Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Диалогическое обучение» на уроке казахского языка и литературы»
Доклад на тему «Диалогическое обучение»
на уроке казахского языка и литературы
Диалог занимает центральное место на уроке. Так и на моем предмете важную роль играет – диалог. Диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результата в обучении.
Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учителя в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Я с ним согласна полностью. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, в роли которых могут быть одноклассники или учителя. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты (Руководство для учителя стр.145). И я на уроках тоже использую эти три типа беседы: исследовательские (Ученики задают друг другу вопросы), кумулятивные (Беседа используется для обмена знаниями, но ученики терпимы по отношению к идеям других), беседа – дебаты (Атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество). Например: «Ученик-ученик» - я могу применить в начале урока при организационном моменте, а также в середине, в конце урока, то есть прослеживается в течение урока. В течение урока при изучении нового материала применялись эти диалоги и элементы технологии критического мышления, саморегуляции. Учащиеся могут устно и письменно составлять диалог, поэтому дети самостоятельно при помощи учебника внутри группы составляли вопросы по новой теме, обсуждая материал, осуществляя познавательный процесс, высказывали свое мнение, обменивались полученными информациями. Помогали друг - другу в ходе беседы, где происходил у них обмен знаниями. Что мы знаем о Родине? Чем богата наша страна? Какое наше государство? Затем каждая группа выбрав конкретные вопросы задавала другим группам вопросы и у них еще больше повысилась мотивация к познавательной и мыслительной деятельности, где беседа использовалась для обмена знаниями, но при этом все должны были быть терпимы по отношению к друг другу и идеям других. Ведь задача педагога на уроке – научить детей общаться, создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Цель беседы не только проверка знаний, а помощь учащимся глубоко усвоить изученный материал, дать возможность школьникам высказать свое мнение и обосновать его. На основании всего я сделала вывод, что данный метод можно применять, но все зависит от сложности темы. При составлении схемы проходил обмен мыслями, которые были достигнуты через диалог с учениками. Какие традиции и обычаи вы знаете? (дети перечисляли) Однако ученики могли вести его между собой в процессе совместного исследования во время составлении презентации по теме: «Земля отцов». А также они на основании беседы составляли схемы по теме: «Традиции и обычаи», задавая друг другу вопросы при этом слушая мнения товарищей, согласовывая ответы. А также коллажей по теме итого урока: «Мой Казахстан». На последующих уроках при использовании этого модуля учениками был получен положительный настрой - это позволило мне добиться заинтересованности и активности на уроках, они старались точно давать ответы на заданные вопросы. Так же смогли прийти к единому мнению и сделать выводы. Во время обсуждения работ дети слушали друг друга, учитывая мнения себя и других, а также они свободно задавали друг другу вопросы. Если вопрос был не понятен, то они по другому могли сформулировать его или же я могла им прийти на помощь, т.е. помочь с другой стороны подойти к вопросу или к ответу, или же переформулировав его. Я с интересом всегда наблюдаю за детьми, когда они бурно обсуждают изучаемый материал прослеживаю за их развитием языка, т. к. на моем предмете это столь важно. На уроке составляют вопросы, обмениваются мнениями, а так же придерживаются мнениями одноклассников, выполняя задания, анализируя приходят к общему мнению, т.е. во время работы в парах повысилась мотивация и познавательная активность учащихся. Работая в парах учащиеся лучше вступают в контакт, раскрываются, чувствуют себя увереннее задавая вопросы и не боятся ответить не правильно. А так же активно участвуют, высказывают свое мнение, приводят примеры, как например: по теме «Традиции и обычаи казахского народа» дети задавали вопросы друг - другу » Какие вы знаете традиции и обычаи? Не только казахского народа, но и традиции русского народа? А каких других народов вы знаете традиции или обычаи? Были приведены различные примеры.
Делая вывод можно сказать, что дети работают в парах с интересом, при этом слушая друг друга. Далее для закрепления этого материала происходит диалог между учителем и учениками. Я предложила вопросы на разноуровневые вопросы, т.к. у некоторых слабых учащихся как Света, Ира, Дима очень плохой запас словарный, поэтому им трудно было анализировать свои ответы. На неверный ответ приходилось приводить примеры или упростить вопросы. Дети давали порой не полный и не точный ответ. И в дальнейшем я подключала других детей (лидеры), чтобы они дополнили или откорректировали вопросы или же ответы. В ходе диалогического обучения развивается также критическое мышление, т. к. дети анализируют свои ответы, делают выводы. В ходе диалога »ученик- класс», они также приводили примеры, бурно обсуждали и высказывали свое мнение, также оценивали свои творческие способности. В итоговом уроке еще раз можно увидеть, что беседа у детей повышает интерес, при этом дети размышляли, анализировали, делились мнениями, рассуждали, приводили свои примеры например: при приготовление рецепта о национальных блюдах. Дети друг другу задавали вопросы, в зависимости от возрастных особенностей, а также от уровня успеваемости, но при этом у учащихся 5 класса получалось плохо это в зависимости от запаса словарного и боязни ошибиться, чем у старшеклассников. И мне приходилось переформулировать вопрос и задать им: «Кто-нибудь может помочь?» или «Приведите пример?» (при этом выслушать всех отвечающих)
Делая вывод: мы можем сказать о том, что язык является основным инструментом общения. Для того чтобы в будущем строить диалог с учениками нужно правильно и четко выстраивать вопросы, также каждое задание должно быть продуманным и иметь цель. Нужно уметь выслушать мнение учащихся и не перебивать при этом его. Вопросы должны быть составлены по таксономии Блума с учетом возрастных особенностей.
В заключение необходимо отметить: для того, чтобы выявить знания и незнания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки учителя и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. (Руководство для учителя стр.148)