kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе "Каковы контуры школы XXI века?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Каковы контуры школы XXI века" - это рассуждение учащегося о перспективах собственной школы, к судьбе которой автор неравнодушен. Хочется видеть "новую" школу не с позиции технического оснащения, а с позиции взаимоотношений учащихся и учителей, самоуправления школьного коллектива. В работе затронуты общешкольные проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Каковы контуры школы XXI века? »

Каковы контуры школы XXI века? Какою быть нашей Клеповской СОШ? Одно ясно абсолютно, что урок – каждый урок! – должен быть увлекательным. Чтобы к нему интересно было готовиться (и ученику, и учителю), чтобы идти на него было радостно, чтобы он дарил счастье узнавание нового и счастье сопереживания в открытии нового. Ясно, что ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Думаю, прежде всего, нужна школа не механического запоминания и умения доложить запомненное как велено, а нужна школа творческого воображения и соображения плюс умения ориентироваться в разливанном мире информации, чтобы, уверенно курсируя в этом море, соображать более эффективно. Хочется выделить несколько основополагающих истин, относящихся не только к моей школе, а к школе вообще.

Во-первых: учитель должен быть не следователем, изобличающим каждодневное “не выучил”, а наставником, советником, руководителем в открытии нового и в овладении искусством самому открывать новое.

Ученик не должен быть инфантилом младшего, среднего и старшего возраста, которого беспрестанно учат и поучают, натаскивают и опекают, за которого решают и отвечают все – учителя, родители, общественность, государство, все, кто угодно, только не он сам. Он должен быть студентом (даже в начальной и уж тем более в средней школе) не в смысле “учащимся вуза”, конечно, а в смысле “изучающим науки” сознательно, самостоятельно, под руководством своих наставников ( в переводе с латинского слово “студент” означает “усердно работающий, занимающийся, изучающий”). В идеале – таким, которому не нужны ни оценки-отметки, ни экзамены-испытания, ни понукания-взыскания. При этом ученики, подобно поэтам, должны быть не только хорошими, но и разными. Не только будущие инженеры, ученые, писатели, но и будущие рабочие, служащие, кооператоры, колхозники.

Во-вторых: родитель не может, не имеет права под страхом самых нежелательных и для него, и для всего общества последствий – стоять в стороне от школы. Он должен быть подручным учителя не в экзекуциях, а совсем в другом отношении – по части увлекательных внеклассных занятий с подрастающим поколением. Родители и учителя должны – образовать единый педагогический корпус ( с ведущей в нем ролью учителей, разумеется).

Все сказанное не утопия, не фантастика, не благодушные мечтания. Но сказать, будто все это – реальность затруднялось, хотя очень верю, что в скором будущем и в нашей сельской школе изменится кардинально.

А начинать, я думаю, нужно с нашего школьного здания – корабля знаний!

Чтобы полностью обновить это “средство образовательного производства”, потребуются немалые капиталовложения на протяжении не одного года.

Сегодня уже надо думать о том, как строить школу завтрашнего дня. И в нашей школе сформирован педагогический корпус, многие работающие в нем будут работать еще не одно десятилетие. Не секрет, что на ряду с лучшими преподавателями есть посредственные и даже плохие. И какую бы блестящую методику ни предложили новаторы, в руках рутинеров все это неизбежно начнет превращаться в ухудшенный вариант привычного, накатанного, чему и меня есть примеры. В стенах нашей живет около 20 десятков воспитанников. Вот они, налицо, во всей своей красе. И хорошие, умные, добрые. И плохие, глупые, злые.

Главное же – в сложном переплетении всех мыслимых черт интеллекта, характера, личности. Они не могут чудом измениться ни через день, ни через годы. Две сотни наших мам и пап, дедушек и бабушек, родных тетей и дядей – тоже налицо. С теми же характеристиками и стой же невозможностью мгновенных перевоплощений.

Как же быть?

Прежде всего – создавать такие условия, при которых худшие преподаватели, ученики, родители подтягивались бы, на сколько возможно, до уровня лучших, а последние обретали бы больший простор для реализации своих личностей и тем самым энергичнее увлекали бы за собой остальных. Способ для этого в поле зрения человечества один-единственный: совершенствовать отношения между людьми – и экономические, и политические, и правовые, и этические, и, не в последнюю очередь, социальные, в частности между учащимися, родителями, учителями, к числу которых относятся, как известно, семья и школа. Иными словами, необходимо совершенствовать отношения по линии учитель – ученик, ученик – родитель, учитель – учитель, ученик – ученик, родитель – родитель, учитель – родитель. Да, сегодня пора задуматься о том, как будет выглядеть здание нашей школы завтрашнего дня, какие в нем должны быть помещения и какое оборудование, точно также, по моему убеждению, пора представить себе, кто в это здание придет и как сложатся отношения между пришедшими. Школа завтрашнего дня не может не отличаться качественно, радикально от школы сегодняшней. В связи с этим хочу поделиться некоторыми соображениями – поразмыслить о путях создания иной школы, которые видятся мне сейчас. Сегодня причиной многих возникших проблем стало разобщение детей и родителей, которое наблюдается не только в городе, но и на селе. “Домашняя академия”, на которой основывалась прежняя школа, - ныне полный анахронизм. Сегодня утрачена роль семьи, а ведь никакие образовательные учреждения, даже наилучшие, не в состоянии эффективно выполнять свою роль без помощи семьи и всего мира взрослых. Настала пора подумать об интеграции семьи и школы на более высоком уровне. И не на словах, а на деле. Только тогда возможно использование основных средств “домашней академии”. На основных из них я остановлюсь, что и станет составляющим моего проекта.

1.Индивидуальный подход к ученику. Дети, как и все люди, очень разные! Один схватывает, как говориться, налету. До другого доходит не сразу. Третий усваивает блестяще. Четвертый кажется совершенным тупицей. И так далее, без конца. Учитель, который “вещает” на класс из 20 и более учеников, похож на радиостанцию, а ученики – на транзисторы разного качества. У одного – звуковоспроизведение отличное. У другого – то и дело сбои. Только к вызову родителей в школу, чтобы те энергичнее подстегивали свое чадо. До конца не представляю, каким педагогическим мастерством должен обладать учитель, но абсолютно убеждена, что в школе, в первую очередь, нужно использовать индивидуальный подход.

2. Выявление и стимулирования способностей. Дети разные не только по уровню способностей, но и по их направленности. Одному плохо дается математика, зато руки золотые.

Другому явно не быть оратором, ни писателем, зато сразу видно: будущий кумир малышей. Сегодня подход огульный: должен быть талантлив во всем, как Леонардо да Винчи! Не Леонардо по математике или по физкультуре? Во тебе дойка! И марш за родителями. Нельзя забывать о разнопрофильности способностей человека. Скупой похвалой, которая может быть же всех школьных медалей, вместе взятых, надо побуждать ребенка удесятерить усилия не только там где ему плохо дается, но и, главное, там, где ему дается особенно хорошо.

3. Оптимальное сочетание общего и профессионального образования. Думаю, сегодня о сочетании общего и профессионального образования, например, в нашей школе, говорить не приходится. Вот я – тому пример. Девушка, интересуюсь хореографией, музыкой, спортом, но я должна четыре часа в неделю просиживать на странном и совершенно не нужном мне уроке – “технология” и заниматься (абсурд!) изучением тракторов. Не – ле – по!

Сегодня дать хорошую профессиональную ориентацию и хорошую общую культуру (включая начала мировоззрения) молодому человеку, достигшему физиологической зрелости, трудно, но нужно! Иначе не будет социального взросления, иначе так и остается подростком великовозрастный детина.

Учет возрастных особенностей.

Нельзя забывать, что каждый представитель рода homo sapiens ощущает себя человеком разумным и, конечно же, совершенно взрослым чуть ли не с пеленок. Иначе он не может. Психология не позволяет. Любой школьник, начиная с ушастого первоклашки, абсолютно уверен, что он – такой же взрослый, как и его родители, учителя и прочее население планеты. Его также передергивает от негодования, если с ним обращаются, как с ребенком. А когда он в старших классах возвращается из соответствующего учреждения с паспортом в кармане, документально подтверждающим его глубокое внутреннее убеждение в своей “взрослости”, и видит, что отношение в нему нисколько не изменилось ни в семье, ни в школе, - его возмущению нет пределов.

И он идет туда, где с ним обращаются если не как с равным, то, во всяком случае, как со взрослым. Если педагоги хотят вернуть его? Тогда они должны увидеть в нем прежде всего взрослого человека.

И немного о шкале оценок.

К сожалению, сегодня школьная оценка практически утратила свою стимулирующую роль. По сути все выставляемые ныне в школе оценки – именно за прилежание, а не за что-нибудь иное: выучил – не выучил, подготовил – не подготовил, нахалтурил – сделал добросовестно. Выучил – пятерка, плохо выучил – четверка, очень плохо, хуже некуда, но все же чего-то выучил или, по меньшей мере, сделал вид, что выучил, - тройка, не выучил – двойка. Для единицы и на такой шкале места не остается, и она логически исчезла из классных журналов, появляясь изредка лишь, так сказать, в не формальном значении, как крик отчаяния учителя, как предел возмущения наглостью лодыря и лоботряса.

Моему воображению рисуются две колонки четвертных и годовых оценок. Одна – по типу существующих, но “ревальвированных” до их первозданной ценности. Эта колонка оценивает степень добросовестности работы ученика независимо от его способностей, по принципу “заработал – получи!”. Изумил класс знаниями или умениями, выходящими далеко за рамками программы, - получай пятерку. Показал блестящее знание в рамках программы – четверка. Хорошо усвоил программу – тройка. Плохо – двойка. Программа осталась неусвоенной - единица.

Другая колонка оценивает степень способностей ученика по данному предмету. Если проставляется пятерка, - значит, внимание: выявляются не просто хорошие, а выдающиеся способности, и если на них вовремя обратить внимание, может вырасти выдающийся специалист. Мастер своего дела в области техники или флоры – фауны, медицины или обществознания, спорта или искусства и т.д. Если четверка, - значит, есть хорошие способности, которые путем целеустремленного, напряженного труда можно поднять на уровень выдающихся. Тройка, - значит, обычные, заурядные способности и т.д. Стимулирующая роль двух колонок вместо одной как бы возводится в квадрат: я вижу, что прилежание у меня по математике или пению, допустим, тройка, а способность – четверка. Значит, я плохо ее реализую, недостаточно занимаюсь, надо подтянуться!

Оценка за способности. Здорово! Способности – это от природы. Но их можно развивать, и вот тут уже многое зависит от прилежания, которое может быть похвальным или позорным.

Итак, предлагаемая система представляется оптимальной при существующих условиях. А вообще, лучше, разумеется, безо всяких оценок. Ибо любая оценка – это психологическая травма, тяжелая даже для взрослого, а уж для ребенка и подростка – тем более. Можно ли учить без оценок? Да, можно. И многие талантливые педагоги успешно пробовали это делать. Нужен только талант заинтересовать учеников. Нужен только индивидуальный, строго дифференцированный подход к каждому из них. И нужна увлекательная, беспроигрышная игра – соревнование. Вот и все.

Школьное самоуправление.

Я говорю о подлинном школьном самоуправлении – творческом, деятельном, а не об ограниченном обязанностями комментировать указ классного руководителя или директора школы страстно обличать отстающих и отчитывать нарушителей дисциплины. Подлинное школьное управление – это целая палитра красок, столь необходимая нам для группового психологического портрета в классном интерьере. При его реальном введении могут найти свое место в школьной жизни и сангвиники, и флегматики, и интраверты, и экстраверты, и вундеркинды со знаком плюс, и вундеркинды с противоположным знаком, и серые троечники, на которых давно махнули рукой, и ребята с повышенными потребностями в лидерстве.

Учитель – это больше, чем педагог.

Главная тайна учительского призвания, учительской профессии заключается в том, что учитель, настоящий учитель, Учитель с большой буквы – это личность, рождающая, формирующая другие личности. Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества. Очень желательна так называемая харизма – исключительная, вдохновенная одаренность, вызывающая у окружающих чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит Учитель, подлинную веру, надежду, любовь.

И о домашних заданиях.

Нельзя согласиться с теми, кто выступает против домашних заданий. К чему такие крайности? Обучаясь в старших классах, я пришла к выводу, что каждый учитель норовит задать на дом столько, как если бы его предмет был единственным. Да еще в добавок зубрежная рутина, исключающая творчество. Я не против домашних заданий вообще. Ведь хорошо продуманная постановка домашних заданий – это еще одна хорошая школа самостоятельной работы. Не только в классе, но и наедине с собственной совестью.

А если об учебной неделе…

В отношении учебной недели предлагается переход на пятидневку с выделением шестого дня (не обязательно субботы) для занятий спортом, музыкой, танцами, а также для производственной практики.

Одна из бед нашей школы – да и не ее одной, в том, что она ориентированна, так сказать, на свет давно угасшей звезды, на некий усредненный социальный тип учащегося, которого давно не существует в природе. На гипотетического учащегося, который привык уважать старших и заботиться о младших, приучен относиться с уважением к любому учителю, раз это учитель, приучен выполнять любые задания беспрекословно и стыдиться самого себя за плохую работу, в том числе и учебную.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эссе "Каковы контуры школы XXI века?

Автор: Чабанова Ольга Михайловна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства