kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физкультура в жизни М.Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультура в жизни М.Ю. Лермонтова.

На уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова  мы узнаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам.  Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах. Закончив повседневные  дела, выходили  селяне, если позволяла погода, на улицу. Всюду царило оживление, особенно среди детей и молодёжи.  Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр.

Дети  играли в жмурки (или слепни, как говорили в Тарханах). Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов.    Распространённой детской игрой были прятки, или хоронушки (от слова «хорониться», т.е. прятаться). С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость. Самыми любимыми  у  мальчишек были чиж и  шарок. Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости. Например, надо было палкой попасть в шар, вырезанный из липы диаметром 10 сантиметров. Ставили его в 8-10 шагах от кона, то есть от черты, от которой бросали в него биту (палку). В таком случае надо было не только попасть, а ударить мощно: угодить в него серединой палки, чтобы он откатился быстро и как можно дальше. Пока после удара шар катился, за ним бежал водящий, тот тоже не дремал, а что есть мочи устремлялся за своей палкой, чтобы водящий не опередил и не занял твоего места. Если кто допускал промах, то в таком случае становился водящим. Много разных игр было в Тарханах, но с лаптой соперничать не могла ни одна. О том, как проводили досуг в Тарханах, М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём романе «Вадим».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физкультура в жизни М.Ю. Лермонтова. »

Физкультура в жизни М.Ю. Лермонтова.

На уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова  мы узнаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам.  Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах. Закончив повседневные  дела, выходили  селяне, если позволяла погода, на улицу. Всюду царило оживление, особенно среди детей и молодёжи. Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр.

Дети  играли в жмурки (или слепни, как говорили в Тарханах). Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов. Распространённой детской игрой были прятки, или хоронушки (от слова «хорониться», т.е. прятаться). С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость. Самыми любимыми  у  мальчишек были чиж и  шарок. Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости. Например, надо было палкой попасть в шар, вырезанный из липы диаметром 10 сантиметров. Ставили его в 8-10 шагах от кона, то есть от черты, от которой бросали в него биту (палку). В таком случае надо было не только попасть, а ударить мощно: угодить в него серединой палки, чтобы он откатился быстро и как можно дальше. Пока после удара шар катился, за ним бежал водящий, тот тоже не дремал, а что есть мочи устремлялся за своей палкой, чтобы водящий не опередил и не занял твоего места. Если кто допускал промах, то в таком случае становился водящим. Много разных игр было в Тарханах, но с лаптой соперничать не могла ни одна. О том, как проводили досуг в Тарханах, М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём романе «Вадим».

А. Корсаков, один из исследователей биографии и творчества поэта, сообщил такой факт: «В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что  нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова»(4, стр. 70)

Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. И.К. Шугаев, один из тархановских старожилов вспоминал: « Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои между мальчишками  Тархан и победителей  всегда щедро оделял сладкими пряниками, что послужило темой для «Песни про купца Калашникова…», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки»(4, стр. 62)

«М.Ю. Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который  известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпол и делал узлы как из верёвок», - писал А.М. Меринский  в своих мемуарах. (4, стр. 168)

Юный Лермонтов страстно желал повторения судьбы английского поэта – даже ценой собственного несчастья. По свидетельству Екатерины Сушковой, Михаил Юрьевич был неразлучен с Байроном. А троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей говорил, что Лермонтов учился английскому языку по Байрону.

Из биографии своего кумира Лермонтов узнал о спортивных подвигах поэта. Оказывается, Байрон любил бокс. Лермонтов же знал толк в русском кулачном бое. Петр Шугаев, исследователь биографии Лермонтова, сообщает такой факт: «Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои... и победителей щедро оделял сладкими пряниками, что главным образом и послужило темой для «Песни про купца Калашникова», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки – спорт XVI века, спорт, уже тогда требовавший соблюдения правил». Завезенное из Англии четырехтомное руководство «Боксиниана, или Упражнения в кулачном бою прежде и теперь» Лермонтов знал и пытался переводить на русский язык. Есть сведения, что офицер Лермонтов в гусарском полку боксировал и «развлечения ради боролся на поясах».

Любил поэт и другие виды спорта, коньки, например. Говорят, что юный Лермонтов очень быстро с помощью своего гувернера-француза научился рисовать «вензеля ногами на льду».

Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне. Однажды юноша-всадник Лермонтов пострадал от верховой езды. Лермонтов был силен физически и любил выказывать свою силу. Подстрекаемый старыми юнкерами, чтобы показать свое умение в езде, он сел на молодую невыезженную лошадь, которая начала беситься в манеже среди других лошадей. Одна из них ударила его и расшибла ему ногу до кости. Нога зажила, но срослась криво. Лермонтов, великий труженик, упорно тренировался, стремясь, чтобы хромота не бросалась в глаза. Кстати, Байрон тоже прихрамывал. А Лермонтов словно предвидел, что даже физические муки им достанутся схожие.

Генерал-лейтенант, историк Василий Потто писал о Лермонтове: «Недостатки его фигуры совсем исчезали на коне, - в служебном отношении поэт всегда был исправен, а ездил настолько хорошо, что еще в школе назначался в ординарцы». Высшее мастерство верховой езды спасло жизнь Лермонтову, когда вооруженные горцы гнались за ним. Верховая езда много значила для физического развития поэта в плане преодоления себя и воспитания характера.

Постиг М.Ю. Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом на Черной речке. Выбирая оружие для поединка, Барант знал, что Лермонтов мастер боя на саблях, на шпагах. А вот об успехах его в «королевском» виде фехтования – рапире француз не подозревал. Поэтому и предложил этот вид оружия Лермонтову. Но Лермонтов был хорошим учеником ротмистра Александра Вальвиля, того самого, что в лицее давал уроки Пушкину.

В мемуарах Александра Меринского есть свидетельство о том, что «Лермонтов был довольно силен, в особенности имел большую силу в руках». В минуту досуга мог гнуть шомпола и вязать из них узлы, играть в шахматы под черкесскими пулями и бросать в лицо подлецам «железный стих, облитый горечью и злостью!»

И еще один факт из биографии поэта. Лермонтов был неутомимый ходок пешком. Вспомним историю написания стихотворения «У врат обители святой». Лермонтов с бабушкой и Екатериной Сушковой был в Троице-Сергиевой лавре. Юный поэт увидел слепого нищего, которому шалуны вместо монет положили камень в протянутую ладонь – и написал бессмертные гневные строки. Но примечательно и другое. Лермонтов и его сверстники шли пешком четверо суток до монастыря (бабушка ехала в экипаже).

М.Е. Меликов  писал: «Помню одну характерную черту Лермонтова: он был ужасно прожорлив и ел всё, что попадалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень, к которым Лермонтов вообще был неравнодушен. Однажды нарочно испекли ему пирог с опилками; он,  не разбирая, начал его есть, а потом страшно рассердился на эту злую шутку».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Физкультура в жизни М.Ю. Лермонтова.

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства