Доклад «Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса»
Доклад «Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса»
Одной из основополагающих компетентностей в современной системе образования признается читательская компетентность.
Читательская компетентность - в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Литературный кружок как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Обоскаловой Валерии студентка 4 «Б» группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2016 год
Общеизвестно, что целью образования в современной школе признается развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно – ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
1. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
2.Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.
Достижение этой цели согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) должно осуществляться через формирование определенных компетентностей.
Одной из основополагающих компетентностей в современной системе образования признается читательская компетентность.
Читательская компетентность - в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
От ее развития зависит успешность овладения школьниками знаниями, умениями, навыками не только по предмету Литературное чтение, но и по остальным учебным дисциплинам, поскольку освоение большинства учебных предметов детерминированно процессом чтения.
Однако, несмотря на наметившиеся в последнее время изменения в системе начального общего образования, формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание. Цели в этой области зачастую сужены до технических навыков работы с текстом.
Кроме того, бурное развитие инновационных технологий, электронных СМИ и индустрии развлечений усугубляют наметившийся кризис читательской культуры, выраженный в уменьшении доли читающих школьников.
Социологи говорят о нынешней России как социуме телезрителей, а не читателей, объединенных в их воображении именно тем, что они – только зрители. Телепрограммы сегодня не просто много смотрят – телевидение, а не чтение, формирует в 21 веке картину мира, отношение к себе и другим людям. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. В 2006 году в России была разработана Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения.
В.В.Путин, выступая на съезде Российского книжного союза, сказал: Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт», и поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. Евгений Кузьмин, Президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, Вицепрезидент РБА, Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в одной из своих статей написал о том, что «… если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь!»
Целесообразно обратить внимание и на то, что современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями, способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
С теоретической точки зрения проблема формирования и развития читательской компетентности, в том числе у младших школьников, исследована достаточно широко. Ее разработкой занимались такие отечественные исследователи, как Т.А Алпатова, О.Н. Беленькая, М.П. Воюшина, И.А. Зим-няя, Л.В. Карабатова, С.Г. Клюева, Т.С. Пиче-Оол, И.П. Пшеничных, С.Б. Серякова и другие.
Но, с точки зрения учителей начальных классов, методистов (анализ сайтов, публикаций в журналах) на практике ее реализация крайне затруднена.
Таким образом, развитие читательской компетентности одна из наиболее актуальных проблем развития современного общества. Особенно важно формировать читательскую компетентность в начальной школе, так как младший школьный возраст - сенситивный период для формирования основ читательской самостоятельности - ключевого аспекта читательской компетентности.
Список литературы:
Сосновская О.В. - Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
Степанова Л. - Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современном пространстве. //Библиотечное дело.-2003.-№ 11.
Федеральный государственный образовательный стандарт на-чального общего образования – М.: Просвещение, 2010
ходящей в УМК «Школа России» 2014.
Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. - Хорошо ли чи-тают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
Чиндилова, О.В. - Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чинди-лова // Начальная школа : плюс – минус. – 2001. – № 5. – С. 61.