kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы »

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к самореализации.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

формировать представление о духовном мире человека;

осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;

научить ребят грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

развивать потребность в чтении, в книге.

Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания ребят. Причем происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учеников.

Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития ребят. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это естественный энергоинформационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ребята овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.

Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок – диалог, урок-исследование, урок- творческая мастерская, урок – семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия, театрализованный урок. Ежедневно наблюдая за ребятами, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д..

Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Уроки литературы всегда были основой нравственного воспитания школьников. Но современное общество предъявляет учителю литературы новые требования: на повестке дня – духовно-нравственное воспитание учащихся. Как его осуществить? Ответ нахожу на страницах русской классики:

Не плоть, а дух растлился в наши дни.

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры, но о ней не просит…

Не скажет ввек с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»


Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе как средоточению гармонии и гуманизма обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.

Традиционная культура России сыграла исключительную роль в формировании основ нашей нравственности и духовности. По мнению И.Я. Лернера, культура должна стать единственным источником содержания образования. Русская школа как элемент современного образовательного пространства соответствует жизни русского народа и является частью мирового культурного пространства.
С нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Все они приобретают характер сквозных тем.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям – насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом от учителя-словесника.
Чтение – своеобразный диалог между читателем и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Цель моих уроков – воспитание умного читателя, чуткого к мысли писателя, к его слову. Сделать увлекательным чтение каждого произведения, дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие – таковы задачи, которые ставлю перед собой.
Изучая сложный для восприятия подростков роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», один из уроков назвала «Тема страдания и покаяния в романе. «Правда» Сони Мармеладовой.» Цель его –показать, в чем видит писатель спасение души человеческой, вскрыть глубину трагедии героев, «расширить» понятие «идеи» Раскольникова; раскрыть понятие «страдания» и « сострадания» с православной точки зрения.
Эпиграфом к уроку взяла слова Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». На уроке используется материал книги «Вера в горниле сомнений и страстей» (М.,2003)М.М.Дунаева, профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия, доктора филологических наук.
Во вступительном слове, обращенном к ребятам, отмечаю, что кульминация идеи Раскольникова достигается в 4 главе 4 части романа, когда герои встречаются вновь. Герой, оказавшись в комнате Сони, еще более бедной, чем его каморка, вновь переживает боль, нищету, унижение, страдание. Просмотр фрагмента художественного фильма «Преступление и наказание» (эпизод чтения Соней Евангелия о воскресении Лазаря) помогает ученикам понять эту мысль.

Беседуем с учениками по этому эпизоду. Над книгой склонились блудниц и убийца. У каждого своя правда. Каждый по-своему слышит эту притчу. Вне веры невозможно постижение смысла евангельского события. Вне веры невозможно воскрешение.
Раскольников обращает внимание на слова Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет». Воскрешение Лазаря есть великое чудо, совершенное Спасителем в его земной жизни. Уточняем с учениками, в какой момент приходит Раскольников к Соне. Он требует прочесть ему Евангелие в решающий для себя момент покаяния, желая объявить о своем преступлении и принять внешнее наказание по закону. И снова возникает вопрос, заставляющий ребят задуматься: «Случайно ли Соня читает именно этот отрывок?»
Ребята соотносят Раскольникова с Лазарем. Находим слова Разумихина, на которые мало кто обратил внимание: «Это ты , брат, хорошо сделал, что очнулся, - говорит ему Разумихин. – Четвертый день едва ешь и пьешь»
Перед нами Раскольников, жаждущий воскрешения и отчаявшийся в надежде на него, жаждущий веры и не могущий ее обрести. Он чувствует себя одиноким. Анализируя диалоги героев, ребята обращают внимание на детали, которые оставались незамеченными.
Далее звучит еще одна цитата из романа. Во время встречи с матерью и сестрой Раскольников признается: «Это я теперь точно на том свете… и так давно. Вот и вас …точно из-за тысячи верст на вас смотрю». Сразу возникает вопрос: что сделала теория с героем?
В словаре В.И.Даля слово «наказание» толкуется как наказ, наставление, поучение, наука. Перед ребятами ставится задача соотнести наказание и судьбы героев.
Размышляя над понятием «гордыня», ребята осознают, почему гордыня – самый страшный грех. Рассуждая на эту тему, осознают и трагедию героя. И тогда убийство оказывается уже не преступлением, а наказанием, следствием некоего иного преступления, совершенного уже прежде того. Прежде убийства герой переступил черту – Раскольников совершил убийство в сердце своем. И это лишает героя воли и обрекает на страдание.
«Совесть без Бога может заблудиться до самого безнравственного,- этот закон души, выведенный Достоевским, важен для ребят.
Священную книгу читают блудница и убийца. Что ждут герои? Какого ответа из притчи о воскрешении Лазаря? Блудница и убийца…
Бесовская воля заставляет действовать по своим правилам: и вот обрушивается топор на кроткую Лизавету и ее неродившегося младенца, убитых уже не по расчетам совести, а из звериного страха.
Вновь обращаемся к названию романа: наказание Раскольникова – это научение, наставление, это проповедь Достоевского против убийства человека в человеке. Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что чуда нет и Бога не будет. Путь страданий героя – это путь его к Богу. Он труден, кажется невозможным. Но человек все равно делает по нему мучительные шаги, не осознавая их мучительного спасения. «Лазарь воскрес…и он знал это, чуствовал всем существом своим…».
Раскольников едва ли не сразу ощутил свою неразрывность с Соней – и в грехе, и в жажде очищения. Задаю ребятам вопрос: « В чем правда Сони Мармеладовой?»
Сопоставление двух « правд» - Раскольникова и Сони – заставляет задуматься над актуальными сегодня вопросами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение и сострадание)? В чем нравственная норма поведения в обществе? Чем руководствоваться в жизни – разумом или верой? Насколько влияет на человека, его судьбу среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение?
Такие вопросы не могут оставить равнодушными ребят.
Дома они размышляют над вопросом: «В чем прав и в чем не прав Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сони Мармеладовой». Сочинения ребят свидетельствуют об их заинтересованном, глубоком прочтении книги.
На уроке обращаемся к эпиграфу: «Красота спасет мир». О какой красоте говорит Достоевский? Прошу привести синонимы слова «красота», примеры из произведений Достоевского. На этом занятии прозвучали отрывки из писем ребят к героям романов. Один из эпизодов урока – обмен мнениями по вопросу, нужен ли Достоевский сегодня.

Современный учитель словесности работает в условиях такого сокрушительного духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда наблюдался. Все, что наработано веками подвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе «великий и могучий» русский язык.
В руках у учителя литературы – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве. Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас – ограда от зла, тьмы, нищеты душевной и духовной.
Смысл образования не только в получении знаний. Кто нам нужен « на выходе»? Многогранная личность, культурный интеллигентный человек или узкий специалист, отбросивший все «культурные химеры». Нацеленность на подготовку узких специалистов привела к духовному кризису общества.
Образование – длительный этап в жизни человека. В эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне школы – дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления – это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Автор: Бахарева Юлия Владимировна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства