kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное развитие школьников средствами литературного краеведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стандартах основного образования одной из целей преподавания литературы определена следующая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Таким образом, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и воспитание патриота – одна из основных задач учителя – словесника.

Литературное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие школьников средствами литературного краеведения. »

Духовно-нравственное развитие школьников средствами литературного краеведения.

Полунина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нижнегридинская СОШ», Большесолдатского района,

Курской области



Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.[1,с.5] В стандартах основного образования одной из целей преподавания литературы определена следующая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Таким образом, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и воспитание патриота – одна из основных задач учителя – словесника.

Литературное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Ведь не зря авторы Концепции отмечают, что второй после семьи ступенью в духовно – нравственном развитии и воспитании гражданина России является «основное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики»/ [1, с.16-17]

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить литературное краеведение. Под общепринятым термином «литературное краеведение»подразумевается знакомство с литературной историей и современной литературной жизнью региона, включая устное народное творчество [2, с.101].

В программе под редакцией В.Я. Коровиной не предусмотрен краеведческий материал, не запланированы отдельные часы на изучение литературы родного края. Именно поэтому, каждый учитель при планировании включает произведения писателей – земляков. В нашем случае программа В.Я. Коровиной предполагает изучение замечательного памятника русской старины «Слово о полку Игореве», который находит особый отклик в сердцах курян, потому что многое в нем связано с нашими местами, и изучение одного писателя Курского края – Е.И. Носова и его произведений: «Кукла» и «Живое пламя» в 7 классе. Но есть еще много интересной и достойной для изучения литературы, способной незаметно, исподволь влиять на умы и души учеников, прививая им любовь к родному краю, развивая их духовно и нравственно. Количество часов с использованием материалов краеведения зависит от условий и возможностей каждого класса. , мотивации в изучении отдельных авторов и произведений.

Работая с учащимися, историю родного края я всегда связываю с историей русского народа и стараюсь приводить наиболее яркие, запоминающиеся факты. Но краеведческий материал никогда не дожжен доминировать над программным материалом. Краеведческий материал должен помогать учащимся более глубоко усвоить содержание урока. Для примера приведу ряд тем, где косвенно касаюсь краеведческих материалов.

Например, при изучении творчества И.С. Тургенева в 5 классе рассказываю учащимся, что великий писатель довольно часто посещал наш курский край, охотясь в имении своей матери в селе Семеновка Щигровского уезда. Материал для рассказа «Муму» автор взял из жизни крепостных его матери. Известно, что увидев в одном из своих поместий пашущего великана – крестьянина, оказавшегося немым, Варвара Петровна приказала взять его в дворню и назначила дворником.

При изучении творчества А.П. Чехова в 6 классе не лишним будет сказать детям, что Антон Павлович неоднократно посещал Курск и характеризовал его буквально несколькими словами: «Езжайте в Курск…говорят уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы…Хе – хе – хе. Небось скука в этом Курске.»

В старших классах при изучении творчества А.М. Горького привлекаю мемуарный материал, автобиографические сведения писателя, его воспоминания о пребывании в Курске, в котором он был трижды – в 1891, в 1905 и в 1928 годах. Представление Горького о дореволюционном Курске сложилось весьма определенное. Это «город обывателей, но все они такие сонные, ленивенькие, как будто все дворяне, это гнездилище рыцарей – зубров». Но совсем другое впечатление создалось у Горького во время посещения города Курска в 1928 году. О своем пребывании спустя полгода А.М. Горький писал в очерках. В данном случае можно дать задание учащимся найти ответ на вопрос: как изменилось отношение Горького к городу после последнего приезда в Курск?

Для старшеклассников будет интересным материал о посещении города В.В. Маяковским. В этом нам помогут воспоминания современников поэта, которые присутствовали на вечере, где Маяковский читал свои произведения.

А разве не может заинтересовать школьников рассказ о великой дружбе Т.Г. Шевченко с курским актером М.С. Щепкиным? В знак большой любви и уважения к великому актеру Т.Г. Шевченко нарисовал портрет М.С.Щепкина. И судьбы у этих людей были похожи.

Работая над темами, которые даются в школьной программе 5-11 классов, я пытаюсь найти такие, которые можно связать с Курским краем. Трудность заключается в нехватке времени. Поэтому в данном случае использование современных педагогических технологий весьма целесообразно. В своей деятельности я отдаю предпочтение исследовательским проектам с использованием ИКТ. Работая над проектом, учащиеся приобретают опыт самостоятельных действий, учатся ставить перед собой цель, определять способы ее достижения, прогнозировать результат и действовать по самостоятельно намеченной программе.

Приведу пример. Малокомплектная сельская школа. Вокруг нет музеев, картинных галерей и других культурных объектов. Но в наших силах создать свой виртуальный литературный музей. Вот поле деятельности для исследовательской работы.

Тема проекта «Курский край на литературной карте страны».

Была выявлена социальная проблема с помощью анкетирования:

Основополагающий вопрос: «Есть ли необходимость в литературном краеведении?»

Проблемный вопрос: «Поможет ли литературное краеведение лучше узнать историю родного края?»

Учебный вопрос: Назовите писателей и поэтов, наиболее полно отражающих историю и традиции родного края».

В результате была поставлена цель: сбор информации о развитии литературы в Курской области и оформление материалов для доступного использования их на уроках и во внеурочное время

Задачи проекта:

  1. Вовлечение обучающихся в изучение и сохранение литературного наследия Курска и Курской области

2.Приобщение к литературным ценностям Курска всех заинтересованных обучающихся.

3. Создание условий для повышения интеллектуального уровня обучающихся, формирование навыков исследовательской работы.

4. Воспитание уважения к традициям истории родного края.

Следующее действие – создание команды.

●Критик..

●Оппонент.

●Хранитель времени.

●Ответственный за информационное сопровождение проекта.

Проект предполагает

  1. Сбор информации о развитии литературы в Курской области по следующим направлениям:

«Персоналия» (выдающиеся литераторы, чья жизнь была тем или иным образом связана с Курским краем;

«Топонимика» (улицы, учреждения, названные в честь литераторов; дома, памятники, памятные доски и т.д.);

«Современная литературная среда края»

( литературные события, периодические издания, книжные магазины Курска)

  1. Оформление материалов для доступного использования на уроках и во внеурочное время.

  2. Виртуальные экскурсии по литературным местам Курского края.

Формы работы

● Информационно- книжные выставки

●Мини-справочник «Литературный Курск»

● Краеведческие часы

● Конкурс стихотворений о Курском крае

● Заочная игра-путешествие по литературным памятникам Курска и Курской области

● Элективный курс «Литературное краеведение»

● Создание мультимедийных проектов

● Экскурсии по литературным местам Курского края.

Методы

● широкое использование

местного материала на всех этапах

обучения и воспитания при изучении

различных предметов

● Синтез «близкого» и «далекого», родины

«малой» и родины «большой»

Задания обучающимся

1. Самоопределиться в выборе темы работы по данному направлению .

2. Разработать свой мини проект.

3. Составить список литературы по

данному направлению

Конечный результат проекта

Создание виртуального литературного музея с открытым доступом собранного материала для учителей и обучающихся.

На мой взгляд, краеведческая работа на уроках литературы и внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: внедрению растущего человека Великий ученый, педагог К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Еще Ушинский говорил о необходимости включать местный материал в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности» [4. c. 268]


Список литературы


1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: «Просвещение», 2013

2. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. М., 2000. -№ 9

3. Голубков С. А. Литературное краеведение в школе / С. А. Голубков. Куйбышев, 1981.

4. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений в 11 т. М.-Л., 1948-1952. Т. 2.








4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Духовно-нравственное развитие школьников средствами литературного краеведения.

Автор: Полунина Елена Николаевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства