kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственные ценности: назад к истокам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственные ценности: назад к истокам»

Журнал «Кубанская школа»

Рубрика: методическая копилка

Сведения об авторе:

Кириллова Вера Ивановна; г.Краснодар, МБОУ ООШ №7, учитель русского языка и литературы

«Духовно-нравственные ценности: назад к истокам»


В жизни по-разному можно жить…

В горе можно и в радости, вовремя есть и вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать, и, помышляя о чуде, рукой обожжённой солнце достать и подарить его людям!


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.         

Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры.

 1.   Психолого-педагогические основы

нравственного воспитания подрастающего поколения.        Нравственное воспитание: сущностная характеристика.

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога;

  • социально-педагогического партнерства;

  • индивидуально-личностного развития;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • социальной востребованности воспитания;

  • уважение к Отечественной истории и родному языку.                           

       Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.   

 В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (8, с.191-192).

       В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». (5, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.

У Ожегова С.И. : «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

(13, с. 414).

       Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (1, с. 360).

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (12, с. 289).  «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (12, с .735).    

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению

чувствовать человека».  (15, с. 120)

     Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (15, с. 170).

     В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин  является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

   Цели и задачи формирования социокультурных и духовно- нравственных ценностей у воспитанников.

Цели:

  1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

  2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)

  3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов. 

Задачи: 

I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;

IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.

V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.

VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.

VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

VIII. Поддержка личности.

IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

     В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:

  • анкетирование;

  • дискуссия;

  • диспут;

  • тематические классные часы;

  • проблемные ситуации;

  • упражнения;

  • игры;

  • тренинги;

  • тематические мероприятия;

  • изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;

  • изучение традиций и обычаев семьи, школы.

   

2. Основные источники нравственного опыта

      К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.  

      Но самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.     

     Другим важным источником нравственного опыта школьников является

разнообразная внеклассная работа.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил.

     Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу

разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.     

3.   Гуманизм личности педагога как условие

результативности процесса духовно-нравственного воспитания

       "Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом…».   Федор Михайлович Достоевский. Самое сильное влияние на  нравственное развитие  школьника в процессе его обучения  оказывает личность учителя. Один и тот же  жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ученик поверил учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей.   Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.     В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, Любовь — обязательные качества учителя, которые должны стать профессиональными.

  Качеством личности учителя - яркая индивидуальность;  беззаветная,  самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила,  целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество; бескорыстность.     

    Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют

художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке,

этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла.

Другой путь к духовности - использование возможностей дополнительного

образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни учащихся, при которой ребенок невольно осмысливает все явления

окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру.



  1. Один день из жизни семиклассника…

Сегодня, разве только ленивый, не «кинул камень» в учителя, обвиняя его во всех неудачах и бедах своих детей. Как правило, делают это не от большого ума , а в силу своего бессилия в вопросах воспитания, малодушия и нежелания вникать в суть проблемы.

Родители в прямом смысле «сдают детей» в школу и ждут от нас «Чуда», что мы и научим, и воспитаем… Но чуда не происходит, потому что педагог один бьётся над ребёнком, а положительный результат возможен только в сотрудничестве и не только с родителями, но и со всей системой по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Об этом «заламывать руки»можно бесконечно.

Я попытаюсь показать, что в силах сделать учитель в рамках обычной среднестатистической школы в наши дни. Итак, один день из жизни семиклассника. Речь пойдёт о моих детях, с которыми я работаю уже третий год и только сейчас стал заметен результат.

Несомненно, в недельном расписании учебных занятий нетрудно найти день, когда уроки русского языка и литературы идут последовательно, это даст возможность вести работу, так сказать, «по нарастающей».

Тема урока русского языка идет согласно КТП, но в последние 10 минут до звонка проводится работа в тетрадях по развитию речи, направленная на устранение ошибок в выборочном изложении по тексту В. Осеевой. Вполне логично предположить, что снова возникнет вопрос о последней гневной реплике женщины.Вопрос пока необходимо оставить без ответа.

Следующий урок - литература. Тема: «Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению» ( произведение А.П.Платонова «Юшка»), 2-ой урок по произведению. Это комбинированное занятие, поэтому сначала проверяется домашнее задание, необходимо было прочитать содержание до стр.118 («…это я на вид оплошал и старым стал…»), проанализировать отношение к Юшке детей и взрослых. Работа проводится по вопросам учителя. Некоторые из них можно взять из фонохрестоматии к учебнику. Последний звучит так:

-Когда написано произведение? (Написан в конце лета 1945 г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир»).

-Сколько лет прошло? (68, более полувека).

Затем на доске появляется слайд с двумя мнениями из подробного изложения В.Осеевой.



Вот теперь стоит ещё раз попытаться ответить на вопрос, прозвучавший в задании: почему так ответила женщина. Ребята обсуждают варианты ответа.



-В каком произведении затрагивается тема бессердечного отношения к братьям нашим меньшим?

(возвращаемся к произведению, изученному ранее, это Л.Андреев «Кусака»)

-Какой момент является кульминационным в рассказе?

(Учитель выразительно читает последнюю 5 главу «Собака выла».)

-Почему выла собака? О чём заставляет задуматься произведение?

-Какую роль в рассказе играет играет эпизод с Илюшей? (возвращаются к тексту «Юшки»).

Прослушивание аудиозаписи (12 минут со слов «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц»).

Работа над вопросом №2 стр. 123 учебника. Какие чувства вызывает у вас рассказ Платонова и его герои? Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

-Юшку били за его непохожесть на других. Как на Руси называли таких людей?

(Изображения на экране)

В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»2.

 Равнодушие, жестокость по отношению к природе — это прямой путь к бездуховности.

Задание на дом: написать сочинение на тему: «Нужны ли нам сострадание и милосердие сегодня».

В этот же день после уроков дети приходят ко мне на классный час. Я рассказываю об одном февральском дне, поэтому нетрудно предположить, что его темой станет продолжение разговора, начатого ранее, но с заострение на патриотизме, любви к Родине. Это вывод войск из Афганистана и , конечно же, Чеченская война. Работа ведётся по презентациям, но начинается она с разговора о рядовом Евгении Родионове , принявшем мученическую смерть в Чечне за Иисуса Христа. Взятый в плен боевиками, Женя отказался снимать нательный крест, за что и был зверски обезглавлен.Так случилось, что в день страшной смерти - 23 мая 1996 года - Евгению исполнилось ровно 19 лет.



5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проанализировав  опыт работы по духовно нравственному образованию и воспитанию учащихся можно сделать следующие выводы:

    1.Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами, понять его внутренний мир.

    2.Видеть в ребенке равноправную личность

      Наша главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми  и вежливыми.  Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.

          В  результате  проделанной работы  можно  выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются  самыми главными.

          Во-первых, любить детей  такими, какие они есть.

         Во-вторых, уметь понимать детей.

         В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания.

         В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

    Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.











ЛИТЕРАТУРА:

1.   Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

2.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-

М: 1979, т.11, с.345.

3.   Достоевский Ф.М.Дневник писателя.-М.:1989,с.30.

4.   Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192..

5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.

6. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.

7.  Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289.  с.735.

8.  Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.

9.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.

10. Учебник. Русский язык под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой и др.,7 класс – М; «Просвещение», 2009 год

11.Коровина В.Я., Коровин В.И. Учебник, литература 7 класс в 2-ух частях): М., «Просвещение», 2009

12.Сергей Островой «В жизни по-разному можно жить …».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственные ценности: назад к истокам

Автор: Кириллова Вера Ивановна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства