Просмотр содержимого документа
«Фольклорное начало в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»
Козинец П.А., студентка
Макеевского Педагогического
колледжа;
Морозова Л.М.,
преподаватель литературы
Макеевского
Педагогического
колледжа
Сочинение
Фольклорное начало в повести
Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Рассказывая сказку или исполняя песню,
каждый рассказчик или певец
что-то добавлял от себя,
что-то пропускал, что-то изменял,
чтобы сказка стала еще занимательнее,
а песня еще красивее.
Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» представляет собой уникальное явление в русской литературе второй половины XIX века. Поэтика этого произведения обусловлена разнообразием культурных источников. Жанровая природа повести, композиционно-образный строй, идейно-тематическое своеобразие, образ главного героя рассматриваются литературоведами, критиками сквозь призму параллелей с произведениями фольклора, памятниками древней и средневековой Руси, текстами Священного писания. Использование поэтического фольклорного языка Лесков Н.С. использовал для имитации устной речи главного героя-рассказчика, которое помогло создать автору своеобразный повествовательный стиль произведения. Сюжет «Очарованного странника" повести - рассказ Флягина о своей жизни и судьбе, динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже "сказочные".
Иван Северьяныч Флягин, главные герой произведения, воплощает облик русского богатыря. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь», «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Хотя автор и сравнивает его с фигурой Ильи Муромца, неуемная «силушка» героя используется нередко бездумно и приводит его к трагедии. Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется "бывалого". Ивану Флягину присущи типические черты русского национального характера: будучи «молитвенным» и «обещанным» сыном, он «многое не по собственной воле делает», а «по родительскому обещанию». В рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.
Появление на свет Ивана Северьяныча Флягина тоже напоминает сюжет сказок. Он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве роднит "Очарованного странника" произведениям устного народного творчества. Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву фольклорных персонажей, которые преодолевают разные трудности, препятствия. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-"смотритель" при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его "метаморфоз". Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что "скоро надо будет воевать", ему "за народ очень помереть хочется". Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу древнерусских жизнеописаний святых, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха бессмысленного "удальского" убийства монашка, цыганки Грушеньки, пусть и совершенного ее желанию, но все равно, по мысли Флягина, греховного к покаянию и искуплению вины.
Умопомрачительная любовь к лошадям, искусство объезжать их Ивана Северьяныча автор роднит с героями былин. Флягин повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: „Стой, собачье мясо, песья снедь!" – да как дерну его книзу – он на колени и пал…".
В "Очарованном страннике" Н.С. Лесков описал характерный для былин поединки, в частности русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин "порется", сечется нагайками с "татарином" (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, "будто едет по воздуху" .
Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом. Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. Иван Северьяныч Флягин - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. Речь Флягина, ориентирована на устный разговор, неповторима. Во время чтения произведения обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей, что тоже является особенностью сказового повествования. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает его сопричастность жизни своего народа.
Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее "проявлениям". Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажных описаниях: «А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник... И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи...".
В «Очарованном страннике» перед читателем открывается, как в сказке удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Очарованным странником прошел Николай Семенович Лесков по земле русской и любил свою страну такой, как она есть. Он воспринимал её как старую сказку, сказку об очарованном богатыре.