Просмотр содержимого документа
«Доклад "Личностно-ориентированные технологии, направленные на создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся".»
Доклад:
« Личностно – ориентированные технологии, направленные на создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся»
Докладчик:
Датская Т. А.
/совещание при директоре /
2014г., сентябрь.
Часть I.
Личностно – ориентированные технологии, применяемые в коррекционных школах.
Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Цель личностно-ориентированногоурока – создание условий для познавательной активности учеников. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:
1) использование субъектного опыта ребенка;
2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,
способствующее пониманию и введению нового знания;
3) вариативность заданий, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;
5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;
6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).
Данные принцыпы осуществляем с помощью системы работы, предусматривающей сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Изучая материал по данному вопросу, мы поняли что суть личностно – ориентированных технологий – совокупность различных технологий, адаптированных на развитие личности. Применение личностно – ориентированных технологий и их адаптация к школам VIII вида мы разрабатывали на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой; на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.
Итак, первое, о чём хотим сказать – о модели развивающего образования, получившая распространение в последние годы. В ней отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.
Примером могут служить задания на изучение нового – «дополни определение», которое следует после выполнения упражнения, которое даёт возможность вставить в определение нужные термины.
Второе - личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Целевые ориентации данной технологии:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Особенности содержания и методики.
На практике педагогику сотрудничества часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даём дифференцированные. Богатые возможности групповой работы используем чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 9 классе по теме «Наречие», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.
На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.
В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Часто используем работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
Третье - новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова,
Е.Н. Ильина.
Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.
Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики, применимые к школам VIII вида:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
Четвёртое - в своей практике так же мы используем элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
1.Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
2.Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Часть II.
Организация личностно – ориентированного урока русского языка и чтения.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст. Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность
- думать свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно;
- анализировать тексты;
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 9 классах повышают результативность освоения именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь.Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.
Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.
Стараемся уделять внимание контролю и самоконтролю.
Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания простого типа. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках русского языка и чтения является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Начинаем вести ее заранее. После того как обучающиеся с ОВЗ познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», приобщаем к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто используем различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
Постепенно темы сочинений становятся разнообразнее.
И тут много времени приходится уделять индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют заинтересованность к творчеству. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.
Таким образом, мы пришли к выводу, что успешное написание изложения или сочинения невозможно без словарной работы на уроках русского языка. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Умение пользоваться толковым словаремимеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания, в большей степени адаптироваться к современной жизни. Ведь словарный запас детей с ОВЗ беден, а жизнь вносит коррективы в язык, и словари являются и будут являться источником информации для ребят.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Это ориентирует личность ребёнка на стремлениеусваивать знания, т.к. « учиться - в жизни пригодится».
В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения слов, особенно переносное. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.
Подобные упражнения в будущем помогут общению в новом социуме: в училище, на работе, в новой компании друзей и т. д.
Вот некоторые из них:
1.Логические упражнения на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:
Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова
являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;
Из списка слов выберете слова, с которыми употребляется
слово холодный. Запишите словосочетания:
человек, песок, путешествие, тон, класс.
Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно
это слово?
Докажите, что слово крепкий многозначное.
Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.
2.Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.
Объясните значение выражений путем подбора
а) подходящих по смыслу слов
крепкий человек
крепкие нервы
крепко поссорились
б) способом разъясняющего толкования
свежий хлеб
свежее утро
свежая газета
в) слово глубокий имеет значение:
- находящийся на значительной глубине от поверхности
- очень сильный, достигший значительной степени.
Составьте по два словосочетания с этим прилагательным
в каждом из значений.
Найдите в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина
прилагательное глубокий (в отрывке, где королевич
Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру).
В каком значении оно употреблено?
Закончите словарную статью о глаголе жить, составив
для примера свои предложения на каждое из значений слова.
Жить: 1) существовать, быть живым
2) вести тот или иной образ жизни
3) поддерживать свое существование
4) проживать где-либо
В каком из значений употреблено слово жить
в следующих предложениях:
1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.
2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.
3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме
с белыми колоннами.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии позволят:
Повысить мотивированность обучающихся с ОВЗ к обучению;
Повысить их познавательную активность;
Построить учебный процесс с учётом личностной компоненты;
Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
Создать условия для систематического контроля (рефлексиия0 усвоения знаний обучающимися;
Вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
Отследить динамику развития обучающихся;
Учесть уровень обученности и обучаемости практически каждоо ученика.
Личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, помогающими им найти своё место в жизни.
Рекомендации:
Учитывать индивидуальные особенности не группы обучающихся, обладающих примерно сходными особенностями, а каждого отдельного ученика;
Учитывать не только общие умственные способности , но и личностные качества обучающихся;
Учитывать свойства или состояния обучающегося и в том случае, если именно это важно для данного ученика (толерантность в какой-либо области, расстройство здоровья);
Индивидуализацию реализовывать не эпизодически или в каком-либо виде учебной работы, а во всём объёме учебной деятельности.