kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе по рассказу К.Г. Паустовского "Акварельные краски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Благодаря К.Г.Паустовскому мы понимаем, что чувство родины в человеке не зависит от  особенностей исторической эпохи, от реалий «нового» времени, оно вечно. Пушкин, Лермонтов, Чехов, художник Берг, сын лесника Ваня Зотов, Паустовский – все они связаны единым чувством любви к родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе по рассказу К.Г. Паустовского "Акварельные краски"»

Анализ рассказа К.Г.Паустовского « Акварельные краски». Файкова И.П.

Рассказ К.Г.Паустовского « Акварельные краски» посвящен теме родины, тому, как в зрелом уже мужчине пробуждается любовь к родному краю, как это чувство преображает его и как человека, и как художника. Эта любовь не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца. Герой обретает ее не в детстве, которое прошло в пыльном еврейском городке, не в годы гражданской войны, когда он дрался как « создатель новой жизни», не в « прекрасные годы труда и преодолений » Советской страны – а однажды осенью в глухих муромских лесах. Эта любовь - связующее звено между разными историческими эпохами, между разными поэтами и писателями, между художником Бергом и сыном лесника Ваней Зотовым. Наконец, эта любовь – то, что завещано нам и А.С.Пушкиным, и М.Ю.Лермонтовым, и А.П.Чеховым, реминисценциями из произведений которых полон рассказ, это и завет автора произведения К.Г.Паустовского читателю.

Главный герой рассказа художник Берг – обладатель «литературной» фамилии. В памяти всплывает персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого Берг, немец по происхождению, лишенный какого бы то ни было чувства любви к России – и это до поры сближает образы обоих Бергов. Примечательно, что К.Г.Паустовский не дает герою рассказа имени – это обесчеловечивает его, как будто без чувства родины человек лишается очень важной части самого себя.

Основным принципом построения рассказа служит антитеза. Она проявляется на разных уровнях. Так в экспозиции рассказа образу главного героя противопоставлены образы бойцов, которые относятся к родине с благоговением: они «с особенным светом в глазах» говорили о «родных» местах, о «родимом» Доне (повтор однокоренных слов придает экспрессивность). Берг же, напротив, слова «родина», «земля отцов» воспринимает насмешливо и иронично, замечая цинично: «Трепотня!». Поэтому неспроста автор использует эпитет «сухарная» по отношению к душе Берга, т.е. черствая, неживая душа.

На контрасте строится и отношение главного героя к родине, которое мы видим в экспозиции и в развязке рассказа, когда у героя в противовес былому равнодушию появляется «ясное и радостное чувство родины». Автор пишет: «Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Антитезой становится и отношение главного героя к творчеству. Если в начале рассказа Берг не может обрести себя как художник, его «… попытки были полны неудач и неясностей», то в конце герой, полюбивший « свою землю», в ответ на предложение поучаствовать в выставке пишет: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, - мой первый пейзаж». Значит, за первым пейзажем последуют другие, а « ясное и радостное чувство родины» поможет Бергу найти свой путь в искусстве, состояться как художнику.

Кроме антитезы важным средством выражения идеи произведения становится хронотоп рассказа, который имеет символическое значение. Образ времени соотносится с реальным историческим временем, в котором живет герой. Далекое прошлое героя обозначено лишь пунктирно: детство в маленьком городке на Днепре, годы гражданской войны (влияние которых на жизнь героя автор особо не подчеркивает, что удивительно, учитывая, что рассказ написан в 1936 году). Будущее слегка угадывается в желании Берга дальше рисовать пейзажи и подарить акварельные краски Лефранка, которыми он так дорожил, сыну лесника Ване Зотову.

Но автору важны не столько далекое прошлое и будущее, сколько недавнее прошлое, время, проведенное в лесу, когда художник осознал сопричастность родному краю. Чувство это совершенно перевернуло сознание героя и преобразило его душу, и потому время здесь намеренно замедлено автором и описано детально. Значимым является и то, что основное действие рассказа происходит осенью – это символическое время для русской литературной традиции (оно связано и со стихотворением А.С.Пушкина «Осень», и со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Родина», и с лирикой Ф.И.Тютчева, и с творчеством И.А.Бунина).

Символичны и образы пространства в рассказе. И мы понимаем, почему любовь к родине не могла зародиться у Берга в детстве, потому что место, в котором родился герой, вызывает отвращение: «Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат - защитников отечества».

Образу города детства противостоит образ лесной глухомани, в которую по приглашению друга-художника приезжает Берг: глубокое озеро « с черной водой»,« заросли золотых берез», « пахучий можжевельник». Этот «… пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами» пробуждает в герое чувство родины. Художник «с любопытством» рассматривал цветы и травы, осенние листья; слушал, как «… звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики». И спустя месяц после того как научился и видеть по-новому, и слышать по-новому, когда произошло духовное преображение – совсем как у пушкинского пророка – Берг рисует свою первую акварель. И рождается новый человек и новый художник.

Рассказ К.Г. Паустовского вступает в диалог со многими текстами русской литературы. Здесь звучит мотив увядания: « засохшая гвоздика», « палые листья», «поредевшие леса» (как не вспомнить пушкинское: «унылая пора»!). Здесь и мотив необъятности и бескрайности родных просторов: «леса качались» (отсылка к строке «…лесов безбрежных колыханье» из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина»). Здесь и мотив сопричастности художника жизни народа: образы живописцев-кустарей, о которых поведала Бергу бабка Татьяны, отсылают нас к лермонтовским «мужичкам», а само имя бабки напоминает имя пушкинской героини, любительницы лесов. Письмо сына лесника Вани Зотова художнику – не что иное, как реминисценция из рассказа А.П.Чехова «Ванька Жуков», только со счастливым концом, потому что голос Вани будет услышан художником Бергом.

И мы понимаем благодаря К.Г.Паустовскому, что чувство родины в человеке не зависит от особенностей исторической эпохи, от реалий «нового» времени (допустим, от исполняемого часами Спасской башни «Интернационала»), оно вечно. Пушкин, Лермонтов, Чехов, художник Берг, сын лесника Ваня Зотов, Паустовский – все они связаны единым чувством любви к родине.

Особую роль в символике рассказа К.Г.Паустовского играет мотив света. Так бойцы говорили о родине «с особенным светом в глазах»; Берг, подъезжая к станции, дышал, казалось, « не воздухом, а удивительным солнечным светом»; а оставшись на озере, несмотря на затяжные дожди, как бы в вознаграждение видит «особый свет», «сияние». И недаром в кульминационный момент рассказа, когда Берг «…работал как одержимый, пел и кричал », начинается осенняя гроза, как некий знак свыше, знак того, что рождается новый человек, новый художник.

Этот скрытый мотив света звучит и в названии рассказа « Акварельные краски». Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, активно отражающий свет. Поэтому акварельные краски - это и краски родины, которую открыл для себя художник Берг, полные света и сияния, это и символ преемственности , потому что чувство любви к родному краю передастся от художника Берга Ване Зотову вместе с коробкой акварельных красок Лефранка.




































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эссе по рассказу К.Г. Паустовского "Акварельные краски"

Автор: Файкова Инга Петровна

Дата: 21.02.2022

Номер свидетельства: 600849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства