kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высшей ценностью на уроке является человек.Нравственное развитие его личности - это высшая цель.В данной разработке представлен опыт духовного развития каждого ученика. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"»

Доклад на педсовете


по теме


«Духовно-нравственное воспитание

учащихся на уроках литературы»


В.М. Лукьяненко


ГБОУ СОШ № 881


Москва 2013 год

















Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность – это самосознание, напряжённый процесс «делания» собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.» Через родное слово,- отмечал К.Д.Ушинский, .-отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных носителей национальной культуры. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература.

Её уроки жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нём, о себе. Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника,- открывать школьникам мир. А мир – это семья и отчий дом, друзья и «братья наши меньшие», след человека на земле. В этом открытии мира и заключается основное содержание моих уроков литературы.


На первом уроке литературы в 5 классе ( тема: «книга- великое чудо из всех чудес») мы с ребятами задумываемся над тем, для чего нужны уроки литературы, что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором.


Знакомясь с миром сказок, впервые встречаем понятие «душа». Что это такое? Читаю пятиклассникам стихотворение Н.Рубцова «Доволен я буквально всем!», где есть такие строки:

Я так люблю осенний лес.

Над ним- сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист

Иль в дождевой весёлый свист,

Но , превратившись возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: Я был в лесу листом!

Сказать: Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: Я чист душою!



Что же такое душа?


Детям трудно ответить!


Приступаю к анализу «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А Пушкина. Дети видят , что злая царица «Всех румяней и белее», что она красива, но у неё злая, чёрная душа. Дети понимают, если человек откликается на чужую боль, его сердце чуткое и отзывчивое, то он по- настоящему красив. Вот такой удивительной силой обладает душевная красота! Так с первых уроков литературы у моих учеников начинает формироваться понятие «духовный мир человека».


Изучая сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», дети осознают понятия: храбрость, мужество, чувство долга, любовь к Родине.


При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов, убеждаются в том, что у разных народов одни и те же нравственные ценности: мир, преданность, честность. Дружба, труд, родина.


Даю детям творческое домашнее задание: написать сочинение по пословице:

-Человек без родины- соловей без песни.

-Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

- Друг познаётся в беде

-Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.


После усвоения новых понятий, новой лексики предлагаю детям написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть такие:

-О доброте

-Что я ценю больше всего в человеке

-О милосердии

-О дружбе

-О честности


Опыт небольших творческих работ нужен детям, вних проявляется личностное отношение детей к окружающему миру, к нравственным понятиям.


Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева2 показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью и эгоизмом. Ребята узнают, что Андерсен был очень некрасив, переживал. И здесь я с ребятами говорю о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты человека.


В 6 классе в центре внимания литературы становится человек и его отношения с окружающим миром. Здесь раскрываются духовно- нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, природой .раздел «Устное народное творчество» представлен былинами, в которых воплощается мечта народа о защитнике Русской Земли.Странники наставляют Илью Муромца:» не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина!» Не сотвори зла! Не помысли злом! И родитель даёт ему благословение на добрые дела. На худые дела благословения нет! Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси.

«Повесть временных лет» знакомит с бытом, нравами и обычаями Древней Руси, приобщает к духовному миру древнерусского человека.

В 7 классе дети знакомятся с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. «Песня про купца Калашникова..» - честь выступает против бесчестия, произвола и деспотизма.

Важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению:

-ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

-лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.


«Домострой» 16 век- основное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, как строить свой внутренний храм и семейный дом. Достаточно перечислить названия глав:

-похвала жёнам

-как детей растить

-как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём.


С 8 класса начинается на историко- литературной основе. Особое место занимает житийный жанр. «Житие преподобного Сергия Радонежского», подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл пример современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, скромности и трудолюбия. Это ли не пример для современных подростков?


Повесть Пушкина «Капитанская дочка» утверждает идеалы гуманности, чести и долга. Главная задача при изучении этого произведения- заставить молодое поколение задуматься об истинных человеческих ценностях: верность данному слову, бескорыстие в любви, желание творить добро, чувство чести и достоинства.


В 9-10 классах мы изучаем своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений:

Патриотизм в «Слове о полку Игореве», осуждение гордыни; «Недоросль» Фонвизина- идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине; Достоевский- проблемы личной ответственности человека за судьбы мира; Л. Толстой -поиски смысла жизни. Эти произведения

Играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие вопросы



В 11 классе в литературе нашли отражения

все стороны русского национального характера. Горький, Маяковский, Твардовский, Шолохов .-героико- патриотическое начало русского человека. Распутин, Солженицын, Шмелёв-несут большой нравственный заряд, учат верить в победу добра и разума, жить по человеческим законам.


В своей работе я использую разные формы учебных и внеклассных занятий:

-лекции, семинары, практикумы., заочное путешествие, конкурс презентаций, соревнование, театрализованная иллюстрация, ролевые игры, инсценирование, конкурс на лучшего исполнителя, творческие лаборатории , творческие задания , дискуссии (10-11 классы), викторины, олимпиады, выступление на конференции, читательские конференции

Например, в 11 класс провела читательские конференции на темы:

-война в повестях В.Быкова;

«Прощание с Матёрой» В Распутина

Урок- размышление «Сердце русской поэзии» по лирике Есенина;

-конкурсы сочинений

Всегда стараюсь связать темы классных и внеклассных занятий:

-Урок –концерт «Песни огненных лет», посвящённый теме Вов;

Открытый урок, посвящённый С.В.Михалкову»В гостях у С Михалкова»

Пишу сценарии литературных вечеров, например «Поле Бородина», посвящённый 200- летию Бородинского сражения;

Разработала конспект урока в 10 классе «Перед ликом священной природы», посвященного отношению человека к природе.


Приоритетной в моей работе являетя культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей и высокой гуманитарной культуры, нравственных чувств, нравственного облика, нравственных позиций, нравственного поведения


Велика роль русской литературы в духовно- нравственном становлении человека. Русская литература всегда носила нравственно- православный идеал. Русская литература всегда была совестью народа

У писателя Азарова есть замечательные слова: « Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет»


Этим светом является наша русская литература, национальная культура, её духовные истоки.



Зажигаю на уроке огонёк,

Чтобы верой и любовью он зажёг


Души юные и юные мечты,


Чтобы жить им по законам доброты



В.М.Лукьяненко


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Автор: Лукьяненко Вера Мефодиевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362768


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства