kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Феномен русской рок-поэзии и трансформация его восприятия современными подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа состоит из трех частей. Объектом исследовния послужили.русская и зарубежная рок-поэзия., тексты песен «Сплин», «Аквариум»,  «Наутилус Помпилиус», «Scorpions», «Muse» и др.,  процесс взаимовоздействия рок-культуры и слушателя-подростка.Предметом исследования яявились тематические особенности рок-текстов, языковая и художественно- стилистическая специфика в русской и западной поэзии, влияние особенностей рок- поэзии на слушателя- подростка.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Феномен русской рок-поэзии и трансформация его восприятия современными подростками»

Частное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа «Родник»









Научно-исследовательская работа

Феномен русской рок-поэзии и трансформация его восприятия

современными подростками





Выполнила: Полянская Анастасия, ученица 10 класса

Руководитель: Уколова Евгения Александровна, учитель русского языка и

литературы

















Волгоград, 2017

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..С. 2

Глава первая. Особенности феномена русской рок-поэзии. Основополагающее значение слова внутри русской рок-культуры…..... С.5

Глава вторая. Специфика влияния рок-культуры на подрастающее поколение. ………………………………………………………………………………...С.11

Глава третья. Особенности создания текста в русской и западной рок-культурах……………………………………………………………………....С.29



Заключение……………………………………………………………..….......С.42



Литература………………………………………………………………..........С.43























Введение

Цель исследования.

В своей работе я хочу рассказать и показать на ярких примерах, что русская бард-рок поэзия является огромным и ценным пластом человеческой культуры современности в целом и песенной поэзии России в частности. Также целью моего исследования явилась необходимость осознания значения рок-поэзии в жизни подростка, выявление и систематизация положительных и отрицательных сторон влияния рок-культуры на мое поколение.

Проблема исследования.

Недостаточность информации, дилетантское, поверхностное знание о феномене русской рок-поэзии.

Непонимание и невосприятие современной бард-рок поэзии основной массой старшего поколения людей.

Объект исследования.

Русская и зарубежная рок-поэзия. Тексты песен «Сплин», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Scorpions», «Muse» и др. Процесс взаимовоздействия рок-культуры и слушателя-подростка.

Предмет исследования.

Тематические особенности рок-текстов, языковая и художественно- стилистическая специфика в русской и западной поэзии.Влияние особенностей рок- поэзии на слушателя- подростка.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

изучить теоретическую базу по данному вопросу;

проанализировать содержательные и языковые особенности текстов современных рок-песен;

провести опрос сверстников с целью выявления их предпочтений и мнений в сфере поэзии и музыки; дать понятие «рок-поэзия»;осознать значение рок-музыки в жизни подростка;

проследить становление рока в истории как музыкального жанра в СССР и современной России;

систематизировать собственный слушательский опыт;

обобщить полученные данные;

сделать вывод;

В работе использовались следующие методы исследования:

теоретическое изучение литературы по проблеме исследования;

анкетирование;

обобщение собственного слушательского опыта;

наблюдение;

анализ;

синтез ;

классификация полученных данных.

Практическая значимость и актуальность исследования состоят в том, что материалы работы могут быть использовании при обобщении знаний по истории современной русской литературы. Исследование адресовано также всем тем, кто интересуется русским роком и хочет получить углубленные сведения о художественном мире любимых песен. Новизна работы обусловлена ракурсом исследования, т.е. нет работ, посвященных исследованию особенностей языка текстов именно современных рок-групп.Я считаю, что эта тема в настоящие дни актуальна как никогда, т. к. рок-музыка набирает все большую популярность среди подростков. Большинство представителей старшего поколения считают это направление творчества агрессивным, бессмысленным, анархическим действом. Хочу обратить внимание читателя на то, что подобные исследовательские работы ранее проводились людьми старшего возраста, и указанная проблема никогда не раскрывалась от лица подростка. Именно потому моя работа может считаться в своем роде экспериментальной. Материалы могут быть интересны всем интересующимся феноменом рок-поэзии.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно рок –культура отражает взгляды на довольно острые проблемы окружающего мира, переживания, а именно это отличает ее, например, от поп – культуры, как правило, безразличной к политике и общественной жизни.

Гипотеза.

Гипотеза исследования состоит в том, что русская рок-поэзия за годы своего существования сложилась в целостное поэтическое направление, объединененное ключевой темой свободы и общими ценностно-мировоззренческими установками. Язык рок-текстов в произведениях поэтов русского рока нельзя рассматривать в отрыве от традиций русской классической поэзии. Гражданская лирика Пушкина, Некрасова, поэтов «серебряного века» заложила традиции определенного языкового социально-политического протеста. Гипотеза строится на том предположении, что выявление и систематизация положительных и отрицательных сторон взаимодействия подростка и рок-культуры приведет к осознанию значения рок-культуры в формировании личности подростка.

Структура исследовательской работы включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

















Глава первая

Особенности феномена русской рок-поэзии. Основополагающее значение слова внутри русской рок-культуры.

Для России двадцатый и начало двадцать первого веков , стало временем богатым на исторические события огромного масштаба, которые кардинально изменили жизненный уклад граждан нашей страны и образ их мышления, породили и новые формы культурного и литературного самовыражения. Идеи и веяния нескольких десятилетий в сочетании с развитием технических средств стали катализатором для возникновения новых синтетических видов искусства и способов передачи поэтического слова. И одним из влиятельных и масштабных явлений, заявивших о себе во второй половине XX века, стала рок-культура, базирующаяся на синтезе «трех взаимодействующих начал: музыки, текста и шоу» (1) и, соответственно, включающая в себя рок-поэзию. Вообще, рок-культура - это особый вид искусства со специфическими атрибутами: поведением на сцене, манерой исполнения, текстами, одеждой, призванными в какой-то мере эпатировать публику, заставить слушателя не соглашаться с общепринятыми стандартами, не преклоняться перед надуманными, эфемерными авторитетами.(Ленин, лидеры коммунистической партии)

Русский рок за десятилетия своего существования стал неотъемлемой частью нашей, отечественной, литературы и искусства. Феноменом, свойственным именно русской рок-культуре, был и остается факт ее исключительной ориентированности на текст, первостепенность слова и вторичность музыки. Текстовая культура- это прерогатива именно отечественной музыки. В западной музыке текст никогда не играл особого значения. Рок-поэзия, продолжающая традиции русской литературы, непосредственно связанная с фольклорной, классической, модернистской, бардовской, постмодернистской традициями, представляет собой очередной этап в развитии русской словесности. Русская рок-поэзия за годы своего существования сложилась в целостное поэтическое направление, объединененное ключевой темой свободы и общими ценностно-мировоззренческими установками.(Гражданская Оборона «Все идет по плану», Кино «В наших глазах», Наутилус Помпилиус «Хлоп-хлоп») Именно русская рок-культура –это особый сплав музыки и текста. Поэзия рок-музыкантов- это особенные стихи, они живые. Лучшие рок-поэты – это люди, у которых есть вопросы к себе и к Богу. Нерелигиозного русского рока не существует: он может быть буддистским, как у Б.Г., волнующе языческим как у Арии, в поэзии группы Король и Шут прослеживается философия УШУ. «Поэт в России больше, чем поэт». Русская рок-поэзия славится особым пафосом, это укол в совесть человека, борьба за право выпасть из толпы. Вопросы, поднимаемые в поэтике рока, были и остаются острыми и актуальными. Это вопросы метафизические, социальные. В текстах присутствуют ассоциативные словесные ходы, яркость, калейдоскопичность, наблюдается игра со словом, с мыслью. Любовь, ненависть, предательство- это темы, которые прослеживаются в творчестве и современных представителей рок-культуры, но трансформируются с особыми интонациями.

Любой вид искусства: будь то литература, живопись, поэзия, кино, театр- это определенный взгляд на жизнь, своеобразно отражающий действительность, во всех ее многоликих, противоречивых проявлениях. И рок-поэзия как жанр поэзии здесь не исключение. Причины возникновения этого явления в нашей стране очевидны: сознательное, а где-то неосознанное стремление представителей молодого поколения выбраться из-под влияния идеологических иллюзий, штампов «правильного» искусства и отдающей лицемерием морали «старших», вырваться из «системы», низводящей человека до уровня мелкой детали в сложном государственном механизме. Но, я считаю, нельзя быть близоруким и считать, что в основе рок- поэтических текстов лежит прежде всего протест против лживого социально- политического мироустройства. В поэзии( не побоюсь этого слова) таких авторов, как О. Арефьева, А. Башлачев, В. Бутусов, Б. Гребенщиков, И. Кормильцев, А. Макаревич, Д. Ревякин, А. Романов, В. Цой, Ю. Шевчук, обнаруживается выход за исторические и злободневно-социальные рамки. Их сочинения могут быть соизмеримы с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы индивидуального и общечеловеческого бытия.(Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», Аквариум «С той стороны зеркального стекла», Кино «Небо»)

Отношение к феномену «русского рока» у современных русских людей, относящихся к разным поколениям, вряд ли будет однозначным. « Но русская рок- культура сделала великую вещь: она вернула России Слово, которое не только было талантливым, но оно обрело ритм, чего у русской поэзии никогда не было»(2)

.В 60-70-ые гг. русского рока не существовало ( тексты были на английском), никаких поэтических откровений. Русский рок стал русским тогда, когда песни стали петься на русском, а с появлением текстов, в которых слово должно было пробраться сквозь время, захватить слушателя, он превращается в явление эпохальное. 1980-ые г.-это уникальное время, классический период, когда появляются свои классики; с одной стороны, это время торжества советской идеологии, но, с другой стороны, оно претерпевало колоссальные изменения, подчас с катастрофическими последствиями. Музыканты и поэты уловили эту важную особенность времени, и оно стало работать на них. Поэтому произведения тех лет до сих пор востребованы. В конце 80-ых –начале 90-ых гг. творческий потенциал рок-групп был настолько мощным, а стихи так завораживали, что люди в зале вставали и пели, самозабвенно, торжественно, как гимн СССР.

Русский рок был и остается явлением одновременно и близким, и чуждым. Старшему поколению близким потому, что именно в русском роке зашифрован их неповторимый генный код. Моему поколению русский рок дорог тем, что, учитывая свойственные молодому возрасту максимализм и стремление найти ответы на вопросы «Кто я?» и «Зачем я здесь?», позволяет обрести собственное мнение и умение с уверенностью отстаивать свою позицию. Чуждым ,на мой взгляд, — потому что именно русский рок, под романтический пафос которого выросло поколение моих родителей, стал одной из составляющих процесса разрушения уникальной страны. «Но все: и самые яркие и эпатажные представители русской рок-культуры ,и ее поклонники занимались решением одной и той же задачи: высмеивали и уничтожали пустое, лживое и абсурдное и искали нечто настоящее, живое» (респондентами явились мои родители и их друзья). Сделав ставку на жизнетворческую искренность и максимальный отказ от шаблонного мышления, русская рок-культура была и сейчас является духовно-мировоззренческим стержнем не только для людей старшего поколения, но и для современных подростков( Кино «Кукушка», Гражданская Оборона «Осень», Чайф «Никто не услышит»)

Русская рок-поэзия практически сразу обогнала западную рок-поэзию, а с течением времени ушла далеко вперед по глубине концепции, по богатству и разнообразию содержания, по семантическому потенциалу художественной формы. Коренные свойства русского рока – правдивость и искренность, поэтому многие тексты рок-поэзии летописны. Рок-стихотворение невозможно без своей концепции, то есть без сгустка смысла, совокупности ценностей и идей, которые обеспечивают содержательную глубину произведения.

Можно сказать, что центральная идея отечественной рок-поэзии, реализованная разными авторами в различных формах, заключается в непреложной истине: быть свободным и быть собой. Этот главный постулат и определил содержание и стилистику поэтического текста. Лучшие отечественные рок-поэты были и остаются своеобразными ретрансляторами авангардных идей современной мировой культуры и политики.(Егор Летов, Сергей Шнуров, Янка Дягилева) Бытует мнение, что рок-поэзия пережила годы своей особой востребованности в последнюю четверть ХХ века, так как в ней запечатлены исторические реалии того времени, а также мироощущение рок-поколения, их надежды, жажда духовного саморазвития, а на сегодняшний день проблематика этого жанра изживает себя. Но я позволю себе не согласиться с данным утверждением. Конечно, за последние десятилетия рок-поэзия пережила ряд естественных трансформаций, в ходе которых обновился ее проблемно-тематический комплекс…..? Но интерес к русской рок- культуре, особенно со стороны моих ровесников, не угас, а на современном этапе возрос и стал более разносторонним. Это объясняется тем, что и сегодня русская рок-культура все также играет роль мировоззренческого и духовного стержня прежде всего для молодых творческих людей. Именно они, то есть мы, всегда оказываемся более чуткими к дисгармонии во всех жизненных сферах: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры.(творчество группы Слот, Сплин, Пилот)

Молодой возраст, в свою очередь, обеспечивает рок-движению особую энергию и максимализм в выражении своего мнения.

«Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, о том , что русская рок-культура(текст+музыка) — это не просто один из музыкально-поэтических жанров , но и особый социокультурный феномен , породивший свою субкультуру. Субкультура сформировала определенную атрибутику рок движения , определила своеобразный стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию»(3). «Исключительность именно русской рок-поэзии заключается ,на мой взгляд, в том, что логоцентричность многовековой русской культуры с ее богатейшими литературными, фольклорными и песенными традициями, а также тоска по внецензурному слову привели к тому, что вербальная часть отечественных рок-произведений обозначилась как доминанта».(4)

« В русской рок-поэзии сформировались концептуальные линии, объединяющие творчество авторов советского периода и современности. К ним можно отнести стремление рок-героя «быть собой» и к переживанию подлинного бытия; восприятие сна, смерти и творчества как возможностей вырваться за пределы искаженной реальности; протест против идеологического догматизма и «омассовления» сознания; наличие героини-соратницы и героини-антагонистки и т. д. В середине 1980-х гг. — на волне перестройки — на первый план в рок-поэзии выходит социальная тематика, активно анализируются принципы тоталитарного государственного устройства — «системы».(5).

Современным поклонникам русской рок-культуры, на мой взгляд, важно прежде всего то, что рок-авторы отходят от социального прочтения темы свободы, а главным образом рассматривают спектр философских и мировоззренческих проблем, все более углубляясь в духовную сферу жизни человека. Нынешний рок-герой ведет активный поиск возможностей полноценного существования человека в мире, основанного на непосредственном восприятии событий и явлений действительности, улавливании скрытых связей между ними, творческом прорыве в запредельные области бытия.(Король и Шут «Кукла колдуна», Сплин «Храм», Слот «Круги на воде»)

Здесь уместно привести слова рок-певца и поэта Ю. Шевчука: «Наш российский рок-н-ролл родился из протеста, но стал искусством только благодаря трепетному отношению к слову. Именно язык вытащил мелодию». В книге «Солдаты русского рока» А. Дидуров подчеркивает преимущественную ориентацию русской рок-культуры именно на тексты песен, их значение для самоопределения группы, и для воздействия на публику: «Как самую отрадную черту сегодняшней рок-поэтической ситуации отмечу не только высокую поэтическую, стилистическую культуру текстов но и достижение того уровня этой культуры, когда именно с помощью слова, приемов обращения с ним, через творческое и личное отношение к нему создается лицо группы».

В заключении 1 главы хочется в качестве убедительного аргумента обозначить позицию литературоведа, исследователя семантики текстов рок-поэзии, Шинкаренкова М.Б.«Русская рок-поэзия- это самобытное литературное явление, новый этап в развитии русской литературы, в рамках которого преодолеваются ключевые для недавней эпохи постмодернизма принципы игры, пустоты, бессмысленности. Такой подход, на наш взгляд, позволяет избавиться от чувства несамостоятельности явления русской рок-поэзии. Понимание содержательных особенностей рок-текста и, в том числе, его философско-мировоззренческих основ позволяет проследить историческую взаимосвязь поэзии рока с бардовской и русской народной песней и отделить ее от клишированной массовой песни»(6).



































Глава вторая

Специфика влияния рок-культуры на подрастающее поколение.

В предыдущей главе мною была сформулирована мысль о том, что именно русский рок был и остается на сегодняшний день социокультурным феноменом вообще в рамках мировой рок-культуры. И если на заре своего существования он наследовал готовые музыкальные формы западной рок-музыки, то вскоре( не прошло и двух десятилетий) создал отличающиеся от западных по глубине содержания и духовному посылу тексты, которые доминируют в ряду «музыка– поэзия – сценическое искусство».

Так сложилось, что именно молодое поколение является целевой аудиторией жанра рок- культуры, основным потребителем продукции данного направления. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. К сожалению, сегодня трудно представить себе подростка, который находился бы без наушников в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. « Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная текстовая музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении».(7)

На протяжении нескольких десятилетий медики, социологи, педагоги всего мира бьют тревогу, обвиняя рок-культуру в нанесении ущерба духовно – нравственному и физическому здоровью. Но так ли это? Имеют ли под собой твердую почву опасения такого характера? Подобные вопросы являются краеугольными не только для меня лично, потому что я являюсь поклонницей данного жанра, но и для многих моих ровесников.( тезис-утверждение) Мною было опрошено 35 сверстников и представителей более старшего поколения , 70% подростков из этого количества активно интересуются вопросами рок-культуры, при этом 30% взрослых крайне негативно относятся как к текстам, так и к их музыкальному сопровождению. Считаю, данная часть работы будет иметь практическую значимость. Полученные выводы помогут процессу осознания ряда факторов, а именно : что заставляет подростков культивировать данное направление, какие качества характера может формировать рок-культура, является ли подобное увлечение исключительно позитивным. Выводы могут быть интересны поколению родителей и учителей, беспокоящихся по поводу наших музыкально-поэтических увлечений.

Как показал наш опрос, творчество в стиле рок позволяет молодому поколению общаться с окружающим миром на принципиально новом языке, учит отстаивать свой взгляд на события общественной жизни, позволяет реализовать себя. Так считают 80% опрошенных подростков. Респонденты утверждают, что глубокая связь с рок- культурой оказывает им эмоциональную поддержку, способствует становлению характера, влияет на становление мировоззрения, для них рок – зеркало современной жизни. Проведенное анкетирование позволило классифицировать положительные и отрицательные стороны влияния рок-культуры на подростка. В качестве положительных факторов мои сверстники отмечают следующие:

-рок учит иметь и отстаивать свой взгляд на события личной и общественной жизни.

-рок позволяет молодому поколению общаться с миром на новом языке, отличном от языка классической музыки.

-особенности данной музыки полностью соответствуют сегодняшнему ритму жизни.

-рок позволяет подростку намного быстрее реализовать себя, нежели в академической поэзии и музыке, оказывает эмоциональную поддержку, помогает становлению характера подростка.

К отрицательным сторонам были отнесены следующие:

-часто рок отрицает классические средства музыкальной выразительности, что ведет к недопониманию такой музыки старшим поколением.

-из-за непонимания рок-музыки старшее поколение отдаляется от подростков.

-часто рок оказывает разрушительное действие на психику подростка.

-порой агрессивная и психоделическая рок-музыка становится причиной человеческих трагедий.

Задача данной части работы – показать рок-поэзию с позиции не взрослого человека, а с позиции молодежи, людей возраста от 14 до 20 лет. Я попытаюсь показать ту широту тематики, ту глубину мысли, что заключены в современных бард-рок произведениях, которые носят отнюдь не агрессивный характер, а наоборот, созидательный, философский, исповедальный, личностный.(Би-2 “Серебро”, Ундервуд “Платье в горошек”, Земфира “Лампочки”, Animal ДжаZ«Ничего кроме дождя»)

Прежде всего поэтому стихи плюс их особая манера исполнения так интересны представителям моего поколения. На мой взгляд, особая востребованность в элементах рок-культуры связана с молодым возрастом рок-адептов. Именно в рок-текстах мои сверстники, максималисты по природе своей, находят неподдельную искренность, благородство мысли и помыслов, пусть грубую, но всегда правду. «Именно любовь к русской рок-культуре обуславливает молодым гражданам нашей страны поиск собственной идентичности и стратегию самоопределения».(8)

Проведенный мною опрос показал, что особое, трепетное отношение к рок-текстам позволяет представителям моего поколения определиться с собственными жизненными и творческими принципами. Наверняка, в основе данного факта лежит непосредственная взаимосвязь между психологическими особенностями молодого возраста и поведенческой и творческой практикой рокеров. Еще раз подчеркну выдвинутый ранее тезис о том, что специфика русского рока ,заключается в главенстве слова над другими его составляющими. Эта доминанта и несет основной заряд протеста против неприемлемых явлений действительности, выражает личное, искреннее мнение рок-поэта и обладает энергией воздействия на реципиента. А реципиентом и является, как правило, молодой человек, стоящий у черты, на пороге выбора. Поэтому очень важно , что именно в русской рок-поэзии он обнаруживает разветвленную систему тем и мотивов, среди которых наиболее важны темы творчества, нравственного выбора, любви, смерти, освещение социальных проблем, мотивы времени и пути как метафоры жизни. Любовь к рок-поэзии- это один из путей познания.

«Особенности возраста молодых людей обусловили определенную энергию поведенческой и творческой практики рок-поэтов, максималистскую настроенность, установку на противостояние (в первую очередь – миру взрослых, во вторую – всему миру вообще), установку на объединение в круг «своих», поисковую активность, не ограничивавшуюся допустимыми сферами любопытства»(9) .

Поэтому в среде тех, кто только входит в большую жизнь, так востребованы основные темы рок-поэзии: тема любви, тема войны и борьбы, мотив самоопределения и поиска интересных для себя сфер, мотивы вина и наркотиков. Для рок-культуры как движения молодых людей важно обнаружение своего «я» в культурном и жизненном пространстве. Выразителем авторского самоопределения становится лирический герой, в котором мои сверстники с легкостью узнают себя. Мы тоже можем быть анархистами , бунтарями, а можем быть и пассивными наблюдателями, недовольными мироустройством, но всегда надеющимися его изменить. «Главный параметр, который приковывает молодых,- это эстетика вызова как выражение бунтарского начала в рок-поэзии. Здесь есть все: проявления бунта, протеста против норм, правил, против взрослых и их условностей, против сверстников, враждебных рок-музыкантам , против лжи и фальши, против бездуховности окружающей среды, против дисгармоничности мироустройства»(10).

Как и несколько десятилетий назад, так и сегодня в русской рок-поэзии фокусируется специфика социальной и психологической адаптации молодых людей, специфика формирования их мировоззрения и жизненной позиции. Молодости свойственна установка на протест, и не всегда он носит безосновательный характер. Поэтому тексты рок-музыкантов так популярны и востребованы в молодежной среде. В сознании только начинающего постигать смысл жизни человека протест может иметь форму внутреннего конфликта (внутренний кризис, поиски смысла жизни, выбор ценностей), внешнего конфликта (конфликт отцов и детей, недовольство страной, политикой, культурой, общепринятыми ценностями), а может не иметь форму конфликта, а просто утверждать свою правду, выражать свои чувства и мысли.(Пикник «Игла», Наутилус Помпилиус «Дыхание», Ночные Снайперы «Доктор»)

Неистребимый интерес к рок-поэзии со стороны молодых представителей нашего общества объясняется несколькими причинами. Первая –молодость рок-поэтов, предполагающая открытость миру, интерес к миру,

недовольство косностью, жестокостью окружающего общества, а также

максимализм, определяющий смелость в высказываниях и оценках.

Основные мотивы и их языковое воплощение в текстах песен, наиболее популярных в молодежной среде.


3.1. Сплин

п/п

Тема, мотив

Примеры из текстов песен

Языковые единицы, подтверждающие данную тематику

Количество

языковых

единиц

1

Город, цивилизация

«Дождь наполнил город до краёв », «Падает на землю небоскреб», «Гори огнем твой третий Рим», «Без площадей, вокзалов, станций, без этих всех цивилизаций», «Я слышу, как идет на глубине вагон метро», «На площади полки», «И дрогнут провода», «Зима укрыла сожженный город», «Мы похоронены на Невском проспекте».


город(2), небоскреб, третий Рим, площадь(2), вокзал, станция, цивилизация, метро, провода, проспект.

12

2

Бог

«В этой книге между строк спрятан настоящий бог», «Пишу тебе из южных берегов, где тесно на Олимпе от богов», «Пишу тебе их тех монастырей, в которых нет ни окон, ни дверей», «Никто не помнит, кто построил храм»

Бог(2), монастырь, храм

4

3

Послание, письмо

«Я хочу найти письмо в пустом конверте и прочесть тебе», «Между строк спрятан настоящий бог», «Пишу тебе из пасмурных краев», «Постскриптум», «Привет тебе».

письмо, прочесть, строка,

пишу, постскриптум, привет

6

4

























Стихия, природа























«Дождь наполнил город до краёв водой, в которой всё отражено», «Пишу тебе и глядя на закат», «Волна бежит на этот берег», «И звезды падают за ворот», «Вокруг вода, песок и камни», «И всех вокруг как ветром сдуло», «Уйти в моря и не вернуться», «Мы лежим на облаках, а внизу бежит река», «А теперь между ними лежат снега Килиманджаро», «И отравленный воздух глотают так жадно», «Зима укрыла сожженный город», «Туда, где снег белей и чище».

дождь, вода(2), закат, волна, звезды, песок, камни, ветер, облака, река, моря, снег(2), воздух, зима, Килиманджаро.

















17
























5

Смерть, насилие

«Мы похоронены на Невском проспекте», «Закроешь сына от взрыва телом», «И ждет в стволе патрон», «Зря ты думаешь о смерти», «Никому не говори, как мы умрем», «Нам вернули наши пули», «Мы странно оказались рядом, приняв одну микстуру с ядом», «Ведь я не боюсь смерти, потому что я и есть смерть», «Живая рыба здесь мертвее шпрот», «Как человек, отдавший жизнь за так».

похоронены, взрыв, патрон, смерть(3), умрем, пули, яд, мертвее, отдавший жизнь

11

Город как собирательный образ цивилизации противопоставляется природе, бушующей стихии, побеждающей искусственность, ненатуральность, отсутствие стихийного, естественного начала. В текстах группы Сплин мотив разрушающегося города является параллельно с исчезновением лжи и притворства, именно природа открывает лирическому герою счастье существования в любви и внутренней свободы. Улицы, проспекты, провода-все это закутывает человека, не дает сказать свою правду. Не случайно герои песни «Невский проспект» похоронены на Невском проспекте, гоголевском проспекте фантасмагории и притворства, света наряду с грязью и пороком. В единении же с природой герой становится честным, будто бы «вымытый дождем». Природа в текстах группы - сила божественная, символ победы над несовершенством человека и мира, который он разрушает.

Мотив смерти в поэзии Александра Васильева- мотив покорения судьбе. Вообще, лирический герой в тексах группы Сплин-фаталист, признающий при этом смерть единицей новой жизни, нового чувства( «Мы странно оказались рядом, приняв одну микстуру с ядом»). Иногда проявление жизни призрачно настолько, что равнозначно смерти («Живая рыба здесь мертвее шпрот»).

Немаловажное место в поэзии группы Сплин играет мотив послания, характерный поэзии эпохи романтизма. Таким образом, лирический герой в текстах группы романтик, заблудившийся среди вокзалов, площадей, станций, а его письма- внутренние мольбы о свете, о любви и спасении. Например в песне «Храм», лирический герой пишет домой из места, ему не понятного и странного, где всё будто бы иллюзорно, призрачно, и только дом- место, где есть настоящая жизнь, где есть та самая «она» и их смысл жизни («Постскриптум. Я пишу тебе, пишу! Привет тебе! Тебе- и малышу!».


3.2. Земфира


п/п

Тема, мотив

Примеры из текстов песен

Языковые единицы, подтверждающие данную тематику

Количество

языковых

единиц

1

Любовь

«Любовь как случайная смерть», «И любить тебя неоправданно», «И верили в вечную любовь», «Я не буду тебя спасать, догонять, вспоминать, целовать», «Мне очень дорог твой взгляд», «По уши влюблена», «Размыла поцелуй», «Ты же видишь- я живу тобой», «Моей огромной любви хватит нам двоим».

любовь(3), любить, спасать, целовать, дорог твой взгляд, влюблена, поцелуй, живу тобой.

10

2

Стихия, природа

«Воздух, слепленный морозом», «Беда , с небом», «Обдавали снежной пылью», «Мы гуляли там по облакам», «Притворились лондонским дождем», «Вороны-москвички», «Хочешь, я взорву все звезды?», «Хочешь море с парусами?», «Солнце вместо лампы», «Хочешь за окошком Альпы?», «От Луны такие грустные», «Какая красота: дождь идет, я одна», «Очарованные небом глаза», «Слушала ветер», «Слушали тихий океан», «Обрушились небом в комнате».

воздух, мороз, небо(3), снежная пыль, облака, дождь(2),вороны, звезды, море, солнце, Альпы, Луна, ветер, океан.

17

3

Звонок

«Телефонный звонок как инъекция морфия», Я буду ждать, ты звони», «Без таких вот звоночков, я же зверь-одиночка», «Набирала твои цифры-бесполезно», « Удиви меня звонками поздней ночью», «Дальше были звонки».

звонок(3), звони, звоночки, набирала цифры.

6

4

Смерть, смертельная болезнь

«И убить тебя неосознанно», «Пожалуйста, не умирай», «Хочешь, я убью соседей?», «Я умираю, когда вижу то, что вижу», «Выстрелю в спину», «А у тебя СПИД, и значит мы умрем», « Будем глотать в больнице лекарства», «Герой погибнет в начале повести», «Любовь как случайная смерть», «Венерические болезни».

убить(2), умирать(3), выстрелю, СПИД, больница, лекарства, погибнет, смерть, болезни.

12

5

Одиночество

«Я же зверь-одиночка», «Какая красота: дождь идет, я одна», «Ее никто не ждет», «В пустой квартире млеет», «Заторможенными мыслями в отсутствии тебя».

зверь-одиночка, одна, никто не ждет, в пустой квартире, отсутствие тебя

5

6

Мама

«До скоро, мама», «Здравствуй, мама, плохие новости», «Так сложно быть хорошей дочерью».

мама(2), дочерь

3

7

Сон

«Хочешь, я взорву все звезды, что мешают спать?», «Вороны-москвички меня разбудили», «Этих снов дороже ничего и нет», «Я не сплю, я все услышу», «Ты совсем как во сне».

спать(2), разбудили, сон(2).

5


Любовь в поэзии Земфиры –это жизнь, это превращение двух людей в единый организм, это слияние душ, это право на жизнь, при этом «любовь как случайная смерть»- признание ее силы, которая может как воскресить человека, так и убить, оставив его. Без любви лирический герой теряет человеческое «я», он теряется в мире, он сходит с ума («Без таких вот звоночков, я же зверь-одиночка, промахнусь, свихнусь ночью- не заметит никто»).

Наравне с мотивом любви существует мотив стихии и природы. Природа в поэзии Земфиры тождественна человеку и ее проявления –отражение стремлений и чувств человека, она тоже живой компонент жизни человека, она неизменный свидетель его существования. Интересно, что лирический герой, любя, может изменить природу, но без любви он бессилен перед силой стихии. («Хочешь, я взорву все звезды, что мешают спать?» и «Какая красота: дождь идет, я одна, на тротуарах пузыри»).

В текстах Земфиры можно встретить мотив обращение к матери, параллельный мотиву смирения («Здравствуй, мама, плохие новости: герой погибнет в начале повести», «Здравствуй, мама, опять не очень, ты расскажи ему, как я скучаю»). Мама-призрак былой неопытности, призрак счастливого прошлого, обращение к которому- переосмысление действительности и целой жизни. Без возвращения к прошлому невозможно дальше жить, потому что только воспоминание может дать надежду на счастье.



3.3. Би-2


п/п

Тема, мотив

Примеры из текстов песен

Языковые единицы, подтверждающие данную тематику

Количество

языковых

единиц

1

Путь, дорога

«Кружится голова в уличных лабиринтах», «Я все отдам за продолжение пути», «Мне не добраться никогда», «Дорога- мой дом», «В долгом пути я заплету волосы лентой», «Кто по воде уходит в небо», «Она одна и от меня уходит давно проторенной тропой».

лабиринты, путь(2), не добраться, дорога, уходит(2), тропа

8



2

Спасение

«Где-то ангелы кричат», «В руках судьбы мое спасение», «Вечная, призрачная, встречная сможет уберечь меня», «Держится крепко за спасательный круг».

ангелы, спасение, уберечь, спасательный

4

3

Героизм, война


«И до войны мне не добраться никогда», «Из-за меня линии огня», «Холодная война», «И твой герой, последний, кем ты могла гордиться», «остаться в живых».


война, линии огня, холодная война, герой, остаться в живых.


5


4

Стихия

«Молот и серп луны- свидетель и друг», «Реки любви», «Где ветер от нежности шепчет признания в любви», «Мягкой травой зарастают рваные раны», «И тлеет огонь», «Ее глаза на звезды не похожи», «В них бьется мотыльком живой огонь», «Ее упреки-вестники прохлады», «Ее сиянье затмевает солнце», «Прольются все слова как дождь», «Ночные ветры принесут тебе прохладу», «Туман глотал мои слова», «От этой тихой и чужой зимы», «Застыл луны неверный свет».


Луна(2), реки, ветер(2), трава, огонь(2), мотылек, прохлада, солнце, дождь, туман, зима.

14








3.4. Ария


п/п

Тема, мотив

Примеры из текстов песен

Языковые единицы, подтверждающие данную тематику

Количество

языковых

единиц

1

Рок, покорение судьбе

«Только царить на земле ей долго не суждено», « Ты играешь судьбой», «Ты будешь убит», «Бог хранит тебя», «Смерть щадит тебя», «Все ,во что ты навеки влюблен, уничтожит разум», «Мне колдун предсказал печаль». «И страх живуч, что проклят я и обречен», «Я свободен от предсказанной судьбы», «А за смерть ему может Бог воздаст».


не суждено, судьба(2), будешь убит, Бог хранит, смерть щадит, все уничтожит разум, колдун предсказал, проклят, обречен, предсказанный, Бог воздаст.

12

2

Любовь

«Ждать любви», «Я люблю и ненавижу тебя», «Вижу вновь твои глаза», «Ты сердце принесла свое», «Я бы мог тебя любить», «И от той любви земной», «Я свободен от любви».


любовь(3), любить(2), твои глаза, сердце принесла свое.

7

3

Крик, шум, молчание

«Чей-то голос шепчет и зовет меня», «Услышав голос ровно в полночь», «Звучит трубы призывный зов», «Крик отчаянья», «Голос твой заблудился здесь», «День и ночь он звучит во мне», «Ветер молчит», «Море хранит молчанье», «Раздался крик», «Надо мною тишина», «Под холодный шепот звезд», «В шуме ветра за спиной я забуду голос твой».

голос(4), шептать, звать, услышать, звучит(2), труба, призывный, зов, крик(2), молчит, хранит молчанье, тишина, шепот, шум.

19

4

Безумие

«Сходим с ума», «Пили кровь, как зверье», «Многоголосно гудит эфир-опять на старте война», «Сводит с ума».

сходить с ума(2), как зверье, пить кровь, война, гудит эфир.

6

5








Страх








«Страшно падать, только ждать еще страшней», «Плата за стыд свой и страх», «Умер страх в душе», «Я забыл, что значит страх».

страшно(2), страх(3)

5








6

Спасение, свобода

«Свободным стану я», «Я свободен, словно птица в небесах», «Я забыл, что значит страх», «Боль прошла», «Умер страх в душе», «Пока не поздно- спасайте мир!».

свободный(2), птица, забыл страх, умер страх, боль прошла, спасайте

7





В заключении 2 главы хочется сказать, что интерес к рок-поэзии связан не только и не столько с психологическими особенностями молодого возраста поклонников рок-культуры, а с теми идеями, которые воплощены в текстах.

«Молодежные субкультуры с неизбежностью будут возникать при новых условиях и в новых культурных формациях. Особенности возраста молодых людей обусловили определенную энергию поведенческой и творческой практики рок-поэтов, максималистскую настроенность, установку на противостояние (в первую очередь – миру взрослых, во вторую – всему миру вообще), установку на объединение в круг «своих», поисковую активность, не ограничивавшуюся допустимыми сферами любопытства»(10). Практическая значимость проведённого исследования заключается в следующем: каждый из нас на примере творческой деятельности данных групп должен осознавать свою причастность к происходящим в своей стране политическим событиям, быть готовым защитить свой народ от произвола и беззакония.





























Глава 3

Особенности создания текста в русской и западной рок-культурах.

В третьей главе для того, чтобы подтвердить заявленные выше тезисы, я пытаюсь проанализировать и сопоставить специфику семантического ряда русской и зарубежной(англоязычной) рок-поэзии конца 20 начала 21 веков. Предметом анализа в данной главе стали песни группы Scorpions « Still loving you», Depeche Mode «Personal Jesus», Muse «Supremacy», Linkin Park «Numb», Наутилус Помпилиус «Я хочу быть с тобой», Аквариум «Город золотой», Сплин «Танцуй», певицы Земфиры «Небо Лондона».

Итак, первый вывод нашего исследования: Современные русские рок-тексты не уступают по содержательности и совершенстве формы «классическим» образцам рок-поэзии 1980-ых гг.

Классическим образцом русской рок-поэзии 1980-ых гг. является песня группы Аквариум «Город золотой»(1986 г.). Автор произведения создает мир-утопию, мир, в котором нет страданий, противоречий, где царит ясность, где нет неправд и лжи («Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят»), где все прекрасно в единстве и свете, где нет врагов и зла(« с прозрачными воротами и яркою звездой»), где звезда-истина освящает каждого жителя «золотого города», она приводит каждого в этот прекрасный мир («Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад»).Текст принимает форму посвящения («А в небе голубом горит одна звезда. Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда»), что характерно для романтических произведений. Действительно пафос романтики пронизывает все произведение. Читатель погружается в естественный мир романтики- фантазию, «золотой город». Обращение создает впечатление мгновенности ситуации. Читатель будто приобщается в один миг к тайне этого сада, вечно прекрасного и идилличного. Текст характеризуется образностью: встречаются образ самого города, льва, вола, орла, звезды, получателя послания; наличием множества эпитетов:

Под небом голубым есть город золотой.

С прозрачными воротами и яркою звездой.

Гуляют там животные невиданной красы.

Одно, как желтый огнегривый лев,

Другое- вол исполненный очей.

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый.

Эпитеты играют важную роль в восприятии произведения. Например, эпитеты незабываемый и невиданный с общей приставкой –не усиливают иллюзорность того мира автора, подчеркивают его утопичность. Эпитеты золотой, голубой, прозрачный, яркий, желтый, огнегривый, небесный, светлый выполняют роль цветописи. Они помогают воссоздать, представить себе этот мир, наполненный удивительными яркими красками, чистотой и «прозрачностью», мир, в котором нет условностей, а следовательно лести, притворства, лжи ни перед другими , ни перед собой. Также есть сравнение («Одно, как желтый огнегривый лев»). Использование сравнения также усиливает условность этой мечты, ее утопичность, говоря «как», мы подразумеваем альтернативу, замену реальности. Образы в данном произведении величественны, вол, орел, лев –образы царственные, сильные. Их единение и принятие незнакомца создают также сильное впечатление фантазийности и утопичности.

В другом классическом образце русской рок-поэзии 1980-ых гг. песни группы Наутилус Помпилиус «Я хочу быть с тобой»(1987 г.) обозначается любовная тематическая коллизия. Лирический герой теряет свою любимую- она трагически погибает .(“Пьяный врач мне сказал-тебя больше нет, пожарный выдал мне справку, что дом твой сгорел”). Герой не в состоянии принять страшную реальность, он не может смириться с потерей любимой. Надежда на встречу не угасает, но слияние душ должно произойти уже в ином мире, ирреальном, потустороннем, где живут свет, гармония и счастье. Автор в своем восприятии мира продолжает традицию русских символистов. (“Я хочу быть с тобой, и я буду с тобой”). Идея произведения заключается в том, что любовь –есть вечность, смерть никогда не сможет ее разрушить. Произведение покоряет свой искренностью. Простые слова “Я хочу быть с тобой” приобретают философское обобщение, вызывают бурю эмоций и неподдельных переживаний в душе читателя и просто слушателя. В тексте присутствуют яркие художественно- стилистические средства: эпитеты (“Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь”, “Твое имя давно стало другим”, “В комнате с белым потолком”), перифраз (“Я смотрел в эти лица и не мог им простить того, что у них нет тебя и они могут жить”), сравнение (“ Я ломал стекло, как шоколад в руке”), анафора:

Я пытался уйти от любви,

Я брал острую бритву и правил себя.

Я укрылся в подвале, я резал

Кожаные



Я хочу быть с тобой,

Я хочу быть с тобой,

Я так хочу быть с тобой,

Я хочу быть с тобой,

И я буду с тобой.

Встречаются одинаково повторяющиеся синтаксические конструкции(синтаксический параллелизм):



В комнате с белым потолком,

С правом на надежду.

В комнате с видом на огни,

С верою в любовь.

Я ломал стекло, как шоколад в руке,

Я резал эти пальцы за то, что они

Не могут прикоснуться к тебе.

Я смотрел в эти лица

И не мог

Текст пронизан пафосом трагизма, невозможностью и неумением смириться с фактом смерти. Конфликт героя может быть разрешен в случае его гибели, что несет собой трагический характер. Эмоциональное воздействие на читателя происходит за счет повторов, которые позволяют ярче подойти к проблеме героя, ощутить его рядом, слушатель с повтором заново погружается в состояние лирического героя. Эпитеты позволяют с наибольшей внимательностью обратиться к переживаниям героя, наяву представить боль и переживания героя, чье горе меняет реальность, искажает действительность («Твое имя давно стало другим, глаза навсегда потеряли свой цвет»).Люди перестают быть собой, они превращаются в лица, не остается плоти кроме лица, глаз- зеркал души, в которых герой не находит того же горя или сострадания ему («Я смотрел в эти лица и не мог им простить того, что у них нет тебя, и они могут жить»). Также мы осознаем потерю связи с реальностью героя с помощью такого сравнения (« Я ломал стекло, как шоколад в руке») . Читатель понимает, что герою безразлична физическая боль, все внешние проявления жизни, он сосредоточен на своей потери, погружен в свой внутренний мир, только в котором он понимает, что он будет со своей любимой, на земле- вместе с ней в сердце, душе, после смерти- навсегда. Герой отторгает действительность, в которой он не может быть с любимой (« Я резал эти пальцы за то, что они не могут прикоснуться к тебе»). Заслуживает особого внимания заключение произведения

В комнате с белым потолком,

С правом на надежду.

В комнате с видом на огни

С верою в любовь.

Данные детали мира вещей окружающего мира героя выполняют исключительно психологическую функцию. Так, «белый потолок», «комната с видом на огни» становятся ярким впечатлением лирического героя, обозначая трагизм момента, напряженность лирического переживания героя. А образец современной рок-поэзии, песня группы Сплин «Танцуй» (2014 г.), построен на приеме антитезы: автор противопоставляет образы природы и цивилизации, усиливает контраст между природой и жизнью человека. Природа- вечна, в отличие от жизни человека, герой понимает это стремится ценить каждый миг, он понимает, что все ежедневные проблемы человека-пустяки по сравнению с проблемой неприятия собственной жизни.

Еще глоток и мы горим

На раз, два, три,

Потом не жди и не тоскуй.

Гори огнем твой третий Рим,

Лови мой ритм.

Танцуй, танцуй, танцуй,

Танцуй, танцуй, танцуй!

Основополагающим тезисом является формулировка «Танцуй» или «Живи!». Автор создает образ современного человека, который бежит от городов, забот, который хочет забыть условности, обрести свободу. Лирический герой осознает важность каждого момента в жизни, знает о неизбежном ее конце. В данном произведении пейзажные зарисовки не только обозначают место действия, но и играют важную психологическую функцию, мир природы соотносится с внутренним миром лирического героя. Пейзаж косвенно помогает воссоздать переживания героя, его неустоявшийся взгляд на мир, рисует его живое сознание, полное мыслей и дум.

Волна бежит на этот берег,

Волна бежит и что-то бредит.

И звезды падают за ворот,

И ковш на небе перевернут.



И в голове смешались мысли,

И босиком с бутылкой виски

Мы изучаем этот берег,

Волна бежит и что-то бредит.

Стоит обратить внимание, что параллелизм между чувствами лирического героя и явлениями природы строится за счет приема олицетворения. («Волна бежит», «Волна бредит»). Также автор использует перифраз («И ковш на небе перевернут»), тем самым создавая впечатление полного слияния мира природы и мира человека в сознании лирического героя. Также важны детали окружающего мира героя, которые позволяют ярче представить настроение, атмосферу внутреннего мира произведения:

И в голове смешались мысли,

И босиком с бутылкой виски

Мы изучаем этот берег,

Волна бежит и что-то бредит.

Удивительно, но для главного героя не существует времени в привычном понимании, как будто бы времени действительно нет. Таким образом, автор полностью погружает читателя в мир природы, гармонии вместе с лирическим героем, ведь природа вечна, ей не нужны часы, знание времени, чтобы существовать («Вокруг вода, песок и камни. И время меряя глотками »). Вдобавок автор использует прием сравнения («И всех вокруг, как ветром сдуло. Нас, как магнитом притянуло»). Появляется тема любви, помогающая глубже понять произведение.

Хочу уснуть и не проснуться,

Уйти в моря и не вернуться,

Или вернуться только вместе

С тобой, так много интересней.

Лирический герой не принимает реальность, он бежит от нее, единственное, что может заставить его продолжить жить- это любовь. В произведении она выступает «виски» («микстурой с ядом»), который открывает глаза на несовершенный мир томящемуся герою.

Мы странно оказались рядом,

Приняв одну микстуру с ядом.

Теперь мы принимаем виски,

И в голове смешались мысли.

Итак, вначале перед нами ищущий себя человек. После принятия любви он осознает тщетность всей цивилизации, внешнего мира человеческой жизни, он понимает, что жить больше нельзя как раньше, но потом, он понимает, что с любовью и не важно, где ты. Главное- любовь, осознание внутренней свободы, которую она дарит тебе.

С тобой так много интересного

Вокруг, совсем не тесно

Без площадей, вокзалов, станций,

Без этих всех цивилизаций.

Особенно ярким доказательством эволюции русской рок-поэзии является творчество Земфиры Рамазановой. Для анализа была взята ее песня «Небо Лондона» (2000 г.). «Небо Лондона» -глубоко чувственная картина любви. Лирический герой- героиня погружает читателя в мир своего сна, в Лондон. Читатель погружается не только в атмосферу города-дождя, но в мир лирического героя, его переживаний. Любовь героини становится ее спасением, без любви ей нет жизни, она готова умереть, оказаться в вечном сне, чтобы быть рядом с любимым.

Без таких вот звоночков,

Я же зверь-одиночка

Промахнусь-свихнусь ночью

Не заметит никто.

Во сне герои отречены от всех законов действительности, полная отдача чувству возвышает их, отсюда образ неба, полета, облаков.

Мы летели вовсе не держась

Кто же из нас первый упадет

Вдребезги на Тауэрский мост.



Мы гуляли там по облакам,

Притворились лондонским дождем,

Моросили вместе на асфальт.

Но герои осознают, что неминуем конец счастью, безмятежности, они наверняка упадут, разобьются об реальность, так и не растворившись друг в друге. Героиня понимает, что в действительном мире любовь сталкивается с неминуемым крахом, несмотря на это, любовь не теряет своей силы, она только крепнет в сердце лирического героя.

Утром...

Я узнаю утром

Ты узнаешь позже,

Этих снов дороже ничего и нет.



Герои теряют человеческое, они становятся подобными природе, чистыми как дождь («Притворились лондонским дождем, моросили вместе на асфальт»), их любовь соответственна жизни природы –вечной и прекрасной в своей чистоте. Природа и любовь- создания Творца, что возводит их абсолютное тождество. Несмотря на небольшое число средств выразительности произведение эстетически на высоком уровне. Это достигается за счет олицетворения человека с помощью явлений природы, а не наоборот, т.е. люди влюбленные уподобляются природе, ее явлениям. Также стоит обратить внимание на хронотоп произведения. Во сне, ночью героиня погружается в «небо Лондона», эмоциональный диапазон лирического героя во всей широте раскрывается во сне, утром же, наступает день и героиня понимает, что «этих снов дороже ничего и нет», так как в реальности такой абсолютно не знающей границ любви, как небо Лондона не будет. Также атмосфера города усиливает эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Это создает пафос романтики в произведении. Лирический герой находится в естественном мире романтики: сне, грезе, в экзотическом месте, непохожем и потрясающим своей самобытностью.

Далее в процессе исследования мы пришли к выводу, что тексты русской рок-поэзии образно, синтаксически и лексически богаче зарубежных рок-текстов. Возьмем текст группы Scorpions «Still loving you» (1984 г.). В данной композиции поднимается тема любви. Лейтмотивом всего произведения представляется тезис «Любовь вечна. Она выдержит все: гордость и предательство». Лирический герой, несмотря на потерю любимой, не прекращает ее любить, уважать, он уверен: он будет с ней, ведь любви подвластна вечность, ведь он все еще любит («I’m still loving you”). Лирический герой борется за за свою любовь (“I’ll fight,baby,fight to win back your love again»), за счастье быть с любимой женщиной, он готов пожертовать собой, всегда готов на прощение. Он романтичен, идилличен, самоотвержен; для него любовь, несмотря на ее трагизм и тягость от душевных мучений, прекрасна, чиста. Герой печален, потерян, но не теряет надежды и веры в счастье, в возращение любимой. Образный мир произведения невелик: встречаются лишь образы героини и лирического героя. Для синтаксиса песни характерны повторы(“Time ,it needs time»,» I will be there, I will be there», «Love, only love»,»I’ll fight,baby,fight”,»Try, baby, try»). В тексте встречается мало средств художественной выразительности, лексика разговорная, отсутсвует высокий слог, тем самым автор в тексте, обращаясь к любимой, заставляет читателя непосредственно ощутить важность момента, реалистичность переживаний и конфликта. Основной акцент в произведении делается на содержание, в то время как форма бедна средствами выразительности. Далее, обратившись к песне Depeche Mode «Personal Jesus»(1989 г.) можно отметить невыразительность образного мира произведения. В данном произведении поднимается тема веры. Проблематика интересна своим редким содержанием для музыкальных композиций. Проблема духовной бедности человека, потери его идеалов и силы: «Кто ты без своего Иисуса? К кому тебе обратится, кто тебя спасет и простит, если не Иисус?». Идейность вкупе с удивительной музыкой делают это произведение одним из самых ярких рок-песен 80-ых гг. В начале произведения слушатель слышит главную мысль всего произведения, идейную основу, заключенную во фразе «Reach out and touch faith («Обрети веру»). Удивительно то, что главный тезис не перерастает в проповедь, автор хочет донести до слушателя, что без веры- человек беден, слаб, но и с верой он может совсем потерять силу. Пафос иронии пронизывает все произведение в целом, она заключается в мысли о том, что всякое поклонение-есть культ, потеря себя. Человек, не знающий себя, приходя к вере, теряется полностью, тем не менее становится сильнее, но не всегда таким, каким бы он мог быть-свободным! Несмотря на глубокую содержательность, изобразительный мир беден, главный образ-личного Иисуса- образ слепого поклонения и силы, помогающей человеку не потерять смысл жизни. Лексика разговорная, на синтаксическом уровне имеет место быть анафора:

Your own personal Jesus

Someone to hear your prayers

Someone who cares

Your own personal Jesus

Someone to hear your prayers

Someone who's there

Также в тексте можно встретить эпитеты («own Jesus”, “personal Jesus», «feeling unknown», «take second best»). Важную роль играют такие эпитеты как own и personal. С их помощью создается пафос иронии, который играет ведущую роль в произведении. Эпитеты unknown и best создают ощущение эмоционального накала, обрамляют фразу в глумливо-возвышенный пассаж. В современных зарубежных рок-текстах прослеживается та же тенденция. В песне группы Muse «Supremacy» (2012 г.) поднимается тема свободы человека в современном мире. Лирический герой обращается к миру, потерянному среди пропаганды, трусливому, слабому, чьи силы совершенно не готовы противостоять машине власти, бюрократии, политики. Герой осознает, насколько слаб и духовно беден мир, в котором люди, подчиненные власти, одержимой наживой, верят в свободу личную, культурную («Wake to see, your true emancipation is a fantasy “). Лирический герой готов противостоять политике, наживе, власти, уверенный в силу правды. Антитеза “правда- ложь” пронизывает весь внутренний мир художественного произведения. Перед читателем возникает мир “властителей”-обманщиков, прикрывающихся пропагандой(“Policies have risen up and overcome the brave», «Embedded spies, brainwashing our children to be mean”), народ, верящий им,- люди, живущие в обмане и лирический герой, тот за кем правда, а значит и сила.

You don’t have long

I am on to you.

The time, it has come to destroy

Your supremacy.

Лирический герой полон уверенности и силы в победу над низкими потребностями человека власти, над «слепотой» людей. В тексте затронуты проблемы свободы человека, пропаганды, тематика остро актуальна, ведь в тексте прямо говорится об информационной войне. Произведение обладает серьезной содержательностью, в то время как автор почти не использует средства художественной выразительности. Можно встретить эпитеты («Greatness dies, unsung and lost, invisible to history»), усиливающие напряженность переживания героя о современном мире: величие не просто погибает, оно не воспето, потеряно, скрыто для истории. Также лексика отличается возвышенным слогом, встречаются слова, характерные для высокой поэзии(«emancipation», «greatness”, ”unsung»,»supremacy»), таким образом текст и речь героя приобретают эпико-драматический характер. Произведение строится на пафосе героики: личность борется за осуществление высших идеалов, но не идеологии («brainwashing»). Песня популярной группы LinkinPark «Numb»(2003 г.) строится на приеме антитезы. Лирический герой противопоставляет себя своей любимой. Конфликт любовный порождает личностный, герой страдает от своего чувства: становится слабее, теряет себя, растворяясь в своей любимой, что для него есть серьезный внутренний конфликт.

I’ m tired of being what you want me to be.

Feeling so faithless lost under the surface.

Герой стоит перед выбором между любовью и утратой собственного «я» (тоже антитеза самоотречение (любовь)- сохранение себя). Лирический герой выбирает себя, любовь становится деструктивной, она не делает сильнее героя, а подавляет его.

I’ve become so numb I can’t feel you there

I’ve become so tired so much more aware

I’m becoming this all I want to do

Is be more like me and be less like you.

Чувство ревности, недоверие разрушают любовь, человека- главная идея произведения. Герой верит в цикличность бытия: что ты отдаешь, то и получаешь. Произведение приобретает пафос трагизма.

But I know

You were just like me with someone disappointed in you.

В произведении мало синтаксических и лексических средств выразительности. Встречается анафора, которая усиливает эмоциональное напряжение героя, лирический герой будто старается зафиксировать себя, точнее то, чем он становится, каким его делает любовь.

I’ve become so numb

I’ve become so tired so much more aware.

Эпитеты («faithless», «numb», «tired») позволяют ярче представить состояние героя, его отношение к чувству.

Таким образом, тексты зарубежных рок- групп отличаются невыразительностью формы, лексики и синтаксиса, огромное значение имеют аранжировки, богатство звука. В то время как русская рок-культура опирается на богатство как и формы, так и содержания на уровне текста, музыка играет меньшую роль в рок-культуре России.

Далее мы пришли к выводу о том, что современная рок-поэзия не деструктивна, а созидательна, вызывает отклик слушателя, побуждая к переосмыслению реальности, своего места в мире, к глубокому чувству, мысли. В этом можно убедиться, обратившись к проблематике и отношению лирического героя к миру. Лирический герой в тексте группы Сплин «Танцуй» всерьез переосмысливает действительность, он стремится к истине, к правде в мире, находя ее в умении ценить каждый миг и любить, героиня песни Земфиры «Небо Лондона» заставляет вспомнить о ценности любви, о том, как непостижима ее сила, и человека, умеющего любить, в тексте группы Muse «Supremacy» лирический герой восстает против системы, против обмана человечества, он хочет победить власть, корысть, жадность, деструктивен его посыл миру зла, алчности, что придает его действиям пафос героики. Лирический герой песни Linkin Park «Numb» заставляет слушателя переосмыслить отношение людей к любви, заглянуть внутрь природы этого чувства, попытаться открыть новую грань любви и ее места в жизни человека.

Итак, в ходе анализа мы убедились в том, что, несмотря на лексическую, синтаксическую и образную недостаточность произведений зарубежных рок-поэтов , их тексты также глубоки в содержании, как и русские рок- произведения;

русская рок-поэзия развивается; современная рок- поэзия оказывает положительное влияние на подростков, развивая эстетический музыкальный и литературный вкус, заставляет задуматься над серьезными вопросами бытия, формируя мировоззрение и мироощущение подростка.



































Заключение

Итак, в ходе исследования мы убедились в том, культура русского рока является феноменом, который возникает в социоэкономическом контексте, определенном, прежде всего переменами в обществе и переоценкой ценностей, происходящих в обществе [13]; рок-поэзия возникла в России в начале 70-х гг. 20 века и за это время сформировалась как особая разновидность русской поэзии, имеющая свою историю развития, свои условия существования и свои эстетические взгляды. Рок- синтез формы и содержания понятия, позволивший стать русскому року мировоззрением целого поколения, состоянием души и полем зарождения новых мифологических и мифобиографических конструкций[14].Русские рок-тексты имеют право называться поэзией, отличающейся серьезной семантикой текстов, аутентичностью философо-мировоззренческих основ, поэзией, оказывающей сильное влияние на мировосприятие подростка, формирования не только его музыкального вкуса, но и литературного.

В своей работе я попыталась хоть чуть-чуть приоткрыть дверь в яркий и живой мир рок-поэзии для людей, в силу разных причин не сталкивавшихся ранее с этим жанром искусства. Конечно, в некоторых суждениях я могу ошибаться, но вы сами можете найти все эти песни и стихи, сами можете открыть в них что-то новое, незамеченное мной, или полностью согласиться со всеми моими высказываниями.

И я думаю, что мне удалось убедить вас в том, что представители рок-культуры не несут зло и негатив в массы. Это поэты, мир которым приоткрыт с другой стороны – более яркой и живой. И, самое главное, эти люди не стесняются открывать этот мир для нас через свои стихи и свою музыку.











Список использованной литературы:

1 Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990 гг. в социокультурном контексте: дис. … канд.

филол. наук. – М., 1997; Радке Э. Русская рок-музыка и ее функция в культурном советском

пространстве: магистерская работа. – Дрезден, 2001.

2 Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе

русской рок-поэзии: дис. … канд. филол. наук (специальность 10.02.01 – русский язык). –

Екатеринбург, 2005.

3 Мякотин Е. В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: дис. ... канд.

искусствоведения. – Саратов, 2006.



4 Васильева А.И. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х как социокультурное явление: опыт

культурологического анализа: дис. … канд. культурологии. – Челябинск, 1999; Голубева Т.Л.

О феномене рок-культуры // Духовные ценности современной молодежи. – М., 1988; Кнабе

Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – С. 39-61.

5 Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991.

6 Алексеев И. С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов:

дис. ... канд. социол. наук. – СПб, 2003; Гончарова Н. Б. Специфика социологизации

подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: дис. … канд. социол.

наук. – Ростов-на-Дону, 2002; Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического

анализа. – Челябинск, 2003. – 145 с. 7 Власова Г.Б. Рок-культура – феномен ХХ века: дис. … канд. философ.наук. – Ростов-на-

Дону, 2001; Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. ... канд.

филос. наук. – СПб, 2003.

8 Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования

// Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. – Вып. 2. –

С. 168-175; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического

исследования системы. 1986-1989. – СПб., 1993.

9 Шостак Г.В. Рок-поэзия как предмет изучения на уроках русской литературы //

Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе. Материалы

международной научно-практической конференции 20-21.11.2001. — Брест: Брест.гос. ун-т,

2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shostak.iatp.by/doc/article/POESIA.htm;

Янушкевич М. А. Проблема изучения античных реминисценций в русской бард-рок-поэзии //

Гуманитарий. – 2003. – N2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html. 10 От редколлегии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-

т, 1998. – Вып. 1. – С. 3.

11 Башлачев А. Посошок. – Л., 1990. – 80 с.; 14: Полный сборник текстов песен “Аквариума”

и БГ. – М., 1993. – 398 с.; Гребенщиков Б. Песни. – Тверь, 1997. – 528 с.; Майк: Право на рок.

– Тверь, 1996. – 288 с.; NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение. – М., 1997. –

400 с.; Слово рока. – СПб., 1992. – 96 с.

12 Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология. – М.,

1998; Альтернатива: Опыт антологии рок-поэзии. – М., 1991. – 238 с.; Время колокольчиков:

советская рок-поэзия. – М., 1990. – 105 с.; Поэты русского рока: в 8 т. – СПб., 2004-2005.

13 Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина //Н.

14 Гуманитарий. – 2003. – N3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html. 10 От редколлегии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Феномен русской рок-поэзии и трансформация его восприятия современными подростками

Автор: Уколова Евгения Александровна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства