kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой описание проводимой работы на уроках литературы в среднем звене по поддержанию и осмыслению духовно-нравственных понятий школьниками.Именно урок литературы дает возможность привести к ребенка к истине, указать на верные законы жизни.Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности школьника. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, т.к. именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.»





























Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.


Выполнил: учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №7 г. Североморска Мурманской области

Мясникова Оксана Валерьевна















Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но

всех выше должно стоять образование

нравственное.

В.Г.Белинский


В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым  относится процесс духовно-нравственного воспитания…

Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности школьника. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, т.к. именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.

В формировании духовно-нравственного компонента личности современного ребенка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, СМИ, Интернет. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, по моему мнению, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Задача нравственного воспитания:

- формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».

Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.

Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.

Как уже говорилось, в проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей? Кто поможет обрести то, что А.С.Пушкин назвал "самостояньем человека" как залогом "величия его"? Безусловно, учитель - словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры.

Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Литературное образование - это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализации личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Учитель словесности – это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, родному краю, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Помимо основных уроков активно используется внеклассное чтение, способствующее формированию любви к родине и людям, т.е. воспитанию духовности и нравственности.

В этом нам помогает концепция национально-регионального компонента.

  В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в воспитании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на мероприятиях несёт очень большой объём знаний по различной тематике.

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них, считал человек, зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи.

Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования малочисленных народов. Люди поэтому обожествляли природу.

Воспитание чувства уважения к другому народу начинается со знакомства с его традициями, обычаями, культурой. Лучшим источником для этого являются созданные этим народом искусство, и особенно, литература. 

Именно это является  целью использования материала национально-регионального компонента  это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.  

На национальный характер и этническую культуру народов севера оказали влияние природно-климатические условия проживания. Чтобы выжить в экстремальных условиях севера, человек должен был находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Основная идея менталитета народа саамов: «Человек – дитя природы. Природа – дом человека». Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, северный человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили  терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у народов крайнего севера в условиях циркумполярной цивилизации являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности – единения людей.

Духовный опыт народа нашел воплощение в произведениях фольклора. Картина мира, представленная в устном народном творчестве, ориентирует человека в системе ценностей, дает общее направление его стремлениям и жизненным целям.

Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Как указывала В.Н. Телия, оценочный компонент «закодирован» в системе национального языка с помощью существующих в данном социуме критериев оценки…»

В.И. Даль создал непревзойденное произведение – сборник пословиц и поговорок, ставший богатейшим кладезем народной мудрости. Работа с данным источником не только обогащает человека знаниями, но и приобщает к национальным корням.


Региональная литература продолжает традиции, заложенные классикой. Поэт Кольского севера, Михаил Зверев, размышляя о жизни, акцентирует внимание читателей на жизненных приоритетах. Например, уточняя семантику слова «богатство», автор заставляет нас задуматься о мире, о себе, о наших представлениях о жизни: не являемся ли мы пленниками иллюзий, открыты ли мы миру или окружены высоким забором. Поэтические выводы, ставшие афоризмами, легко соотносятся с русскими пословицами. Для М.Зверева приоритетными являются не материальные ценности, а духовные: постоянное стремление к материальному благополучию противопоставляется творческому отношению к жизни, например, красоте звучащего слова: «Прирастает богатство. Созвучия рифм»

А в лирике другого регионального поэта, В.Соловьева, явно прослеживается антитеза любви и богатства, «вечного» и «вещного»: наличие «дохода, еды и дома» не гарантирует полной жизни, если отсутствует любовь. Не случайно название стихотворения звучит как афоризм: «Где нет любви, там жизни нет»

Обратившись к сборнику «Духовная поэзия Севера», можно отметить, что в стихотворениях В. Евграфова, И. Козлова, Н. Колычева,  А. Попова, В. Рябкова, В. Тимофеева, М. Чистоноговой также раскрываются понятия «вечного». В. Евграфов, например, считает, что материальные ценности «не нажить» «без лукавства», «и если где-то богатеет кто-то, То, значит, стал беднее кто-то  жить…».

А Н. Колычев, противопоставляя богатство и бедность, материальное и духовное, преходящее и вечное, заставляет задуматься о милосердии, которое не измеряется деньгами:

Тощий звон ей в ноги падал

Милосердием грошовым.

А глаза искали - взгляда,

А душа просила - Слова!

Милосердие поэт связывает не с «материальной помощью», а со Словом, с духовной поддержкой.

А. Попов тоже размышляет о мире, в котором мы живём, о русских людях, таких талантливых и работоспособных, но почему-то «убогих» и «бездомных»: «Мне горько: на плече твоём сума, В ней хлеб чужой, Что милостыней нажит».

Подводя итог собственной жизни, другой автор, В. Тимофеев, констатируя факт отсутствия материальных благ, обращается к Богу со словами молитвы: «Не отвержи меня от лица Твоего, Сердце чисто созижди во мне».

М. Чистоногова алчных, ущербных отсутствием культуры, духа и веры людей, идущих напролом, ёмко и точно называет «саранчой».

Региональная литература, базируясь на народном восприятии жизненных ценностей, продолжает традиции русской классической литературы, отражая особенности национального мировосприятия.  Однако в литературе Кольского Севера приоткрывается еще один аспект раскрытия проблемы отношения к материальным ценностям. Рисуя свою модель мира, поэты пытаются показать читателю, что  «вечное» и «вещное» существуют бок о бок, находясь в состоянии своеобразного сосуществования. Но материально обеспеченная жизнь не будет полной, если отсутствует духовная составляющая. По мнению региональных поэтов, богатство не должно приобретаться ради тщеславия, гордыни, так как в этом случае оно ведет к гибели души. Человек может довольствоваться малым, иметь лишь необходимое,  если он способен жить, ориентируясь на духовные ценности.

Множество тем, раскрывающих понятие нравственности и духовности прослеживается в саамских произведениях, в частности – в сказках.

Здесь есть и истинная любовь к родному краю, и отношения между родственниками, и любовь, которой не страшны препятствия. В них есть стремление к миру, добру, честности, ценность смелых, сильных и справедливых. В этих сказках – мудрость и опыт предков, их мечты и надежды и красота земли Кольской.

Например, в сказке «Богатый, да скупой – бедный, да щедрый» говорится об отношениях между родными братьями, которых разделило богатство. Только один из них смог по-настоящему проявить свою любовь, не предать своего родного человека (не сказал чакхли имя брата). Но в трудную минуту сила человеческого достоинства позволила не отказаться от возможности помочь брату, уберечь от новых пороков. Это произведение учит умению прощать и помогать в сложной ситуации.

В сказке «Красивая Катерина» показана главная героиня, которая силой увезена с родной земли и очень страдает от этого, скучает по своим родным. Никакие материальные ценности ее не интересуют, важным остается лишь воспоминание о своей семье, о родных местах. Нельзя материальным заменить духовное.

Таким образом, рассмотрев произведения региональной литературы, мы пришли к выводу, что культурные достижения народа - это код, позволяющий понять нравственные приоритеты.  

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

Автор: Мясникова Оксана Валерьевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства