«Гарри Потер» - необыкновенное произведение Джоан Роулинг. Наше знакомство с ним началось с одноименного фильма, который поразил своей красотой, многоплановостью и, конечно же, сюжетом.
Произведение Джоан Роулинг «Гарри Поттер» чаще всего относят к жанру фэнтези – это жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Нам захотелось изучить, что же фантастического изображено в этом произведении. Так как произведение состоит из нескольких частей, мы остановимся на первой части «Гарри Потер и философский камень», чтобы ограничить тему исследования»
Цель исследования – проанализировать особенности фантастики в произведении Джоан Роулинг «Гарри Потер и философский камень».
Задачи:
Познакомиться с произведением Джоан Роулинг «Гарри Потер и философский камень».
Определить фантастическое в произведении.
Классифицировать фантастические элементы.
Актуальность данной темы заключается в том, что книга очень поучительна.
В наше непростое время, когда в мире много несправедливости, люди продолжают верить в сказки и мифы. И образ доброго мальчика Гарри Поттера вселяет в нас надежду, что мир станет добрее, что зло будет побеждено и наказано.
За время своей учебы Гарри Поттер совершил много добрых дел. При этом он никогда не злоупотреблял своими волшебными способностями. Также на протяжении всего произведения показана настоящая дружба с Гермионой Грэнджер и Роном Уизли. Они вместе преодолевали все сложности и всегда помогали друг другу и другим товарищам. Наверное, в этом и заключается главная причина популярности Гарри Поттера.
Данная работа может быть использована при подготовки к урокам литературы в качестве дополнительного материала, олимпиадам и конкурсам. В этом ее практическая значимость.
Предмет исследования:Роман о Гарри Поттере.
Объект исследования:Особенности фантастики в романе.
Методы: Поисковый, анализ, обобщение.
Глава I. Жанр произведения Джоан Роулинг
Для того, чтобы начать анализ фантастического в произведении, необходимо понять, к какому жанру относится «Гарри Потер», чтобы правильно осмыслить сущность фантастического.
Фантастика – это литературное произведение, где существенную роль играет несуществующее, необыкновенное, неведомое, явно придуманное. Фантастика вышла из сказки, поэтому и сохранила её признаки, но в другом виде: волшебство и орудие волшебства (большее разнообразие), магия цифр (повторение нескольких цифр), помощники (остаются на протяжении всего произведения), место действия (большее разнообразие). Виды фантастики: научная – необыкновенное создаётся материальными силами – природой или человеком с помощью науки и техники, психологическая – в специально созданных условиях показывает натуру человека, познавательная – показывает необыкновенное, приключенческая – приключения, созданные из-за необыкновенных предметов (людей), фэнтези. Произведение Джоан Роулинг «Гарри Поттер» чаще всего относят к жанру фэнтези – это жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
Во-первых, изображенный мир в серии книг о Гарри Поттере отличается от реального мира. Стоить здесь отметить, что книга описывает два мира: магический и реальный. Основное действие происходит в магическом мире, так как герои книги – это волшебники и магические существа, которым сложно бы было жить в мире, в котором существуют совершенно другие, незнакомые им правила.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Жанр фэнтези, в свою очередь, удовлетворяет желание человека раскрыть мир по-новому, как неведомый, совершенный и свободный. Подсознательно мы пытаемся раскрыть тайны нашего реального мира и хотим понять силы, которые в нем действуют.
Во-вторых, в литературе фэнтези главным мотивом является борьба Добра со Злом. Главный герой должен спасти свой мир. У него нет выбора, его судьба была заранее определена, и именно он является избранником, без помощи которого все погибнут. Лорд Воландеморт хочет создать новый мир, в котором будет царствовать насилие и страх. Гарри Поттер, главный герой романов Дж. К. Роулинг, со дня рождения был назначен как тот, который спасет магический мир. Он должен сразиться с Лордом Воландемортом. Если молодой волшебник проиграет, мир будет разрушен. Он тоже не может отказаться от необходимости быть избранным. Его судьба уже предопределена, и он никаким образом не может ее изменить.
Основа сюжета – поиски волшебного предмета, места, человека или знания. В первой части герои ищут философский камень, во второй части – тайную комнату, в третьей и шестой части – человека, в седьмой части - крестражи.
В-третьих, в серии романов о Гарри Поттере встречается ряд мифологических или сказочных существ. Некоторые из них напоминают свои архетипы, другие существенно отличаются от своих мифологических или сказочных оригиналов, так как приобрели новые черты из-за авторских изменений. В произведениях Дж. К. Роулинг встречаются такие фантастические существа, как птица Феникс (которая известна в мифологии разных культур как существо, способное возродиться из пепла) кентавры (полулюди, полукони, занимающиеся воспитанием героев), единороги (являющийся символом целомудрия), русалки, гномы, домашние эльфы, гиппогрифы (грифоны), привидения, великаны, тролли, животные, наделенные сверхъестественными способностями (говорящий кот, обладающие разумом паук, сова, олень, лань, крыса), упоминаются растения с необычными свойствами.
Четвёртый признак принадлежности к жанру фэнтези это наличие магических объектов. В магическом мире встречаются предметы, которые не существую в реальном мире и мало вероятно, что когда-нибудь будут в нем присутствовать. Среди магических объектов мы можем найти средства для концентрации и использования магии. Здесь можем перечислить такие предметы как волшебную палочку, исчезательный шкаф, омут памяти, летучий порох, мантию-невидимку, воскрешающий камень и напиток живой смерти. Магическими объектами будут также фантастическое существа (например: домашний эльф, дракон, дементор) или магические предметы, используемые в повседневной жизни (навозная бомба, любовное зелье, Карта Мародёров).
Все эти признаки доказывают, что серия романов о Гарри Поттере является жанром фэнтези, приключенческой фантастикой, однако, первую книгу по признакам можно также отнести к психологической фантастике, так как там Дж. К. Роулинг показывает, как подружились Гарри с Гермионой. Мальчики спасли её от тролля, хотя это было очень опасно. А в свою очередь Гермиона защитила их. Это было подсознательным действием, то есть даже в опасную ситуацию они не забыли про другого человека.
Глава II. Фантастика в произведении
2.1. Философский камень – главный магический атрибут романа
В этой главе мы рассмотрим, какие же элементы фантастики мы встретили в первой части романа Роулинг и постараемся их классифицировать по видам.
Первый и самый главный фантастический предмет – это, конечно же, философский камень. Ему мы посвятим особое место в работе и выделим на фоне других особенностей фантастики в произведении.
«Философский камень (англ. Philosopher's Stone) — некая субстанция (видимо, внешне всё-таки напоминающая камень), которую искали (действительно искали в реальном мире) средневековые алхимики. Требования к философскому камню варьируются, но его способность превращать любые металлы в золото декларируется всегда. После достаточного развития химии и открытия молекулярной теории стало понятно, что ни физическим, ни химическим способом превратить какой-либо металл в золото невозможно. Это под силу разве что ядерной физике, но тогда полученное золото обойдётся намного дороже добытого обычным путём»1.
В книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень» камень давно создан Николасом Фламелем, алхимиком, который действительно жил в Европе в XIV-XV веках. Камень из книги обладает не только свойством превращать любой металл в золото, но и является средством создания эликсира жизни, что ещё больше увеличивает его ценность.
По словам Дамблдора, эликсир жизни позволил Николасу и его жене Пернелле прожить «лишних» шесть столетий. Совместное решение директора и Николаса уничтожить Философский камень приведёт к неизбежной смерти четы Фламелей, а это наводит на мысль, что либо Философский камень был найден случайно и его создание повторить нельзя, либо Фламель и Пернелла уже пресытились этой жизнью и решили, наконец, уйти на вечный покой. Об этом упоминается в книге «Гарри Поттер и Философский камень», где Дамблдор разъясняет недоумевающему Гарри, что у Фламеля остался ещё небольшой запас эликсира жизни, чтобы привести свои дела в порядок.
Джоан утверждала: «Я не изобретала концепцию Философского камня, который и так является легендарным веществом. Люди верили, что он реален, и сделали его поиски настоящей целью алхимии»2.
«Свойства философского камня соответствуют большинству атрибутов его древнего описания. Камень делал возможным превращение недрагоценных металлов в золото, а также из него изготавливался Эликсир жизни, который мог сделать вас бессмертными. «Подлинный» камень алхимиков — предшественников физиков и химиков, таких, как Исаак Ньютон и настоящий Николас Фламель, — являлся целью поисков, иногда даже целью всей жизни, разгадки его создания»3.
В большинстве старых текстов, в которых он фигурирует, камень описывается по-разному, как красный или белый. Эти цвета важны в большинстве подсчётов алхимиков, а также им часто придают символическое значение.
2.2. Магические предметы
К магическим предметам можно отнести волшебную палочку. Каждому волшебнику она выдается в школе. Для Гарри птица Феникс дала два пера, из которых изготовили палочки. Одна принадлежала Воландеморду, из-за которого погибли родители героя. Вторая предназначалась Гарри, что было в истории школы впервые.
Самым интересным предметом нам показалась распределяющая по факультетам первокурсников говорящая Шляпа. Она точно знает, на какой факультет определить новичка, однако долго не решается распределить Гарри, т. к. он способен успешно учиться на нескольких факультетах.
Необычными предметами выступают в игре «Квидич» волшебные мячи. Как игроки современного футбола, они наделены ролевыми свойствами.
Квоффл — основной и самый крупный мяч. Диаметр квоффла составляет двенадцать дюймов (1 дюйм - примерно 2, 54 сантиметра), не имеет швов. Его надо забросить в одно из трёх колец. Забрасывание этого мяча даёт 10 очков.
Два бладжера. Эти мячи летают самостоятельно, пытаясь сбить игроков с их метел. Их диаметр - десять дюймов. Изготавливаются мячи из железа. Бладжеры не приносят очков, они существуют только для того, чтобы усложнить игру.
Снитч — маленький золотистый шарик (не более шарика для пинг-понга) с крылышками. Летает самостоятельно. Из-за малого размера и огромной скорости его чрезвычайно сложно обнаружить и поймать. Поимка снитча дает 150 очков, а также прекращает игру. Команда, поймавшая снитч, почти всегда становится победительницей.
Не менее интересными представляются в романе волшебные шахматы. Их особенность в том, что они сами передвигаются. Судьбоносным моментом становится настоящая игра в подземелье, где дети не погибают только потому, что хорошо играет в шахматы Рон Уизли. Он жертвует собой, чтобы жил Гарри и продолжал начатое дело.
Сказочным предметом, способным сделать человека невидимым, изображается плащ-невидимка.
Мифический предмет арфа способен усыпить трехголового пса Пушка.
Конечно же не стоит забывать о волшебном зеркале, которое от сказочного отличается тем, что показывает то, что человек желает больше всего. Именно оно дает Потеру философский камень только потому, что у него чистое некорыстное сердце.
И самым трогательным предметом является семейный альбом в финале романа. Гарри с детства потерял своих родителей, теперь этот альбом напоминал ему их, они в нем были как живые.
2.3. Магический транспорт
В начале романа Рубеус Хагрид — лесник и хранитель ключей Хогвартса – добирается до дома дяди Гарри по небу на мотоцикле. Конечно же, к волшебному транспорту можно отнести Ховард-экспресс, который доставляет детей до школы. Чудеса начинаются с платформы. Платформа 9 ¾, не существующая в мире людей, открывается в арке всем магам.
Весьма предсказуемым, по сути, сказочным видом транспорта представлена метла. Самой скоростной считается Нимбус 2000. С ее помощью Гарри ловит снитч и летающий ключ в подземелье, спасает ученика на уроке по полетам на метле.
2.4. Фантастические животные
Первое знакомство с фантастическими героями у Потера происходит в волшебном банке, где работают Гоблины. «Го́блины (фр. gobelin) — сверхъестественные человекоподобные создания, живущие, согласно западноевропейской мифологии, в подземных пещерах и не переносящие солнечного света»4.
Самым грозным существом, обитающим в школе, является трехголовый пес Пушок. Он охраняет в подземелье философский камень.
Введен в сюжет и Тролль. «Тролль (швед. troll — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии. Представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку. Тролли часто фигурируют в фэнтези-литературе, обычно в смеси с образами огров и ётунов»5 Он пытается убить детей по приказу Воландеморда.
Вполне сказочным героем предстает в романе дракон, которого Рубеус Хагрид выиграл на рынке. Драконам в школе не место, поэтому он становится эпизодическим персонажем, появляющимся в других частях.
Страшным местом Ховарде является темный лес, где обитают оборотни, единороги и кентавры.
2.5. Магические превращения
В начале романа Профессор Макгонагалл — декан факультета Гриффиндор; преподаватель Трансфигурации – превращается из кошки в человека. Это она делает и на первом уроке, когда Гарри и Рон Уизли опаздывают на первый урок.
2.6. Магия
Начинается повествование в романе с волшебства. Альбус Дамблдор тушит фонари с помощью магии.
Не подозревающий о своих способностях Гарри во время проявления злости выпускает змею из зоопарка, удалив стекло в загоне и восстановив магическим способом.
Рубеус Хагрид во время своего визита в дом Потера разводил огонь с помощью зонта и открывал вход в школу Хогвартса, а также племяннику героя наколдовал хвост, чтобы его проучить. Использовать магию в мире людей категорически запрещалось.
После посвящения в первокурсники директор школы одним слово организует трапезу и меняет флаги после победы факультета, в который был зачислен Гарри.
Самой способной в изучении заклинаний в романе предстает Гермиона Грейнджер. Она может открыть запертую дверь, создать свет. Такие способности девочки много раз помогают детям в сложных ситуациях.
Самое интересное, что в произведении можно обнаружить элементы сказки. Животные, которые не являются вымышленными, фантастическими, обретают способность говорить. Например, змея в начале произведения слышит Гарри Потера и разговаривает с ним.
Еще одним элементов сказки можно назвать почту, которые совы принесли в таком количестве, что они с неимоверной силой залетали в дом из всех щелей.
Самое интересное, что в школе магия находится везде: на потолке витают горящие свечи, лестницы сами меняют направление, картины на стенах оживают и говорят. На уроках дети обучаются магии. В произведении рассказывается о некоторых таких уроках. Первый – это урок левитации. Дети учатся поднимать предметы в воздух на примере перышек. Второй – по пересаживанию кричащего растения. По школе непринужденно летают призраки: Сер Николас почти безголовый. Это поистине волшебное место.
Заключение
Джоан Кэтлинг Роулинг создала прекрасный волшебный мир, используя синтез жанров, сложность, неоднозначность характера главного героя, эволюцию персонажей, переданную на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.
Таким образом, мы пришли к выводу, роман вобрал в себя традиции сказки и фэнтэзи, мифов и фантастики. Это уникальное произведение. Каждый волшебный предмет отвечает за какую-то линию сюжета, лишних предметов нет. Они все значимы. В своей работы мы попытались их классифицировать по признаку сходства и получили 5 групп. Это, конечно же, условное деление. Список групп не полный, так как мы рассматривали только первую часть.
Работу по данной теме можно продолжать, рассматривая произведение в целостности.
Литература
1. Дж. К . Роулинг «Гарри Поттер» 1 – 7. (2000-2007)
2. Г.И. Гуревич «Беседы о научной фантастике». (1992)