и т.д.
В славянской мифологии птица занимает особое и очень значимое место. Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами.
Ворон - демонический персонаж русской мифологии. Он считался самой мудрой и вещей птицей. В волшебных сказках он добывает мертвую и живую воду, представляет ветер. По христианским традициям эта птица стала символом дьявольских сил.
В поэзии Блока в образе ворона можно выявить традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице[18; здесь и далее]. Ворон всегда черный. Ворон в поэзии Блока олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль:
…Там ворон каркает высоко,
И вдруг - в лазури потонул.
Из бледноватого далека
Железный возникает гул.
( «Я тишиною очарован…»
18 апреля 1902)
Разные стихотворения (1904-1908)
Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.
21 августа 1905
Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
Томный голос пеним нежным
Мне поет о южных ночах.
(«Три послания»
февраль 1910)
В следующем стихотворение смерть и образ ворона отождествляются:
И пусть над нашем смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят Царствие Твое!
(«Рожденный в годы глухие…»
8 сентября 1914)
Голубь - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. С голубем соединилось представление о счастье и любви. Известна миротворческая роль этой птицы. В колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребенка.
В поэзии Блока образу голубя всегда сопутствует мотив полета, высоты. В самом образе актуализированы значения, восходящие к библейской традиции: воплощение божьего благословения, обновление жизни, как результат божьего прощения, абсолютная чистота души, воплощение кротости и смирения.
Голуби у Блока «послушные», «целующиеся», «воркующие»:
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
Рассыпала Царевна зерна,
И плескались белые перья.
Голуби ворковали покорно
В терему - под узорной дверью…
(«Царевна смотрела заставки…»
14 декабря 1902)
В стихотворение «Царевна смотрела заставки…» образ голубя употребляется Блоком в традиционном значении: воплощение кротости и смирения.
Из цикла «Распутья» (1902-1904)
Брата брат из дальних келий
Извещал: Хвала!
Где-то голуби звенели,
Расплескав крыла.
…Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,-
Голубиный лёт…
Апрель - май 1904
А в этом стихотворении, я думаю, воплощаются библейской традиции: воплощение божьего благословения, обновление жизни:
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Но кроме этого прослеживается мотив полета, высоты («голубиный лёт»)
Лебедь известен своей верностью; только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поет свою последнюю песню и падает на землю. Белый лебедь - символ дневного света. Дева-лебедь - дочь или спутница солнца.
Белый лебедь — солнечный, мужской знак — стал блестящим героем оперы Вагнера «Лоэнгрин» и других историй о рыцаре-лебеде. В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете
П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Эта неоднозначность прослеживается еще с античных времен: в Древней Греции лебедь был атрибутом как Афродиты (Венеры) — богини любви и красоты, так и Аполлона — бога поэзии, прорицания и музыки.
С постоянной темой превращения в символике лебедя связан миф о лебеде и Леде: Зевс, чтобы добиться красавицы Леды, предстал перед ней в образе лебедя. Вследствие подобных мифов за лебедем закрепилась символика удовлетворенной страсти и угасающей или утраченной любви.
В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.
Лебедь у русских — распространенное ласковое обращение к женщине. В других песнях это часто символ девицы.
“Уж не лебедь ходит белая,
По зеленой травке шелковой,
Ходит красна девица душа”.
Невеста часто носит название “лебедушки и лебеди белой”. В мордовской песне “Лебедь” поется:
“Птица хорошая — лебедь,
Птица прекрасная лебедь!
Богом любимый лебедь,
Богом хранимая птица.
Словно белый снег его перья,
Словно в черных чулках его ноги,
Словно медная труба у него шея,
Словно медная братина зоб,
Как серебряный клюв у лебедя,
Кончик клюва его позолоченный.
Лебедя послал вышний бог,
Птицу послал бог Нишке,
Над землей летать,
В небесах парить,
Жизнь людей посмотреть” (Морохин, 1994).
В поэзии Блока в образе лебедя - значения, восходящие к мифологическим представлениям. Для поэтов-романтиков пушкинской поры да и их предшественников (Г.Державин) образ лебедя связывался главным образом с представлениями о поэте и поэзии. Для Блока же лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты, русского национального космоса, любви, воспоминаний, меланхолии. Во всей полноте образ птицы – лебедя раскрывается в цикле А.Блока « На поле Куликовом».
Цикл из пяти стихотворений. Для Блока Куликовская битва имела мистический и пророческий смысл. В примечании к поэме в третьем томе Собрания стихотворений он пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Торжественно-тихое стихотворение «Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. «В криках, плеске и трубах лебедей» есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы. В финале цикла в «плеске и трубах лебедей» угадывается потенциальное столкновение двух конкретно не определенных сил». По мнению С.П.Ильева, «обращение Блока… к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию».
У Блока «лебединая краса», «сердце лебединое».
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали,
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвдой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
( «На поле Куликовом»
8 июня 1908)
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
( «На поле Куликовом»
14 июня 1908)
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
( «На поле Куликовом»
23 декабря 1908)
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты –
Кинулась из степи чёрная мгла…
19 июля 1910
В стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» автор вместе с символом лебедя использует образ сокола.
В древнеегипетских мифах бог света и неба Гор изображается в виде сокола (или человека с головой сокола). Бог солнца Ра также представлялся в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
В славянской мифологии сокол является символом мужской богатырской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре. В этом стихотворении, я думаю, Блок использует в сочетании эти птичьи образы, чтобы показать противостояние крестьян и царских войск в тяжелое революционное время.
В темном парке под ольхой
В час полуночи глухой
Белый лебедь от весла
Спрятал голову в крыла.
Июнь 1909
Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Соловей — вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов. Символ свободы, «вольная пташка» веселья, удовольствия. По частоте упоминания в русских народных песнях и былинах среди всех птиц соловей стоит на четвертом месте. В России в XIX веке, вспомним Некрасова, крестьяне даже создавали особые «соловьиные заповедники». В русской народной песне соловей являет собой звонкое песенное начало (Гусев, 1996). Его символика связана с молодостью и весельем.
В поэтическом творчестве А.А.Блока соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало:
Сирени бледные дождем к земле прибиты…
Замолкла песня соловья;
Немолчно говор слышится сердитый
Разлитого ручья…
(«После дождя»
1 июня 1899)
Как прощались, страстно клялись
В верности любви…
Вместе таин приобщались,
Пели соловьи…
5 сентября 1909
Фольклорный сюжет о блаженной стране, где годы кажутся минутами, превращен Блоком в сказку о «Соловьином саде». Поэма небольшая. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиные песни соединяют душу человека с идеальным, возвышенным.
Мифологической семантикой наполняется образ-символ соловьиного сада. «Поэтический образ сада оформлялся под влиянием библейского образа рая: тенистые деревья, ручьи, птицы и соловей».Блок ищет образно-сюжетное воплощение темы ухода из плена красоты и любви, воплощая ее в возвышенном и праздничном древнерусском стиле. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о “страшном мире”.
«Альтернатива любви и долга, наслаждения и духовной диеты, страсти и аскетизма, искусства в жизни изначально живет в его [Блока] поэтическом сознании и находит выражение в его трилогии « вочеловечивания ».
Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. У Блока журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли взлетают или кричат в небе:
…Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным...
Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет...
О чем звенит, о чем, о чем?
Что' плач осенний значит?
(«Осенний день»
1 января 1909 )
В стихотворении «Русь» чувствуются образы из фольклора и старинных преданий. Центральный образ стихотворений – Русь, Родина. Образ птицы мы тоже встречаем. В этом стихотворении образ журавля связан с грустью, с тревожностью. Трагическую атмосферу, кроме этого, нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
(«Русь»
24 сентября 1906)
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И над южным морем стонут
Журавли.
(«В углу дивана»
9 января 1907)
Блок стремится к символическому осмыслению образа птицы. Поэт запечатлевает особые, неповторимые мгновения, когда лирический герой постигает красоту, чувствует себя счастливым или несчастным, любит и любим.
«Единство лирики Блока коренится, прежде всего, в необычайной устойчивости блоковского слова. При том, что способы изображения и отношения слова к действительности меняются. На протяжении его творчества, основа его словаря остается неизменной. Для множества стихотворений Блока характерно тяготение к словесно образному единству, которое создается разными способами. Образный строй ряда стихотворений продиктован исходным образом, который вынесен в начало стихотворений».Образное единство проявляется в образном соответствии. Так в строках: «Сердце - легкая птица забвений / В золотой пролетающий час…» связаны слова «птица» и « пролетающий».
У Блока нет любимой птицы. Он использует образы лебедей, журавлей, воронов, соловьев.
Менее частыми в поэзии А.А.Блока являются образы петуха, криком которого «заливалось утро»:
Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.
(«Шаги командора»
Сентябрь 1910 – 16 февраля 1912)
Орел, тоже очень редко встречается в поэзии Блока. С древнейших времен орел – символ победы. Блок использует образ орла, чтобы предсказать грядущую победу:
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой.
(«На поле Куликовом»
14 июня 1908)
Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица.
Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами.
Как ночная птица сова — символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду. В сов могут обращаться ведьмы, колдуны, злые духи. Ей приписывали дар пророчества, возможно, из-за способности видеть в темноте.
В христианстве сова символизировала силы тьмы, запустение, уединение, скорбь, дурные вести. Крик совы — это «песня смерти». Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще загадочное, сова стала символом нечисти и колдовства. Кроме того, сова символизирует одиночество, она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, в этом качестве она присутствует на изображениях св. Иеронима. Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал собой ради Человечества. Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия. Сова, символизирующая мудрость, у Блока превращается в «старуху», а чайка - в «деву ».
«Коршун» - последний «плач» над обездоленной родиной. « Два образа – символа: коршун и мать – и в них судьба России. И трагическая сила двух заключительных вопросов:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Кроме того, образ коршуна у Блока составляет образ крупной хищной птицы, наделяемой символикой нечистоты (возможно, потому что питается падалью) и смерти:
Иль на возлюбленной поляне
Под шелест осени седой
Мне тело в дождевом тумане
Расклюет коршун молодой?
Август 1909
В поэме «Возмездие» появлению молодого ученого в доме Бекетовых предшествует лейтмотив ястреба:
Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за ругом плавный круг…
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел-чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг.
Лейтмотив ястреба возвращается:
Так-
Вращает хищник мутный зрак,
Больные расправляя крылья.
«Мотив ястреба вырастает в мотив страсти-ненависти, «любви вампирственного века».
Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые символически связаны с возрождением и обновлением. Птицы у Блока «вольные», «летящие», «ускользающие», «легкие». В стихотворении «Весенний день прошел без дела…» «…Скучала за стеной и пела, Как птица пленная, жена» (1909).Образ «снежной птицы» возникает в стихотворении «Они читают стихи»(1907).Голос и крик птичий связаны с жизнью и возрождением.
Образ легкой, доброй и свободной птицы появляется в стихотворении 1913 года «Художник». Стихотворение посвящено тайне творчества и вдохновения. «Для Блока-романтика гармония - только отзвук « миров иных»; в ней и благословение и проклятие. Романтик верит в чудодейственную силу слова и ждет от него преображения мира. Ему мало гармонии стихов, ему нужна гармония космоса. Ограниченность искусства кажется ему тюрьмой, а красота его - лживым подобием».Блок изображает неудачу искусства такими словами:
И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести,
Птицу, летевшую душу спасти.
Творческий порыв исчерпан. В мире стало больше одной прекрасной поэмой, одной вдохновенной симфонией. Вот и все. Мир не преображен. Все по – прежнему: «Смерть и время царит на земле» (В.Соловьев):
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду - и скучаю опять.
«Мотив полета, легкости становится в цикле Блока «Заклятие огнем и мраком» лейтмотивом (в стихотворении «О, что мне закатный румянец…»: «Вновь летит, летит, летит…»), а образ птицы - главным в системе образов: «Сердце, взвейся, как легкая птица…» ( « В бесконечной дали коридоров…»).
Для Блока жизнь-это движение, становление, умирание и рождение, жизнь-это история; а история-это жизнь. И это относится ко всякой жизни…
Глава 3. Разработка системы занятий по творчеству А. Блока.
Поэзия "серебряного века" - важнейшая составная часть этого "русского культурного ренессанса" (Н.А. Бердяев), впитавшего в себя традиции практически всех предыдущих эпох и указавшего пути развитию искусства нашего столетия. По словам B.C. Библера, в начале XX века "формируется новая всеобщая ориентация разума на идею взаимопонимания, общения через эпохи".
Лирика "серебряного века" - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности старшеклассника, так как именно в этом возрасте у учащихся с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Одиннадцатиклассникам, в силу особенностей самоорганизации их эмоциональной сферы, близко пристальное внимание поэтов "серебряного века" к внутреннему миру человека, к состоянию его души. В новом, неожиданном для них свете предстают в этой поэзии природа человека, его место в обществе, сам мир, философские и нравственные основы бытия.
Все в ней как бы рассчитано на расширение художественной впечатлительности читателя, обострение всех сторон его эмоционального мира. В лирике рубежа XIX -XX веков возрастает творческая роль читателя, "искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания" (М.Л. Гаспаров).
"Серебряный век" русской поэзии занимает особое место в программах по литературе 11 класса. Поэтическое наследие В. Соловьева, Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, И. Северянина и других становится предметом чтения и изучения на уроках литературы. Их произведения обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса старшеклассников к поэзии вообще.
Изучение поэзии "серебряного века" обогатит представление выпускников об историко-литературном процессе, развитии искусства в данный период, повысит уровень восприятия поэтических текстов, культуру чтения, будет способствовать нравственно - эстетическому воспитанию учащихся.
Но для того, чтобы учащиеся могли полностью осознавать идейное содержание поэзии Серебряного века, я считаю, что учитель должен построить урок так, чтобы дети могли взглянуть на неё через призму мифологии и фольклора. Только тогда учащиеся смогут точно и полно понимать глубокий смысл поэзии Серебряного века.
Но так как я не преподаю в 11 классе, я решила разработать урок в 8 классе по циклу стихотворений А. Блока «На поле Куликовом».
Жизнь и творчество А. А. Блока вряд ли хорошо известны восьмиклассникам, но я все же напомню им, что в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной они знакомились со стихотворением Блока «Встану я в утро туманное...», а в 6 классе — со стихотворением «Летний вечер». Но только в 8 классе программа по литературе включает в себя краткий рассказ о жизни поэта, выделяя, прежде всего, в его творчестве историческую тему. Поскольку эта тема в связи с Блоком впервые возникает в процессе школьного литературного образования, следует сказать о ней подробнее.
Рубеж XIX—XX веков был для России кризисным, и кризис этот состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Блок понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Положение России, разделенной на два враждебных стана, Блок уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. Именно об этом создает поэт цикл стихов «На поле Куликовом».
Наиболее сложным духовно-идейным вопросом для этого цикла является вопрос о соотношении в нем «исторического» и «современного». И хотя за образами борющихся станов Блок подразумевает современных людей и события, но здесь не просто «исторический маскарад», поскольку с пронзительной силой у поэта возникает лирически-обобщенный образ реального исторического события.
В марте 1908 года Блок, выступая перед сытой и нарядной публикой, говорил: «Да, мы накануне «великого бунта». В тревожные для Блока времена появились стихи: 7 июня было написано первое из пяти стихотворений, составивших цикл «На поле Куликовом», на следующий день — второе, через неделю — третье. Меньше всего хотелось Блоку просто воскресить страницу отечественной истории. Позже Блок пояснит: «Куликовская битва принадлежит... к символическим событиям русской истории».
Чувство исторической современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций или сентенций. Источником веры Блока в будущее была Россия. Черты женского образа Блок переносит на Россию. Блок создает динамический образ родины, устремленный вперед, в «даль веков»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь.
(Использованы материалы П. Громова, В. Орлова.)
Изучение темы целесообразно вести «вслед за автором», т. е. в порядке следования стихотворений в цикле. Общее опережающее задание всем учащимся: подготовиться к выразительному чтению и анализу первого стихотворения. После вступительного слова учителя о Блоке и об истории создания цикла уместно было бы прочитать в классе первые два стихотворения, предложив учащимся определить, какую роль играют в «этой драме из пяти актов» пять стихотворений, представляющие собой ту почву истории, которая должна быть духовным оружием современного человека в его сегодняшней борьбе.
Урок 1
Тема: А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».
Цели:
Образовательная: краткое знакомство с биографией А. А. Блока; выявить специфику трактовки темы Родины в лирике Блока; раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России; дать представление о лирическом цикле; стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
Развивающая: развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию; развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;
Воспитательная: воспитывать патриотизм, ответственность перед родной страной.
I. А.А. Блок как выдающийся русский поэт-символист.
Слово учителя.
Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница XX и XXI веков, такой более ста лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, перед началом XX века, Александру Блоку двадцать лет.
С пяти лет он начал “сочинять”, позже — “издавал” в одном экземпляре рукописные журналы, пробуя свои силы в разных жанрах литературы и журналистики — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Близкие, особенно мать, поддерживали его в литературных начинаниях.
После окончания гимназии, в течение последних лет девятнадцатого столетия, Блок вновь проживает русскую поэзию – от Жуковского до Фета. Ему дороги Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Полонский. Он проникается романтическими мотивами, образами русской поэзии. Эти годы он ощущает как время «Перед рассветом»; поэта волнуют смутные надежды, поиски Идеала, “неведомого Бога”. В “предрассветных сумерках” Блок пытается ощутить духовные основы жизни, предчувствует преображение мира. Но своё творчество Блок хранит в глубокой тайне, как нечто сокровенное.
В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность таинствам мира. Он изучает философию Платона и проникается идеей “двоемирия”, сосуществования двух миров – реального и идеального.
В 1901 году Блок знакомится с творчеством выдающегося философа и поэта Владимира Соловьёва. Идеи Соловьёва имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьёва Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причём то, что происходит здесь, на земле, — только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть земными глазами человека: их возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.
Поэт связывает земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе идеал:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Она, Прекрасная Дама — главный символ его ранней лирики.
Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображённым, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка». Блок становится одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выразили неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.
Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи. Символизм в российской живописи — это работы М.К. Чюрлёниса, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова.
(Покажем ученикам репродукции работ этих художников.)
Годы после революции 1905–1907 годов Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжёлый душевный кризис. Постепенно из-под спуда сомнений и горького переживания несбывшихся надежд на преображение мира пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока: выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, суждённого ему и его Родине. Образ России становится символом веры в будущее. Личная судьба поэта тесно связана с судьбой страны. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.
II. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».
— Как вы понимаете слово “цикл”? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?
Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.
Читаем стихотворный цикл «На поле Куликовом».
Варианты работы: ученики читают цикл самостоятельно; цикл читает вслух учитель или заранее подготовленный ученик, просмотр видеоряда, где читается стихотворение.
Предложим ученикам высказать свои мнения о цикле «На поле Куликовом».
— Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём? Сравнить.
Домашнее задание. Составить план цикла «На поле Куликовом»; определить размер, выписать основные образы каждого стихотворения, обратиться к трёхтомнику А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»(3 том предметный указатель) – найти ключевые образы; сравнить с образами Блока.[4]
Урок 2
Тема: Фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А. Блока.
Цель занятия:
Выявить особенности осмысления А. Блоком исторических событий далёкого прошлого; выявить фольклорные традиции, которые явились истоком в формировании образа птиц в творчестве А. Блока.
Ход урока:
I Оргмомент. Объявление целей урока.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжаем работать с творчеством А. Блока.
Учитель объявляет общую цель урока, просит детей сформулировать свои цели, важные только для них.
II Групповая работа над анализом фольклорных образов.
№1
Образы
Значение у А. Блока
Фольклорное значение
Река
Русь-жена
Путь
Степь
Мгла
№2
Образы
Значение у А. Блока
Фольклорное значение
Река
Лебедь
Путь
Степь
№3
Образы
Значение у А. Блока
Фольклорное значение
Поле
Лебедь (крики лебедей)
Ночные птицы
Степь
Орлий клёкот
№4
Образы
Значение у А. Блока
Фольклорное значение
Вековая тоска
Могучая тоска
Конь (кобылица)
№5
Образы
Значение у А. Блока
Фольклорное значение
Плеск и трубы лебедей
Мгла
III Афиширование работы, проделанной в группе
Глубокое понимание стихов цикла возможно в контексте всей поэзии Блока, поэтому в основном обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы, сопоставив их с мотивами стихотворения «Родина»: это образы реки, степи — поля, долгого пути — долгой дороги, тоски безбрежной, вековой — тоски острожной, мотив повторения роковых событий:
“Опять с вековою тоскою…”, “Опять над полем Куликовым…” — “Опять, как в годы золотые…”; мотив страдания: “До боли // Нам ясен долгий путь!” — “…И крест свой бережно несу…”.
Выделим мотивы и образы, свойственные именно этому циклу.
Особого внимания требует образ мглы – “ночной и зарубежной”, “И мглою бед неотразимых…” (Вл. Соловьёв), “Опять над полем Куликовым // Взошла и расточилась мгла, // И словно облаком суровым, // Грядущий день заволокла”, “за разливающейся мглой”.
Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, зорях и тумане.
Откуда могли возникнуть такие образы?
IV Итог
Слово учителя:
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» впитал все народные традиции, автор использует народные символы и образы, которые создают ощущение достоверности.
V Рефлексия
Можно использовать незаконченные предложения:
Сегодня на уроке я....
Научился...
Было интересно..
Было трудно...
Мои ощущения...
Этот урок дал мне для жизни....
Больше всего понравились задания...
Домашнее задание: эссе тема «Значение фольклорных элементов в литературе» (на примере творчества А. Блока)
Заключение
Предпринятое исследование посвящено анализу семантики и функции фольклорных образов и мотивов, которые использует А. Блок в своем творчестве.
В центре внимания творчество поэта-символиста А. Блока, фольклорные образы и мотивы, которые использует поэт в своем творчестве, а так же их истоки.
В результате исследования фольклорных элементов в поэзии А. Блока, мы пришли к следующим выводам:
1. Одной из актуальных проблем современной филологической науки является изучение роли фольклора в литературе символизма. Фольклоризм литературы XIX-XX веков, по нашему мнению, нуждается в более детальном изучении.
2. Анализ особенностей фольклоризма поэта-символиста дает обобщающую картину общественной, литературной и культурной жизни эпохи. Смысл поэзии символиста А. Блока полнее и глубже раскрывается под углом зрения фольклоризма.
3. Изучение литературно-фольклорных связей представляет не только историко-литературный интерес, но оно важно прежде всего в теоретико-методологическом аспекте, поскольку позволяет от анализа конкретных фактов обращения отдельного поэта или художественного направления к фольклорным традициям перейти к исследованию всеобщих закономерностей историко-литературного процесса.
В результате анализа статьи А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний» мы пришли к выводу, что поэт осознанно обращается к народному творчеству. В данной статье Блок утверждал, что народная поэзия является основой литературного творчества, процесс поэтического творчества сравнивает с магическим актом и видит в народном исполнителе предшественника поэта.
А. Блок, используя в своем творчестве мифологические образы и символы, наполняет их новым значением. Так, нами проанализированы образы птиц: ворона, голубя, лебедя, сокола, соловья, журавля, петуха, орла, совы, чайки, коршуна, ястреба. К этим образам мы обратились, потому что это помогло нам объяснить особенности поэтического мировидения Блока, который стремится к философскому осмыслению жизни. Желание поэта в символических образах описать жизнь, объясняет использование образов птиц, имеющих конкретно-историческое объяснение, помогают приблизиться к тайным механизмам жизни.
Образ птицы
Мифологическое значение
Блоковское дополнение
Ворон
Ворон - демонический персонаж русской мифологии. По христианским традициям эта птица стала символом дьявольских сил.
Ворон в поэзии Блока олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль
Голубь
Голубь - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. С голубем соединилось представление о счастье и любви.
В поэзии Блока образу голубя всегда сопутствует мотив полета, высоты. В самом образе актуализированы значения, восходящие к библейской традиции: воплощение божьего благословения, обновление жизни, как результат божьего прощения, абсолютная чистота души, воплощение кротости и смирения.
Лебедь
Лебедь известен своей верностью; только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поет свою последнюю песню и падает на землю. Белый лебедь - символ дневного света. Дева-лебедь - дочь или спутница солнца.
Лебедь у русских — распространенное ласковое обращение к женщине. В других песнях это часто символ девицы. Невеста часто носит название “лебедушки и лебеди белой”.
Для Блока же лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты, русского национального космоса, любви, воспоминаний, меланхолии.
Соловей
Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Соловей — вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов.
В поэтическом творчестве А.А.Блока соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало.
Фольклорный сюжет о блаженной стране, где годы кажутся минутами, превращен Блоком в сказку о «Соловьином саде». Поэма небольшая. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека.
Журавль
Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь
У Блока журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье.
Петух
Вестник утра
Орел
С древнейших времен орел – символ победы.
Блок использует образ орла, чтобы предсказать грядущую победу.
Сова
Сова символизирует мудрость
У Блока превращается в «старуху»
Чайка
фольклорный символ означает смерть и возрождение, страдание, оберег, надежду на спасение, на новую жизнь.
У Блока чайкапревращается в «деву»
Результаты нашего исследования можно применять в школьной практике. Мы разработали систему уроков по циклу стихотворений А. Блока «На поле Куликовом», где применили наше исследование. Учащиеся анализировали фольклорные образы, в том числе и символы птиц, выявляя их фольклорное значение и то значение, которое они принимают в поэтическом тесте Блока. Все свои выводы они заносили в таблицы, заранее приготовленные учителем.
Об эффективности пока сказать сложно, так как уроки не апробированы, потому что по программе уже были изучены ранее.
Список литературы:
Литература
Азадовский М.К. История русской фольклористики: в 2 т. – М., 1963.
Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2т. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1980. – 527 с.
Анненский И. Избранные произведения. – Л., 1988.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994.
Афанасьев А. Н. «Происхождение мифа» Статьи по фольклору, этнографии и мифологии // сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. – М., 1996.
Блок А.А. Записные книжки 1901-1920. – М.: Художественная литература, 1965. – 665 с.
Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. и др. Русское народное творчество. – М., 2000.
Веселовский А.Н. Миф и символ // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Вып. 19. – Л.: Наука, 1979. – С. 186–199.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика / сост., подгот. текста А. Горского. – М., 1989.
Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. – СПб., 1998.
Выходцев П.С. На стыке двух художественных культур: Проблема фольклоризма в литературе // Русский фольклор. Т. XIX: Вопросы теории фольклора. – Л.: Наука, 1979. – С. 3–30.
Гаспаров М.М. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века» 1890 – 1917. Антология. – М, 1991.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л., 1999.
Жуковская Р.И. Родной край. – М., 1999.
История русской советской поэзии, 1917–1941 / отв. ред. В.В. Будник. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. – 416 с.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 2003.
Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 2005.
Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л., 1975.стр 5 -385
Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 736 с.
Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965. – 328 с.
Померанцева Э.В. Детский фольклор // Русское народное творчество. – М.: Высшая школа, 1966. – С. 292–302.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 2003.
Сахаров И.П. Песни русского народа. – СПб., 1838–1839. – Ч. 1, 4. – 168, 494 с.
Сахаров И.П. Русские народные песни: Сказания русского народа. Т. 1, кн. 3. – СПб.,1841. – 276 с.
Серебряный век русской поэзии / сост., вступ.ст., примеч. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 1993.с. 3-16
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: ЭлисЛак, 1995.
Смирнова Л. Русская литература конца XIX – начала XX века. – М., 1993.
Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа; Вече, 2002.
Мифы народов мира. Энциклопедический словарь: в 2 тт. – М.1997.
Славянские древности. В 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. – М.: 1999-2011.
Интернет-источники:
Богданов К.А. Повседневность и мифология. URL:http://www.booksite.ru/localtxt/pov/sed/nev/nost/2.htm
Б. Соловьев. А. Блок. URL:http://blok.ouc.ru/solovev-blok.html
Вольф О. Фольклорные традиции в лирике поэтов Серебряного века. URL: http://www.proza.ru/2010/08/04/660
Дипломная работа. Цвет и звук в лирике А. Блока.
URL: http://works.tarefer.ru/44/100179/index.html
Ильенко А.И. Лирическая трилогия А. Блока. Формы авторского сознания. URL: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/liricheskaja-trilogija-aleksandra-bloka-formy-avtorskogo-soznanija.html
Кутняхова Н. А. Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.URL:http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/30/priemy-analiza-poeticheskikh-simvolov-stikhotvoreniy-abloka
Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. URL: http://lib.rus.ec/b/250284/read
Место фольклора в русской литературе. URL: http://otherreferats.allbest.ru/literature/00208936_0.html
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/zhanry-detskogo-folklora-orlovskogo-kraya-0#ixzz3OQdVnzOX
Символизм Блока А. URL: http://skoryh.ru/simvolizm-bloka