kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по литературе на тему: "Апокриф о распятом разбойнике в художественной системе романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад может послужить материалом для реферата. он включает в себя рассмотрение поведение героя романа Достоевского "Преступление и наказание" с религиозной стороны. Здесь Родион Раскольников выступает не как земной грешник, а как грешник библейский. Его поступок приравнивается к поступку известных библейских грешников.Работа основана на статье Т.Б.Истоминой. Всем известно, что сам автор был глубоко верующим человеком, этот вопрос проскальзывает во многих его романах, но особой характеристикой обладает именно раскольников, который, как Иуда библейский, продался за материальные нужды "темным силам". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по литературе на тему: "Апокриф о распятом разбойнике в художественной системе романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""»

I. Введение


Тема реферата – «Апокриф о распятом разбойнике в художественной системе романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - основывается на анализе статьи Т.Б.Истоминой. Религиозные предпосылки романа наблюдаются буквально с фразы «Православное воззрение в чем есть Православие», написанное с заглавной буквы на одной из страниц черновиков, относящихся к третьей редакции «Преступления и наказания».

Цель реферата – установить религиозные мотивы в романе на примере «распятого разбойника», соотнести «грешника» Раскольникова с библейскими грешниками.

«Без покаяния нет пути к спасению» - основная направленность Православия. Основной путь, который пришлось пройти Раскольникову для нового «воскресения».

В работе над рефератом были использованы статьи других писателей, критиков религиозной направленности. Понимание понятия «Апокриф как событие, не вошедшее в книги о Писании, и не нашедшее отражения в Евангелиях», позволяет глубинно подойти к изучению данного материала.

Знание библейских сюжетов о грешниках сопоставляется со знанием художественного сюжета романа.

Символика, речь персонажей, аллюзия образов – рассматриваются как библейские детали при изучении романа, характера героя, его мировоззрения. Все это, по сути, включается в задачу и цель реферата.

«Христианское» изучение статьи, романа в целом, позволяет точно и по праву включить роман Достоевского в традицию христианской литературы, парадигмами которой послужили для писателя четыре Евангелия, Апокалипсис, жития святых, рассказы о паломничествах, а также православная литургика. Активное включение этого разнообразного материала в текст свидетельствует о первостепенной важности идеи «Преступления и наказания».

II. Основная часть


В школьной программе произведение Федора Михайловича Достоевского изучается как философский роман, но мало кто знает, что это произведение – религиозного характера. Основная идея романа – «Православное воззрение в чем есть Православие». Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему, поэтому преступление Родиона Раскольникова автор оценивает не с юридической, а с нравственной стороны.

Роман «Преступление и наказание» - первый роман из гениального пятикнижия Достоевского – является одновременно и первой главой так и не написанного писателем «Жития великого грешника». При детальном изучении романа видна его религиозная направленность. По сути, «Преступление и наказание» - апокрифическое сказание о распятом разбойнике. «Разбойник» и есть Раскольников. Не случайно первоначально произведение задумывалось в форме исповеди. Осмысление философских истоков бунта личности против извечных духовных заповедей, постижение психологии человека, охваченного изначально преступной идеей и трагически воплотившего ее в жизнь, поиск путей выхода из нравственного тупика через покаяние согрешившего – центральное ядро всего романа. Именно из этого исходит «образ грешника» Раскольникова.

Греховность героя (убийство старухи-процентщицы), с точки зрения Достоевского, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыни, в презрении к людям («тварям дрожащим»), в желании стать «властелином» (сравнение с Наполеоном и Христом), «право имеющим проливать кровь по совести». По Достоевскому, первое главное преступление Раскольников совершил перед Богом, бросив ему вызов, как «вершитель человеческих судеб», второе - убийство старухи-процентщицы и ее сестры – перед людьми, как «земной грех», причем как следствие первого. Очевиден нравственный вывод Достоевского о том, что человек не «вошь», что никто, кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет. Однако достоинство «бессмысленной» старушонки как личности и Божьего творения утверждается в романе особыми художественными средствами. Речь идет о крестиках, которые Алена Ивановна носила на шее. Нательные крестики, материальные символы христианской веры – устанавливают связи высшего порядка между теми персонажами, которые на нижнем уровне восприятия находятся по разные стороны баррикад. В момент убийства старухи, у нее на шее висели: «Сонин» образок, «Лизаветин» медный крест и крестик из кипариса, символически атрибутированный Раскольникову. Последнее наводит на мысль о том, что Раскольников еще должен принять свой крест, надеть его на себя. Неслучайно Достоевский указывает на материал, из которого изготовлен крест «грешника». Кипарис упоминается в популярном апокрифическом сочинении «Заветы двенадцати патриархов» как один из материалов Креста Господня. По свидетельству Г.П.Федотова, кипарисовые крестики традиционно привозились паломниками со Святой Земли. Именно из этого экзотического дерева был изготовлен крест, на котором распяли Христа. Кипарисовый крестик Раскольникова означает не просто страдание героя, а именно Распятие. Однако, сопоставляя «кровавого убийцу» Раскольникова с Самим Христом, Достоевский одновременно использует определенные символические намеки, позволяющие снять с его героя упрек в самозванстве. Так, лейтмотивом последнего свидания с Соней служит евангельская заповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Именно это и делает Раскольников в указанном эпизоде: он приступает к мучительному процессу отвержения своих прежних идей, составлявших основу его мировоззрения; он получает из рук Сони крестик и готовится принять добровольное страдание. Реминистенция из Евангелия в сочетании с символикой креста вводит тему последования Христу; таким образом, и аналогия с Распятием принимает традиционно православный характер.

Раскольников, по сути, отождествляется не со Спасителем, а с другими участниками евангельских событий, - в частности, с разбойниками, распятыми по обе стороны от Иисуса. Г.А.Мейер заявляет по этому поводу: «Ракольников одновременно несет в себе обоих распятых со Христом разбойников, из которых один злословил и издевался над Сыном Божиим, а другой покорился Ему, признав свое крестное страдание заслуженным». В самом деле, всякий, решающий судьбу героя и трудный даже физически, подъем на верхние этажи петербургских домов является личной Голгофой Раскольникова. Роли «грешника» в произведении различны. Приближаясь с топором к дому старухи-«жертвы», Раскольников думает: «Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге». То, что на «Голгофе» произошла только «казнь», без намека на искупление и обетования спасения, является характеристикой нечестивого разбойника, который и на кресте, перед лицом смерти, не отказывается от своего бунта против Бога.

В дальнейшем, образ Раскольникова все больше сближается с архетипом «разбойника благоразумного». Духовный путь бывшего студента, оказывается аналогичным судьбе евангельского персонажа: он также включает в себя злодеяние, страдание, раскаяние и обретение веры. Достоевский делает читателю намек, включая в текст романа знак, указывающий на подобное соответствие. Значительный эпизод в романе – чтение евангельского отрывка о воскресении Лазаря – завершается словами: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги». Называя Раскольникова «убийцей», Достоевский дает его преступлению определенную нравственно-этическую оценку, снимая с него всю сложность и многозначность идейных соображений и обнажая страшную сущность факта. В этом он идет за человеком из народа, мещанином, впервые бросившим слово «убивец!» в лицо Раскольникову. Народная и авторская оценка совершенного героем «деяния» совпадают. Более того, слово «убийца» как бы корректирует возникающий по ассоциации рядом с «блудницей» образ евангельского «разбойника». В народе «разбойником» называли грабителя, убийцу, вообще человека, нарушающего все человеческие нормы поведения. Раскаявшаяся блудница и благоразумный грешник стали наиболее распространенными образами покаянных молитв Православной Церкви; эти евангельские архетипы широко использовались в житиях раскаявшихся и переродившихся грешников.

О соотнесенности судьбы и облика Сони Мармеладовой с евангельской блудницей-святой написано много. В исповеди Мармеладова эта соотнесенность выступает достаточно очевидно. Рисуя свой «страшный суд» и делая его судом любви и милости, герой вкладывает в уста Христа слова, обращенные к Соне: «…я уже простил тебя раз… простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози за то, что возлюбила много». Акцентируя повтором первую фразу, Мармеладов соединяет Соню с евангельской блудницей. Таким образом, евангельская ситуация становится ситуацией романной, кабак преобразуется в церковь, ибо справедливы слова: «Бог там, где пускают». И в этой церкви с «блудницей» Соней оказывается «мытарь» Мармеладов. Именно на примере «блудницы» Сони, в момент ее восторженного прочтения евангельской притчи о воскресении Лазаря, читатели могут наблюдать «воскресение» самого «разбойника» Раскольникова. В Евангелии от Иоанна имеются три детали, ставшие главными в «преступлении» Родиона: это гроб, камень и пелены. Так, Р.Андерсон пишет: «… Раскольников спрячет награбленную добычу под тяжелым камнем в отдаленном петербургском дворе… его душа прячется за камнем вместе с добычей… он хоронит свою душу вместе с золотом и деньгами». Аналог гроба – это «душная» и «тесная» каморка Раскольникова, которая напоминает еще «шкаф или сундук». В этом «гробу», в полной изоляции от мира живых людей, и вызревали губительные идеи Раскольникова. Точны слова Г.Мейера: «Гордыня… постепенно отъединяет его от солнца живых, обволакивает его душу гробным коконом» («гробный кокон» и есть евангельская деталь «погребальных пелен»).

Поэтапность воскресения Лазаря соответствует в романе «постепенному перерождению» героя, о котором говорит Достоевский в эпилоге. Убив старуху, Раскольников убил самого себя; спрятав вещи под камень, похоронил свою душу. Этому «погребению» сопутствует «выход героя из могилы» - явка с повинной. Изоляция Раскольникова продолжается на каторге – «своеобразной Голгофе», где наступает его духовное перерождение, с полным освобождением от теории, сковывающей его сознание. В эпилоге романа особенно явно звучат аллюзии на Воскресение Господне. Именно этот евангельский сюжет, а не воскресение Лазаря, служит «центральной религиозной аллегорией» эпилога. Важно и то, что в эпилоге романа перед Раскольниковым после пережитого им во сне апокалипсиса открывается видение «земного рая»: «… точно не продли еще века Авраама и стад его». По наблюдениям Симонетты Сальвестрони, Достоевский в своих произведениях представляет две формы рая на земле. Один напоминает эпизод из книги Бытия, когда люди еще не познали зла. Второй – «рай духовный», то есть внутреннее состояние, достигнутое путем последовательного очищения или, как подчеркивают Отцы Церкви, через внезапное душевное озарение, когда человек реально ощущает «Богоприсутствие» внутри себя. Сущность этого «духовного рая» - любовь, растущая в ответ на божественную любовь, которую открывает внутри себя человек. Вспомним последний эпизод романа: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам… их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Сердце Раскольникова открылось для любви, а значит, для Бога, ибо «Бог есть любовь». Подобно апокрифическому разбойнику, «внезапно» узревшего Бога рядом с собой, Раскольников «вдруг» ощутил Богоприсутствие внутри себя, поскольку только это ощущение является залогом воскресения в новую жизнь, которую «… надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…».





























III. Заключение


Таким образом, анализ статьи Т.Б.Истоминой помог по-новому взглянуть на изложение Достоевским романа «Преступление и наказание». С религиозной точки зрения показан «земной грех» Раскольникова, душевные преломления героя, его «воскресение». Раскольников бросил вызов Самому Богу, убив старуху, перечеркнув христианскую мораль и библейскую заповедь. Не выдержав мучительные душевные боли, Раскольников явственно осознал, что он оказался по ту сторону баррикад, к которой социально относился, но от которой стремился убежать – сторону «тварей дрожащих». Раскольников является прообразом «распятого грешника», пережившего и «крестное страдание», и «крестное искупление». Передача Евангелия Соней Раскольникову – своеобразный религиозный символ креста, врученный Спасителем покаявшемуся разбойнику, распятому с Ним, служит знаком воскресения в новую жизнь, не только для библейского разбойника, но и для «разбойника достоевского». Апокриф о распятом разбойнике – одна из ключевых тем в романе, для создания символического произведения с универсальным христианским содержанием, «глубинная деталь» в раскрытии в нем вневременных религиозно-нравственных тем.

Божественная любовь (Богоприсутствие внутри себя) и любовь земная (Сонина) помогли герою не тольку избавиться от ненавистной ему «теории сверхчеловека», но и переродиться заново для новой чистой любви, новой жизни. Такое же перерождение пережила и Соня, прежде связанная с Раскольниковым нерасторжимыми узами крестного братства. «Блудницу» тоже посетила Любовь в двух ее ипостасях – земной и небесной. Если небесную любовь она несла в себе с самого начала, то земную (к Раскольникову) познала в тюрьме, навещая «грешника».

С Христовых слов «воскресший мертвый» и «благовенствующая нищая» в эпилоге романа находят выход от погибели и идут по пути «исцеления тела и спасения души».

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гурлова Юлия Александровна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства